Статья "Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы "
статья на тему
В статье раскрывается опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской и проектной деятельности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dimiyanova_b.uvarovshchina_uvarovshchinskaya_sosh.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы (из опыта работы)
В.Е. Димиянова
МБОУ «Уваровщинская СОШ» село Большая Уваровщина Тамбовская область
«Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов,
обучите их приёмам и способам, которые помогут
им постигать… Успешнее и дальше идёт тот, кто
мучительно преодолевает себя и препятствия».
(Антуан де Сент-Экзюпери )
Для современной школы, реализующей ФГОС нового поколения, одной из главных задач является выявление и максимальное раскрытие способностей каждого ученика, формирование личности, способной к самоопределению и самосовершенствованию.
Исследования Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В. В. Давыдова убедительно доказали, что творчество школьников, оригинальность мышления, умение сотрудничать (как и ряд других компонентов универсальных учебных действий) наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
Исследовательская деятельность – деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Формированию у учащихся опыта исследовательской деятельности, развитию их творческого потенциала в МБОУ «Уваровщинская СОШ» уделяется большое внимание. При активном участии психологической службы в октябре 2011 года при школе был открыт Центр по работе с одаренными детьми и создано научное общество учащихся «Эврика».
Одним из условий эффективной работы по организации исследовательской деятельности школьников является психолого-педагогическое сопровождение, которое включает в себя все традиционные направления деятельности психологической службы и предполагает комплексную работу педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса – учащимися, педагогами, родителями, администрацией.
Целью психолого-педагогического сопровождения является создание в образовательном учреждении психосберегающей среды, способствующей максимальному развитию личностного и творческого потенциала одаренных школьников - членов НОУ «Эврика».
Психодиагностические мероприятия, проводимые психологической службой школы. направлены на получение информации об индивидуальных особенностях одаренных школьников, их интересах и уровне развития способностей; выявление проблем в когнитивной, эмоционально-волевой и коммуникативной сферах. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом индивидуально, в зависимости от круга решаемых задач, а также проблем, с которыми обращаются одаренные школьники, их родители и педагоги.
Психологи отслеживают динамику интереса у школьников к исследовательской и проектной деятельности, развития у них критического и творческого мышления, коммуникативных умений, мотивации исследовательской деятельности. Для выявления детской одаренности используются такие психодиагностические методики, как «Тест креативности» Торренса, «МЭДИС» («Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста» разработаная в Институте развития одаренности И.С. Авериной, Е. И. Шабановой и Е.Н.Задориной, «Краткий ориентировочный (отборочный) тест (КОТ)» (В.Н.Бузиной, Э.Ф.Вандерлика), «Методика экспертных оценок по определению одаренных детей» (А.А. Лосева), методика «Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников» (Дж. Рензуллии в адаптации Л.В. Поповой) и др.
Данные диагностики учитываются при планировании и проведении психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы. Психопрофилактика включает в себя систему мероприятий, направленных на выявление и предупреждение явлений дезадаптации одаренных школьников в образовательной организации, разработку профилактических мер и конкретных рекомендаций учащимся, педагогам и родителям по оказанию психологической помощи школьникам; групповые и индивидуальные консультации учащихся, родителей и педагогов; отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей; их статуса в структуре классного коллектива.
Большое значение отводится развивающей и коррекционной работе с учащимися-членами научного общества. Целью работы психолога в данном направлении является создание условий для раскрытия их потенциальных возможностей и коррекция выявленных в ходе диагностики нарушений эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах. Важно правильно выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, составить оптимальный для его развития образовательный маршрут.
Достаточно часто психологам приходится сталкиваться с формированием у одаренных школьников завышенной либо, наоборот, заниженной самооценки, случаями повышенной эмоциональной тревожности. С целью коррекции данных нарушений педагоги-психологи проводят тренинговые занятия, направленные на формирование адекватной самооценки, развитие навыков саморегуляции, на обучение способам бесконфликтного общения, снятию тревожности, преодолению неуверенности в себе, в частности, при публичных выступлениях.
