Разработка урока "Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность"
план-конспект урока по технологии (8 класс)
Карта урока "Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_uroka_-_zdorove_i_vybor_professii._professionalnaya_prigodnost.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Соколова Наталья Владимировна |
Район, город | Ленинский район, г. Нижний Новгород |
Место работы | МБОУ «Школа № 60» |
Должность | Учитель |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Технология, направление «Технология ведения дома |
Класс | 8 класс |
Программа | Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2016 |
Тема учебного занятия | Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность |
Тип урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, практикум, игра и т.п. | Изучение нового материала. Комбинированный урок с применением интерактивных технологий |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебных занятий | Тема раздела: Современное производство и профессиональное самоопределение. Технологии творческой и опытнической деятельности
|
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | |||
Цель – уровень | Базовый («обучающийся научится») | ||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся сформулируют определение «профессиональная пригодность», рассмотрят степени профессиональной пригодности. | ||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют умениями:
| ||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся проведут самодиагностику наличия ограничения выбора профессии по медицинским показателям, убедятся в том, насколько важно учитывать состояние здоровья при выборе профессии | ||
Исходное состояние обучающихся |
| ||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат |
|
|
|
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы | |||
Учебник «Технология: 8 класс: учебник для общеобразовательных орагнизаций/Н.В. Матяш, А.А. Электов, В.Д. Симоненко и др. – 3-е изд., стереотип. – М.: Вентана_Граф, 2019 | Технология . 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопредление» по программе В.Д. Симоненко/ав.-сост. А.Н.Бобровская. - Волгоград: Учитель, 2009 Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя / авт.-сост.: Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А.Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской. – М.: Глобус, 2008 (стр.40-41) Технология профессионального успеха: учебн. для 10-11 кл. / под ред. С.Н. Чистяковой. – 4-е изд.- М.: Проявещение, 2006 Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. От выбора профессии к успеху в жизни. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008 | http://metodkabi.net.ru/index.php?id=zdor#ur - Г.В. Резапкина Методический кабинет профориентации https://www.youtube.com/watch?v=128bx2n6TYU - ведущая новостей говорит скороговорки http://kinotracker.net/11986-po-semeynym-obstoyatelstvam-1977.html фрагмент художественного фильма «По семейным обстоятельствам» 1977 (логопед) | Презентация по данной теме | ||||
Материально-техническое обеспечение |
| ||||||
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | |||||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия | Психолого – педагогическое обоснование | ||||
| 1.1. Вхождение в контакт | Подготовка учащихся к учебной деятельности. Фасилитационный подход. По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа). Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем | Создание комфортной психологической атмосферы урока. | ||||
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
| Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика, опора на уже имеющиеся знания по предмету. | |||||
1.3. Создание проблемной ситуации |
| Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся. | |||||
| 2.1. Целеполагание и планирование |
| Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет дорабатываться в дальнейшем. | ||||
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
| Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения. | |||||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
| Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково-символических средств, представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем. | |||||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно- практических действий |
| В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости. | |||||
Рефлексивно- оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
| Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи – учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи. | ||||
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
| Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения. |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока | Подэтап урока | Действия учителя | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
| 1.1. Вхождение в контакт | Взаимное приветствие учащихся и учителя фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку | Учащиеся готовятся к учебной деятельности |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Учащимся предлагается посмотреть отрывок художественного фильма «По семейным обстоятельствам» (логопед)
| Рассуждают, отвечая на поставленный вопрос | |
1.3. Создание проблемной ситуации | Задает проблемные вопросы.
| Делают предположения по формулировке темы урока. Для решения проблемы у учащихся имеется определённый минимум исходных знаний. | |
| 2.1. Целеполагание и планирование | Учитель помогает сформулировать тему урока. Предлагает формулировку целей урока.
