ПРОГРАММА психологического сопровождения подростков с проблемным поведением в условиях средней общеобразовательной школы «ТЫ НЕ ОДИН»
рабочая программа
Рост числа детей с проблемным поведением ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую, приводя их к смертельному исходу. Среди причин такого поведения зачастую выделяют: а) социально-педагогическую запущенность б) глубокий психический дискомфорт в) отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды. На основе "Программы психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения" Райфшнайдер Т.Ю. была создана оригинальная разработка "Программа психологического сопровождения подростков с проблемным поведением в условиях средней общеобразовательной школы "Ты не один".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ty_ne_odin.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
средняя школа №2 г. Вязьмы Смоленской области
215110 Смоленская обл., г. Вязьма, Загородный пер., 23
Тел.: директор: 4-28-82; учительская: 4-25-42; бухг.: 4-11-92, http://school2.vzm.su,
email: school2-vzm@yandex.ru
ПРОГРАММА
психологического сопровождения
подростков с проблемным поведением
в условиях средней общеобразовательной школы
«ТЫ НЕ ОДИН»
Пояснительная записка
Актуальность
Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанны с отклонениями в этом процессе. Часто эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития.
Рост числа детей с проблемным поведением ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую, приводя их к смертельному исходу. Среди причин такого поведения зачастую выделяют: а) социально-педагогическую запущенность б) глубокий психический дискомфорт в) отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития г) отсутствием условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности д) безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды. На основе «Программы психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения» Райфшнайдер Т.Ю. была создана оригинальная разработка Программа психологического сопровождения подростков с проблемным поведением в условиях средней общеобразовательной школы «Ты не один»
Отличительная особенность программы в её структуре. Программа направлена на реализацию нескольких направлений: диагностическое, аналитическое и прогностическое, диспетчерское, профилактическое, коррекционное, консультационное, методическое. В реализации направлений принимает участие группа педагогов – педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители.
Адресат программы
Подростки с девиантным поведением.
Цель данной программы: психологическое сопровождение обучающихся подросткового возраста с проблемным поведением.
Задачи:
- предупреждение противоправного поведения;
- снижение правонарушений по школе;
- формирование социально ценных традиций, способных конкурировать с асоциальными;
- стимулирование способностей подростков регулировать межличностные отношения и поведение;
- оказание помощи подросткам в противостоянии отрицательному влиянию социума.
Структура программы
Направления работы | Формы и средства | Ответственные |
1 | 2 | 3 |
Диагностическое | Сбор анамнестической информации от родителей, педагогов, врача школы. Углубленная диагностика (при необходимости): 2)направление к психоневрологу | Соц. педагог
Психолог
|
Аналитическое и прогностическое | Анализ собранной диагностической информации, прогнозирование развития и обучения подростка, подготовка психолого-педагогической характеристики на подростка. | Психолого-пед.консилиум |
Диспетчерское | Направление подростка к узким специалистам с целью углубленной диагностики, коррекции, психотерапии и др. Обеспечение явки родителей по различным приглашениям. | Психолог
Соц. педагог, психолог |
Профилактическое | Проведение (возможно, совместно с заинтересованными организациями) профилактических мероприятий: посещения групповых занятий в наркологической клинике, дня здоровья и т.п. Психологические групповые занятия, классные часы. | Соц.педагог
По общему плану |
Коррекционное | Школьный психолог осуществляет коррекцию интеллектуального статуса «трудного» подростка через рекомендации учителям и прогнозирование обучаемости; коррекцию социального статуса через методическую помощь классному руководителю в организации мероприятий по сплочению коллектива, созданию психологически комфортной ситуации развития; коррекцию эмоционально-волевой и личностной сферы через направление к узким специалистам. | Психолог
|
Психолого-педагогическое консультирование | Консультации для родителей, педагогов и подростков по результатам диагностических обследований, по результатам посещения узких специалистов и коррекционных мероприятий, по прогнозам развития (в том числе профориентации), оптимизации обучения и реабилитации. | Психолог
Соц. педагог, психолог |
Методическое | Создание методической базы («копилки») профилактических, психологических мероприятий, социально-психологических игр, направленных на сплочение коллективов, адаптацию и социальную реабилитацию подростков. | Социальный педагог и психолог
|
Содержание работы по программе
Этапы психологической работы с подростком
№ | Название этапа | Основное содержание работы |
I | Установление психологического контакта с учащимся | Установление эмоциональной связи с ребенком посредством искренней заинтересованности во всем, что связано с ним, желание понять, что происходит в душе и сознании подростка |
II | Диагностическая работа | Определение типа дезадаптации подростка; выявление причин поведения; выявление особенностей семейного воспитания; выявление отношения подростка к себе, своему поведению, окружению; выявление условий школьного обучения (положение в коллективе, взаимодействие с педагогами); проведение обследования с учетом локуса жалоб педагогов, индивидуальных особенностей учащегося; составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций педагогам и родителям |
III | Составление программы дальнейших действий по оказанию психологической помощи | Разработка индивидуальной программы коррекционных воздействий, предусматривающей комплекс различных видов помощи подростку: медицинской, педагогической, социальной, психологической. |
IV | Определение эффективности проделанной работы | Оценка эффективности и анализ проведенной работы |
Планируемые результаты
- личностные - формирование ответственного отношения к учению, готовность к осознанному профессиональному выбору на базе ориентировки в мире профессий, формирование уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- метапредметные - развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора;
формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
освоение приемами регуляции своей деятельности.
