Классный час "Я принимаю ответственные решения"
классный час по обществознанию (9 класс) по теме

Подгайко Елена Николаевна

 

В профилактике вредных привычек у подростков важное место уделяется преодолению влияния сверстников. Именно давление сверстников становится главной причиной приобщения многих подростков к алкоголю, курению, наркотикам. В этих условиях очень важно выработать у подростков навыки принятия решений в сложных жизненных ситуациях.

 

Целями классного часа является стремление

1) углубить знания подростков о психическом и социальном здоровье;

2)  способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как уверенность в себе, честность, смелость;

3) побуждать к независимости в принятии решений;

4) развивать умение формулировать  и принимать решения в отношении курения, алкоголя, наркотиков и предвидеть последствия своих решений.

В ходе занятия подростки имеют возможность принять участие в дискуссии по теме, оценить себя с помощью тестирования, включиться в творческую работу по осмыслению сущности, проявлений и оценки манипулирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_ekstremizmu.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

имени  В.А. Шеболдаева

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ТЕМЕ

«Я принимаю ответственные решения!»

АВТОР

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И

ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ,

 ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

 КАТЕГОРИИ

ПОДГАЙКО Е.Н.

ГУКОВО, 2011

 Классный час в 9 классе  «Я принимаю ответственные решения!».

В профилактике вредных привычек у подростков важное место уделяется преодолению влияния сверстников. Именно давление сверстников становится главной причиной приобщения многих подростков к алкоголю, курению, наркотикам. В этих условиях очень важно выработать у подростков навыки принятия решений в сложных жизненных ситуациях.

Цель классного часа:

1) углубить знания подростков о психическом и социальном здоровье;

2)  способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как уверенность в себе, честность, смелость;

3) побуждать к независимости в принятии решений;

4) развивать умение формулировать  и принимать решения в отношении курения, алкоголя, наркотиков и предвидеть последствия своих решений.

 Ход классного часа:

1) Интерактивная беседа «Почему мы поддаемся чужому влиянию?»

Кукол дергают за нитки,
На лице у них улыбки,
И играет клоун на трубе.
И в процессе представленья,
Создается впечатленье,
Что куклы пляшут сами по себе.
                Андрей Макаревич
.

Свобода всегда была, есть и будет самым наивысшим благом, к которому стремиться человек. В гражданском обществе, основанном на защите прав человека, создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономности и независимости от любого незаконного вмешательства.

Каждый хочет быть свободным, независимым, не хочет, чтобы им пользовались, а как встать на этот путь свободного, равноправного общения не знает, не понимает, что нужно изменить в себе, в ситуации.

Одним из «тормозов» личностной свободы является использование одним человеком другого в личных целях, т.е. манипуляция.

Любое общение – это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашему мнению,  должно вызвать определенную реакцию. Отвечая на вопрос "Как дела?", – ждем понимания, сочувствия, одобрения. А когда не получаем ничего из этого, задаем наводящий вопрос, например: "У тебя все хорошо?"

 Предельно честное общение, лишенное манипуляции, в данном случае выглядело бы просто смешно: «Давай я тебе расскажу, как у меня дела, а ты меня похвалишь». В том случае, когда одно понятие подменяется другим и происходит манипуляция в общении.

Тема манипуляций – тема, касающаяся человеческих отношений, всегда была одной из самых важных в жизни. Ведь, как правило, мы не можем полноценно существовать в этом мире и взаимодействовать с ним, не усвоив, как правильно общаться.  Манипуляция – часть процесса общения. Мы всегда неосознанно или осознанно применяем данный метод. Это – оружие «нон грата», обычно к нему относятся с некоторым презрением. Да, можно и так... Но гораздо полезнее иметь его в своём арсенале. И, если его использовать с чистыми намерениями, оно приносит много пользы и удовольствия.

 Понятие «манипуляция».

