Нетрадиционные методы работы с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию
статья

Кочеткова Елена Павловна

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении трудная задача социального педагога. Как правило, родители, относящиеся к данной категории,  идут на контакт с большим трудом. Они неохотно посещают родительские собрания,  Советы профилактики,  профилактические беседы. Поэтому, когда родители всё же идут на  контакт с социальным педагогом, общение с ними  должно быть  эффективным и мотивированным на следующие встречи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kochetkova_e.p._respublika_hakasiya_g.chernogorsk.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы работы с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении трудная задача социального педагога. Как правило, родители, относящиеся к данной категории,  идут на контакт с большим трудом. Они неохотно посещают родительские собрания,  Советы профилактики,  профилактические беседы. Поэтому, когда родители всё же идут на  контакт с социальным педагогом, общение с ними  должно быть  эффективным и мотивированным на следующие встречи.

С данным методом я познакомилась на страницах газеты «Школьный психолог» и эффективно применяю в работе с семьями, находящимися  в трудной жизненной ситуации. Предлагаемый метод может быть использован как индивидуально, так и в малых группах. В школе,  обычно семей,  находящихся в социально-опасном положении не так много.

Предлагаемый метод работы с родителями позволяет выполнить следующие функции:

— снизить уровень напряжения в группе, дать участникам возможность более открытого общения;

— помочь установить контакты, создать в группе обстановку доверия и доброжелательности и улучшить взаимопонимание между педагогом и родителями;

— сделать обсуждение более эффективным, поскольку родители сами становятся активными участниками разговора.

Пособие содержит в себе рисунок, краткий рассказ по картинке и объяснение картинки. Работа с картинками строится по следующим этапам:

1.Участникам обсуждения показывается картинка и предлагается составить рассказ по ней. Каждый участник по очереди говорит одно предложение, следующий участник продолжает рассказ. Работа будет результативнее, если составлен подробный рассказ.  При необходимости педагог помогает участникам.

2. После того как картинка тщательно разобрана, ведущий объявляет, с каким воспитательным моментом она связана, и дает ему объяснение.

3. Следующий этап — анализ актуального состояния обсуждаемого вопроса. Практика показывает; если участники были активны на первых двух этапах, то и на третьем они более активны, чем на традиционных лекциях, в их действиях меньше тревожности, скованности.

4. Завершающий этап — выработка возможных форм поведения и коррекции детско-родительских отношений. Хорошо, если эту работу постараются сделать сами родители, а педагог  выступит в роли эксперта.

Рисунки можно использовать комплексно, обобщив по темам, а можно и отдельно. На основе даже одного рисунка можно построить целое занятие.

Упряжка лошадей (семья). Бег двух лошадей в упряжке — красивое зрелище. Обе бегут рядом, ни одна не пытается вырваться вперед. Каждая знает свои обязанности и чувствует поддержку другой. Если же одна из лошадей захочет оказаться впереди или вырваться из упряжки, то получится хаотичное движение, при котором страдает и повозка. При этом есть риск потерять часть груза. Бывают повозки и с одной лошадью, но они выглядят более усталыми.

Слово «супружество» переводится как двое в одной упряжке. Движение упряжки будет ровным и красивым, если обе лошади двигаются в согласии. В семье все обязанности должны быть общими, груз не следует перекладывать на одного.

Когда один пытается завладеть большей властью и правами, возникает хаотичное движение, кидания в разные стороны, от чего страдает вся семья, и в первую очередь — дети.

Забор (преодоление трудностей) Когда люди видят на своем пути глухой забор, они действуют по-разному. Одни идут напролом, царапаясь и падая, .пытаются перелезть через него. Другие решают дальше вообще не идти и поискать более легкий путь. Третьи пытаются найти дверь или щель в этом заборе. Кто-то сидит и ноет, ждет, а иногда требует помощи. Кто-то преодолевает забор с помощью друзей, знакомых.

Так же человек действует и в трудных жизненных ситуациях. Одни борются до конца, не унывая и не отступая перед неудачами, другие раскисают при первой же трудности, третьи начинают хитрить, искать различные лазейки. Самое главное при этом — будет ли достигнута цель? Каждый привык к своему способу решения проблемы, и трудно бывает попробовать другой. Но необходимо научиться преодолевать заборы.

 Сорняк (проблема). Когда мы смотрим на сорняк, который мешает расти полезным растениям, мы видим только ту его часть, которая находится над землей. Мы знаем, что у него есть корни, но какие они и сколько их, мы можем только догадываться. А иногда даже и не очень-то желаем о них знать. Сорвав сорняк, но оставив в земле корни, мы не избавимся от него. Через какое-то время он все равно вылезет и будет нам мешать.

Проблемы бывают в жизни у каждого человека. Их невозможно избежать, но можно научиться правильно анализировать и решать. Для этого надо видеть не только саму проблему (ту часть сорняка, которая находится над землей), но и попытаться определить ее причины (корни, которые не видны). Определив причины проблемы, проанализировав их и составив план действий, мы сможем эту проблему решить. Это можно сделать с помощью несложных вопросов:

• Что меня беспокоит на данный момент?

• Почему меня это беспокоит?

• От кого это зависит: от меня или кого-то другого?

• Какие отрицательные и какие положительные последствия возможны?

• Что я могу сделать, чтобы искоренить причины моего беспокойства?

Литература:

1.Газета «Школьный психолог»,  2006 год № 5 Светлана ЦВЕТКОВА,  педагог-психолог, с. Амга, Республика Саха (Якутия);

 Материал подготовила  Кочеткова Елена Павловна,  социальный педагог, МБОУ «СОШ № 7 имени П.А.Рубанова»,  Республика Хакасия, г.Черногорск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

Программа профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся. Цель: создать условия для социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки детей с ЗПР. Задачи:  выявлени...

Индивидуальный план работы с несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию

В настоящее время в обществе , несмотря на проводимую профилактическую работу, наблюдается рост подростковой преступности. Причинами, влияющими на рост преступности среди несовершеннолетних, являются ...

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

Формы и методы работы классного руководителя с родителями, чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации

В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи....