Классный час “Черта характера - ответственность”
классный час (8 класс) по теме
Задачи: Помочь учащимся научиться управлять своим поведением и делать обоснованный выбор вместо того, чтобы идти на поводу у внутренних импульсов.
Цель занятия: познакомиться со способами контроля своего поведения, дать оценку уровню своей ответственности во всех сферах жизни: физической, умственной, эмоциональной, социальной и духовной.
Во время занятия учащимся предоставляется возможность поразмышлять об ответственности, духовной зрелости и о том, какие преимущества дает человеку ответственное отношение к жизни.. Многие ребята начинают понимать, что проблемы, беспокоящие их, тревожат и других людей, что есть в жизни ситуации, когда кроме них никто не сможет принять решение, т. е. подходят к осознанию смысла ответственности. Во время дискуссии учащиеся могут поделиться соображениями о том, как лучше контролировать свое поведение, оценить уровень своей ответственности во всех сферах жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kch_otvetstvennost-_cherta_haraktera.doc | 121.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час “Черта характера - ответственность”
Цель занятия:
- Познакомиться со способами контроля своего поведения.
- Дать оценку уровню своей ответственности во всех сферах жизни: физической, умственной, эмоциональной, социальной и духовной.
Задачи:
Помочь учащимся научиться управлять сво им поведением и делать обоснованный выбор вместо того, что бы идти на поводу у внутренних импульсов.
Материалы:
Классная доска, мел, листы ватмана, маркеры, плакат с текстом “КТО ТЫ: “РЫБА” ИЛИ “БРЕВНО”?”, таблицы для заполнения в группах.
Начало занятия
Сегодня мы поговорим об основных качествах личности, и речь пойдет о такой черте характера, как ответствен ность.
(Учитель пишет на доске слово “Зависи мость”).
Сейчас я порошу вас привести примеры, как и в чем новорожденный младенец за висит от окружающих людей.
(Учитель записывает ответы на доске под словом “Зависи мость”).
Скажите, ребята, как и в чем, зависит от других людей маленький ребе нок.
А как, и в чем зависит от окружающих молодой че ловек или девушка и почему они менее за висим?
Обобщение ответов учащихся
Когда вы были маленькими, ваши действия во многом диктовались теми, кто о вас заботился. Вы ели, когда родители да вали вам еду. Вы шли туда, куда вас вели, - короче говоря, вы полностью зависели от родителей или других взрослых, кото рые вас опекали.
Вы взрослели, приобретали необходи мые навыки, постепенно становясь само стоятельнее и ответственнее. Вы стали сами одеваться, научились держать ложку, говорить, играть с другими детьми.
Потом у вас появилась обязанность ходить в шко лу и выполнять домашние задания.
Скоро вы станете совсем взрослыми, и будете полностью отвечать за себя и других.
В состоянии ли вы уже сегодня нести такую ответ ственность?
(Учитель обращается к записям на доске, где перечислены потребности беспомощ ного младенца, и спрашивает учащихся, го товы ли они ежедневно выполнять столь многочисленные обязанности).
Обсуждение
Сейчас я по порядку буду зачитывать 5 принципов ответственности. Будьте внимательны, после каждого зачитанного принципа я буду задавать вопрос насколько вы готовы взять на себя ответственность в данной области.
- Я в ответе за все, что делаю. Если я поступаю хорошо, то заслуживаю похвалы.
Если делаю что-то не так, то признаю свою оплошность и не пытаюсь переложить вину на других. - Я в ответе за свое образование - дру гие не должны делать за меня то, что я сам в состоянии сделать для себя.
- Я в ответе за свое отношение к лю дям: я должен проявлять к ним уважение и внимание.
- Я в ответе за благосостояние своих соседей, своей страны, всего мира.
- Я в ответе за землю: я должен отно ситься к ней бережно и сделать все, чтобы сохранить ее природу для будущих поко лений.
Обобщение
(Учитель обращает внимание ребят на плакат на доске.)
Вспомните, как ведет себя в речном потоке рыба и как плавающее на поверхности бревно. В каком случае с рыбой может происходить то же, что с бревном? (Выслушать ответы учащихся)
Годы своей юности вы можете прожить активно, как «рыба», или пассивно, как «бревно». Рыба, живущая в реке, способ на плыть как по течению, так и против него. Если она перестает двигаться, ее сно сит течением. Но, плывя в противополож ную сторону, рыба может преодолеть силу потока и даже добраться до верховий. У бревна же нет выбора: оно, в конце кон цов, окажется там, куда его вынесет поток. Спросим себя: создаем ли мы собственное будущее или плывем по течению, как брев но по реке? Кто ты: «рыба» или «бревно»?
