Представление инновационного педагогического опыта "Правовое сопровождение детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей как средство их успешной социализации"
опыты и эксперименты (9, 10, 11 класс)
Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России.Осуществление правового воспитания требует ясного представления о противоречиях,негативных явлениях в жизни современной молодежи и их воспитании.Дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей-наиболе уязвимая категория детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovats.opyt2_.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление инновационного педагогического опыта
СУИНОЙ ЛАРИСЫ ГЕННАДЬЕВНЫ
социального педагога
ГБОУ РМ «Ардатовский детский дом-школа»
«Правовое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей как средство их успешной социализации »
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. Проблемы детства и пути их решения нашли своё отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации,Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Все они направлены на предупреждение наиболее серьёзных угроз осуществлению прав детей, особенно детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и актуальность и далеки от окончательного решения.
Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите. Ребенок и его права должны защищаться законом. В последние годы резко повысился интерес к правам человека и гражданина в российском обществе. Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей тесно связано с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решения, умения сделать выбор. В настоящее время России переживает один из непростых исторических периодов. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня , - не в развале экономике, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердие, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Среди механизмов осуществления правового воспитания большое значение имеет формирование у детей прочной нравственно-правовой эмоциональной основы. Нравственные чувства, это та почва, на которой произрастает нравственное сознание. Осуществление правового воспитания требует ясного представления о противоречиях, негативных явлениях в жизни современной молодежи и их воспитании.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - наиболее уязвимая категория детей. В школьном коллективе ребёнок приобретает необходимые знания и поведенческие навыки, учится ответственно относиться как к своим поступкам, так и поступкам других людей. В условиях детского дома правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность. В детском учреждении у ребёнка расширяется круг общения. Правовые нормы определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступить в той или иной жизненной ситуации. Детский дом для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей , детский дом-школа является моделью жизни. И если , находясь в детском коллективе, ребенок не научится принимать правильный выбор, достигать взаимопонимания со сверстниками, не конфликтовать с педагогами, то он не сможет реализовать себя наиболее полно, став взрослым.
Отсюда возникает актуальность, перспективность и практическая значимость опыта моей работы.
2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становление опыта.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников — это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения учащихся необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимания принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убеждённость в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
«Правонарушения, преступления» - с этими словами связано представление о запрещённых законом деяниях,которые причиняют тяжкий вред государству, обществу, отдельным гражданам . Вор, хулиган, убийца- наш общий враг. Ещё страшнее когда им становится подросток. Известно , что подросток совершает правонарушение или преступление не сразу, не вдруг, этому предшествует определенный период деморализации его личности, когда он совершает аморальные поступки , незначительные правонарушения , мелкие кражи, хулиганские поступки, драки, употребляет спиртные напитки, наркотики и так далее. Безнадзорность несовершеннолетних обоснованно считается одним из основных условий, способствующих совершению ими правонарушений и преступлений. В предупреждении безнадзорности и её последствий большое значение имеет организация профилактической правовой воспитательной работы образовательного учреждения, организация досуга в свободное от учёбы время. В детские дома дети попадают, в основном, из социально запущенных семей, семей с низким уровнем развития и достатка. Родителями в этих семьях не осуществляется полноценный воспитательный процесс. По отношению к детям часто происходит нарушение правовых норм. В дальнейшем дети сами становятся склонными к правонарушениям.
В своей работе я выбрала направление по правовому воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагающее формирование основ правовых знаний у детей,умения готовности решать свои жизненные проблемы,ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона. Правовые знания нужны не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях,имеющих юридический смысл. Знание прав должно помогать ребёнку защитить себя,сформировать привычку оценивать свои поступки и поступки сверстников,формировать задатки самоконтроля в поведении,знание воспитанниками не только своих прав, но и обязанностей, так как не бывает прав без обязанностей.
3.Теоретическая база опыта.
Аспекты теории правового воспитания нашли свое отражение в работах А.Б.венгерова, В.Н.Кудрявцева, А.В.Мицкевича, И.Ф.Рябко, В.П.Сальникова. Разработке основ организации и управления правовым воспитанием посвящены работы ученых В.В.Головченко, Г.А.Голубева, С.Н.Кожевникова, А.А.Погорадзе, В.П.Федорина. Многие ученые сходятся на том,что формирование правосознания обучающихся означает создание таких условий,при которых у них появляется положительное отношение к праву, повышается авторитет закона как неотложной социальной ценности, создается устойчивая ориентация на правомерное поведение, формируются установки и привычки законопослушания, а также создается атмосфера протеста и нетерпимости ко всем случаям нарушения закона, неотвратимости ответственности.
Современная правовая база по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей насчитывает более 30 нормативных актов : федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, посвященных регулированию вопросов, касающихся личных и имущественных прав детей, находящихся в трудных условиях, охраны здоровья детей, их социального обеспечения, воспитания и образования,трудовых прав несовершеннолетних. Мною разработана программа по правовому воспитанию «Я-гражданин России».
