Разработка урока "Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность"
план-конспект урока по технологии (8 класс)

Соколова Наталья Владимировна

Карта урока "Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Соколова Наталья Владимировна

Район, город

Ленинский район, г. Нижний Новгород

Место работы

МБОУ «Школа № 60»

Должность

Учитель

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Технология, направление «Технология ведения дома

Класс

8 класс

Программа

Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2016

Тема учебного занятия

Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность

Тип урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, практикум, игра и т.п.

Изучение нового материала. Комбинированный урок с применением интерактивных технологий

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебных занятий

Тема раздела: Современное производство и профессиональное самоопределение. Технологии творческой и опытнической деятельности

  1. Сферы производства и разделение труда
  2. Профессия, специальность, должность
  3. Классификация профессий. Профессиограмма и психограмма профессий
  4. Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение
  5. Профессиональные интересы и склонности
  6. Мотивы выбора профессии
  7. Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность
  8. Профессиональное образование и профессиональная карьера
  9. Профессиональная проба
  10. Построение плана профессионального образования и трудоустройства
  11. Защита проекта «Мой профессиональный выбор»
  12. Итоговый урок по разделу

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель – уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся сформулируют определение «профессиональная пригодность», рассмотрят степени профессиональной пригодности.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями:

  • осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации и решении ситуационных задач
  • организовывать собственную познавательную деятельность; концентрировать внимание;
  • свободно и правильно излагать свою точку зрения в процессе эвристической беседы;
  • осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности;
  • предвидеть возможные результаты своих действий.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся  проведут самодиагностику  наличия ограничения выбора профессии по медицинским показателям, убедятся в том, насколько важно учитывать состояние здоровья при выборе профессии

Исходное состояние обучающихся

  • Имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях;
  • владеют техникой публичного выступления;
  • могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;
  • могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности;

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

  • формулирование и запись определений в тетради
  • фронтальная работа в эвристической беседе;
  • выполнение ситуационной задачи.
  • выполнение ситуационной задачи;
  • участие в разрешении проблемной ситуации
  • участие в разрешении проблемной ситуации;
  • участив дискуссии;
  • выполнение ситуационной задачи

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Учебник «Технология: 8 класс: учебник для общеобразовательных орагнизаций/Н.В. Матяш, А.А. Электов, В.Д. Симоненко и др. – 3-е изд., стереотип. – М.: Вентана_Граф, 2019

Технология . 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопредление» по программе В.Д. Симоненко/ав.-сост. А.Н.Бобровская. -  Волгоград: Учитель, 2009

Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя / авт.-сост.: Л.Н.Бобровская, О.Ю.Просихина, Е.А.Сапрыкина; под ред. Н.Н.Рождественской. – М.: Глобус, 2008 (стр.40-41)

Технология профессионального успеха: учебн. для 10-11 кл. / под ред. С.Н. Чистяковой. – 4-е изд.- М.: Проявещение, 2006

Фадеева Е.И., Ясюкевич М.В. От выбора профессии к успеху в жизни. Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008

http://metodkabi.net.ru/index.php?id=zdor#ur - Г.В. Резапкина Методический кабинет профориентации

https://www.youtube.com/watch?v=128bx2n6TYU  - ведущая новостей говорит скороговорки

http://kinotracker.net/11986-po-semeynym-obstoyatelstvam-1977.html фрагмент художественного фильма «По семейным обстоятельствам» 1977 (логопед)

Презентация по данной теме

Материально-техническое обеспечение

  • компьютер,
  • проектор.

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия

Психолого – педагогическое обоснование

  1. Мотивационно- ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности. Фасилитационный подход. По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа). Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока, знаниями и умениями из других предметных областей.
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале. По характеру управления учебной работой: беседа

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика, опора на уже имеющиеся знания по предмету.

1.3. Создание проблемной ситуации

  • По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа).
  • По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация).
  • По характеру управления учебной работой: под руководством учителя.
  • Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся.

  1. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

  • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата.
  • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока).
  • Организационный момент (2 мин.)
  • Мотивационно-ориентировочный этап (7 мин.)
  • Операционно – исполнительский этап (19 мин.) по плану
  • Проверка усвоения знаний (5 мин.).
  • Подведение итогов урока. (5 мин)
  • Рефлексия. (5 мин)
  • Домашнее задание (2 мин.)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет дорабатываться в дальнейшем.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире.
  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта.
  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности.

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково-символических средств, представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно- практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях.
  • Построение системы конкретно- практических задач.

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости.

Рефлексивно- оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу.

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи – учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности со- держания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения.

Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока

Подэтап урока

Действия учителя

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

  1. Мотивационно- ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся готовятся к учебной деятельности

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Учащимся предлагается посмотреть отрывок художественного фильма  «По семейным обстоятельствам» (логопед)

  • Согласны ли вы со словами героини сюжета, что специалисту не обязательно уметь самому, главное уметь учить других?

Рассуждают, отвечая на поставленный вопрос

1.3. Создание проблемной ситуации

Задает  проблемные вопросы.

  • Хотели бы вы заниматься у такого специалиста?
  • На что нужно обращать внимание при выборе профессии? Может быть, попытаемся разобраться в этом вместе?
  • Как вы думаете, что за тема нашего урока сегодня? 

Делают предположения по формулировке темы урока. Для решения проблемы у учащихся имеется определённый минимум исходных знаний.

  1. Операционно- исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Учитель помогает сформулировать тему урока. Предлагает формулировку целей урока. 

  • И какова же цель нашего урока?
  • Что мы можем с вами узнать нового на этом уроке?

