ПРОГРАММА деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся на 2019-2023 г.г. «Здоровье»
рабочая программа
- Пояснительная записка
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие
требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна
не только давать обучающимся определенный объем знаний, умений и навыков, но и
формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить
каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей, талантов
и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья. Создание благоприятной образовательной среды способствует укреплению здоровья школьников. Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
Программа направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.
В реализации программы задействованы все службы школы: администрация, учителя, социально-психологическая служба, медицинский работник.
Реализация школьной целевой программы «Здоровье» позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | Программа деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся на 2019-2023 г.г « Здоровье» |
Разработчик Программы | Администрация муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Селивановская средняя школа № 28- Центр образования с. Селиваново» |
Исполнители Программы | Педагогический коллектив школы. |
Научно-методическая основа | Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ( принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г.) |
Кем принята Программа | решением совета Школы 28.12.2018г., протокол №3 |
Цели и задачи Программы | Цели: 1. единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы. 3.Формирование творческой, стремящейся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личности учащегося. Задачи:
|
Ожидаемые результаты |
|
Срок действия Программы | 2019 – 2023 гг. |
- Пояснительная записка
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие
требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна
не только давать обучающимся определенный объем знаний, умений и навыков, но и
формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить
каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей, талантов
и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья. Создание благоприятной образовательной среды способствует укреплению здоровья школьников. Биологическая реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
Программа направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование учащихся.
В реализации программы задействованы все службы школы: администрация, учителя, социально-психологическая служба, медицинский работник.
Реализация школьной целевой программы «Здоровье» позволяет комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья учащихся.
II.Цели и задачи программы:
2.1.Цели:
2.1.1.Создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.
2.1.2. Формирование творческой, стремящейся к сохранению физического, психического и нравственного здоровья личности учащегося.
2.2.Задачи программы:
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и принятия здорового образа жизни. | |
Привитие учащимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания | |
Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей | |
Формирование отношения участников образовательного процесса к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни | |
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся | |
Адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | |
Повышение уровня профилактической работы |
Для этого необходимо:
Разработать и внедрить педагогические рекомендации, программы по оптимизации образовательного процесса на валеологической основе | |
Организовать пропагандистскую работу по вопросам сохранения и укрепления здоровья и формирования потребности в здоровом образе жизни | |
Создать условия для социально-психологической защищенности детей и подростков | |
Внедрять современные методы мониторинга здоровья | |
Проводить мониторинг качества организации учебно-воспитательного процесса | |
Разработать систему мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся и минимизирующих влияние стрессообразующих факторов образования | |
Организовать учебно-воспитательный процесс с учетом медико-психологического обследования учащихся. | |
Осуществлять просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья | |
Популяризировать преимуществ здорового образа жизни, расширять кругозор всех участников образовательного процесс | |
Обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности | |
Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего режима работы школы | |
Обеспечить организацию рациональной системы питания учащихся | |
Обеспечить оптимальный режим двигательной активности учащихся | |
Проводить инструктивно-методическую работу со всеми участниками образовательного процесса | |
Использовать на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающие технологии | |
Проводить профилактические мероприятия | |
Совершенствовать нормативно-правовые условия, информационно – методическое обеспечение | |
Внедрять оптимальную систему медико -педагогического обеспечения по оказанию помощи детям и подросткам | |
Совершенствовать материально-техническое обеспечение | |
Проводить санитарно-просветительскую работу | |
Проводить оздоровительно-профилактическую работу | |
Решать оздоровительные задачи средствами физической культуры и спорта | |
Обеспечивать рациональное питания школьников | |
Организовывать летний отдых и круглогодичное оздоровление детей и подростков | |
Корректировать учебную нагрузку в соответствии с состоянием здоровья детей | |
Внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и внеурочное время |
III. Основные принципы Программы.
Программа основывается на следующих принципах:
- Принцип гарантий: реализация конституционных прав детей и подростков на получение образования и медицинского обслуживания.
- Принцип участия: привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни.
- Принцип педагогической поддержки: вовлечение учителей и воспитателей в широкое движение по созданию здоровой образовательной среды.
IV. Основные мероприятия программы
4.1. Совершенствование нормативно-правовых условий, информационно – методического обеспечения в целях сохранение и укрепления здоровья учащихся
№ | мероприятия | сроки | Исполнители |
Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе. | Каждое полугодие | Заместитель директора по УВР, мед. работник | |
Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. | ежегодно | Администрация | |
Создание в школьной библиотеке подборки научно– методической литературы по тематике ЗОЖ. | постоянно | Библиотекарь | |
Мониторинг выполнения Программы. | ежегодно | Администрация | |
Составление социологических карт по классам, составление списков: учащихся группы риска; проблемных семей; многодетных семей; малообеспеченных семей; неполных семей; детей с заболеваниями. | Сентябрь | Социальный педагог, классные руководители | |
Составление индивидуальных учебных планов для учащихся с ограниченными возможностями | Август, сентябрь | Заместитель директора по УВР | |
Издание приказов: о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил ТБ | Сентябрь | Директор | |
Составление графика работы технического персонала | Сентябрь | Завхоз | |
Проверка состояния охраны труда в школе и документации по ТБ | По графику | Директор, зам директора по УВР | |
Обеспечение требований ТБ во время ремонта школы и трудовой практики уч-ся | В летний период | Завхоз, начальник лагеря | |
Разработка плана мероприятий по охране труда и ТБ в школе | Сентябрь | Администрация, профком | |
Оформление листков здоровья в классных журналах | Сентябрь | Классные руководители, медработник | |
Запись в специальном журнале о результатах испытания спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств, акты-разрешения на проведение занятий в спортивном зале | Август | Ответственный за ОТ и ТБ | |
Наличие инструкций по охране труда при занятиях легкой атлетикой, спортивными и подвижными играми, лыжной подготовкой, гимнастикой и акробатикой ит.д. | Август | Ответственный за ОТ и ТБ | |
Заключение договора о медицинском обслуживании детей с закрепленным за школой МУЗ | Январь | Заместитель директора по УВР | |
Изучение методических рекомендаций по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе | Август | Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры | |
Изучение методов проведения уроков физической культуры с учащимися, имеющими недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность | Август | Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры | |
Пополнение в школе накопительной информации о состоянии здоровья обучающихся | Август –июнь | Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры | |
Изучение информации об оптимальном объеме двигательной активности обучающихся по ступеням обучения | Август | Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры | |
Распределение обучающихся , отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, на категории | Сентябрь | Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры | |
Организация деятельности педагогического совета школы по организации физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися | Постоянно | Педагогический совет |
4.2. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа
№ | мероприятия | сроки | Исполнители |
Организация работы с «сильными» учащимися ся с целью профилактики учебных перегрузок | В течение года | Зам директора по УВР | |
Вводный инструктаж по правилам ТБ, пожарной безопасности и охране труда | Сентябрь, март | Директор, завхоз | |
Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий | В течение года | Зам директора по УВР; ШМО | |
Организация работы по изучению правил дорожного движения | По плану работы ответственного за профилактику ДДТТ | Классные руководители | |
Проведение классных часов по нрав-ственному воспитанию:
| По планам классных руководителей | Зам директора по ВР, классные руководители | |
Проведение месячников:
| Ноябрь, апрель, май | Директор, заместители директора преподаватель-организатор ОБЖ | |
Создание библиотеки методической литературы по проблеме здорового образа жизни | Декабрь | Библиотекарь | |
Обеспечение правил ТБ и пожарной безопасности во время проведения мероприятий и на каникулах | Во время каникул | Зам директора по ВР, завхоз | |
Родительский лекторий «Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей» | Раз в четверть | Зам директора по ВР | |
Консультации для родителей по проблеме сбережения здоровья детей | Постоянно | Зам директора по ВР | |
Проведение цикла уроков с валеологической направленностью | В течение года | Учитель физкультуры | |
Ознакомление педагогов с методическими рекомендациями по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе | Август | Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры | |
Ознакомление педагогов с методами проведения уроков физической культуры с учащимися, имеющими недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность | Август | Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры | |
Организация лекций для родителей по ЗОЖ, с приглашением школьных педагогов, медицинских работников, психолога, администрации школы | Постоянно | Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры | |
Индивидуальная работа с родителями. Консультирование, беседы, посещение ребенка на дому, общение по телефону | Постоянно | Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры |
4.3. Внедрение оптимальной системы медико -педагогического обеспечения по оказанию помощи детям и подросткам.