Единого, однозначного определения понятия «манипуляция» мне найти не удалось. Мнения различных авторов в чем-то схожи, а в чем-то нет, вот почему необходимо обратиться к исходному понятию слова «манипуляция». Термин «манипуляция» обозначает сложные виды действий, выполняемых руками: управление рычагами, произвольное обращение с предметами и т.п., требующие мастерства и сноровки при исполнении. Рассматривая метафору термина «манипуляция», можно  понять ее, как стремление «прибрать к рукам», «приручить» другого, «поймать на крючок», то есть попытка превратить человека в послушное орудие, как бы в марионетку.

Полная метафора психологической манипуляции содержит три важнейших признака:

- идею «прибирания к рукам»,

- обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия,

- искусность манипулятора в выполнении приемов воздействия.

Для определения манипуляции большинство исследователей используют немало важные критерии: принуждение, контроль, управление, игра на слабостях, косвенное воздействие влияние, программирование мыслей намерений, скрыто, неявно, обман и прочие.

Можно добавить, что манипуляция - это способность, по усмотрению манипулирующего, воздействовать на сознание либо одного человека, либо группы людей с целью достижения определенной цели установленной самим манипулирующим.

Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие с использованием эмоций (чувств) партнера, с целью получения выгоды. Здесь два ключевых слова. «Скрытое», то есть неочевидное, скрываемое манипулятором, со спрятанным смыслом. И второе ключевое слово «эмоции (чувства)». Чувства – инструмент манипуляции! Чем откровенней ведет себя подросток по отношению к определенному человеку, тем больше он подвержен воздействию со стороны этого человека.

2) Информационная минутка «Какими способами на нас воздействуют?»

Виды манипуляций.

Существует множество способов и видов манипуляций, однако исходя из того, на каких чувствах играет манипулятор, их можно разделить на шесть основных принципов:

 - манипуляция любовью;

В детстве нам говорили: «Не кривляйся так, а то я тебя любить не буду». Хотя просто имели в виду: «Слушайся меня».

Данный вид чаще применяется в семьях и наиболее жесток. Ведь ребенок, привыкший к такому общению, решает, что в семье его рассматривают не целиком, а те действия, которые он сделал или не сделал.

- манипуляция страхом;

Подросткам говорят: «Не будешь делать уроки, станешь дворником». Хотя на самом деле не могут сказать: «Я не знаю, как еще заставить тебя делать уроки».

Использование людских страхов – один из самых любимых приемов всех манипуляторов. Очень часто они играют на недостаточной информированности жертвы.

- манипуляция неуверенностью в себе;

Проверяя уроки, родители говорят: «Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?» Хотя тем самым хотят показать нам: «Ты ни на что не способна без моей помощи».

Манипуляция – это всегда вопрос власти, который здесь проявляется наиболее остро. «Я – начальник, ты – дурак», - так можно перефразировать данный пример.

- манипуляция чувством вины;

«Мне лень мыть посуду, но не хочется тебя об этом просить» - это имеют ввиду родители говоря: «Снова получила двойку по химии, значит, будешь мыть посуду».

Данный принцип чаще используется в семье и начинается своеобразная игра – коллекционирование твоих провинностей. Хотя не ясно, почему нельзя распределить обязанности?

- манипуляция чувством гордости;

Нам говорят: «Почему ты не можешь прыгнуть с вышки, ты же отличник?»  Хотя на самом деле имеют ввиду: «Не трусь!»

- манипуляция чувством жалости.

Как это происходит у подростков: «Тебе меня совсем не жалко, я устала, а ты ничего не ешь», так это происходит и на работе, и в политике.

Это немного детская манипуляция, ведь подросткам более свойственно бесконечно обсуждать одну и ты же проблему, но никогда не сделают ничего, чтоб ее решить. Потому что они – счастливые жертвы.

3) Класс делится на группы и 5 групп готовят ситуации с примерами манипулятивного общения, в соответствии с предложенными ниже вариантами.

