Классный час "Я принимаю ответственные решения"
классный час по обществознанию (9 класс) по теме
В профилактике вредных привычек у подростков важное место уделяется преодолению влияния сверстников. Именно давление сверстников становится главной причиной приобщения многих подростков к алкоголю, курению, наркотикам. В этих условиях очень важно выработать у подростков навыки принятия решений в сложных жизненных ситуациях.
Целями классного часа является стремление
1) углубить знания подростков о психическом и социальном здоровье;
2) способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как уверенность в себе, честность, смелость;
3) побуждать к независимости в принятии решений;
4) развивать умение формулировать и принимать решения в отношении курения, алкоголя, наркотиков и предвидеть последствия своих решений.
В ходе занятия подростки имеют возможность принять участие в дискуссии по теме, оценить себя с помощью тестирования, включиться в творческую работу по осмыслению сущности, проявлений и оценки манипулирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_ekstremizmu.docx | 35.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23
имени В.А. Шеболдаева
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ТЕМЕ
«Я принимаю ответственные решения!»
АВТОР
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ,
ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
КАТЕГОРИИ
ПОДГАЙКО Е.Н.
ГУКОВО, 2011
Классный час в 9 классе «Я принимаю ответственные решения!».
В профилактике вредных привычек у подростков важное место уделяется преодолению влияния сверстников. Именно давление сверстников становится главной причиной приобщения многих подростков к алкоголю, курению, наркотикам. В этих условиях очень важно выработать у подростков навыки принятия решений в сложных жизненных ситуациях.
Цель классного часа:
1) углубить знания подростков о психическом и социальном здоровье;
2) способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как уверенность в себе, честность, смелость;
3) побуждать к независимости в принятии решений;
4) развивать умение формулировать и принимать решения в отношении курения, алкоголя, наркотиков и предвидеть последствия своих решений.
Ход классного часа:
1) Интерактивная беседа «Почему мы поддаемся чужому влиянию?»
Кукол дергают за нитки,
На лице у них улыбки,
И играет клоун на трубе.
И в процессе представленья,
Создается впечатленье,
Что куклы пляшут сами по себе.
Андрей Макаревич.
Свобода всегда была, есть и будет самым наивысшим благом, к которому стремиться человек. В гражданском обществе, основанном на защите прав человека, создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономности и независимости от любого незаконного вмешательства.
Каждый хочет быть свободным, независимым, не хочет, чтобы им пользовались, а как встать на этот путь свободного, равноправного общения не знает, не понимает, что нужно изменить в себе, в ситуации.
Одним из «тормозов» личностной свободы является использование одним человеком другого в личных целях, т.е. манипуляция.
Любое общение – это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашему мнению, должно вызвать определенную реакцию. Отвечая на вопрос "Как дела?", – ждем понимания, сочувствия, одобрения. А когда не получаем ничего из этого, задаем наводящий вопрос, например: "У тебя все хорошо?"
Предельно честное общение, лишенное манипуляции, в данном случае выглядело бы просто смешно: «Давай я тебе расскажу, как у меня дела, а ты меня похвалишь». В том случае, когда одно понятие подменяется другим и происходит манипуляция в общении.
Тема манипуляций – тема, касающаяся человеческих отношений, всегда была одной из самых важных в жизни. Ведь, как правило, мы не можем полноценно существовать в этом мире и взаимодействовать с ним, не усвоив, как правильно общаться. Манипуляция – часть процесса общения. Мы всегда неосознанно или осознанно применяем данный метод. Это – оружие «нон грата», обычно к нему относятся с некоторым презрением. Да, можно и так... Но гораздо полезнее иметь его в своём арсенале. И, если его использовать с чистыми намерениями, оно приносит много пользы и удовольствия.
Понятие «манипуляция».
