Программа курса внеурочной деятельности "Я выбираю вызов!"
рабочая программа (7 класс)
Данная программа внеурочной деятельности "Я принимаю вызов!" составлена для реализации социального направления по ФГОС ООО. Эта программа по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ, созданная для того, чтобы помочь обучающимся подготовиться к успешному решению сложных, трудных жизненных задач и ситуаций, связанных с риском для здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ya_prinim_vyzov.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Новокубанский район, с.Камышеваха,
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 21 с. Камышеваха
муниципального образования Новокубанский район
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «31» августа 2018 года протокол № 1
Председатель ___________ Т.А.Гладушкина
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: комплексная
кружок
«Я принимаю вызов!»
Срок реализации программы: 3 года
Возраст обучающихся: 11 – 15 лет
Составитель: И.Н.Чуйко
Пояснительная записка.
Данная программа кружка внеурочной деятельности «Я принимаю вызов!» составлена для реализации социального направления по ФГОС ООО.
Это программа по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ, созданная для того, чтобы помочь обучающимся подготовиться к успешному решению сложных, трудных жизненных задач и ситуаций, связанных с риском для здоровья, осознать свою личную ответственность за поведение в ситуациях социального риска.
Актуальность программы.
Проблема потребления наркотических средств и психоактивных веществ молодёжи в России находится в зоне особого внимания государства и общества. Приоритетным направлением деятельности в сфере сохранения и укрепления здоровья населения является забота о состоянии здоровья молодого поколения, поскольку именно от этой группы зависит общий уровень популяционного здоровья страны. В наибольшей степени здоровье подрастающего поколения угрожает аддиктивное поведение – поведение, зависимое от потребления определённой группы психоактивных веществ. Вовлечение молодёжи в употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ выступает фактором риска развития неизлечимых, по сути, заболеваний – алкоголизма, наркомании, ВИЧ, туберкулёза, а также сопутствующих соматических заболеваний.
Общие потери общества от наркомании, как вследствие отрицательного воздействия на здоровье молодого населения, так и вследствие распространения преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ставят перед обществом задачу формирования устойчивой системы противодействия этим негативным явлениям.
Программа «Я принимаю вызов!» имеет аксиологический (ценностный) и одновременно профилактический характер, направлена на трансформацию системы ценностей подростка из деструктивной области, связанной с рисками употребления ПАВ, в созидательное, творческое русло.
Программа разработана с учётом тематического планирования курсов ОБЖ, биологии, физической культуры и включает в себя профилактику употребления обучающимися табака, алкоголя , наркотиков и других ПАВ, влияющих на сознание, в том числе пива и джин-тоника, культуру жизни без наркотиков.
Цели курса:
Образовательные: формирование у обучающихся представлений о понятиях «здоровье», «здоровый образ жизни», «социальная ответственность»; ознакомление с причинами и последствиями употребления ПАВ; изучение социальных и правовых норм для понимания ответственности за нарушения законодательства в сфере незаконного оборота наркотических веществ.
Воспитательные: формирование у обучающихся ценностей здорового образа жизни, готовности осмысленно решать повседневные жизненные ситуации, связанные с риском, в том числе риском употребления ПАВ, внутренних установок сопротивления социальному давлению группы, связанному с рисками употребления ПАВ.
Развивающие: развитие у обучающихся критического мышления в отношении информации, связанной с ПАВ, и мотивации к социально одобряемой деятельности; формирование у подростков нового положительного опыта для личностного развития в процессе межличностного и группового содержательного общения; создание в процессе совместной деятельности педагогов и школьников благоприятных условий для становления и развития личности обучающихся, присвоения ими внутренней ответственности за принятие на когнитивном, эмоциональном, поведенческом уровнях ценностей и норм здорового образа жизни; формирование копинг-стратегий и внутренних защит от употребления ПАВ.
Задачи курса:
1. Создать психологические условия, средовые характеристики, способствующие приобретению подростками нового положительного опыта межличностного и группового содержательного общения как фактора защиты личности от употребления ПАВ.