№ | мероприятия | сроки | исполнители |
Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки) | Ежедневно | Учителя-предметники | |
Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке) | Ежедневно | Учителя-предметники | |
Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся | Начало четверти | Заместитель директора по УВР | |
Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья | Один раз в полугодие | Заместитель директора по УВР, медсестра | |
Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра | Один раз в год | Заместитель директора по УВР. медсестра | |
Использование диагностики по выявлению наркомании, токсикомании и других вредных привычек среди детей и подростков | Ежегодно | Педагог-психолог, мед.сестра | |
Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся | Два раза в год | Педагог-сихолог | |
Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья | Два раза в год | Директор. Классные руководители | |
Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса | Один раз в четверть | Педагог- сихолог | |
Организация работы кабинета психологической разгрузки | постоянно | Администрация, психолог | |
Проведение смотров учебных кабинетов на предмет соответствия требованиям санитарно – гигиенических условий к кабинету | По графику | Комиссия | |
Обеспечение условий для предупреждения травматизма: - организация досуга школьников во время перемен; - соблюдение ТБ при организации учебно – воспитательного процесса | Постоянно | Преподаватели | |
Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период | К началу зимнего периода | Директор, завхоз | |
Рейды:
| По графику | Зам директора по УВР, ВР, социаль-ный педагог; биб-лиотекарь | |
Проведение учебных эвакуационных мероприятий | По графику | Преподаватель ОБЖ | |
Обеспечение соблюдение правил противопожарной безопасности в школе | Постоянно | Директор, завхоз | |
Организация занятий для будущих перво-классников с целью адаптации к условиям школьной образовательной среды | Февраль-май | Педагог-психолог, учитель начальных классов | |
Обеспечение оптимальных условий и режима труда при проведении итоговой аттестации в 9, 11 классах | Май-июнь | ||
Организация физкультурной деятельности в группах продленного дня, в том числе проведение спортивного часа; | Сентябрь-май | Воспитатель ГПД, учитель физической культуры |
4.4.Совершенствование материально-технического обеспечения и улучшение санитарно-гигиенических условий
№ | мероприятия | сроки | исполнители |
Приобретение сантехнического оборудо-вания, люминесцентных и электрических ламп | В течение года | Завхоз | |
Составление заявок на приобретение мебели, наглядных пособий, оборудования и ТСО для кабинетов | В течение года | Завхоз | |
Приобретение моющих и чистящих средств | Постоянно | Завхоз | |
Приобретение посуды для столовой | Постоянно | Завхоз | |
Обеспечение медицинскими аптечками учебных кабинетов | Август, сентябрь | Завхоз | |
Обновление кабинета ОБЖ | В течение года | Преподаватель ОБЖ | |
Обеспечение спортзала спортивным инвентарём | постоянно | Завхоз | |
Обеспечение исправности электроприборов и приборов учёта | Постоянно | Завхоз | |
Улучшение состояния оборудования спортивной зоны на земельном участке школы | Постоянно | Завхоз | |
Улучшение состояния покрытия и освещения спортивно-игровых площадок, | Постоянно | Завхоз | |
Оснащение спортивного зала оборудованием и инвентарем | Постоянно | Завхоз | |
Улучшение освещения спортивного зала | Постоянно | Завхоз | |
Улучшение санитарно-гигиенического состояния всех физкультурно-спортивных объектов, в том числе душевых помещений для мальчиков и девочек | Постоянно | Завхоз | |
Улучшение технического состояния спортивных снарядов и оборудования | Постоянно | Завхоз | |
Оснащение медицинского кабинета оборудованием и инструментами , необходимыми для обследования физического состояния школьников | Постоянно | Завхоз | |
Обеспечение условий для инклюзивного образования | Постоянно | Завхоз |
4.5. Санитарно-просветительская работа
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные | ||||
Уроки здоровья и практической гигиены | |||||||
1 классы | |||||||
1 | Правильная посадка при письме и чтении (в школе и дома). Правильная осанка | Сентябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Правила уличного движения | Сентябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Как уберечь себя и других от несчастных случаев | Сентябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
4 | День первоклассника. Режим дня | Октябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
5 | Гигиена сна | Октябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
6 | Мытье рук, стрижка ногтей. Гигиенические навыки. Особенности санитара класса | Ноябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
7 | Болезни грязных рук | Ноябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
8 | Гигиена тела. Умывание лица и шеи, мытье ног, уход за волосами, носовой платок | Декабрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
9 | Гигиена полости рта | Январь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
10 | «Здоровые зубы – здоровью любы» | Январь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
11 | Питание – основа жизни. 10 заповедей правильного питания | Февраль | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
12 | Рост и развитие человека | Февраль | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
13 | Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам | Февраль | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
14 | Гигиена внешней среды. Уборка и проветривание класса | Март | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
15 | Уход за обувью и одеждой | Март | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
16 | Утренняя зарядка, подвижные игры, их польза для здоровья | Апрель | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
17 | Закаливание, правила купания | Май | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 классы | |||||||
1 | Правильная посадка при письме и чтении (в школе и дома). Правильная осанка | Сентябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Режим дня ученика 2 класса. Гигиенические навыки, связанные со сном | Сентябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Школьник должен быть чистым и опрятным. Болезни грязных рук. | Октябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
4 | Как сохранить хорошее зрение | Ноябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
5 | Безопасность поведения на дорогах. Как уберечь себя и других от несчастных случаев | Декабрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
6 | Пагубное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм | Январь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
7 | Гигиена питания. Питание – основа жизни | Февраль | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
8 | Гигиена полости рта | Март | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
9 | Укрепление здоровья. Подвижные игры на улице | Апрель | Медсестра, зам.директора по УВР, учитель физической культуры | ||||
10 | Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам | Апрель | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
11 | Закаливание, правила купания | Май | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
12 | Гигиена внешней среды. Уборка и проветривание класса | Май | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3-4 классы | |||||||
1 | Режим дня школьника | Сентябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Утренняя гимнастика | Сентябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Сон школьника | Октябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
4 | Как одеваться в разное время года | Ноябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
5 | Личная гигиена девочки | Ноябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
6 | Личная гигиена мальчика | Ноябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
7 | Гигиена питания. Понятие о витаминах. 10 заповедей правильного питания. | Декабрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