Обсуждение в группах вопроса “Твои ответственные поступки”
Ответственное отношение к жизни под разумевает очень многое. Наверное, вы уже успели совершить немало поступков, где проявили это важное качество.
Теперь я предлагаю вам разбиться на группы по 3 – 4 человека, по совещаться и привести как можно больше примеров вашего ответственного поведения (на пример, “хожу в школу”, “помогаю родителя по дому”, “выполняю домашние задания“).
На составление ваших “послужных списков” вам дается 3 минуты. Пусть каж дая группа выберет секретаря, который будет записывать все высказанные вами мысли, и спикера, который сообщит результаты рабо ты группы всему классу.
Опрос групп
Учащимся раздаются листы ватмана и маркеры для оформления результатов работы. Через три минуты опрашиваются представители групп. Листы ватмана, на которых группы записали основные идеи, прикрепляют на доске.
Объяснение
Из ваших выступлений можно сделать вывод, что для того, что бы изменить свое поведение или приобре сти новые положительные привычки, нуж но, прежде всего, хорошо осознать свой ны нешний образ поведения.
Кто из вас готов назвать все ответ ственные поступки, которые вы соверши ли в течение прошедшей недели?
Следует отметить, что обычно действие долж но повторяться не менее 30 дней, прежде чем оно войдет в привычку. Поэтому в те чение последующих недель каждый из вас могут добавлять к своему списку все новое, что совершили на протяжении каж дой недели. Советую вам записывать каждый ответственный поступок, это поможет в сознательном воспитании у себя ответ ственности.
Области ответственности
Серьезное отношение к жизни начинает ся с сознательного решения взять на себя ответственность. Но такое решение мы при нимаем не однажды, его приходится повто рять много раз в течение жизни, постепенно осознавая действия и побуждения, которые нам подвластны, и подчиняя их своей воле. Ответственный человек - это тот, кто управ ляет собой и своим поведением.
Научиться принимать ответственность на себя бывает очень нелегко. Но, если это го не делать, остается одно: зависимость (что, быть может, гораздо легче, но тогда наша жизнь будет меняться по воле других людей).
Если же вы предпочитаете быть «рыбой», а не «бревном», вы должны управлять собой, сознательно делая то, что в ваших силах. Что же вы в силах сделать уже сегодня?
Опрос класса
(Учитель прикрепляет на доске плакат с таблицей, отражающей пять сторон человеческого существа: физическую, умственную, эмоциональную, социальную и духовную.)
Ребята, посмотрите, эта таблица отражает пять сторон человеческо го существа. Запомните: мы ответственны за себя и свое поведение во всех этих областях жизни.
Постарайтесь назвать для каждой категории по не сколько примеров поведения, к которому нужно стремиться.
(Учащиеся походят к доске и записывают свои примеры в таблицу.)
Вариант заполненной таблицы
Физическая сторона | Умственная сторона | Эмоциональная сторона | Социальная сторона | Духовная сторона |
Давать себе необходимый отдых, ло житься спать вовремя и делать зарядку без напоминаний. | Вырабатывать привычку регулярно заниматься и посвящать определенное | В плохом настроении вести себя так, чтобы не задеть, не обидеть окружающих. | Признавать свои ошибки и просить прощения. | Просить старших (родителей) рассказать об их отношении к вере в Бога и к религии. |
Воздерживаться от случайной половой близости. | Стремиться больше узнать о том, что тебя интересует. | Похвалу в свой адрес принимать с благодарностью. | Слушать внимательно, если тебе что-то объясняют. |
Рыба» или «бревно»
Ребята, попробуйте дать себе оценку в каждой из пяти категорий, указав, к чему вы более склонны - к поведению «рыбы» или «бревна». В каждом из пяти пунктов нарисуйте стрелку, показы вающую либо влево («РЫБА»), либо впра во («БРЕВНО»). (Учащиеся работают на индивидуальных карточках).
Оцените в баллах, насколько трудно бывает принимать на себя ответственность в каждой из этих областей (1 = очень легко, 5 = очень трудно), и про ставьте эти отметки рядом со стрелками.
Рассказ “Как король остался без ужина”
Историческая справка: Альфред Великий, англосак сонский король, правил в IX веке. В то время, к кото рому относится данный рассказ, Альфред Великий оборонял страну от датских завое вателей.