Формулируют тему у и цели урока. Готовятся к активной учебно- познавательной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Для начала нам необходимо понять, что же такое профессиональная пригодность

Демонстрирует слайд с определением профессиональной пригодности

Демонстрирует слайды, иллюстрирующие степени профессиональной пригодности

  • Назовите способы определения профессиональной пригодности .

Демонстрирует слайды, отмечает особенности каждого метода

Предлагают варианты формулировки определения

Записывают определение в тетради.

Приводят примеры , иллюстрирующие степени профпригодности.  Большинство учащихся годны к профессиональной деятельности, у некоторых может есть соответствие или талант

отвечают на поставленный вопрос

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Учитель помогает ученикам сформулировать правильные выводы по данной тематике, выступая организатором – фасилитатором и анализируя все плюсы и минусы в ходе дискуссии совместно с учащимися

Делают записи в рабочих тетрадях. Формулируют определения.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно- практических действий

Задание № 1 - для самодиагностики медицинских ограничений при выборе профессии

Отметьте факторы, которые могут ограничить ваш профессиональный выбор.

Задание № 2 - для работы в группах по 4 человека

Назовите личностные особенности, делающие профессионально непригодными следующих специалистов:

  • учителя,
  • продавца,
  • водителя,
  • повара,
  • автослесаря

Изучают данные приведенные в таблице «Медицинские ограничения профессиональной пригодности» Если есть необходимость, делают записи в тетради.

Работают в группах, обсуждают, записывают ответы

  1. Рефлексивно- ценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Выслушивает ответы групп,  организует обсуждение между группами.

Каждому специалист у в своей профессиональной деятельности приходится подтверждать свою профессиональную пригодность путем прохождения аттестации.

  • Какую степень пригодности демонстрирует диктор в видео сюжете?

Демонстрирует видео-сюжет https://www.youtube.com/watch?v=128bx2n6TYU  - ведущая новостей говорит скороговорки

Озвучивают  результаты обсуждения, отвечая на вопрос задания № 2

Пытаются повторить хотя бы часть скороговорок.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Где могут пригодиться знания полученные сегодня? Какие оценки вы бы поставили себе, своей группе, и уроку в целом? Интересно ли вам было? Понравилось ли само занятие?

Предлагает обучающимся самостоятельно выставить оценки в рабочих листах согласно озвученным критериям.  Оценку предлагается поставить не только себе, но оценить работу в целом всей группы.  Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки обучающихся

Домашнее задание  

По профессиограмме выбранной профессии изучить медицинские противопоказания, определить степень пригодности к профессии

Подведение итогов урока. Записывание домашнего задания Оценивают свои достижения, достижения своей группы, обсуждение что понравилось, что не понравилось, какие вопросы вызвали затруднение, какие понравились в большей степени.


Задание № 2 

Отметьте факторы, которые могут ограничить ваш профессиональный выбор.

Медицинские ограничения профессиональной пригодности

Если вы имеете эти заболевания,

то вам противопоказаны следующие
условия работы:

Органов дыхания

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение.

Сердечно-сосудистой системы

Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте у движущихся механизмов.

Органов зрения

Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность.

Нервной системы

Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами.

Опорно-двигательного аппарата

Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте у движущихся механизмов.

Органов пищеварения

Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания.

Почек и мочевых путей

Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания.

Задание № 2 

Отметьте факторы, которые могут ограничить ваш профессиональный выбор.

Медицинские ограничения профессиональной пригодности

Если вы имеете эти заболевания,

то вам противопоказаны следующие
условия работы:

Органов дыхания

Неблагоприятный микроклимат, загазованность, запыленность, контакт с токсическими веществами, значительное физическое напряжение.

Сердечно-сосудистой системы

Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте у движущихся механизмов.

Органов зрения

Работа с мелкими деталями, значительное физическое напряжение, запыленность.

Нервной системы

Нервно-эмоциональное напряжение, шум и вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами.

Опорно-двигательного аппарата

Статичная рабочая поза, значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей), работа на высоте у движущихся механизмов.

Органов пищеварения

Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, рабочая поза, связанная с напряжением мышц живота, с нарушением режима питания.

Почек и мочевых путей

Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, вынужденная рабочая поза, работа, связанная с нарушением режима питания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания "Выбор профессии - дело ответственное"

Профориентационная работа с родителями и школьниками.Родительское собрание "Выбор профессии - дело ответственное",10 класс, форма проведения - форум, используются современные образовательные технологи...

Презентация к уроку "Здоровье и выбор профессии. Профессиональная пригодность"

Презентация к уроку "Здоровье и выбор професии. Профессиональная пригодность"...

Учебно-методическая разработка по теме «Выбор профессии»

Для работы со старшеклассниками школ с углублённым изучением немецкого языка, направленная на развитие умений говорения на основе видеоматериала „ Das Vorstellungsgespräch: So bekommen Sie den J...

Урок СБО в 9 классе по теме «Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива».

Урок СБО в 9 классе по теме "Выбор профессии. Профессионально- жизненная перспектива" предназначен для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Цель данного урока - формирование...

Методическая разработка "Классный час "Выбор профессии"

Классный час, посвященный выбору профессии. Можно проводить в 8 и 9 классах. При разработке  классного часа использован материал  из пособия "Классные часы" автора-сост. А.В. Давыд...

Анкеты (для воспитанников) : Готов ли ты к выбору профессии? Профессиональное самоопределение. Профориентация воспитанников.

Анкеты (для воспитанников) : Готов ли ты к выбору профессии? Профессиональное самоопределение. Профориентация воспитанников....