Характерные черты

Действия подростков

1. Скрытый характер воздействия, невозможность открыто признать факт манипулирования

«начинает выкручиваться, придумывает разные причины»,

«главное – не опускать глаза, смотреть прямо, чтобы не поняли»,

«нужно не молчать, говорить, что знаешь, и ждать, пока другие помогут»

2. Невозможность быть полностью искренним

«нельзя все честно рассказывать»,

«не хочется обижать отказом, вот и скрываешь настоящую причину»,

«лучше всего не говорить, только кое-что»

3. Невозможность полностью избежать морального осуждения со стороны своей совести

«скажешь «нет», а потом жалеешь об этом», «не пошла, а потом весь вечер переживала», «лучше подчиниться и сделать, чтоб потом совесть не мучила»

4. Невозможность самостоятельно и осознанно принимать решения

«приходится подчиниться»,

«нельзя выбрать, что хочется»,

«тобой руководят»

5. Внутренний дискомфорт

«неприятно на душе, когда тобой пользуются»,

«сидишь весь вечер, а кто-то потом просто спишет у тебя»,

«как камень на душе после этого».

4) Мини-лекция «Механизм принятия решений»

 Просвещение подростка о манипуляции.

Обсуждение темы «психологического манипулирования» с опорой на теоретические знания, данные диагностики и личный опыт подростка как субъекта и объекта манипулятивного воздействия.

Задачей этой работы было:

  1. повышение их коммуникативной компетентности, информированности;
  2. уверенности в себе;
  3. принятия себя, без чего невозможна успешная свободная личность.

Для группового обсуждения были предложены следующие вопросы:

  1. В чем, на ваш взгляд, сложность определения манипулирования в общении?
  2. Дайте свое определение носителю каждой из предложенных Е.Л.Доценко установок на взаимодействие – «манипулятору»,

    «диктатору»,

«сопернику»,

«партнеру»,

«другу».

Приведите примеры поведения таких людей

  1. По каким критериям можно определить наличие в общении манипулятивного психологического воздействия?
  2. Укажите сферы жизнедеятельности, в которых предпочтительным или нежелательным является использование: доминирования,

манипуляции,

сотрудничества.

  1. Используя художественные произведения, свой жизненный опыт, приведите примеры реализации различных манипулятивных приемов.
  2. Охарактеризуйте факторы, влияющие на формирование у ребенка манипулятивного отношения к миру.
  3. Проанализируйте сходства и отличие манипулятивного поведения человека в зависимости от возраста, сравните особенности манипулирования: а) ребенка

  б) подростка

  в) пожилого человека.

  1. Назовите, что приводит подростка к необходимости использовать манипуляцию.
  2. Какие особенности возраста делают подростка уязвимым перед манипулятивными воздействиями сверстников и взрослых?

На занятиях также был выполнен и обсужден ряд заданий на самопознание:

  1. «Ассоциация»

В течение 1-2 минут напишите слова, словосочетания, выражения, возникающие у вас в связи со словами «манипуляция», «психологическое воздействие». Проанализируйте полученные ответы в группе. Обсудите, какие ассоциации встречаются чаще.

2. «Метафоры»

Подумайте, как метафорически можно представить «психологическую манипуляцию». Опишите или нарисуйте полученный образ. Поделитесь своей находкой в группе, объясните, почему вы так представляете это понятие. Уточните, как воспринимается ваш образ (рисунок, словесное описание) манипуляции другими участниками.

  1. «Продолжите предложение»

Используя полученные знания о психологической манипуляции, дайте ей характеристику, продолжив предложения:

правда, что манипуляция…

неправда, что манипуляция…

1.

2.

1.

2.

Обсудите полученные ответы в группе, дополните свой список. Какие характеристики отмечают чаще?

4. «Моя уязвимость»

Известно, что манипулятивное воздействие возможно только в случае нахождения манипулятором уязвимых мест жертвы. Что является вашей «слабой стороной»? Какие Ваши личностные качества может использовать другой человек для управления Вами?

        Оцените себя по 5-ти бальной шкале, где 1 – минимальное проявление качества; 5 – максимальное проявление качества. Отметьте в клетке, насколько характерно для Вас каждое из этих качеств:

  неуверенность в себе, застенчивость;

  уверенность в себе, самоуверенность;

  чувство вины;

  чувство ответственности;

  стремление получить похвалу;

  обидчивость;

  щедрость, расточительство;

  бережливость, жадность;

  гордость;

  искренность;

  тщеславие;

  оптимистический взгляд на мир, уверенность, что все будет хорошо;

  реалистический взгляд на мир, пессимизм;

  высокомерие;

  общительность;

  стремление получить одобрение значимых людей;

  скромность;

  честолюбие;

  любовь к себе, эгоизм;

  неумение сказать «нет» и т.д.

