Классный час "Моя жизнь - моя ответственность"
классный час (10, 11 класс)

Пташкина Наталья Вячеславовна

Разработка классного часа для старшеклассников, содержит анкету, проводится в игровой форме. В конце подводятся итоги и делаются выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_moya_zhizn_-_moya_otvetstvennost.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Моя жизнь – моя ответственность»

Цель:
Воспитание у учащихся чувства ответственности за свои поступки, помощь в осознании своих целей и в понимании того, как наш выбор влияет на достижение этих целей.

Задачи:
Раскрыть понятие «ответственность»;

Сформировать у студентов ответственное отношение к своей жизни и здоровью;

Научить осознавать важность выбора поведения в той или иной ситуации;

Способствовать развитию у студентов мотивации к самосовершенствованию, собственному развитию.

Оборудование: мультимедийный проектор; карточки; жетоны; листки-опросники

Содержание:

  1. Вступление
  2. Содержательная часть
  3. Игра «На что потратить жизнь»
  4. Заключительная часть
  5. Рефлексия

Ход классного часа:

  1. Вступление

Как часто мы встречаем людей, которые жалуются на свою жизнь? Такие люди обычно говорят, что в их жизни всё не так: нет денег, работы, постоянно болею, дома одни ссоры и так далее. И если их спросить, что же не так и почему так происходит, вероятнее всего они вам ответят, что «судьба такая, нет везения, удачи...» или ещё хуже – будут обвинять родственников, друзей, знакомых. Многие из них даже не подумают о том, чтобы взять ответственность за происходящее в их жизни на себя. Предложить вопросы к размышлению: Хотели бы вы общаться с такими людьми? А сами стать похожими на них? А как вы думаете, кто в первую очередь виноват в ситуациях, которые происходят в жизни человека? (получив хотя бы один ответ, что сам человек, переходим к теме ответственности, что человек сам должен отвечать за то, что происходит в его жизни, а не винить в этом окружающих; что каждый сам должен осознавать, что каждый его выбор или действие может повлиять на дальнейшие события в его жизни).

Ответственность – важнейшее свойство личности, это проявление отношения к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил. Различают ответственность индивидуальную и коллективную, а также юридическую, политическую, материальную, моральную.

В качестве приветствия может быть использовано упражнение «Продолжи предложение»: предложить студентам дать своё определение ответственности: «Ответственность – это…».

  1. Содержательная часть

Обсуждение того, что ошибки, сделанные из-за безответственности, нужно уметь предвидеть и избегать. Поэтому необходимо продумывать свои действия заранее, чтобы потом не сожалеть о содеянном. Для того, чтобы создать себе более чётко представление об ответственности и о том, каким должен быть ответственный человек, предлагается ответить на несколько вопросов:

  • Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (легкомыслие)
  • Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (болтливость)
  • Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)
  • Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (непослушание)
  • Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (глупость).

В результате обсуждения студенты должны сформировать описание того, каким не должен быть ответственный человек:

Легкомысленным, болтливым, жадным, непослушным, глупым.

Ответственный человек должен быть:

Честным, обязательным, надёжным, исполнительным, совестливым, с хорошо развитым чувством долга.

        Подведение промежуточного итога: Такие черты как непослушание, глупость, легкомысленность, жадность, болтливость могут привести к непоправимым последствиям. Поэтому стоит стараться искоренять в себе эти качества, продумывать заранее, какие последствия может повлечь то или иное действие в жизни.

Игра «На что потратить жизнь»

        Каждый школьник получает по 10 жетонов. Каждый жетон представляет собой совокупность потраченных сил, времени, здоровья, средств, интересов, необходимых для получения чего-то желаемого. На время игры эти 10 жетонов являются суммой всех возможностей, из которых складывается жизнь.

        Когда игра начнётся, перед каждым из студентов ставится выбор: «потратить» жетон или «сэкономить». Игра проходит в виде аукциона. На продажу каждый раз выставляется две вещи. Каждый игрок за один ход вправе купить одну из этих вещей или не покупать вообще ничего. Обе вещи купить одновременно нельзя. Стоит объяснить учащимся, что существуют моменты в нашей жизни, когда у нас есть средства и возможности приобрести что-то одно из двух вещей, на покупку которых необходимо затратить одно и то же количество сил и средств. И выбор не всегда бывает простым. Причём приобрести каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу и вернуться к ней назад позднее нельзя. Переход к следующей паре означает, что предыдущая полностью снята с «аукциона». Если жетоны заканчиваются, то приобрести уже ничего нельзя.

        1 лот:

  • Хорошая просторная квартира или дом (1 жетон);
  • Новый спортивный автомобиль (1 жетон).

2 лот:

  • Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга (2 жетона);
  • Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (выйти замуж), действительно в недалёком будущем станет вашей женой (мужем) (2 жетона).

3 лот:

  • Самая большая популярность в кругу знакомых в течении двух лет (1 жетон);
  • Один настоящий друг (2 жетона).

4 лот:

  • Хорошее образование (2 жетона);
  • Предприятие, приносящее большую прибыль (2 жетона).

5 лот:

  • Здоровая семья (3 жетона);
  • Всемирная слава (3 жетона).

После окончания этого лота те, кто выбрал здоровую семью, получают в награду обратно 2 жетона за самоотверженность, осознанный взрослый выбор.