8 | Зимние подвижные игры и развлечения на воздухе в зимнее время | Декабрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
9 | О микробах, вызывающих разные болезни | Январь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
10 | Гигиена полости рта | Февраль | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
11 | Рост и развитие человека | Февраль | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
12 | Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам | Февраль | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
13 | Безопасное поведение на дорогах. Как уберечь себя и других от несчастных случаев | Март | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
14 | Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм | Март | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
15 | Как уберечься от заражения глистами | Апрель | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
16 | Как отдыхать летом | Май | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
17 | Гигиена внешней среды. Уборка и проветривание класса | Май | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
5-7 классы | |||||||
1. Здоровый образ жизни, его принципы и значение | |||||||
1 | Нормы поведения в коллективе и их значение для охраны физического и психического здоровья. | Сентябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Понятие о здоровье. Здоровье индивидуальное, семейное, общественное. Пути сохранения и укрепления здоровья. ЗОЖ как фактор немедикаментозной профилактики заболеваний | Ноябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Нравственность и здоровье | Март | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
4 | Факторы, влияющие на здоровье: состояние окружающей среды. Режим учебы и отдыха, закаливание, рациональное питание, профилактика инфекционных заболеваний, личная и общественная гигиена, формирование негативного отношения к употреблению алкоголя, наркотиков, курению. | В течение года | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2. Режим дня, учебы и отдыха | |||||||
1 | Режим дня школьника | Сентябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Гигиена домашних учебных занятий | Октябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Гигиена сна | Октябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3. Основы рационального питания | |||||||
1 | Режим питания | Ноябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Санитарно-гигиенические правила приема пищи | Декабрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Витамины. Сезонные гоповитаминозы и их профилактика | Декабрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
4. Значение физической культуры и закаливания для сохранения здоровья | |||||||
1 | Виды физической культуры и их значение для здоровья человека | Сентябрь | Учитель физической культуры , медсестра | ||||
2 | Закаливание. Значение закаливания для оздоровления организма, профилактика респираторных заболеваний | Октябрь | Учитель физической культуры , медсестра | ||||
3 | Нарушение осанки | Ноябрь | Учитель физической культуры , медсестра | ||||
5. Личная гигиена. Предупреждение инфекционных заболеваний | |||||||
1 | Правила личной гигиены мальчиков и девочек | Январь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Гигиена полости рта | Январь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Гигиена труда и отдыха | Февраль | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
4 | Профилактика туберкулеза | Март, май | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
6. Общественная гигиена и охрана окружающей среды | |||||||
1 | Гигиена внешней среды | Март | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Понятие о ядовитых растениях | Май | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Предупреждение заболеваний, передающихся от домашних животных | Апрель | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
4 | Предупреждение укусов насекомых и животных | Май | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
7. Гигиенические вопросы трудового обучения | |||||||
1 | Организация труда и профилактика производственных травм | Октябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители, преподаватель-организатор ОБЖ | ||||
8. Основные принципы личной безопасности и профилактика травматизма | |||||||
1 | Безопасное поведение на дорогах | Январь | Преподаватель –организатор ОБЖ | ||||
2 | Бытовой и уличный травматизм | Февраль | Преподаватель –организатор ОБЖ | ||||
3 | Поведение в экстремальных условиях | Февраль | Преподаватель –организатор ОБЖ | ||||
9. Гигиенические аспекты полового воспитания | |||||||
1 | Анатомо-физиологические особенности мужского организма. Гигиена мальчика, юноши. | Апрель | Врач-педиатр | ||||
2 | Анатомо-физиологические особенности женского организма. Гигиена девочки, девушки. | Апрель | Врач-педиатр | ||||
3 | Половое воспитание подростков. Профилактика ранней беременности, заболевания, передающиеся половым путем. | Октябрь | Врач-педиатр | ||||
10. Пагубное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на здоровье детей и подростков | |||||||
1 | Понятие о наркомании, токсикомании, алкоголизме | Ноябрь , май | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Предупреждение употребления психоактивных веществ | Март | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | СПИД-чума XXI века | Декабрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
8-11 классы | |||||||
1. Здоровый образ жизни, его принципы и значение | |||||||
1 | Нормы поведения в коллективе и их значение для охраны физического и психического здоровья. Факторы риска и понятие о самоконтроле | Сентябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Понятие о здоровье. Здоровье индивидуальное, семейное, общественное. Пути сохранения и укрепления здоровья. ЗОЖ как фактор немедикаментозной профилактики заболеваний | Ноябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Нравственность и здоровье | Март | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
4 | Факторы, влияющие на здоровье: состояние окружающей среды. Режим учебы и отдыха, закаливание, рациональное питание, профилактика инфекционных заболеваний, личная и общественная гигиена, формирование негативного отношения к употреблению алкоголя, наркотиков, курению | В течение года | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2. Режим дня, учебы и отдыха | |||||||
1 | Принципы организации режима дня старшего школьника. Основные принципы гигиенической организации умственного труда | Сентябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Профилактика переутомления. Рациональная организация труда и отдыха во время экзаменов | Октябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Гигиена сна | Октябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3. Основы рационального питания | |||||||
1 | Режим питания. Основные принципы рационального питания | Ноябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Санитарно-гигиенические правила приема пищи | Декабрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика | Декабрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
4 | Значение диетического питания для детей и подростков с различными заболеваниями. | Декабрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
5 | Пищевые отравления. Их профилактика. Первая помощь при пищевом отравлении | Январь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
4. Значение физической культуры и закаливания для сохранения здоровья | |||||||
1 | Виды физической культуры и их значение для здоровья человека. Двигательный режим. | Сентябрь | Учитель физической культуры , медсестра | ||||
2 | Виды физической культуры. Значение закаливания для оздоровления организма, профилактика респираторных заболеваний. Физиологические основы закаливания | Октябрь | Учитель физической культуры , медсестра | ||||
3 | Нарушение осанки. Понятие об искривлении позвоночника, плоскостопия | Ноябрь | Учитель физической культуры , медсестра | ||||
5. Личная гигиена. Предупреждение инфекционных заболеваний | |||||||
1 | Половое воспитание подростков | Октябрь | Врач- педиатр | ||||
2 | Гигиена полости рта | Январь | Учитель физической культуры , медсестра | ||||
3 | Гигиена труда и отдыха | Февраль | Учитель физической культуры , медсестра | ||||
4 | Общие правила профилактики инфекционных заболеваний | Апрель | Учитель физической культуры , медсестра | ||||
5 | Основные виды инфекционных заболеваний и их профилактика | Апрель | Учитель физической культуры , медсестра | ||||
6 | Профилактика туберкулеза | Март, май | Учитель физической культуры , медсестра | ||||
6. Общественная гигиена и охрана окружающей среды | |||||||
1 | Здоровье и окружающая среда. Медицинские аспекты экологии | Март | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Ядовитые растения, опасные животные и насекомые. Правила поведения в лесу. Съедобные дикорастущие растения | Апрель | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Предупреждение заболеваний, передающихся от животных | Май | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
4 | Предупреждение укусов насекомых и животных | Май | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
7. Гигиенические вопросы трудового обучения | |||||||
1 | Роль физического труда и трудовых навыков в гармоничном развитии организма | Сентябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Правила техники безопасности на уроках физики, химии, информатики, трудового обучения | Октябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Понятие о профессиональной пригодности и профессиональной ориентации. Здоровье и выбор профессии | Апрель | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
8. Основные принципы личной безопасности и профилактики травматизма | |||||||
1 | Безопасное поведение на дорогах | Январь | Преподаватель –организатор ОБЖ | ||||
2 | Бытовой и уличный травматизм. Основные сведения о травмах | Февраль | Преподаватель –организатор ОБЖ | ||||
3 | Поведение в экстремальных ситуациях | Февраль | Преподаватель –организатор ОБЖ | ||||
4 | Первая помощь при различных видах травм | Март | Преподаватель –организатор ОБЖ | ||||
5 | Первая помощь при ожогах | Март | Преподаватель –организатор ОБЖ | ||||
6 | Утопление. Первая помощь утопающему. Искусственное дыхание и методы его проведения | Май | Преподаватель –организатор ОБЖ | ||||
7 | Кровотечения. Виды кровотечения. Первая помощь при кровотечении | Май | Преподаватель –организатор ОБЖ | ||||
8 | Признаки жизни и смерти. Понятие о шоке. Непрямой массаж сердца. | Май | Преподаватель –организатор ОБЖ | ||||
9. Гигиенические аспекты полового воспитания | |||||||
1 | Анатомо-физиологические особенности мужского организма. Гигиена юноши | Апрель | Врач- педиатр | ||||
2 | Анатомо-физиологические особенности женского организма. Гигиена девушки | Апрель | Врач- педиатр | ||||
3 | Половое воспитание ранней беременности. Заболевания, передающиеся половым путем. | Май | Врач- педиатр | ||||
10. Пагубное влияние алкоголя, никотина, наркотиков | |||||||
1 | Понятие о наркомании, токсикомании, алкоголизме. Химические свойства наркотиков и алкоголизма. Действие наркотиков и алкоголя на разных стадиях. Вред однократного приема наркотиков. | Ноябрь, май | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Предупреждение употребления психоактивных веществ | Декабрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | СПИД-чума XXI века | Декабрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
Общешкольные мероприятия | |||||||
1 | Круглый стол (актуальные темы гигиенического воспитания) | 1 раз в четверть | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Праздник здоровья | 1 раз в полугодие | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Диспут о здоровом образе жизни | 1 раз в четверть | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
4 | «Дни здоровья» проводимые под эгидой ВОЗ: - «Международный день отказа от курения». - «Международный день борьбы со СПИДом». - «Всемирный день борьбы с туберкулезом». - «Всемирный день здоровья» - «Всемирный день отказа от курения» | 12 ноября 1 декабря 21 ноября 7 апреля 31 мая | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
Рекламная деятельность | |||||||
1 | Оформление уголков здоровья в 1-11-х классах | 1 раз в квартал | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Выпуск школьной стенгазеты «Будьте здоровы!» | 1 раз в четверть | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Выпуск тематических санитарных бюллетеней | 1 раз в четверть | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
Работа с родителями | |||||||
1-4 классы | |||||||
1 | Возрастные особенности младшего школьника (итоги медицинского осмотра): - охрана зрения; - профилактика нарушений осанки; - режим дня и рациональное питание; - гигиена младшего школьника; - предупреждение утомляемости | 1 в четверть | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Закаливание детей | Апрель | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Организация летнего отдыха | Май | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
5-8 классы | |||||||
1 | Анатомо-физиологическая перестройка организма младшего подростка. Режим дня | Ноябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Рациональное питание | Март | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Гигиена органов дыхания, профилактика туберкулеза | Апрель | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
4 | Организации летнего отдыха | Май | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
9-11 классы | |||||||
1 | Режим учебы, труда и отдыха: - о вреде занятий ночью; - рациональное питание | 1 раз в полугодие | зам. директора по УВР, классные руководители | ||||
2 | Круглый стол «Физические и умственные нагрузки учащихся» | Ноябрь | Медсестра, зам.директора по УВР, классные руководители | ||||
3 | Дисгармония между половой зрелостью и уровнем психологической и социальной зрелостью | Декабрь | педагог -психолог | ||||
Работа с педагогическим коллективом | |||||||
1 | Обсуждение результатов медицинского осмотра учащихся на педагогическом совете | После медосмотра | зам.директора по УВР | ||||
2 | Оформление стенда в помощь учителям «Гигиеническое обучение и воспитание учащихся» | Октябрь | Медсестра,зам.директора по УВР | ||||
Работа с обслуживающим персоналом школы | |||||||
Провести профилактические занятия:
| Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март | Медсестра |
4.6. Оздоровительно-профилактическая работа
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Контроль соблюдения режима дня | Постоянно | Классные руководители, социальный педагог | |
Организация работы по пропаганде здорового образа жизни (лекции, беседы, вечера) | По отдельному плану | Зам директора по УВР | |
Социальная поддержка детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации | Постоянно | Классные руководители, социальый педагог | |
Организация летней оздоровительной площадки при школе | Июнь | Зам директора по ВР | |
Озеленение учебных кабинетов | Май-сентябрь | Программа «Натургартен» | |
Месячник по уборке школьной территории | Май | Трудовой сектор «Муравейного братства» | |
Проведение Недели и дней здоровья | Не реже 1 раза в 2 месяца | Учитель физкультуры | |
Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок | По графику | Медработник | |
Соблюдение санитарно-гигиенических норм на уроках | Постоянно | Зам директора по УВР, учителя | |
Проведение углубленного медицинского осмотра первоклассников | Июнь-августа | Медработник | |
Проведение подвижных школьных перемен | Постоянно | Зам директора по ВР | |
Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть эмоциями | По отдельному плану | Педагог-психолог | |
Витаминотерапия в весенний период | Март, апрель | Классные руководители | |
Организация работы по оздоровлению педагогического коллектива | Июнь-август | Директор, профком | |
Разработка комплексов физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья | Постоянно | Учитель физкультуры | |
Проведение бесед о вреде курения, употребления спиртосодержащей продукции, наркотических и психотропных веществ (5-11 классы) | По отдельному плану | Зам директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог | |
Проведение Дня психического здоровья | 10 октября | Педагог-психолог | |