Подчеркните те качества, по которым Вы набрали 4 или 5 баллов. Насколько часто они становятся причиной ощущения, что Вас «использовали», Вами манипулировали? Подумайте и дополните список собственных «уязвимых мест». Как можно учесть полученную информацию в провокационных ситуациях взаимодействия? Обсудите полученные результаты в группе.

  1. «Умею ли я пользоваться своими правами?»

Способов манипулирования очень много, также много, как и людей, желающих их применить по отношению к нам. Так ли мы беззащитны? Мануэль Смит  составил перечень неотъемлемых прав личности, соблюдение которых особенно важно в провокационных ситуациях. Умеем ли мы ими пользоваться?

        Прочитайте этот список прав личности и отметьте «+» те, которые Вы не позволяете нарушать другим в общении с Вами:

  Я имею право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя.

  Я имею право не оправдываться и не извиняться за свое поведение.

  Я имею право решать, должен(а) ли брать на себя ответственность за чужие проблемы.

  Я имею право передумать, изменить свое мнение.

  Я имею право сказать: «Я не знаю».

  Я имею право не зависеть от того, как ко мне относятся другие.

  Я имею право быть нелогичным в принятии решений.

  Я имею право сказать: «Я не понимаю».

  Я имею право сказать: «Мне наплевать…», «Меня не волнует…», «Меня не интересует…»

Подсчитайте, много ли «+» Вы сумели себе поставить, в каких ситуациях, в общении с какими людьми отстаивать свои права Вам особенно сложно? С чем, на Ваш взгляд, это может быть связано? Проанализируйте полученные результаты самостоятельно или обсудите их в группе.

5) Подведение итогов (рефлексия)

            Жизнь человека полна трудных и сложных ситуаций, когда приходится делать нелегкий выбор. Очень важно, чтобы каждый человек этот выбор делал сам, не позволяя другим решать за себя.

           Разумные и рассудительные люди всегда стараются принимать ответственные решения, взвешивая все «за» и «против». Надеюсь, что и мои ученики в трудных ситуациях будут действовать также.

По результатам этой работы можно сделать вывод, что подростки:

  1. научились различать позиции («манипулятора», «диктатора», «соперника», «партнера», «друга») в различных стратегиях общения эффективность для продуктивного общения в различных ситуациях;

  1. научились на основе сравнения (сопоставления, анализа, обобщения) делать выводы и обосновать свою позицию;

  1. научились привлекать знания из литературы, истории для иллюстрации собственного понимания манипулятивного воздействия как большей частью неэффективного (см. Приложение Ι).

Возможна креативно-развивающая работа с подростками с использованием рекомендаций по проведению игры  «Музей манипуляций», Приложение ΙΙ.

В качестве творческого задания можно предложить участникам составить памятку для начальных классов на тему «Как сопротивляться давлению»,   Приложение ΙΙΙ.                    

Приложение Ι

                                Примеры литературных и исторических

персонажей – «манипуляторов»

Фигаро                                         – хитрость, спекуляция любовью, болезнью,

(Бомарше. «Женитьба Фигаро)                 «манящие яблоки».

Хлестаков      

(Гоголь «Ревизор»)

Чичиков

(Гоголь «Мертвые души)                - использование искренности, доверчивости,

Остап Бендер                    тщеславия, наивности других людей.

(Ильф, Петров «12 стульев»)

 

Катерина Измайлова                         – спекуляция, любовь как средство для

(Лесков «Леди Макбет         для достижения корыстных целей.

Мценского уезда»)

Свидригайлов         – угроза, шантаж, игра на болезненном  

(Достоевский                                         самолюбии другого.

«Преступление и наказание»

Порфирий Петрович                         - знание уязвимых сторон собеседника,

(Достоевский                                        использование его слабостей. 