| Формулируют тему у и цели урока. Готовятся к активной учебно- познавательной деятельности. Отвечают на вопросы учителя. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Для начала нам необходимо понять, что же такое профессиональная пригодность Демонстрирует слайд с определением профессиональной пригодности Демонстрирует слайды, иллюстрирующие степени профессиональной пригодности
Демонстрирует слайды, отмечает особенности каждого метода | Предлагают варианты формулировки определения Записывают определение в тетради. Приводят примеры , иллюстрирующие степени профпригодности. Большинство учащихся годны к профессиональной деятельности, у некоторых может есть соответствие или талант отвечают на поставленный вопрос | |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Учитель помогает ученикам сформулировать правильные выводы по данной тематике, выступая организатором – фасилитатором и анализируя все плюсы и минусы в ходе дискуссии совместно с учащимися | Делают записи в рабочих тетрадях. Формулируют определения. | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно- практических действий | Задание № 1 - для самодиагностики медицинских ограничений при выборе профессии Отметьте факторы, которые могут ограничить ваш профессиональный выбор. Задание № 2 - для работы в группах по 4 человека Назовите личностные особенности, делающие профессионально непригодными следующих специалистов:
| Изучают данные приведенные в таблице «Медицинские ограничения профессиональной пригодности» Если есть необходимость, делают записи в тетради. Работают в группах, обсуждают, записывают ответы | |
| 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Выслушивает ответы групп, организует обсуждение между группами. Каждому специалист у в своей профессиональной деятельности приходится подтверждать свою профессиональную пригодность путем прохождения аттестации.
Демонстрирует видео-сюжет https://www.youtube.com/watch?v=128bx2n6TYU - ведущая новостей говорит скороговорки | Озвучивают результаты обсуждения, отвечая на вопрос задания № 2 Пытаются повторить хотя бы часть скороговорок. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Где могут пригодиться знания полученные сегодня? Какие оценки вы бы поставили себе, своей группе, и уроку в целом? Интересно ли вам было? Понравилось ли само занятие? Предлагает обучающимся самостоятельно выставить оценки в рабочих листах согласно озвученным критериям. Оценку предлагается поставить не только себе, но оценить работу в целом всей группы. Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки обучающихся Домашнее задание По профессиограмме выбранной профессии изучить медицинские противопоказания, определить степень пригодности к профессии | Подведение итогов урока. Записывание домашнего задания Оценивают свои достижения, достижения своей группы, обсуждение что понравилось, что не понравилось, какие вопросы вызвали затруднение, какие понравились в большей степени. |
Задание № 2
Отметьте факторы, которые могут ограничить ваш профессиональный выбор.
Медицинские ограничения профессиональной пригодности
Если вы имеете эти заболевания, | то вам противопоказаны следующие |
Органов дыхания | Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение. |
Сердечно-сосудистой системы | Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте у движущихся механизмов. |
Органов зрения | Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность. |
Нервной системы | Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами. |
Опорно-двигательного аппарата | Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте у движущихся механизмов. |
Органов пищеварения | Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания. |
Почек и мочевых путей | Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания. |
Задание № 2
Отметьте факторы, которые могут ограничить ваш профессиональный выбор.
Медицинские ограничения профессиональной пригодности
Если вы имеете эти заболевания, | то вам противопоказаны следующие |
Органов дыхания | Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение. |
Сердечно-сосудистой системы | Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте у движущихся механизмов. |
Органов зрения | Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность. |
Нервной системы | Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами. |
Опорно-двигательного аппарата | Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте у движущихся механизмов. |
Органов пищеварения | Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания. |
Почек и мочевых путей | Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания "Выбор профессии - дело ответственное"
Профориентационная работа с родителями и школьниками.Родительское собрание "Выбор профессии - дело ответственное",10 класс, форма проведения - форум, используются современные образовательные технологи...
Методическая разработка факультативного курса: «Профессиональное самоопределение» по теме: «Основы выбора профессии»
Подготовка учащихся к осознанному, самостоятельному выбору профессии....
Презентация к уроку "Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность"
Презентация к уроку "Здоровье и выбор професии. Профессиональная пригодность"...
Учебно-методическая разработка по теме «Выбор профессии»
Для работы со старшеклассниками школ с углублённым изучением немецкого языка, направленная на развитие умений говорения на основе видеоматериала „ Das Vorstellungsgespräch: So bekommen Sie den J...
Урок СБО в 9 классе по теме «Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива».
Урок СБО в 9 классе по теме "Выбор профессии. Профессионально- жизненная перспектива" предназначен для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Цель данного урока - формирование...
Методическая разработка "Классный час "Выбор профессии"
Классный час, посвященный выбору профессии. Можно проводить в 8 и 9 классах. При разработке классного часа использован материал из пособия "Классные часы" автора-сост. А.В. Давыд...
Анкеты (для воспитанников) : Готов ли ты к выбору профессии? Профессиональное самоопределение. Профориентация воспитанников.
Анкеты (для воспитанников) : Готов ли ты к выбору профессии? Профессиональное самоопределение. Профориентация воспитанников....