Единого, однозначного определения понятия «манипуляция» мне найти не удалось. Мнения различных авторов в чем-то схожи, а в чем-то нет, вот почему необходимо обратиться к исходному понятию слова «манипуляция». Термин «манипуляция» обозначает сложные виды действий, выполняемых руками: управление рычагами, произвольное обращение с предметами и т.п., требующие мастерства и сноровки при исполнении. Рассматривая метафору термина «манипуляция», можно понять ее, как стремление «прибрать к рукам», «приручить» другого, «поймать на крючок», то есть попытка превратить человека в послушное орудие, как бы в марионетку.
Полная метафора психологической манипуляции содержит три важнейших признака:
- идею «прибирания к рукам»,
- обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия,
- искусность манипулятора в выполнении приемов воздействия.
Для определения манипуляции большинство исследователей используют немало важные критерии: принуждение, контроль, управление, игра на слабостях, косвенное воздействие влияние, программирование мыслей намерений, скрыто, неявно, обман и прочие.
Можно добавить, что манипуляция - это способность, по усмотрению манипулирующего, воздействовать на сознание либо одного человека, либо группы людей с целью достижения определенной цели установленной самим манипулирующим.
Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие с использованием эмоций (чувств) партнера, с целью получения выгоды. Здесь два ключевых слова. «Скрытое», то есть неочевидное, скрываемое манипулятором, со спрятанным смыслом. И второе ключевое слово «эмоции (чувства)». Чувства – инструмент манипуляции! Чем откровенней ведет себя подросток по отношению к определенному человеку, тем больше он подвержен воздействию со стороны этого человека.
2) Информационная минутка «Какими способами на нас воздействуют?»
Виды манипуляций.
Существует множество способов и видов манипуляций, однако исходя из того, на каких чувствах играет манипулятор, их можно разделить на шесть основных принципов:
- манипуляция любовью;
В детстве нам говорили: «Не кривляйся так, а то я тебя любить не буду». Хотя просто имели в виду: «Слушайся меня».
Данный вид чаще применяется в семьях и наиболее жесток. Ведь ребенок, привыкший к такому общению, решает, что в семье его рассматривают не целиком, а те действия, которые он сделал или не сделал.
- манипуляция страхом;
Подросткам говорят: «Не будешь делать уроки, станешь дворником». Хотя на самом деле не могут сказать: «Я не знаю, как еще заставить тебя делать уроки».
Использование людских страхов – один из самых любимых приемов всех манипуляторов. Очень часто они играют на недостаточной информированности жертвы.
- манипуляция неуверенностью в себе;
Проверяя уроки, родители говорят: «Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?» Хотя тем самым хотят показать нам: «Ты ни на что не способна без моей помощи».
Манипуляция – это всегда вопрос власти, который здесь проявляется наиболее остро. «Я – начальник, ты – дурак», - так можно перефразировать данный пример.
- манипуляция чувством вины;
«Мне лень мыть посуду, но не хочется тебя об этом просить» - это имеют ввиду родители говоря: «Снова получила двойку по химии, значит, будешь мыть посуду».
Данный принцип чаще используется в семье и начинается своеобразная игра – коллекционирование твоих провинностей. Хотя не ясно, почему нельзя распределить обязанности?
- манипуляция чувством гордости;
Нам говорят: «Почему ты не можешь прыгнуть с вышки, ты же отличник?» Хотя на самом деле имеют ввиду: «Не трусь!»
- манипуляция чувством жалости.
Как это происходит у подростков: «Тебе меня совсем не жалко, я устала, а ты ничего не ешь», так это происходит и на работе, и в политике.
Это немного детская манипуляция, ведь подросткам более свойственно бесконечно обсуждать одну и ты же проблему, но никогда не сделают ничего, чтоб ее решить. Потому что они – счастливые жертвы.
3) Класс делится на группы и 5 групп готовят ситуации с примерами манипулятивного общения, в соответствии с предложенными ниже вариантами.