«Преступление и наказание»

Наполеон                                         – «манящие яблоки», спекуляция любовью к

(Л.Толстой «Война и мир»                  себе солдат.

Приложение ΙΙ

Музей манипуляции

Цель игры:        развитие креативных способностей, применение теоретических и практических знаний о манипуляции, развитие рефлексии.

Задание:        «Представьте себе, что в недалеком будущем планируется открыть музей психологической манипуляции. Вы приглашены подобрать и оценить экспонаты для организации тематических выставок: «Из истории манипуляции», «Реквизиты манипулятора», «Манипулятивные уловки», «Средства личной защиты от манипулятивного нападения», «Манипулятор внутри нас». Используя свои знания, личный опыт помогите музейным работникам собрать коллекцию экспонатов. В качестве музейных экспонатов могут быть как материальные, так и воображаемые предметы. Чем больше оригинальных находок вы сделаете, тем интереснее получится выставка».

Проведение игры:

                Участники делятся на малые группы, определяют для себя тематику выставки, продумывают экспонаты. Итогом работы может стать иллюстрированный путеводитель-справочник по «Музею манипуляции».

Представление результатов работы группы может быть проведено в форме «Конференции для работников инновационных музеев».

Раздел «Реквизиты Манипулятора»

Перечень экспонатов

  1. Дешевое бархатное сердце,

перевязанное ленточкой                 – «готовность» к состраданию и пониманию.

  1. Мешок Деда Мороза                 – много «манящих яблок».
  2. Конфеты                                – готовность умаслить, подкупить.
  3. Кандалы                                        – символ несвободы, эмоциональной            тяжести.
  4. Веревка                                         – готовность «связать по рукам и ногам»
  5. Веник                                            – символ умения «заметать следы»
  6. Изношенный башмак                  – символ суетливости манипулятора,  

                                                             «беготни  туда-сюда»

  1. Плащ монаха                                – символ желания скрыть истинное лицо.

Приложение ΙΙΙ

Как сопротивляться давлению

(памятка третьекласснику)

Давление – это когда тебя заставляют сделать что-то такое, что ты не хочешь

Давление может быть разным:

- лесть

- угроза

- попытка вызвать чувство вины

- ссылка дружеские отношения

Сопротивляться  давлению нужно так:

1. Отказать без объяснений. Например: «Я не могу дать тебе велосипед».

2. Отказать и объяснить причину отказа. Например: «Я не могу дать тебе книгу, потому что уже обещала другому человеку».

  1. Отказать и объяснить, что понимаешь причину просьбы. Например: «Я знаю, что ты действительно боишься идти один. Но пойти с тобой я не могу».
  2. Отказать и честно объяснить свое отношение к просьбе. Например: «Мне не нравиться, когда списывают. Списывать нечестно».

Необходимо сопротивляться давлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Школа жизненных навыков. Я принимаю ответственное решение"

Как правило, учащиеся средних классов составляют так называемую группу риска, так как именно в этом возрасте ученики приобщаются к курению, алкоголю, наркотикам. Данный классный час является одним из ...

я принимаю ответственное решение

классный час и презентация на заданную тему, которые учат детей ответственно принимать самостоятельные решения...

Классный час «Принимайте эстафету - попрощайтесь с сигаретой!»

Данный классный час, приуроченный к Международному дню борьбы с курением, направлен на профилактику асоциального поведения подростков....

Игра "Я принимаю ответственное решение"

Игра "Я принимаю ответственное решение"...

Классный час «Принимайте эстафету - попрощайтесь с сигаретой!»

Данный классный час, приуроченный к Международному дню борьбы с курением, направлен на профилактику асоциального поведения подростков....

Классный час «Принимайте эстафету - попрощайтесь с сигаретой!»

Данный классный час, приуроченный к Международному дню борьбы с курением, направлен на профилактику асоциального поведения подростков....

Классный час «Я принимаю ответственные решения»

Цель:  создание условий для формирования ясных представлений школьников о самом себе, своих особенностях и качествах для включения молодежи в активную пробу своих сил и определения нравственной п...