4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Главной целью моей работы является повышение уровня и значимости правовой культуры среди воспитанников, вовлечение несовершеннолетних в практическую деятельность, направленную на изучение законов и правовых норм Российской Федерации с использованием информационных технологий.
Из ходя из цели ставлю задачи:
- обеспечить подростков знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности;
- развивать правовое самосознание;
- совершенствовать умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
- развивать самостоятельность и способность к самоорганизации учащихся, способность к созидательной деятельности;
- создавать условия для воспитания толерантности, терпимости к чужому мнению,умению вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Главным средством достижения поставленной цели является реализация программы по правовому воспитанию «Я-гражданин России». В основу отбора содержания занятий легли следующие принципы:
- Добровольность (предполагается, что педагоги,учащиеся на одной из первых встреч оговаривают правило работы как одно из важнейших).
- Сотрудничество и доброжелательность (предполагается доброжелательное и ненавязчивое взаимодействие педагога, учащихся при изучении всех вопросов практического права, механизмов защиты прав ребёнка).
- Вариативность и право выбора ( программа предлагает общую идеологию правового просвещения учащихся в образовательном учреждении, базирующуюся на приоритетности прав ребёнка).
- Связь с практикой ( освоение программы предполагает связь с региональными особенностями правоприменительной практики и призвано оказывать реальную практическую пользу её участникам).
- Готовность к изменениям и практическому использованию права ( освоение практического права предполагает сознательную готовность к использованию его в реальной жизни, в ходе решения той или иной проблемы, связанной с жизнедеятельностью учреждения, социума).
Деятельность построена в следующих направлениях
1.Диагностика.
- анкетирование и тестирование воспитанников;
- систематическое педагогическое наблюдение за детьми;
- определение круга общения подростков
2.Правовое просвещение .
- изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое их соблюдение;
- изучение государственных и международных документов о правах человека, его положении в обществе;
- консультирование воспитанников по правовым вопросам и мерах их социальной поддержки;
- проведение занятий по правовому просвещению,а также по овладению способами бесконфликтного поведения и приемами разрешения конфликтных ситуаций.
3.Сотрудничество.
- с администрацией детского дома-школы
- с психолого-медико-педагогической службой
- с воспитателями-наставниками детей,имеющих девиантное поведение.
4.Практическая деятельность.
- Организация и проведение коллективных творческих дел и социально-значимой деятельности по формированию у детей преставления о нормах и правилах поведения в обществе, по профилактике правонарушений.
5.Заключительный этап.
- Подведение итогов работы.
5.Анализ результативности.
Показателями эффективности работы являются следующие факты:
- позитивные изменения в поведении детей: они стали ответственнее, добрее, улучшились отношения как между детьми,так и со взрослыми;
- снизилось количество воспитанников, нарушающих режим дня;
- не было случаев самовольных уходов из детского дома-школы;
- снизилось число воспитанников, склонных к проступкам;
- дети чувствуют себя защищенными;
- они имеют представления о действиях и поступках,составляющих угрозу безопасности личности и о правилах личной безопасности человека;
- воспитанники усвоили совокупность конкретных правил поведения в учреждениях культуры, на массовых мероприятиях, в местах отдыха, на улице, школе,основанных на уважении к правам и свободам других граждан.
Приобрели умения:
- проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях;
- давать правовую оценку поступкам людей, собственным действиям, явлениям жизни;
- в ходе практических занятий научились работать с правовыми информационными системами для получения необходимой информации, проводить анализ и систематизацию материала.
6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Дети , поступая в детский дом,имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения , над тем, как оценит это поведение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных людей, к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях. Поэтому у детей с трудом формируются адекватные формы социального поведения,восприятия информации. Наблюдается частая сменяемость контингента,что тоже можно отнести к проблемам при использовании данного опыта. За короткий промежуток времени общения с детьми, не всегда можно отследить положительный результат своей работы.
7.Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт может быть использован заместителями директоров по воспитательной работе, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования, учителями, воспитателями. Опытом своей работы делюсь на методических заседаниях воспитателей, на научно-практической конференции Мордовского республиканского института образования . Программа по правовому воспитанию «Школьная газета «Правовед»» опубликована в сборнике статей Мордовского республиканского института образования «Проектирование воспитательного процесса в современной школе» « ( 2018).
8.Наглядное приложение.
- Информационно-правовая беседа-диалог «Выпускник - будущий абитуриент вуза»
- Правовой брейн-ринг «От абитуриента до студента»
- Информационно-правовой практикум для выпускников «Первые шаги при устройстве на работу»
- Правовой брейн-ринг «Трудовые права молодежи»
- Я-выпускник
- «Правовая защита детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей: финансовая грамотность и защита банковских накоплений».
- Правовые основы защиты прав детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»
Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...
Программа социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Программа содержит пояснительную записку, содержание работы и план работы на год...
Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В данной работе вы найдет все документы для работы с детьми из определенных категорий...
Программа Социально-психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа
Программа разработана с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации обучающегося, пережившего смер...
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»
Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...