Большая роль в работе психологической службы отводится психолого-педагогическому просвещению всех участников образовательного процесса. Психологи школы играют большую роль в развитии исследовательской культуры учащихся. В Уваровщинской СОШ в предпрофильных и профильных классах введены факультативные курсы и кружки дополнительного образования «Исследовательская деятельность», «Социальный проект», «Проект «Мир профессий». Разработали, апробировали и внедряют данные программы педагоги-психологи школы В.Е. Димиянова и И.А. Эктова В ходе данных занятий дети получают необходимые знания основ исследовательской и проектной деятельности, которые затем применяют на практике. Организация занятий строится с использованием современных форм, методов и приемов обучения: лекции, практикумы, тренинги, деловые игры, дискуссии, работа с научной литературой и интернет-источниками, подготовка тезисов и докладов, исследовательских и творческих работ. Итоговой формой контроля является дифференцированный зачет, обязательным условием получения которого является публичная защита исследовательской или проектной работы. Результатом является постоянный рост уровня исследовательской культуры старшеклассников и качество их творческих работ, представленных на различных конкурсах и конференциях.
Психологи, наряду с другими педагогами школы, активно осуществляют научное руководство исследовательскими проектами школьников в рамках работы секции педагогики и психологии НОУ «Эврика».
Лучшие исследовательские работы мы ежегодно представляем на ставшую традиционной в нашей школе научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку», которая проходит в феврале-месяце и конференцию «Начало», которая проходит в марте. Конференции является стартовой площадкой для участия в конкурсах и научно-практических конференциях более высокого уровня: областных конференциях «Путь в науку», «Первые шаги в науку», «Человек и природа», ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов Мичуринского государственного аграрного университета, открытого форума исследователей «Грани творчества», ежегодной межрегиональной коференции студентов и старшеклассников «Образование как фактор конкурентоспособности выпускника в условиях рыночной экономики», Всероссийской конференции «Юность. Наука. Культура», Всероссийских Вернадских чтениях, международном конкурсе исследовательских работ учащихся и студентов «Магнит познания» и др., где наши учащиеся часто становятся призерами и победителями. За последние 3 года учащимися Уваровщинской СОШ в номинации «психология и педагогика» было завоевано 37 дипломов победителей и призеров в конкурсах исследовательских работ различного уровня.
Мы стараемся развивать у учащихся понимание того, что получение дипломов и сертификатов не должно быть самоцелью. Исследования, проекты, должны иметь практическую значимость. Поэтому широко включаем юных психологов-исследователей в волонтерское движение по пропаганде здорового образа жизни и профилактике ПАВ.
Выбор актуальных тем детских исследований («Пивной подростковый алкоголизм и его последствия»; «Проблема курения в подростковой среде»; «Игровая подростковая компьютерная зависимость»; «Наркотики и подросток»; «Старшеклассник и стресс и др.,- повышает эффективность профилактической и просветительской психологической работы среди школьников. Старшеклассники-исследователи не только сами расширяют свой кругозор и убеждаются в необходимости вести здоровый образ жизни, но и выступают в роли волонтеров, участвуя в проведении психологических часов и дискуссий среди сверстников по проблемам исследования, в составлении профилактических памяток и рекомендаций для подростков и родителей, выступают с презентациями своих проектов в составе школьной агитбригады «Здоровая смена» среди учащихся базовой школы и ее сельских филиалов.
Исследовательская и проектная технологии широко применяются психологической службой и в профориентационной деятельности. Работа старшеклассников над проектами «Мотивы выбора профессии»; «Влияние темперамента на выбор профессии; «Исследование престижности профессии учителя»; «Моя будущая профессия – психолог» и др. способствует осознанному, научному подходу ребят к профессиональному самоопределению. Характерно, что среди наших выпускников с каждым годом растет число одиннадцатиклассников, выбирающих профессию психолога.