Потерпев ряд поражений от датчан, войско короля Альфреда было рассеяно, и каждый человек был вынужден спасаться, как мог. Сам Альфред переоделся в платье простого пастуха и бежал в леса, где плу тал несколько дней.
Наконец он вышел к одинокой хижи не, где жил лесоруб с женой. К тому вре мени Альфред сильно проголодался. Он постучал в дверь хижины и попросил хо зяйку пустить его на ночлег и дать что-ни будь поесть.
Женщина не подозревала, кто на самом деле этот человек, одетый в лохмотья пастуха, но сжалилась над ним и согласилась на кормить его. «Входи, - сказала она. - Я как раз пеку на очаге лепешки. Если ты последишь, чтобы они не подгорели, то их хватит и на твою долю, А мне надо подоить корову».
Альфред поблагодарил хозяйку и согласил ся присмотреть за лепешками. Он сел у огня, а женщина вышла. Глядя на языки пламени, Аль фред задумался о своих бедах. Как снова со брать армию? Как защитить страну от наше ствия датчан? Какой план сражения вернее все го приведет к победе? Ему казалось, что уже нет никакой надежды.
Король Альфред не заметил, что хижина наполнилась дымом, а лепешки, разложенные на очаге, превратились в угольки.
Он взглянул на них только тогда, когда жена лесоруба возвратилась в хижину. Увидев дым и то, что осталось от ее лепешек, она принялась бранить незнакомца: «Проспал, негодный лен тяй! Всех нас без ужина оставил! Есть-то хо чешь, а чтобы заработать свой хлеб, и пальцем не пошевелил!»
Пристыженный, Альфред ничего не отве тил, только опустил глаза.
Тут вернулся с работы хозяин дома - лесо руб. Увидев в доме гостя, он сразу узнал его и прервал причитания жены. “Молчи! Это же король Альфред!” - воскликнул он.
Женщина затрепетала. Она пала на колени, умоляя короля простить ее за грубое слово.
Но король Альфред поднял ее с колен и ска зал: “Тебе не за что извиняться. Ты ругаешь меня - и поделом. Я обещал наблюдать за лепешками, но не уследил, и они сгорели. Если взялся за какое-то дело, большое или малое, ты за него в ответе и должен довес ти его до конца. Сегодня я пренебрег сво ей обязанностью, но больше этого не слу чится”.
Вскоре король Альфред покинул хижину дровосека и отправился собирать войско.
Из этого рассказа мы не знаем, получил ли ко роль в тот вечер что-нибудь на ужин. Однако нам известно, что вскоре после описанного случая он изгнал датчан из Англии.
Обсуждение рассказа
Давайте посмотрим, каким король Аль фред предстает в этой истории. В чем его поведение было ближе к поведению «брев на» (безответственность)?
В чем он проявил себя как «рыба» (при нятие на себя ответственности)?
Почему так важно до конца выполнять обязанности, которые вы на себя взяли - как большие, так и малые?
Заключительная часть занятия
Все мы должны отвечать за себя и за свои поступки в жизни, если хотим сами влиять на свое будущее. Отвечая за себя и свое поведение, вы будете двигаться по жизни скорее как «рыба», чем как «бревно». Вы сможете по ступать по своему выбору, осуществлять свои мечты, создавать для себя новые воз можности вместо того, чтобы ждать, пока за вас все решат другие.
Используемая литература:
Составитель Хаткевич О.А. Переходный возраст. – Минск: Изд. ООО “Красико - принт”, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Черты характера"
В основу классного часа легли материалы программы самосовершенствования школьников, автор Г. Селевко...
Эгоизм и альтруизм как черта характера.
Когда я заметила, что у детей в моем классе проявляются эгоистические черты, возникла необходимость показать недостатки эгоизма, отметить его негативное проявление, донести до сознания учащихся важнос...
урок английского языка "Черты характера" в 10 классе
Разработка урока английского языка в 10 классе "Черты характера" может быть использована в рамках тем "Спорт", Олимпийское движение", позволяет расширить лексический запас учащихся, развивать навыки м...
Краткий словарь значений черт характера
В помощь классному руководителю...
Этюды и игры на воспроизведение отдельных черт характера.
Эти этюды применяются на занятиях как примеры арт- терапии, которые оптимально помогают детям спроецировать свои эмоции на показанный образ....
Дидактический материал для 5-7 классов по теме: "Внешний вид и черты характера"
Данный материал предназначен для повторения и закрепления лексического материала по теме: "Внешний вид и черты характера" для учащихся 5-7 классов....
Открытый классный час на тему: «Поговорим о чертах характера»
Разработка открытого классного часа...