Цели и задачи обучения ИЯ на старшем этапе в условиях средней общеобразовательной школы.
статья по английскому языку (9 класс) на тему
Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает
задачу развития духовной сферы учащихся, повышения гуманистического
содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-образовательно-
развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности
каждого ученика.
Поэтому основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является
развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной
коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в
овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tseli_i_zadachi_obucheniya_inyazu_na_starshem.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
II. Цели и задачи обучения ИЯ на старшем этапе в условиях средней
общеобразовательной школы. Аспекты.
Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает
задачу развития духовной сферы учащихся, повышения гуманистического
содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-образовательно-
развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности
каждого ученика.
Поэтому основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является
развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной
коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в
овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
Указанная цель раскрывается в единстве четырех ее взаимосвязанных
компонентов: воспитательного, развивающего, образовательного и
практического.
Воспитательный компонент цели заключается:
— в формировании у учащихся уважения и интереса, к культуре и народу страны
изучаемого языка;
— в воспитании культуры общения;
— в поддержании интереса к учению и формированию
познавательной активности;
— в воспитании потребности в практическом использовании языка в
различных сферах деятельней;
Развивающий компонент цели предусматривает развитие языковых,
Интеллектуальных и познавательных способностей, ценностных ориентации, чувств и
эмоций школьников, готовности к коммуникации и, в целом, в гуманитарном и
гуманистическом развитии личности ученика.
Образовательный компонент цели выражается в расширении эрудиции учащихся,
их лингвистического, филологического и общего кругозора.
Указанные воспитательные, развивающие и образовательные цели достигаются в
процессе и на основе практического овладения школьниками иностранным языком.
Практический компонент цели заключается в формировании умений устной
и письменной речи на иностранном языке, обеспечивающих основные
познавательно-коммуникативные потребности учащихся на каждом этапе обучения и
возможность приобщения к культурным ценностям народов — носителей изучаемых
языков.
В целом процесс обучения иностранным языкам призван сформировать у учащихся
способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур,
совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления
своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни.
Эта способность предполагает формирование у школьников:
— умений понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с
конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;
— знаний о системе изучаемого языка и правил оперирования языковыми
средствами в речевой деятельности;
— знаний правил речевого и неречевого поведения в определенных стандартных
ситуациях, национально-культурных особенностей страны изучаемого языка и
умений осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями;
---умений пользоваться рациональными приемами умственного труда и
самостоятельно совершенствоваться в овладении иностранным языком, овладевать
им творчески и целенаправленно.
Обучение иностранному языку предполагает овладение учащимися как
непосредственной (говорение, слушание), так и опосредованной (чтение,
письмо) формами общения в пределах, обозначенных в программе для каждого
конкретного этапа обучения.
В области обучения устной речи учащиеся овладевают умениями:
— понимать на слух иноязычную речь, построенную на программном материале (с
допущением некоторого количества незнакомой лексики), и адекватно
реагировать на нее;
— участвовать в общении с одним или несколькими собеседниками с целью обмена
информацией, побуждения собеседника к выполнению какого-либо действия или
деятельности в связи с предъявленной ситуацией общения, с содержанием
увиденного, услышанного или прочитанного в пределах программных требований;
— логично и последовательно высказываться в связи с ситуацией общения, а
также в связи с увиденным, услышанным, прочитанным, используя при этом
элементы описания, повествования и рассуждения, аргументированно выражая свое
отношение к предмету высказывания;
— публично выступать с подготовленным устным сообщением (докладом) по
заданной или самостоятельно выбранной теме.
В области обучения чтению ставятся задачи научить школьников:
— читать вслух и про себя
— читать, понимать и осмысливать содержание текстов с разным уровнем
проникновения в содержащуюся в них информацию:
а) с извлечением полной информации (изучающее чтение);
б) с извлечением основной информации (ознакомительное чтение);
в) с извлечением частичной информации (просмотровое чтение).