Методические материалы
Необходимые психолого-педагогические меры
в воспитании личности подростка
Симптомы | Задачи | Методы |
Нарушение | Научить приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению готовности к коллективным формам деятельности; обучать приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем | Участие в играх на организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д., на переживание общих чувств успеха и неудачи |
Нарушение | Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю | Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств |
Несоблюдение социальных | Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных социальных и этических норм | Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм |
Неадекватное | Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку | Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики |
Индивидуальная коррекционная программа
Участники | Направления коррекционной работы с подростком |
Учителя- | Создать условия для переживания школьником ситуации успеха и связанных с этим положительных эмоций; ставить посильные, выполнимые задачи, которые соответствуют возможностям ребенка или находятся в зоне ближайшего развития; закреплять осознание школьником имеющихся у него достижений и успехов; подробное обоснование оценки и выделение критериев оценивания; создание атмосферы терпимости, благожелательности и внимательное отношение к ребенку |
Классный руководитель | Формирование эмоционально-положительного отношения к учебной деятельности; формирование приемов учебной деятельности; содействие в адекватном использовании подростком своих индивидуально-типологических особенностей; вычленение сфер деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание; порицание должно быть конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков; спокойное, доброжелательное и заинтересованное отношение к ученику; помощь в реализации самоутверждения |
Педагог- | Выявление интересов и склонностей учащихся, привлечение к занятию в кружках, секциях, привлечение к участию во внеклассных и общественных мероприятиях |
Социальный | Содействие проведению индивидуальной работы с ребенком со стороны педагогов, педагога-психолога; знакомство с семейной обстановкой, регулярные посещения на дому; знать, где и с кем проводит свободное время данный подросток; проследить особенности включения в общественную жизнь класса, школы; доброжелательное отношение и запрет на применение жестких требований |
Педагог- | Составление психологической характеристики с указанием возможных направлений коррекции, рекомендаций для педагогов; составление программы необходимых воздействий согласно индивидуальным особенностям подростка; анализ семейных взаимоотношений и условий воспитания; определение путей индивидуального взаимодействия с матерью подростка; развитие и укрепление чувства взрослости у подростка; обучение навыкам общения, поведения в различных ситуациях, совершенствование отношений с окружающими; помощь в нахождении способов личностного развития |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ХАРАКТЕРИСТИКА НА УЧАЩЕГОСЯ __________________________________
1. Состояние здоровья и развития подростка _________________________________________________________________________________________________________________________________________________общая оценка здоровья подростка (по данным медицинской карты)____________________
2. Признаки повышенной нервозности: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Патологические влечения: __________________________________________________
4. Психологическая атмосфера семьи: _________________________________________
4.1. Данные о родителях: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Другие члены семьи___________________________________________________________
4.2. Тип семьи: _______________________________________________________________ 4.3. Характер взаимоотношений родителей с ребенком: _____________________________ 4.4. Организация режима труда и отдыха
Обязанности в семье ___________________________________________________________
Соблюдается ли режим дня________.
Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания _____________________________________________________________________________
5. Особенности учебной деятельности
5.1. Успеваемость учащегося_______________________________________
5.2. Отношение к учению: _________________________________________
5.3. Интеллектуальные возможности учащегося: ______________________
5.4. Мотивы учения:______________________________________________
6. Положение в классном коллективе, отношение к коллективу
6.1. Позиция учащегося в коллективе:_________________________
6.2. С кем из класса наиболее близок, характер взаимного влияния______________________________________________________________________
6.3. Взаимоотношения с другими одноклассниками: ________________________________
6.4. Манера, стиль общения с окружающими: ______________________________________
6.5. Отношение к общественному мнению: ________________________________________
7. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду
7.1. Отношение к общественным поручениям:___________________________
7.2. Выполнение общественных поручений: ____________________________
7.3. Отношение к трудовым делам класса: _____________________________
7.4. Отношение к физическому труду: ____________________________________________
7.5. Отношение к общественному имуществу:__________________________
8. Направленность интересов
8.1. Проявляет интерес к деятельности:________________________
8.2. В каких кружках (секциях) состоит (состоял)_________________
8.3. Культурный кругозор____________________________________
8.4. Читательские интересы, какую литературу предпочитает _____________________________________________________________________________
8.5. Регулярность чтения __________________________________________
9. Особенности сферы свободного общения учащегося
9.1. Сколько времени уделяется уличному общению в течение недели, часы вечернего прихода домой _____________________________________________________________
9.2. С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося _____________________________________________________________________________9.3. Постоянное или предпочитаемое место уличного общения _______________________
9.4. Содержание общения в уличных играх_________________________________________
10. Самооценка личности______________________________________________________
11. Особенности поведения
Положительные поступки учащегося, как часто они совершаются _____________________________________________________________________________
Отрицательные поступки (проступки):
Их проявления____________________
Их характер ___________________________________________________________________
Правонарушения учащегося ____________________________________________________
Отношение к своим поступкам__________________________________________________
Как относится к педагогическим воздействиям _____________________________________
Состоит ли на учете___________________________________
Склонность к бродяжничеству __________________________
Выводы
Проблема: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возможные причины_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проектирование возможных изменений в личности подростка_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата:______________________
Педагог-психолог_________________________________
ЛИТЕРАТУРА
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997 (Практическая психология в образовании).
- Волков Б.С. Акцентуации характера школьников и учителей. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983.
- Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. – М.: «Эксмо», 2004.
- Осипова Е.А. Чуменко Е.В. (авторы-составители). Основные направления деятельности педагога-психолога. Методические рекомендации.
- Райфшнайдер Т.Ю. Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения», Кисловодский институт экономики и права, Кисловодск, 2007 г.
- Райфшнайдер Т.Ю. Особенности профориентационной работы с подростками групп социального риска в условиях среднего общеобразовательного учреждения. / Материалы I Международной конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. – Кисловодск – Ставрополь – М., 2006.
- Райфшнайдер Т.Ю. Путешествие в мир профессий / занятия с учащимися 8-9х классов по предпрофильной подготовке //http://it-n.ru/
- Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: Эксмо, 2005.
- Трус И. Модель социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуациями характера / И. Трус // Воспитание школьников. – 2003. - №3.
- Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тьютерского сопровождения ученицы с особенностями психофизического развития Наташи С. 6 класса МОУ «Новорловская средняя общеобразовательная школа».
Целью программы является:"Создание благоприятных условий для развития личности ученицы как индивидуальности, способной брать на себя ответственность за последствия своей деятельности." Напр...
Элективные профильные курсы как один из способов формирования поликультурной личности учащихся в средней общеобразовательной школе.
АннотацияДанная статья посвящена проблеме профильного обучения в средней общеобразовательной школе. На примере конкретной авторской программы «Деловое общение на английском, русском и татарском ...
ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы) в условиях введения ФГОС ООО в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7»
Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обуче...
Цели и задачи обучения ИЯ на старшем этапе в условиях средней общеобразовательной школы.
Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигаетзадачу развития духовной сферы учащихся, повышения гуманистическогосодержания обучения, более полную реализацию воспитател...
Статья "Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы "
В статье раскрывается опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской и проектной деятельности школьников....
Организация летней языковой смены в условиях средней общеобразовательной школы как способ реализации системно-деятельностного подхода
Во время языковой смены ребенок попадает в особую атмосферу, где есть свои правила. Здесь он учится общаться и строить отношения не только на русском, но и на английском языке; най...
Методическая разработка на тему "Модель проектно-исследовательской среды в условиях средней общеобразовательной школы."
Компоненты образовательной среды и их современное применение...