Классный час "Способности и профессиональная пригодность"
классный час по психологии (8 класс) по теме
классный час предназначен для учащихся 8 классов для определения способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_proforientacii.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
классный час
«Способности и профессиональная пригодность».
настоящая слава – это когда
ваше имя ценится дороже,
чем ваша работа.
Дэниэл Бурстин
Цель: анализ индивидуальных особенностей психических процессов и их роль в профессиональной деятельности.
О б е с п е ч е н и е: карточки (ИДЛОТСАП, ЛИСТОПАД), картинки по восприятию, задания.
КАТЕГОРИЯ УЧАСТНИКОВ – 8 КЛАССЫ
Ход занятия
Теоретический блок.
У Н. А. Добролюбова есть слова: «Нет неспособных людей, а есть только неуместные». Слово «неуместные» надо понимать здесь в буквальном смысле – не на своем месте.
Простой пример: из двух ребят, осваивающих профессию танцора, быстрее и лучше освоит ее тот, у кого лучше координация движений и чувство ритма. Способности развиваются, но для их развития нужно время и терпение.
Способности бывают общими и специальными. Специальные способности – артистические, литературные, математические, лингвистические, музыкальные, - как правило, врожденные.
Общие – это те способности, которые присущи всем людям, но развиты у каждого в разной степени. Вот основные из них.
Восприятие. Основные характеристики внимания (объём, концентрация, распределение внимания, переключение, рассеянность).
У п р а ж н е н и е «Запомните буквы».
Запомните буквы при быстром предъявлении (первой предъявляется карточка ИДЛОТСАП, а затем ЛИСТОПАД).
Делается вывод о зависимости объёма от логической структурированности, знакомости воспринимаемых объектов и установки, которая даётся вначале.
И г р о в ы е у п р а ж н е н и я: картинки со скрытым сюжетом, двойные изображения.
В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и й:
1) 35686 : 242 и 4563 – 647. Сделайте вычитания одновременно.
2) Напишите полное собственное имя, начиная с последней буквы (Йинегве – Евгений.)
3) Напишите цифры в обратном порядке: 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1, называя их в прямом.
В ы в о д: распределение внимания зависит от субъективных и объективных факторов:
• совместимость выполняемых действий (невозможно выполнить 2 интеллектуальных действия одновременно);
• навык, автоматизация выполняемых действий;
• тренировка в выполнении совмещаемых видов деятельности.
У п р а ж н е н и е. Учащимся предлагается печатный текст. Карандашом они должны вычёркивать буквы (л у ж в), а в это время читать любой другой текст. Попросить пересказать содержание воспринимаемой на слух информации.
О б с у ж д е н и е. Что получилось? Что было трудно? Как оцениваете выполненную работу?
2. Обсуждение 10 правил самоорганизации внимания при усвоении учебного материала.
П р а в и л о 1. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас (визиты товарищей, телефонные звонки и т. п.).
П р а в и л о 2. Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место (разумеется, оно должно быть надлежащим образом оборудовано).
П р а в и л о 3. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, заставьте себя поскорее перестать думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ – предварительный просмотр материала задания, составление плана предстоящей работы.
П р а в и л о 4. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большей степени основывается на знании предыдущих разделов программы). Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий раздел, перелистайте конспект. Если этот материал по какой-то причине вами не изучался, начинайте с ликвидации пробелов.
П р а в и л о 5. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, обратитесь к конспектированию. В силу своей непрерывности этот процесс делает частые и длительные отключения внимания невозможным. Примерно такой же эффект дает чтение вслух. После того как вам удастся сосредоточить на нем устойчивое внимание, можно вернуться к чтению про себя.
П р а в и л о 6. Читайте новый материал так, чтобы он глубоко осмысливался. Но при этом помните, что чересчур замедленный темп способствует частому отключению внимания.
П р а в и л о 7. Старайтесь чередовать чтение с пересказыванием, решением задач, придумыванием собственных примеров, так как это предупреждает возникновение состояния монотонии, при котором устойчивость внимания резко снижается. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий также способствует сохранению устойчивого внимания. Однако такая смена не должна быть слишком частой, так как это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию материала.