Создание игровой зоны для участников летнего оздоровительного лагеря | июнь | Директор ,завхоз, учитель физической культуры | |
Развитие спортивных традиций школы:
| Ежегодно | Зам директора по ВР, учитель физкультуры | |
Обеспечение выполнения программы по курсу ОБЖ. | Постоянно | Администрация | |
Организация и проведение сборов, соревнований, турпоходов. | Ежегодно | Преподаватель-организатор ОБЖ | |
Организация воспитательной работы по возрастам по формированию навыков ЗОЖ: -проведение классных часов, Дней здоровья; - организация тематических выставок плакатов, рисунков; - проведение конкурсов сочинений; - проведение массовых спортивных праздников; | постоянно | Классные руководители, ст. вожатая, учитель физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ | |
Проведение школьных мероприятий по привитию навыков правильного поведения детей в опасных для жизни ситуациях: - Дни ГО; - « Зарница», Турслет; | По плану | учитель физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ | |
Участие в операции « Внимание дети!» | Ежегодно | Ст. вожатые, руководитель отряда ЮИД |
4.7. Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта
№ | мероприятия | сроки | исполнители |
1 | Использование на уроках физической культуры новых методов проведения уроков с более высоким уровнем двигательной активности. | Постоянно | учитель физической культуры |
2 | Комплектование кабинета физкультуры необходимым спортивным оборудованием и инвентарем | Ежегодно | Администрация, учитель физической культуры |
3 | Совершенствование спортивно массовой работы через систему дополнительного образования: - организация спортивных секций, танцевального кружка; - обучение спортивным играм. | Постоянно | Руководители секций, кружков. |
4.8. Организация питания школьников
№ | мероприятия | сроки | исполнители |
1 | Организация питания детей с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания) | Постоянно | Директор, классные руководители |
2 | Проведение совещаний по вопросам организации и развития школьного питания. | 2 раза в год | Директор |
3 | Осуществление ежедневного контроля за работой школьной столовой, проведение целевых тематических проверок | В течение года | Администрация, комиссия |
4 | Улучшение материально – технической базы столовой( приобретение и ремонт инвентаря, оборудования), разработка и введение в систему питания новых блюд с учетом изучения запросов учащихся и их родителей | Ежегодно | Администрация, совет по питанию |
5 | Проведение работы по воспитанию культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди учащихся и родителей через: - систему классных часов и родительских собраний «Режим дня и его значение», «Культура приема пищи», «Хлеб – всему голова», « Острые кишечные заболевания и их профилактика» и др.; - игры, конкурсы, беседы, ярмарки, - встречи с медработником | Постоянно | Заместитель директора по УВР, классные руководители |
6 | Анкетирование учащихся и родителей по вопросам школьного питания. | Ежегодно | Заместитель директора по УВР, классные руководители |
4.7. Организация летнего отдыха и круглогодичного оздоровления детей и подростков
№ | мероприятия | сроки | исполнители |
1 | Определение режима пришкольного лагеря | Апрель – май ежегодно | Начальник лагеря |
2 | Организация полноценного питания | Май – август ежегодно | Директор |
3 | Охват летним отдыхом детей различных категорий | Апрель – август ежегодно | Заместитель директора по УВР, классные руководители |
4 | Организация работы кабинета-психолога в пришкольном лагере | Весь период | Педагог-сихолог |
5 | Координация работы по оздоровлению ослабленных детей с работниками МУЗ | Май | Медсестра |
6 | Организация немедикаментозных методов оздоровления (закаливание, гимнастика, фитотерапия и др.) детей в пришкольном лагере | Весь период | Медсестра |
7. | Санаторно-курортное лечение и загородный отдых | В течение года | Заместитель директора по УВР |
V. Ожидаемые результаты Программы:
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и принятия здорового образа жизни. | |
Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания. | |
Устойчивая мотивация к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей | |
Формирование отношения участников образовательного процесса к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни | |
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся | |
Адаптация детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | |
Повышение уровня профилактической работы |
VI. Координация и контроль реализации Программы
6.1.Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация школы и педагогический совет школы:
-анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит предложения по его коррекции;
-осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
-координирует взаимодействие заинтересованных общественных организаций по развитию системы оздоровления детей и подростков;
6.2.План мониторинга осуществления программы «Здоровье»
Контроль | Показатели | Осуществление контроля | Сроки | Кто контролирует |
Образовательный процесс: урочная деятельность | 1.Пропуски уроков физкультуры | Отметка в классном журнале | Ежедневно | учитель физической культуры |
2.Успеваемость и качество выполнения программы | Отметка в специальной ведомости по классам | 1 раз в четверть | Заместитель директора по УВР | |
3.Интерес и мотивация к урокам физкультуры | Анализ динамики годовых показателей у обучающихся одного и того же класса | В течение года | Заместитель директора по УВР | |
Анкетирование учащихся | В течение года | Заместитель директора по УВР | ||
2.Образовательный процесс: внеурочная деятельность | 1.Посещение кружков спортивных секций | Отметка в журнале | Ежедневно | Учителя физкультуры, классные руководители |
2.Выполнение программы кружковой работы | Проверка присутствия обучающихся в соответствии с отметкой в журнале | 1 раз в четверть | Заместитель директора по УВР | |
3.Результаты участия в конкурсах, соревнованиях школьного, районного и областного уровня, их динамика | Проверка журналов | 1 раз в четверть | Заместитель директора по УВР | |
4.Привлечение обучающихся к занятиям в спортивных секциях | По итоговым протоколам и приказам | По окончании проведения | Заместитель директора по УВР | |
5.Посещение учащимися массовых мероприятий спортивного характера | Подсчет уч-ся, посещающих занятия % участия от общего количества уч-ся | постоянно | Заместитель директора по УВР | |
3.Состояние здоровья обучающихся | 1 .Пропуски уроков по болезни | Отметка в классном журнале | Еженедельно | Классный руководитель |
2.Наличи детей с хроническими заболеваниями | По медицинским картам с определением динамики | 2 раза в год | Заместитель директора по УВР | |
3. Наличие детей, имеющих вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотических средств) | - Анонимное анкетирование - Наблюдение | . 2 раза в год В начале и конце учебного года - ежегодно | Социальный педагог | |
4.Состояние санитарно-гигиенических условий работы | 1. Соблюдение режима проветривания | Наблюдение | Ежедневно | Зав. кабинетами |
2 Соблюдение норм освещения и отопления в помещениях | Наблюдение | 1 раз в две недели | Зав. кабинетами | |
3 Регулярная влажная уборка помещений | При составлении расписания | Ежедневно | Завхоз | |
4 Соответствие учебной нагрузки обучающихся максимально допустимой |
| Еженедельно | Заместитель директора по УВР | |
5.Соблюдение обучающимися гигиенических норм и правил | 1 Мытье рук перед едой | Наблюдение | Ежедневно | Классные руководители |
2 Мытье рук после посещения туалета | Наблюдение | 1 раз в неделю | Классные руководители | |
3 Наличие чистой одежды для занятий физкультурой | Наблюдение | Ежедневно | Учитель физкультуры | |
4 Наличие сменной обуви | Наблюдение | Ежедневно | Дежурный класс, классные руководители | |
6.Эффективность реализации программы физкультурно-оздоровительной работы в целом | 1.Подведение промежуточных итогов 2.Подведение общего итога работы по программе | Анализ | Май.
| Заместитель директора по УВР |
6.3. План анализа реализация Программы деятельности школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся на 2019-2023 г.