        6 лот:

  • Изменить любую черту своей внешности (1 жетон);
  • Быть всю жизнь довольным собой (2 жетона),

7 лот:

  • Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения (1 жетон);
  • Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всех цените (2 жетона).

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон (если у них остались жетоны). Объясните, что есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

        8 лот:

  • Возможность заново пережить (повторить) любое событие из прошлого (2 жетона);
  • Умение добиваться успеха во всём, чего бы вы ни пожелали (2 жетона).

9 лот:

  • Семь дополнительных лет жизни (3 жетона);
  • Безболезненная смерть, когда придёт время (3 жетона).

После этого торги заканчиваются. Если кто-то израсходовал не все жетоны, то оставшиеся жетоны просто пропадают.

        Далее следует обсуждение игры. Основные вопросы, которые должны быть затронуты со студентами:

  • Какой покупкой вы больше всего довольны? Почему?
  • Было ли что-то, что вы хотели приобрести, но не приобрели? По каким причинам это произошло?
  • Хотелось бы вам что-то изменить в правилах игры?
  • Станет ли от этого игра более интересной?

Понятно, что многие дети захотели бы, чтобы им выдали больше жетонов, или чтобы была возможность возвращаться к предыдущим лотам, менять одну вещь на другую, иметь возможность потратить не использованные жетоны, но нужно объяснить, что в жизни так не бывает. Мы не можем вернуться во времени и изменить события в прошлом. Не всегда можем позволить купить сразу несколько желаемых вещей. Не знаем, что нас ждёт далее, и не можем угадать, из чего придётся выбирать в будущем. Наше время, силы, возможности, средства всегда будут ограничены. А за некоторые вещи придётся платить большую цену, не зависимо от того рассчитывали мы на это или нет. Поэтому всегда важно помнить, что выбор в каждой конкретной ситуации зависит только от нас. И именно нам нести ответственность за принятые нами решения.

Стоит обратить внимание¸ что те, у кого не хватило средств на какие-то желаемые покупки, потратили много на вещи, возможно, не столь необходимые им, как изначально казалось. Тем ребятам, у кого остались неиспользованные жетоны, возможно, стоит задуматься о том, что они не до конца используют данные им ресурсы и возможности.

Понятно, что некоторые учащиеся могут расстроиться, что не смогли купить ту или иную вещь, или наоборот слишком долго выжидали, поэтому важно им напомнить, что это всего лишь игра, но возможно в будущем при выборе, вставшем перед ними в реальной жизни, они задумаются более тщательно. И, вспомнив игру, напомнят себе, что нужно тщательно подумать, прежде чем выбрать, на что же стоит потратить жизнь.

Заключительная часть

        В качестве заключения учащимся предлагается обсудить утверждения классиков и известных людей. Высказать своё мнение, согласны они или нет с каждым из утверждений, если нет, то почему. Попросить аргументировать свою позицию, сопоставить с тем, что обсуждалось в начале открытого часа, с теми выводами, что они сделали в процессе игры. Для этого можно использовать следующие цитаты:

  • «Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё» Достоевский Ф.М.
  • «Мы сами определяем направление ветра. Нет ничего важнее, чем принять ответственность за еще не совершенные шаги» Сафарли Э.
  • «Когда мы принимаем решение взять на себя ответственность, мы перестаем бездарно тратить время, обвиняя время, людей и обстоятельства, то есть то, что не имеет к нам отношения» Хей Л.
  • «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один» Искандер Ф.
  • «Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит» Зигмунд Ф.

Рефлексия

        В заключение предлагается обсудить, за что же всё-таки мы несём ответственность. Для этого студентам предлагается самостоятельно вставить слова на место пропусков.

  • Мы в ответе за ................., которым дали жизнь (детей)
  • Мы в ответе за .................., благодаря которым можем радоваться каждому дню (родителей)
  • Мы в ответе за .................., которая создаёт условия для нашей жизни. (природу)
  • Мы в ответе за ......................, которых привязали к себе (друзей и любимых)
  • Мы в ответе за ..............., которой занимаемся (работу)
  • Мы в ответе за всё, что .................................... (происходит вокруг нас)

Вывод: Всё в наших руках. Мы сами несём ответственность за всё, что происходит вокруг нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Я принимаю ответственные решения"

В профилактике вредных привычек у подростков важное место уделяется преодолению влияния сверстников. Именно давление сверстников становится главной причиной приобщения многих подростков к алкого...

Классный час “Черта характера - ответственность”

Задачи: Помочь учащимся  научиться управлять сво­им поведением и делать обоснованный выбор вместо того, что­бы идти на поводу у внутренних импульсов.Цель занятия:  познакомиться со способами...

Классный час "Надо быть ответственным!" (с элементами игры на развитие доверия и ответственности)

Все упражнения направлены на развитие в классе атмосферы доверия, ответственности и уважения....

Классный час "Надо быть ответственным!" (с элементами игры на развитие доверия и ответственности)

Все упражнения направлены на развитие в классе атмосферы доверия, ответственности и уважения....

Классный часМОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ

МОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ...

Профилактическое занятие в 7-х классах "Твоя жизнь- твоя ответственность"

Данное занятие с элементами тренинга нацелено на развитие устойчивости подростков к негативному влиянию вовлечения в потребление ПАВ....

Взрослая жизнь – взрослая ответственность

В эпоху информационных технологий многие люди не понимают, как правильно использовать новшества не во вред себе и окружающим. Но и находятся те люди которые намеренно используют технологии дабы навред...