П р а в и л о 8. Контролируйте, подавляйте непроизвольные переключения внимания на посторонние предметы и раздражители как внешние, так и внутренние. Осознав, что произошло непроизвольное переключение внимания, старайтесь волевым усилием направить его в нужное русло.
П р а в и л о 9. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время «отключились», заставьте себя вернуться к тому месту, где произошло «отключение». Определить его довольно легко: весь предыдущий текст, при повторном чтении, будет восприниматься как незнакомый. Обязательные возвращения не только обеспечат усвоение материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.
П р а в и л о 10. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре, регулярных перерывах, во время которых полезно выполнить несколько гимнастических упражнений.
3. Теоретический блок.
Память. Виды памяти (образная, логическая, произвольная, непроизвольная, механическая и смысловая).
Изучение индивидуальных способностей памяти.
О п ы т 1. Определение объема кратковременной памяти
Зачитывается первый числовой ряд. После его прочтения экспериментатор дает команду испытуемым: «Записывайте!». И те записывают запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. После этого повторяется процедура со вторым, третьим, четвертым и т. д. рядами.
Ч и с л о в ы е р я д ы.
3 7 4 8 9 5
2 4 7 3 4 9 5 8
8 9 6 5 1 7 5 5 7 8
5 3 2 7 8 7 9 1 2 3 4 7
1 6 5 2 3 8 4 3 8 7 1 4 9 2
7 2 8 4 1 1 8 5 4 1 6 8 2 7 7 6
4 7 3 2 6 1 1 8 9 2 3 4 5 2 2 6 8 1
6 9 1 5 9 3 7 2 3 8 4 5 9 6 5 8 3 6 1 8
П р о в е р к а р е з у л ь т а т о в о п ы т а.
Вновь зачитываются ряды чисел и неправильно воспроизведенные числа зачеркиваются. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводится ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к числу объемных характеристик Миллера (7 + 2).
О п ы т 2. Определение уровня смысловой памяти
Составляется рассказ, который содержит 13 смысловых единиц и три числа. Рассказ зачитывается испытуемым. Задание предъявляется дважды. Используются аналогичные тексты.
Второе задание отличается от первого предварительным эмоциональным инструктированием.
П р и м е р р а с с к а з а.
Корабль вошел в бухту (1), несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру собрались все вместе, зашли в городской парк, плотно поужинали, в 11 часов вечера вернулись на корабль (11–14). К этому времени оставшиеся моряки уже провели выгрузку (15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16).
Перед началом проведения первой части исследования испытуемым зачитывается следующая инструкция: «Вам будет зачитан рассказ, он очень короткий, в нем имеется ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они находятся в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение 3 минут запишите основное содержание (что запомнили). Предложения можно сокращать, не теряя смысл. Переспрашивать во время работы нельзя».
Инструкция перед выполнением второго задания: «Выполняя аналогичное первому задание, постарайтесь запомнить больше, чем в предшествующем рассказе. Это делается для проверки ваших волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Если у вас достаточно самообладания и настойчивости, вы сможете улучшить свой результат».
П р о в е р к а р е з у л ь т а т о в о п ы т а.
Оценка в условных баллах проводится по таблице результатов воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывается.
Оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Количество воспроизведенных смысловых единиц и чисел (из 32) | 31 | 28–30 | 27–29 | 23–26 | 19–22 | 15–18 | 11–14 | 7–10 | 6 |
«Отличная память: он всегда помнил, где что забыл», – вы согласны с таким мнением?
О п ы т 3. Проверка зрительной памяти
Карта Сперлинга для оценки сенсорной памяти (в данном случае зрительной памяти) представлена в схеме. Следует посмотреть на нее в течение 10 секунд и запомнить количество объектов, их расположение, последовательность.
Карта Сперлинга
9 2 W G
A R 6 4
C 5 X B
Анализ полученных результатов дает возможность судить об объеме зрительной памяти, ее индивидуальных особенностях.
О п ы т 4. Проверка слуховой памяти
Зачитываются ряды из 5 однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются. Далее в уме необходимо сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвертым и записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму.