1.Совершенствование нормативно-правовых условий, информационно – методического обеспечения в целях сохранение и укрепления здоровья учащихся
Состояние заболеваемости и травматизма:
Данные персонифицированного учета травматизма детей и подростков
№п.п. | Виды травм | Количество случаев |
бытовые травмы | ||
уличные | ||
на переменах( школьные) | ||
спортивные | ||
автодорожные | ||
Прочие |
Структура травм по локализации
№п.п. | Виды травм | Количество случаев |
травмы верхних конечностей | ||
плечевого пояса | ||
травмы нижних конечностей | ||
травмы головы | ||
травмы брюшной полости | ||
травмы грудной клетки | ||
термические ожоги | ||
отравления |
Структура травм по воздействию
№п.п. | Виды травм | Количество случаев |
1. | Воздействие неживых механических сил | |
-удар о другой предмет | ||
-соприкосновение с острым краем стекла | ||
-удар спортивным оборудованием | ||
-соприкосновение с ручным инструментом | ||
-проникновение инородного тела через кожу | ||
2. | Падения | |
-от подскальзывания | ||
-падение с лестницы | ||
-другие падения | ||
3. | Воздействие живых механических сил | |
-удар, толчок другим лицом | ||
укус собаками | ||
удар, столкновение с другим лицом |
Результаты медицинского мониторинга в
20___-20____
параметры | классы | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | всего | |
Медицинская группа | ||||||||||||
I мг | ||||||||||||
II мг | ||||||||||||
III мг | ||||||||||||
IV мг | ||||||||||||
инвалиды | ||||||||||||
Физкультурная группа | ||||||||||||
Основ. | ||||||||||||
подготов. | ||||||||||||
Спец. |
Характеристика заболеваемости учащихся
(%/количество детей, отнесенных к той или иной нозологии, от общего числа
Заболевания | ||||||||||||
Инфекционные и паразитарные заболевания | ||||||||||||
эндокринной системы | ||||||||||||
нервной системы | ||||||||||||
сердца | ||||||||||||
крови | ||||||||||||
глаз | ||||||||||||
уха | ||||||||||||
органов дыхания | ||||||||||||
органов пищеварения | ||||||||||||
мочеполовой системы | ||||||||||||
кожи | ||||||||||||
Костно-мышечной системы | ||||||||||||
врождённые пороки | ||||||||||||
психические расстройства и расстройства поведения |
2. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа.
3.Внедрение оптимальной системы медико -педагогического обеспечения по оказанию помощи детям и подросткам.
4.Совершенствование материально-технического обеспечения и улучшение санитарно-гигиенических условий .
№п.п. | Помещение | Соответствие санитарным нормам. % | Соответствиеи требованиям пожарной безопасности, % |
1. | Территория | ||
2. | Помещения школы |
Оснащение оборудованием
№п.п. | Помещение | Оснащённость, % | Проблемы |
1. | Пищеблок | ||
2. | Медицинский кабинет | ||
3. | Спортзал |
Оснащение классных комнат и помещений , используемых для организации учебного процесса:
№п.п. | Помещение | Оснащённость, % | Проблемы и пути их решения |
Кабинет |
Контроль хода реализации плана по обеспечению соответствия инфраструктуры Школы условиям здоровьесбережения:
Количественные критерии эффективности реализации Программы ( 1-10 баллов) | Результативность | |
Соблюдение гигиенических требований условий обучения школьников | 1.Контроль за соблюдением требований к помещениям и оборудованию школы. | |
2. Осуществлять контроль за соблюдением воздушно-теплового режима в школе. | ||
3. Осуществлять контроль за соблюдением требований к естественному и искусственному освещению в школе. | ||
4. Осуществлять контроль за соблюдением требований к водоснабжению и канализации в школе. | ||
Соблюдение гигиенических требований режима образовательного процесса | 1.Контроль процесса адаптации детей первого года обучения | |
2.Контроль за соблюдением гигиенических требований к составлению школьного расписания | ||
3.Медицинский контроль за уроками физкультуры и технологии | ||
4.Контроль за организацией и режимом группы продленного дня | ||
Соблюдение гигиенических требований организации медицинского обслуживания обучающихся | 1. Организация и проведение углубленных медицинских осмотров школьников с анализом результатов медицинского осмотра | |
2. Организация комплексного оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции | ||
3. Иммунизация | ||
4. Проведение профориентации школьников с учетом состояния здоровья | ||
5. Контроль за прохождением обязательных профилактических осмотров всеми работниками школы | ||
Соблюдение гигиенических требований санитарного состояния и содержания школы | 1. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием учебных комнат, мест общего пользования в период эпидемиологического благополучия и карантина. | |
2.Контроль за выполнением внутришкольных противоэпидемиологических мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ. | ||
3. Осмотры на педикулез не менее 4 раза в год | ||
Соблюдение гигиенических требований по организации питания в школе | 1. Контроль по организации питания в школе в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН | |
2. Контроль за режимом и рационом питания обучающихся. | ||
3.Контроль за прохождением медицинских осмотров работниками пищеблока школьной столовой. | ||
4. Контроль за соблюдением персоналом пищеблока правил личной гигиены. | ||
Санитарно-просветительская работа | 1. Реализация программы гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни | |
2. Проведение лекций и бесед, выпуск санбюллетеней по пропаганде здорового образа жизни. | ||
3. Проведение бесед с обслуживающим и техническим персоналом по вопросам санитарного состояния школы | ||
4. Проведение бесед с родителями по формированию гигиенических навыков и ЗОЖ | ||
5.Профилактика вредных привычек | ||
6. Профилактика социально обусловленных заболеваний | ||
%выполенеия: |
5. Санитарно-просветительская работа
№п.п. | Мероприятия |
6. Оздоровительно-профилактическая работа
№ п/п | Мероприятия |
Мероприятия с обучающимися. | |
Мероприятия с родителями | |
Мероприятия с классными руководителями и педагогами
|
7.Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта
№ | мероприятия | |
1 |
Кружки и секции:
Реализация графика проведения спортивно-массовых мероприятий.
8.Организация питания школьников
№ | мероприятия | |
1 |
Охват горячим питанием
В 20___гг.