Бесспорно, условием эффективности организации исследовательской и проектной деятельности школьников является и психолого-педагогическое сопровождение педагогов и родителей. Цель данной работы - развитие их психолого-педагогической компетентности по проблеме детской одаренности и формирования исследовательской культуры.
Для ее реализации используем следующие формы работы: психолого-педагогические семинары на темы: «Одарённые дети: обучение, выявление, развитие»; «Исследовательская деятельность школьников: направления, этапы, основные компоненты» и др.; выступления на педсоветах; мастер-классы для педагогов; лекторий для родителей «Проблемы детской одаренности». Психологической службой школы проводится большая научно-методическая работа по данной проблеме: участие в научно-практических семинарах, конференциях, интернет-форумах различного уровня; публикации на областном, межрегиональном, всероссийском и международном уровнях; разработка методических рекомендаций и др.
Педагог-психолог В.Е. Димиянова является руководителем НОУ «Эврика», координируя исследовательскую работу учащихся базовой школы и ее 14-и филиалов, организуя ежегодные научно-практические конференции «Начало» (для дошкольников и учащихся 1-6 классов» и «Первые шаги в науку» (для учащихся 7-11 классов), а также ставшие традиционными региональные научно-практические семинары для педагогов по вопросам исследовательской деятельности учащихся, проводимых на базе нашей школы.
Практика убедила нас в том, исследовательская и проектная деятельность способствуют выявлению одаренных школьников и развитию их творческого потенциала, учит ребят работать с научной литературой и интернет-источниками, практически применять полученные знания и умения; способствует формированию у них навыков публичных выступлений, учит аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию; заметно развивает их коммуникативные навыки. Все это является важными составляющими универсальных учебных действий, определенных федеральными государственными образовательными стандартами. А психолого-педагогическое сопровождение содействует созданию благоприятных условий для выявления и развития одаренных школьников, повышению качества образовательного процесса, развитию образовательного учреждения в целом.
НОУ «Эврика» МБОУ «Уваровщинская СОШ» уже не первый год является «Лучшим научным обществом Тамбовской области», что подтверждено двумя сертификатами Управления образования и науки Тамбовской области. Наши выпускники успешно поступают в ведущие вузы страны, продолжая там заниматься научной работой и выражая благодарность школе за своевременное приобщение их к исследовательской работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О методах и формах работы с одаренными детьми в условиях обычной общеобразовательной школы
Презентация об опыте работы по выявлению одаренных детей и методах работы с ними. Полностью презентацию можно посмотреть по ссылкеhttp://teachers.jinr.ru/archive/doc/cat_v...
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
Презентация "Организация научно-исследовательской деятельности по географии в условиях сельских малокомплектных школ"...
Индивидуальное сопровождение детей "группы риска в условиях сельской общеобразовательной школы"
Программа разработана для организации работы с детьми "зоны риска", "группы риска"в условиях сельского социума. Личностно -ориентированный подход в обучении и воспитании ребенка - это один из эффекти...
Статья " Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта работы с детьми)."
В данной статье автором представлен опыт применения в условиях общеобразовательной школы уникальной педагогической системы музыкально-певческого воспитания детей Д. Е. Огороднова. Подробн...
Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии в общеобразовательной школе
Организация исследовательской деятельности в сельской малокомплектной общеобразовательной школе: проведение практических и лабораторных работ, участие в конкурсах исследовательских работ и проектов....
Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы
На современном этапе работы школы, когда одной из главных ее задач является создание условий для реализации личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, умеющему перерабатыва...
ПРОГРАММА психологического сопровождения подростков с проблемным поведением в условиях средней общеобразовательной школы «ТЫ НЕ ОДИН»
Рост числа детей с проблемным поведением ведет не только к неблагоприятным последствиям для общества, но и для самих подростков, угрожая их физическому и психическому здоровью, а зачастую, приводя их ...