Названные умения предполагают овладение школьниками сложными механизмами
ориентировки в иноязычном тексте, прогнозирование его содержания, нахождение
ключевой информации. Обучение чтению должно строиться на разных жанрах и видах
текстов при обязательном использовании с первых шагов обучения
аутентичных материалов.
В области обучения письму учащиеся овладевают следующими умениями:
— графически правильного письма;
— письма как самостоятельного вида речевой деятельности — в
ограниченном объеме (написание поздравления, приглашения и др.);
— письма как средства обучения другим видам речевой деятельности
(составление плана устного сообщения, плана и тезисов прочитанного текста и
др.).
Перевод как вид речевой деятельности в данном варианте программы не
является целью обучения; в учебном процессе рекомендуется использовать его в
качестве средства обучения, помогающего лучше осмыслить и осознать особенности
изучаемого языка.
Исходя из цели обучения иностранному языку и ориентируясь на конечный
результат обучения, в содержание обучения включаются следующие компоненты:
— сферы коммуникативной деятельности, темы, ситуации, коммуникативные и
социальные роли
— специальные (речевые) умения, характеризующие уровень практического
владения иностранным языком как средством общения и познания;
— лингвистические знания и формируемые с их помощью речевые
(произносительные, лексические, грамматические) навыки, а также технические
навыки чтения и письма;
— комплекс лингвострановедческих и страноведческих знаний о национально-
культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка, минимум этикетно-
узуальных форм речи для общения в различных сферах;
— общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда,
обеспечивающие культуру учебно-познавательной деятельности школьников по
освоению иностранного языка и по самосовершенствованию в нем.
Отбор содержания обучения осуществляется, в соответствии с потребностями
развития речи и, следовательно, с учетом его (содержания) важности для
общения, для удовлетворения познавательно-коммуникативных намерении и
интересов учащихся на разных этапах обучения. Поэтому при конструировании
содержания обучения иностранным языкам важно исходить из реальных
коммуникативных потребностей детей каждого конкретного возраста в
практической, интеллектуальной, эмоциональной, этико-эстетической и других
сферах и из реальных условий пользования ими иностранным языком.
Содержание и технология обучения этому содержанию должны обеспечить учащимся
не только возможность овладеть еще одним способом общения, но и «диалог» их,
национальной культуры с иноязычной, что должно явиться мощный стимулом
нравственного и общеобразовательного роста школьников.
Обращение к стране изучаемого языка, информирование учащихся о различных
областях жизни народа, населяющего эту страну, осуществляется постоянно,
начиная с первых шагов обучения предмету, и с обязательным использованием
аутентичных материалов, отражающих особенности быта, жизни, культуры страны
изучаемого языка. Круг рассматриваемых в курсе обучения иностранным языкам
вопросов касается:
— особенностей жизни, быта, учебной деятельности, интересов, увлечений
школьников, живущих в стране изучаемого языка;
— взаимодействия между людьми, людей с природой и обществом;
— природных и культурно-национальных особенностей страны изучаемого языка.
Предметная сторона содержания обучения (о чем говорить, слушать, читать и
писать) с приоритетом общечеловеческих ценностей отражает типичные для
учащихся сферы общения; игровую (основную на начальном этапе обучения),
учебно-трудовую, семейно-бытовую, социально-культурную, общественно-
политическую, профессиональную (в ограниченных пределах на завершающем
этапе обучения). Тематика для организации общения в его непосредственной и
опосредованной формах строится циклично, что означает следующее: одна и та же
речевая функция, социокультурная тема представлена как бы по спирали,
расширяясь от этапа к этапу обучения.
За курс обучения в средней школе учащиеся должны освоить минимум
грамматических явлений, который обеспечивает иноязычное общение (в
непосредственной и опосредованной формах) в рамках обозначенных программой
сфер и тем.