Наименование | № строки | Количество обучающихся в ОО | Охват горячим питанием (чел.) | |||
Всего | из них: | |||||
Всего обучающихся в общеобразовательных организациях (сумма строк 02-03): | 01 | завтраками | обедами | завтраками и обедами | ||
в том числе: 1-4 классы | 02 | |||||
5-11 классы | 03 |
9.Организация летнего отдыха и круглогодичного оздоровления детей и подростков
№ | мероприятия | |
1 |
Наименование | Количество | в том числе: | |||||||
из III зоны | из IV зоны | из чистой зоны | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
1. | Детей в возрасте от 7 до 17 лет: | ||||||||
2. | Подано заявок родителями на: | ||||||||
2.1 | – отдых и оздоровление детей в загородных оздоровительных учреждениях: | ||||||||
2.1-а. | из них удовлетворено: | ||||||||
2.2. | – санаторное оздоровление детей в учреждениях Тульской области в летний период: | ||||||||
2.2-а. | из них удовлетворено: | ||||||||
2.3. | – санаторное оздоровление детей в учреждениях Тульской области в круглогодичный период: | ||||||||
2.3-а. | из них удовлетворено: | ||||||||
2.4. | – санаторное оздоровление детей в учреждениях Черноморского побережья: | ||||||||
2.4-а. | из них удовлетворено: | ||||||||
2.5. | – выплату компенсации за самостоятельно приобретённую путёвку: | ||||||||
2.5-а. | из них удовлетворено: | ||||||||
2.6. | – посещение ребёнком лагеря с дневным пребыванием: | ||||||||
2.6-а. | из них удовлетворено: | ||||||||
2.7 | – участие ребёнка в многодневных походах, палаточных лагерях: | ||||||||
2.7-а. | из них удовлетворено: | ||||||||
3. | Количество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих на территории МО: | ||||||||
3-а. | Из них оздоровлено: | ||||||||
В том числе: | |||||||||
3.1. | Число детей, проживающих в семьях со среднедушевым доходом, ниже прожиточного минимума: | ||||||||
3.1-а | Из них оздоровлено (указывается общее количество независимо от упоминания в иных пунктах): | ||||||||
3.2. | Число детей, находящихся под опекой: | ||||||||
3.2-а | Из них оздоровлено: | ||||||||
3.3. | Число детей, проживающих в приёмных семьях | ||||||||
3.3-а | Из них оздоровлено: | ||||||||
3.4. | Число детей из многодетных семей: | ||||||||
3.4-а | Из них оздоровлено: | ||||||||
3.5. | Число детей-инвалидов: | ||||||||
3.5-а | Из них оздоровлено: | ||||||||
3.6. | Число детей, проживающих в неполных семьях: | ||||||||
3.6-а | Из них оздоровлено: | ||||||||
3.7. | Число детей из семей безработных: | ||||||||
3.7-а | Из них оздоровлено: | ||||||||
3.8. | Число детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев: | ||||||||
3.8-а | Из них оздоровлено: | ||||||||
3.9. | Число детей из семей погибших военнослужащих и работников органов внутренних дел: | ||||||||
3.9-а | Из них оздоровлено: | ||||||||
3.10. | Число детей из семей лиц, ликвидировавших аварию на ЧАЭС и служивших в подразделениях особого риска: | ||||||||
3.10-а | Из них оздоровлено: | ||||||||
4. | Число оздоровленных детей из семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, органов юстиции, выполнявших воинский (служебный) долг на Северном Кавказе: | ||||||||
5. | Число оздоровленных детей из семей военнослужащих: | ||||||||
6. | Число оздоровленных детей из семей военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга (за исключением детей, указанных в пункте 4): | ||||||||
7. | Число оздоровленных детей из семей, находящихся в социально опасном положении, в том числе: | ||||||||
7-а. | число оздоровленных беспризорных детей | ||||||||
7-б. | число оздоровленных безнадзорных детей | ||||||||
8. | Число педагогических и медицинских работников (указать отдельно), работавших: | ||||||||
8-а. | в ЗОУ и ЗОЛ: | ||||||||
8-б. | в санаториях и санаторно-оздоровительных лагерях: | ||||||||
8-в. | в ЛДП: | ||||||||
8-г | в ЛТО: | ||||||||
8-д | в качестве руководителей походов и палаточных лагерей: |
10.Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни и здоровья обучающихся:
Результаты анкет
Мониторинг ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ обучающихся
1.Требование целостности системы формирования культуры | |
Системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение в основной образовательной программе, уставе и локальных актах направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся) | |
взаимодействие ОО с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, научными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни обучающихся | |
Преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования; | |
Комплексный подход в оказании психолого-педагогической медико-социальной поддержки различных групп обучающихся | |
Непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни обучающихся | |
Соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений ОО санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности | |
Наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи | |
Оснащение учебных кабинетов, спортивного зала, спортивных площадок необходимым для освоения основной образовательной программы игровым и спортивным оборудованием и инвентарем | |
Оснащение помещений для работы медицинского персонала оборудованием для проведения профилактических осмотров профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи | |
Наличие в образовательном учреждении квалифицированных | |
Сформированность культуры здоровья педагогических работников образовательного учреждения (наличие знаний и умений по вопросам использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью) | |
Включение в основную общеобразовательную программу разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, включение в основную образовательную программу учебных модулей по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни | |
Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации | |
Использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся | |
Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий; | |
Обеспечение благоприятных психологических условий | |
4. Требования к организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении: | |
Организация оздоровительной работы с обучающимися всех групп здоровья (на занятиях, уроках физической культуры, в спортивных кружках, секциях и т.п.); | |
Выполнение комплекса упражнений во время регламентированных перерывов для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии, гипокинезии, а также предотвращения развития познотонического утомления | |
Организация динамических пауз (динамических перемен), | |
Выполнение режима двигательной активности | |
5.Требования к организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни: | |
Организация взаимодействия образовательного учреждения с общественностью по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников, профилактики у них вредных привычек | |
Наличие в фонде информационно-библиотечного центра (библиотеки, медиатеки) образовательного учреждения детской, научно-публицистической, научно-методической литературы, периодических изданий, информационных ресурсов по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятия массовыми видами спорта, организации подвижных игр и др. | |
Наличие и реализация плана методических мероприятий (лекции, семинары, консультации, практикумы и др.), повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников по различным вопросам возрастной психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье обучающихся, воспитанников, здоровьесберегающих технологиях и т.п. | |
6.Требования к организации профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися | |
Наличие безопасной поддерживающей образовательной среды (благоприятный психологический климат, реализация тезиса «образовательное учреждение - территория, свободная от ПАВ», система работы с педагогическими и научно-педагогическими работниками образовательного учреждения по повышению компетентности в области создания условий, предупреждающих закрепление зависимых форм поведения). | |
7.Требования к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся | |
Использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.); | |
Организация качественного горячего питания обучающихся, воспитанников, соответствующих их энергозатратам (энергетическая ценность, сбалансированность рациона и т.п.); | |
8. Требования к мониторингу сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся | |
Наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа жизни у обучающихся, воспитанников; | |
Отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся, воспитанников (общего показателя здоровья, показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата, травматизма в образовательном учреждении, показателя количества пропусков занятий по болезни; эффективность оздоровления часто болеющих обучающихся, воспитанников.); | |
Наличие инструментария мониторинга (паспорт, карта, дневник и т.д.) здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения; | |
Проведение социологических исследований на предмет |
Проблемы и рекомендации.