Характерные черты | Действия подростков |
1. Скрытый характер воздействия, невозможность открыто признать факт манипулирования | «начинает выкручиваться, придумывает разные причины», «главное – не опускать глаза, смотреть прямо, чтобы не поняли», «нужно не молчать, говорить, что знаешь, и ждать, пока другие помогут» |
2. Невозможность быть полностью искренним | «нельзя все честно рассказывать», «не хочется обижать отказом, вот и скрываешь настоящую причину», «лучше всего не говорить, только кое-что» |
3. Невозможность полностью избежать морального осуждения со стороны своей совести | «скажешь «нет», а потом жалеешь об этом», «не пошла, а потом весь вечер переживала», «лучше подчиниться и сделать, чтоб потом совесть не мучила» |
4. Невозможность самостоятельно и осознанно принимать решения | «приходится подчиниться», «нельзя выбрать, что хочется», «тобой руководят» |
5. Внутренний дискомфорт | «неприятно на душе, когда тобой пользуются», «сидишь весь вечер, а кто-то потом просто спишет у тебя», «как камень на душе после этого». |
4) Мини-лекция «Механизм принятия решений»
Просвещение подростка о манипуляции.
Обсуждение темы «психологического манипулирования» с опорой на теоретические знания, данные диагностики и личный опыт подростка как субъекта и объекта манипулятивного воздействия.
Задачей этой работы было:
- повышение их коммуникативной компетентности, информированности;
- уверенности в себе;
- принятия себя, без чего невозможна успешная свободная личность.
Для группового обсуждения были предложены следующие вопросы:
- В чем, на ваш взгляд, сложность определения манипулирования в общении?
- Дайте свое определение носителю каждой из предложенных Е.Л.Доценко установок на взаимодействие – «манипулятору»,
«диктатору»,
«сопернику»,
«партнеру»,
«другу».
Приведите примеры поведения таких людей
- По каким критериям можно определить наличие в общении манипулятивного психологического воздействия?
- Укажите сферы жизнедеятельности, в которых предпочтительным или нежелательным является использование: доминирования,
манипуляции,
сотрудничества.
- Используя художественные произведения, свой жизненный опыт, приведите примеры реализации различных манипулятивных приемов.
- Охарактеризуйте факторы, влияющие на формирование у ребенка манипулятивного отношения к миру.
- Проанализируйте сходства и отличие манипулятивного поведения человека в зависимости от возраста, сравните особенности манипулирования: а) ребенка
б) подростка
в) пожилого человека.
- Назовите, что приводит подростка к необходимости использовать манипуляцию.
- Какие особенности возраста делают подростка уязвимым перед манипулятивными воздействиями сверстников и взрослых?
На занятиях также был выполнен и обсужден ряд заданий на самопознание:
- «Ассоциация»
В течение 1-2 минут напишите слова, словосочетания, выражения, возникающие у вас в связи со словами «манипуляция», «психологическое воздействие». Проанализируйте полученные ответы в группе. Обсудите, какие ассоциации встречаются чаще.
2. «Метафоры»
Подумайте, как метафорически можно представить «психологическую манипуляцию». Опишите или нарисуйте полученный образ. Поделитесь своей находкой в группе, объясните, почему вы так представляете это понятие. Уточните, как воспринимается ваш образ (рисунок, словесное описание) манипуляции другими участниками.
- «Продолжите предложение»
Используя полученные знания о психологической манипуляции, дайте ей характеристику, продолжив предложения:
правда, что манипуляция… | неправда, что манипуляция… |
1. 2. | 1. 2. |
Обсудите полученные ответы в группе, дополните свой список. Какие характеристики отмечают чаще?
4. «Моя уязвимость»
Известно, что манипулятивное воздействие возможно только в случае нахождения манипулятором уязвимых мест жертвы. Что является вашей «слабой стороной»? Какие Ваши личностные качества может использовать другой человек для управления Вами?
Оцените себя по 5-ти бальной шкале, где 1 – минимальное проявление качества; 5 – максимальное проявление качества. Отметьте в клетке, насколько характерно для Вас каждое из этих качеств:
неуверенность в себе, застенчивость;
уверенность в себе, самоуверенность;
чувство вины;
чувство ответственности;
стремление получить похвалу;
обидчивость;
щедрость, расточительство;
бережливость, жадность;
гордость;
искренность;
тщеславие;
оптимистический взгляд на мир, уверенность, что все будет хорошо;
реалистический взгляд на мир, пессимизм;
высокомерие;
общительность;
стремление получить одобрение значимых людей;
скромность;
честолюбие;
любовь к себе, эгоизм;
неумение сказать «нет» и т.д.