П р и м е р ы рядов:
2 5 4 7 1
4 1 6 2 3
5 7 9 3 8
Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. На задание дается 1 минута. Если в трех экспериментах все суммы названы правильно, слуховая память оценивается «отлично», в двух – «хорошо», в одном – «удовлетворительно».
О п ы т 5. Роль осмысленности в запоминании
Серия А.
Зачитываются слова. Надо запомнить их попарно. Затем прочитывают только первое число каждой пары, а испытуемые записывают второе. При проверке медленно читают пары слов. Если второе слово записано правильно, то ставят «+», если неправильно или оно вообще не записано – «–».
М а т е р и а л д л я з а п о м и н а н и я.
КУКЛА – ИГРАТЬ МЫШКА – НОРКА
КУРИЦА – ЯЙЦО СНЕГ – ЗИМА
НОЖНИЦЫ – РЕЗАТЬ ПЕТУХ – КРИЧАТЬ
ЛОШАДЬ – САНИ ЧЕРНИЛА – ТЕТРАДЬ
КНИГА – ЧИТАТЬ КОРОВА – МОЛОКО
БАБОЧКА – МУХА ПАРОВОЗ – ЕХАТЬ
СОЛНЦЕ – ЛЕТО ГРУША – КОМПОТ
ЩЕТКА – ЗУБЫ ЛАМПА – ВЕЧЕР
Серия Б.
Характер предъявления и проверка такие же, как и в серии А.
М а т е р и а л д л я з а п о м и н а н и я.
ЖУК – КРЕСЛО ЗАМОК – ВРЕМЯ
ПЕРО – ВОДА СПИЧКИ – ОВЦА
ОЧКИ – ОШИБКА ТЕРКА – МОРЕ
САНКИ – ЗАВОД ГОЛУБЬ – ОТЕЦ
РЫБА – ПОЖАР ЛЕЙКА – ТРАМВАЙ
ТОПОР – КИСЕЛЬ ГРЕБЕНКА – ВЕТЕР
КОЛЬЦО – ТОПОР САПОГИ – КОТЕЛ
Следует проанализировать, почему хуже запомнилась серия Б. Для успешности запоминания надо включать материал в систему, которая отражает объективные связи.
О п ы т 6. Избирательный характер памяти
Следует прослушать слова, а затем записать их по памяти. После этого проверяется точность запоминания и подсчитывается количество воспроизведений-слов.
М а т е р и а л д л я з а п о м и н а н и я.
ЛЮБОВЬ, СПИЧКИ, ВСТРЕЧА, ПОЛКА, ШКОЛА, РАЗЛУКА, КОЧЕГАРКА, БОЛЕЗНЬ, ДОСКА, СЕССИЯ, ЭКЗАМЕН, МЫЛО, ДРУЖБА, ВИНТ, СТЕНА, СТИПЕНДИЯ, КАПУСТА, СВИДАНИЕ, ТРУБА, КИРПИЧ, ВОДА, ОБЩЕЖИТИЕ, УЧЕБНИК, ОКНО, ДОЖДЬ, ПАМЯТЬ.
При анализе обращают внимание на то, какие слова запоминались большим числом.
В ы в о д. Эмоционально окрашенный или значимый материал запоминается лучше.
Ознакомление с рациональными приёмами запоминания (метод ассоциаций, метод оживления, метод Цицерона, метод сцепленных опор).
4. Теоретический блок.
Мышление. Основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение). Виды мышления (дедуктивное, индуктивное, по аналогии). Мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование).
В психологии мышление определяют как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в существенных связях и отношениях. Если на чувственной ступени познания внешнее воздействие непосредственно прямо преображается на основе действующих образов в нашем сознании, то процесс мышления осуществляется с помощью мыслительных операций (анализ, синтез, сопоставление, абстрагирование, обобщение, систематизация, классификация), не требующих прямого контакта с источником информации.
Изучение индивидуальных особенностей мышления: решение задач.
Задача 1. Отыскание логичности (верно или неверно умозаключение).
1) Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный всадник» – сочинение А. С. Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь.
2) Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Л. мошенничеством не занимался. Следовательно, Л. не привлечен к уголовной ответственности.
3) Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.