Приложение №1
Количественные критерии эффективности реализации Программы ( 1-10 баллов) | Результативность | |
Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе. | ||
Издание и анализ локальных и нормативных актов по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. | ||
Создание в школьной библиотеке подборки научно– методической литературы по тематике ЗОЖ. | ||
Составление социологических карт по классам | ||
Составление индивидуальных учебных планов для учащихся с ограниченными возможностями | ||
Издание приказов: о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил ТБ | ||
Составление графика работы технического персонала | ||
Проверка состояния охраны труда в школе и документации по ТБ | ||
Обеспечение требований ТБ во время ремонта школы и трудовой практики уч-ся | ||
Разработка плана мероприятий по охране труда и ТБ в школе | ||
Оформление листков здоровья в классных журналах | ||
Запись в специальном журнале о результатах испытания спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств, акты-разрешения на проведение занятий в спортивном зале | ||
Составление инструкций по охране труда при занятиях легкой атлетикой, спортивными и подвижными играми, лыжной подготовкой, гимнастикой и акробатикой ит.д. | ||
Заключение договора о медицинском обслуживании детей с закрепленным за школой МУЗ | ||
Изучение методических рекомендаций по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе | ||
Изучение методов проведения уроков физической культуры с учащимися, имеющими недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность | ||
Пополнение в школе накопительной информации о состоянии здоровья обучающихся | ||
Изучение информации об оптимальном объеме двигательной активности обучающихся по ступеням обучения | ||
Распределение обучающихся , отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, на категории | ||
Организация деятельности педагогического совета школы по координации физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися | ||
Составление плана работы по комплексной организации физического воспитания учащихся | ||
Составление плана проведения внутришкольных соревнований | ||
Составление график проведения спортивно-массовых мероприятий | ||
Составление плана санитарно-просветительской работы | ||
Организация работы с «сильными» учащимися с целью профилактики учебных перегрузок | ||
Проведение вводного инструктажа по правилам ТБ, пожарной безопасности и охране труда | ||
Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних заданий | ||
Организация работы по изучению правил дорожного движения | ||
Проведение классных часов по нравственному воспитанию | ||
Проведение месячников | ||
Обеспечение соблюдения правил ТБ и пожарной безопасности во время проведения мероприятий и на каникулах | ||
Проведение родительского лектория «Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей» | ||
Консультации для родителей по проблеме сбережения здоровья детей | ||
Проведение цикла уроков с валеологической направленностью | ||
Ознакомление педагогов с методическими рекомендациями по проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе | ||
Ознакомление педагогов с методами проведения уроков физической культуры с учащимися, имеющими недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность | ||
Организация лекций для родителей по ЗОЖ, с приглашением школьных педагогов, медицинских работников, психолога, администрации школы, специалистов в области здоровья. | ||
Индивидуальная работа с родителями. Консультирование, беседы, посещение ребенка на дому, общение по телефону… | ||
Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физкультминутки) | ||
Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке) | ||
Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся | ||
Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья | ||
Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра | ||
Использование диагностики по выявлению наркомании, токсикомании и других вредных привычек среди детей и подростков | ||
Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших учащихся | ||
Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья | ||
Проведение психологических тренингов для формирования благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса | ||
Организация работы кабинета психологической разгрузки | ||
Проведение смотров учебных кабинетов на предмет соответствия требованиям санитарно – гигиенических условий к кабинету | ||
Обеспечение условий для предупреждения травматизма: - организация досуга школьников во время перемен; - соблюдение ТБ при организации учебно – воспитательного процесса | ||
Обеспечение готовности школьных помещений, системы отопления для работы в зимний период | ||
Рейды:
| ||
Проведение учебных эвакуационных мероприятий | ||
Обеспечение соблюдение правил противопожарной безопасности в школе | ||
Организация занятий для будущих первоклассников с целью адаптации к условиям школьной образовательной среды | ||
Обеспечение оптимальных условий и режима труда при проведении итоговой аттестации в 9, 11 классах | ||
Организация физкультурной деятельности в группах продленного дня, в том числе проведение спортивного часа; | ||
Совершенствование материально-технического обеспечения и улучшение санитарно-гигиенических условий | ||
Организация санитарно-просветительской работы. Реализация плана санитарно-просветительской работы с обучающимися | ||
Реализация плана санитарно-просветительской работы с обучающимися с работниками | ||
Реализация плана санитарно-просветительской работы с родителями | ||
Организация летней оздоровительной площадки при школе | ||
Озеленение учебных кабинетов | ||
Проведение месячник по уборке школьной территории | ||
Проведение Недели и дней здоровья | ||
Обеспечение своевременного проведения профилактических прививок | ||
Соблюдение санитарно-гигиенических норм на уроках | ||
Проведение углубленного медицинского осмотра первоклассников | ||
Проведение подвижных школьных перемен | ||
Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям: умению разрешать жизненные проблемы, эффективно общаться, владеть эмоциями | ||
Витаминотерапия в весенний период | ||
Организация работы по оздоровлению педагогического коллектива | ||
Разработка комплексов физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья | ||
Проведение профилактических мероприятий пропагандистского характера | ||
Проведение Дня психического здоровья | ||
Создание игровой зоны для участников летнего оздоровительного лагеря | ||
Развитие спортивных традиций школы | ||
Обеспечение выполнения программы по курсу ОБЖ. | ||
Организация и проведение сборов, спортивных соревнований, турпоходов. | ||
Проведение школьных мероприятий по привитию навыков правильного поведения в различных ситуациях | ||
Использование на уроках физической культуры новых методов проведения уроков с более высоким уровнем двигательной активности. | ||
Комплектование кабинета физкультуры необходимым спортивным оборудованием и инвентарем | ||
Совершенствование спортивно массовой работы через систему дополнительного образования: - организация спортивных секций, танцевального кружка; - обучение спортивным играм. | ||
Организация питания детей с учетом всех возможных форм финансирования (родительской платы, бесплатного питания) | ||
Проведение совещаний по вопросам организации и развития школьного питания | ||
Осуществление ежедневного контроля за работой школьной столовой, проведение целевых тематических проверок | ||
Улучшение материально – технической базы столовой( приобретение и ремонт инвентаря, оборудования), разработка и введение в систему питания новых блюд с учетом изучения запросов учащихся и их родителей | ||
Проведение работы по воспитанию культуры питания | ||
Анкетирование учащихся и родителей по вопросам школьного питания | ||
Совместная деятельность родителей и школы |
Приложение №2
Качественные критерии эффективности реализации Программы ( 1-10 баллов) | Результативность | |
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и принятия здорового образа жизни | ||
Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания | ||
Устойчивая мотивация к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей | ||
Формирование отношения участников образовательного процесса к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни | ||
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся | ||
Адаптация детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации | ||
Повышение качества профилактической работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития школы на 2019-2023 годы
Программа развития школы...
Организация и обеспечение образовательного процесса, ориентированного на формирование, сохранение и укрепление физического, духовного и социального здоровья обучающихся в условиях образовательного учреждения"
Организация и обеспечение образовательного процесса...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня преподавателя математики на межаттестационный период 2019-2023 гг.
Самообразовательная деятельность имеет концептуальное обоснование и осуществляться как непрерывный процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование себя как педагога, че...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2019-2023 г.
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2019-2023 г....
Индивидуальный план профессионального развития учителя математики Ямаевой Венеры Шагитовны на 2019-2023 г.
План самообразования учителя математики первой квалификационной категории МБОУ "Гимназия №11 г.Ленногорска" Ямаевой Венеры Шагитовны...
Индивидуальный план самообразования на межаттестационный период 2019-2023 гг
Индивидуальный план самообразования на межаттестационный период 2019-2023 гг...