Подчеркните те качества, по которым Вы набрали 4 или 5 баллов. Насколько часто они становятся причиной ощущения, что Вас «использовали», Вами манипулировали? Подумайте и дополните список собственных «уязвимых мест». Как можно учесть полученную информацию в провокационных ситуациях взаимодействия? Обсудите полученные результаты в группе.
- «Умею ли я пользоваться своими правами?»
Способов манипулирования очень много, также много, как и людей, желающих их применить по отношению к нам. Так ли мы беззащитны? Мануэль Смит составил перечень неотъемлемых прав личности, соблюдение которых особенно важно в провокационных ситуациях. Умеем ли мы ими пользоваться?
Прочитайте этот список прав личности и отметьте «+» те, которые Вы не позволяете нарушать другим в общении с Вами:
Я имею право судить о собственном поведении, мыслях, эмоциях и брать ответственность за их последствия на себя.
Я имею право не оправдываться и не извиняться за свое поведение.
Я имею право решать, должен(а) ли брать на себя ответственность за чужие проблемы.
Я имею право передумать, изменить свое мнение.
Я имею право сказать: «Я не знаю».
Я имею право не зависеть от того, как ко мне относятся другие.
Я имею право быть нелогичным в принятии решений.
Я имею право сказать: «Я не понимаю».
Я имею право сказать: «Мне наплевать…», «Меня не волнует…», «Меня не интересует…»
Подсчитайте, много ли «+» Вы сумели себе поставить, в каких ситуациях, в общении с какими людьми отстаивать свои права Вам особенно сложно? С чем, на Ваш взгляд, это может быть связано? Проанализируйте полученные результаты самостоятельно или обсудите их в группе.
5) Подведение итогов (рефлексия)
Жизнь человека полна трудных и сложных ситуаций, когда приходится делать нелегкий выбор. Очень важно, чтобы каждый человек этот выбор делал сам, не позволяя другим решать за себя.
Разумные и рассудительные люди всегда стараются принимать ответственные решения, взвешивая все «за» и «против». Надеюсь, что и мои ученики в трудных ситуациях будут действовать также.
По результатам этой работы можно сделать вывод, что подростки:
- научились различать позиции («манипулятора», «диктатора», «соперника», «партнера», «друга») в различных стратегиях общения эффективность для продуктивного общения в различных ситуациях;
- научились на основе сравнения (сопоставления, анализа, обобщения) делать выводы и обосновать свою позицию;
- научились привлекать знания из литературы, истории для иллюстрации собственного понимания манипулятивного воздействия как большей частью неэффективного (см. Приложение Ι).
Возможна креативно-развивающая работа с подростками с использованием рекомендаций по проведению игры «Музей манипуляций», Приложение ΙΙ.
В качестве творческого задания можно предложить участникам составить памятку для начальных классов на тему «Как сопротивляться давлению», Приложение ΙΙΙ.
Приложение Ι
Примеры литературных и исторических
персонажей – «манипуляторов»
Фигаро – хитрость, спекуляция любовью, болезнью,
(Бомарше. «Женитьба Фигаро) «манящие яблоки».
Хлестаков
(Гоголь «Ревизор»)
Чичиков
(Гоголь «Мертвые души) - использование искренности, доверчивости,
Остап Бендер тщеславия, наивности других людей.
(Ильф, Петров «12 стульев»)
Катерина Измайлова – спекуляция, любовь как средство для
(Лесков «Леди Макбет для достижения корыстных целей.
Мценского уезда»)
Свидригайлов – угроза, шантаж, игра на болезненном
(Достоевский самолюбии другого.