Усвоению подлежат:
— конструкции, выражающие субъектно-предикатные отношения (с
глаголами-связками, с глаголами, выражающими принадлежность, и др.);
— грамматические явления, выражающие действие (в настоящем,
прошлом и будущем) и характер его протекания, а также модальность (желание,
необходимость, возможность и др. ), побуждение к действию и его запрещение;
— средства выражения определенности-неопределенности (артикль, местоимение и
др.); единичности-множественности предметов, явлений; качеств предметов,
действий и состояний; интенсивности качества (степени сравнения
прилагательных, наречий), порядка и количества предметов (количественные1
и порядковые числительные);
— средства выражения определительных и определительно-об- стоятельственных
отношений (конструкции, характеризующие предмет по внешнему виду, по наличию
или отсутствию признаков, конструкции с инфинитивом, причастием и т. д.),
объектных отношений (конструкции с прямым и косвенным объектом и др.),
субъектно-объектных отношений (залог действительный и страдательный);
обстоятельственных отношений (пространственные, временные, причинно-
следственные, условные, отношения сравнения и др.);
— средства связи предложений и частей текста (структурные и композиционные
средства связи; средства, устанавливающие логические связи между
высказываниями; средства, указывающие на объективную и субъективную оценку
информации и др.).
В ходе обучения иностранному языку школьники овладевают не только
специальными, но и общеучебными навыками и умениями, которые складываются в
определенный стиль учебной деятельности, помогающий им не только в освоении
содержания обучения иностранным языкам, освоении школьного образования
вообще, но и в продолжении образования и включении в производственную
деятельность.
Всё общеучебные навыки и умения, которыми школьники овладевают в процессе
изучения предмета, условно подразделяются на четыре группы: учебно-
организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные и учебно-
коммуникативные.
Первая группа умений — учебно-организационные — связана с формированием
у школьников способности работать в различных режимах (учитель — ученик, ученик
— ученик, ученик —класс и др.), пользоваться разнообразными техническими
средствами обучения, объективно и правильно оценивать свою деятельность и
деятельность своих товарищей.
Вторая группа умений— учебно-интеллектуальные — увязана с овладением
способами мыслительной, деятельности, и приемами логического мышления. В
процессе овладения иноязычной речью учащимся приходится сравнивать,
сопоставлять, анализировать, систематизировать, обобщать языковые явления.
Успешность этих действий и овладения языком в целом в значительной мере
определяется умениями наблюдать за функционированием в речи конкретного
языкового явления, образовывать по аналогии и дифференцировать языковые
единицы, пользоваться опорами и ориентирами, облегчающими запоминание
языковых фактов и их последую- щее воспроизведение и т.д.
В учебно-информационных навыках и умениях, которые составляют третью
группу общеучебных умений, находят отражение способы и приемы самостоятельного
приобретения знаний из различного рода источников. В эту группу умений входят
умений школьников ориентироваться в письменном, и аудиотексте, прогнозировать
его содержание, находить нужную информацию, пользоваться различного рода
памятками, справочной литературой и т.д.
Учебно-коммуникативные умения, совпадающие во многом со специальными
коммуникативными (речевыми); умениями, проявляются, в частности, в культуре
общений, т.е. в умениях слушать партнера по общению, прогнозировать его речевое
поведение, обосновывать свою точку зрения и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная презентация языкового материала как методический приём при обучении лексике на старшем этапе в средней школе
Дипломная и курсовая работа по методике преподавания иностранного языка...
ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Доклад в рамках МО учителей математики и информатики...
Доклад "Аутентичные аудио и видеоматериалы при обучении аудированию на старшем этапе обучения"
Доклад к семинару учителей иностранного языка...
Мастер-класс на базе ГАУ ДПО РБ «БРИОП": «Внеурочная деятельность в обучении учащихся по предмету «иностранный язык» в общеобразовательной школе согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных школ Российской Федерации»
Учитель: Клюева И.Д.,МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов г.Улан-Удэ»Октябрь 2017 года...
Реферат Цели и задачи обучения английскому языку в средней школе
В данной работе мы попытаемся определить основные цели и задачи обучения английскому языку в школе на современном этапе....
Реферат " Цели и задачи обучения английскому языку в средней школе"
Цели и задачи обучения английскому языку...
Цели и задачи обучения иностранному языку в средней школе»
Реферат по дисциплине "Актуальные вопросы преподавания английского языка в условиях реализации ФГОС на тему "Цели и задачи обучения иностраному языку в средней школе"....