4) Все гусеницы едят салат. Я ем салат. Следовательно, я – гусеница.
5) Вы не я. Я – человек. Следовательно, вы – не человек.
Задача 2. Сложные ассоциации.
Предлагается набор из 20 пар слов. Каждая пара находится в определенных отношениях. Представлены также шесть пар слов, которые в шифре обозначены буквами.
Надо определить, какой паре слов из шифра соответствует по сходству (по аналогии) пара слов в наборе. Запись ответов ведется следующим образом: пишется номер пары из набора и через черточку – ответ буквой. Например, 1-я пара «ИСПУГ – БЕГСТВО». Отношение между ними: ИСПУГ – причина, БЕГСТВО – следствие. Этой связи соответствует пара: ОТРАВЛЕНИЕ – СМЕРТЬ. Значит, пишем 1Д и т. д. Задание выполняется за 10 минут.
Оценка в условных баллах выставляется по таблице:
Оценка в баллах | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Количество правильных ответов | 29–19 | 18 | 17 | 15 | 12–14 | 10–11 | 8–9 | 7 | 6 |
Слова Шрифт
1. ОВЦА – СТАДО А
2. МАЛИНА – ЯГОДА Б
3. МОРЕ – ОКЕАН В
4. СВЕТ – ТЕМНОТА Г
5. ОТРАВЛЕНИЕ – СМЕРТЬ Д
6. ВРАГ – НЕПРИЯТЕЛЬ Е
Пары слов
1. ИСПУГ – БЕГСТВО 11. СВОБОДА – ВОЛЯ
2. ФИЗИКА – НАУКА 12. ДЕСЯТЬ – ЧИСЛО
3. ПРАВИЛЬНО – ВЕРНО 13. ПЛАКАТЬ – РЕВЕТЬ
4. ГРЯДКА – ОГОРОД 14. ГЛАВА – РОМАН
5. ПАРА – ДВЕ 15. ПОКОЙ – ДВИЖЕНИЕ
6. СЛОВО – ФРАЗА 16. СМЕЛОСТЬ – ГЕРОЙСТВО
7. БОДРЫЙ – ВЯЛЫЙ 17. ПРОХЛАДА – МОРОЗ
8. СТРАНА – ГОРОД 18. ОБМАН – НЕДОВЕРИЕ
9. ПОХВАЛА – БРАНЬ 19. ПЕНИЕ – ИСКУССТВО
10. МЕСТЬ – ПОДЖОГ 20 ТУМБОЧКА – ШКАФ
Задача 3.
Известно, что корень квадратный из числа 25 есть число 5. Чему равен корень квадратный из числа 43? Следует назвать, не пользуясь никакими таблицами, вычислениями, между какими числами расположится результат извлечения из корня.
Объяснить, где мы видим процесс памяти, а где – процесс мышления.
5. Подведение итога.
«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает», – эти слова принадлежат Артуру Шопенгауэру. Что вы можете сказать по этому поводу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Способности и профессиональная пригодность".
Презентация к занятию для учащихся 9 класса на тему "Способности и профессиональная пригодность". Цели: ознакомление учащихся с понятием «способности», особенностями общих и специал...
Классный час "Мой профессиональный выбор"
Цель: Помочь учащимся приобрести знания по основам выбора профессии.Задачи: 1. Создание условий для осознания важности выбора будущей профессии как одного из ключевых моментов успешности человека в со...
Проблема престижности института классного руководства. Совершенствование профессионального мастерства классного руководителя.
Сегодня многие работники образования считают, что классный руководитель нужен только в том случае, если он относится к своей работе неформально, ответственно. А как это сделать? Какие направления в ра...
Разработка урока "Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность"
Карта урока "Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность"...
Презентация к уроку "Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность"
Презентация к уроку "Здоровье и выбор професии. Профессиональная пригодность"...
Презентация на тему: "Уровни профессиональной пригодности".
Уровни профессиональной пригодности...
Понятие о профессиональной пригодности
Выбирая профессию, человеку приходится собирать информацию о требованиях, которые предъявляет каждая профессия к человеку. Если требования, предъявляемые к человеку, совпадают с его личными качествами...