«Преступление и наказание»
Порфирий Петрович - знание уязвимых сторон собеседника,
(Достоевский использование его слабостей.
«Преступление и наказание»
Наполеон – «манящие яблоки», спекуляция любовью к
(Л.Толстой «Война и мир» себе солдат.
Приложение ΙΙ
Музей манипуляции
Цель игры: развитие креативных способностей, применение теоретических и практических знаний о манипуляции, развитие рефлексии.
Задание: «Представьте себе, что в недалеком будущем планируется открыть музей психологической манипуляции. Вы приглашены подобрать и оценить экспонаты для организации тематических выставок: «Из истории манипуляции», «Реквизиты манипулятора», «Манипулятивные уловки», «Средства личной защиты от манипулятивного нападения», «Манипулятор внутри нас». Используя свои знания, личный опыт помогите музейным работникам собрать коллекцию экспонатов. В качестве музейных экспонатов могут быть как материальные, так и воображаемые предметы. Чем больше оригинальных находок вы сделаете, тем интереснее получится выставка».
Проведение игры:
Участники делятся на малые группы, определяют для себя тематику выставки, продумывают экспонаты. Итогом работы может стать иллюстрированный путеводитель-справочник по «Музею манипуляции».
Представление результатов работы группы может быть проведено в форме «Конференции для работников инновационных музеев».
Раздел «Реквизиты Манипулятора»
Перечень экспонатов
- Дешевое бархатное сердце,
перевязанное ленточкой – «готовность» к состраданию и пониманию.
- Мешок Деда Мороза – много «манящих яблок».
- Конфеты – готовность умаслить, подкупить.
- Кандалы – символ несвободы, эмоциональной тяжести.
- Веревка – готовность «связать по рукам и ногам»
- Веник – символ умения «заметать следы»
- Изношенный башмак – символ суетливости манипулятора,
«беготни туда-сюда»
- Плащ монаха – символ желания скрыть истинное лицо.
Приложение ΙΙΙ
Как сопротивляться давлению
(памятка третьекласснику)
Давление – это когда тебя заставляют сделать что-то такое, что ты не хочешь
Давление может быть разным:
- лесть
- угроза
- попытка вызвать чувство вины
- ссылка дружеские отношения
Сопротивляться давлению нужно так:
1. Отказать без объяснений. Например: «Я не могу дать тебе велосипед».
2. Отказать и объяснить причину отказа. Например: «Я не могу дать тебе книгу, потому что уже обещала другому человеку».
- Отказать и объяснить, что понимаешь причину просьбы. Например: «Я знаю, что ты действительно боишься идти один. Но пойти с тобой я не могу».
- Отказать и честно объяснить свое отношение к просьбе. Например: «Мне не нравиться, когда списывают. Списывать нечестно».
Необходимо сопротивляться давлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Школа жизненных навыков. Я принимаю ответственное решение"
Как правило, учащиеся средних классов составляют так называемую группу риска, так как именно в этом возрасте ученики приобщаются к курению, алкоголю, наркотикам. Данный классный час является одним из ...
я принимаю ответственное решение
классный час и презентация на заданную тему, которые учат детей ответственно принимать самостоятельные решения...
Классный час «Принимайте эстафету - попрощайтесь с сигаретой!»
Данный классный час, приуроченный к Международному дню борьбы с курением, направлен на профилактику асоциального поведения подростков....
Игра "Я принимаю ответственное решение"
Игра "Я принимаю ответственное решение"...
Классный час «Принимайте эстафету - попрощайтесь с сигаретой!»
Данный классный час, приуроченный к Международному дню борьбы с курением, направлен на профилактику асоциального поведения подростков....
Классный час «Принимайте эстафету - попрощайтесь с сигаретой!»
Данный классный час, приуроченный к Международному дню борьбы с курением, направлен на профилактику асоциального поведения подростков....
Классный час «Я принимаю ответственные решения»
Цель: создание условий для формирования ясных представлений школьников о самом себе, своих особенностях и качествах для включения молодежи в активную пробу своих сил и определения нравственной п...