2. Способствовать формированию основ правовой культуры как необходимости следовать социальным и правовым нормам общества на основе ознакомления с этими нормами, в том числе в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
3. Способствовать формированию паттернов (повторяющихся образцов) правопослушного ответственного поведения, исполнения законов.
4. Способствовать формированию здорового стиля жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.
5. Создать предпосылки для формирования готовности принимать осознанные разрешения в повседневных жизненных ситуациях, в том числе ситуациях, связанных с социальными рисками, с риском употребления ПАВ.
6. Способствовать развитию критического отношения к информации, связанной с ПАВ, и предложениям их приобретения и употребления.
7. Содействовать развитию мотивации к социально одобряемой деятельности, исключающей употребление ПАВ.
8. Создать условия для приобретения опыта целеполагания, разработки и реализации собственных идей и проектов в сфере пропаганды здорового образа жизни, законопослушного поведения, предупреждения употребления ПАВ.
Данная программа внеурочной деятельности «Я принимаю вызов!» составлена на 3 года занятий с детьми среднего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности. Возрастная группа детей 10-15 лет.
Программа рассчитана на 102 часа (34 часа в год в каждой группе из расчёта 1 час в неделю).
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты.
Личностные результаты будут достигнуты в рамках когнитивного, ценностного и эмоционального, деятельностного (поведенческого) компонентов.
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
— знания законодательства Российской Федерации в сфере предупреждения распространения и потребления ПАВ немедицинского характера;
— ориентация в системе моральных норм и ценностей как условий законопослушного поведения, здорового образа жизни, предупреждения потребления ПАВ;
— основы социально-критического мышления, способность ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий, устанавливать взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
— знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в ситуациях социального риска, в том числе связанного с употреблением ПАВ.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
— готовность к равноправному сотрудничеству;
— уважение к личности и е. достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия;
— устойчивость к давлению сверстников и группы, направленному на вовлечение в потребление ПАВ, и готовность противостоять им;
— уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира как условие противостояния попыткам вовлечения в потребление ПАВ;
— потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании как важное условие предупреждения потребления ПАВ;
— позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении как условие предупреждения потребления ПАВ.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
— готовность и способность к участию в пределах возрастных компетенций к организации и проведению школьных и внешкольных мероприятий, в деятельности детских и молод.жных общественных организаций, имеющих социальную направленность, в волонтёрской деятельности в сфере предупреждения потребления ПАВ;
— готовность и способность к выполнению правовых норм и требований, в том числе в сфере, касающейся немедицинского употребления, незаконного распространения и оборота ПАВ;
— умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
— умение конструктивно разрешать конфликты;
— готовность и способность к соблюдению моральных норм в отношении взрослых и сверстников;
— потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения и в общественно полезной деятельности, связанной с проектированием моделей ЗОЖ и профилактикой потребления ПАВ;
— умение строить жизненные планы создавать и реализовывать социальные проекты в сфере здорового образа жизни, профилактики потребления ПАВ;
— готовность делать осознанный выбор в ситуациях социального риска, в том числе связанного с употреблением ПАВ на основе ценностей правовой культуры и здорового образа жизни.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента обучающийся получит возможность для формирования:
— готовности к самообразованию и самовоспитанию как условий позитивной самореализации;
— адекватной позитивной самооценки и Я-концепции как условий предупреждения вовлечения в употребление ПАВ;
— компетентности в реализации основ здорового образа жизни в поступках и деятельности;
— морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм в ситуациях социальной
неопределённости и ситуациях, сопряжённых с риском употребления ПАВ;
— устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение эмоционального благополучия.
Метапредметные результаты будут достигнуты путём формирования у обучающихся ряда универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
— основам целеполагания в сфере проектирования планов жизнедеятельности и создания проектов по тематике ЗОЖ, предупреждения потребления ПАВ;
— самостоятельно анализировать условия достижения цели в сфере проектирования планов жизнедеятельности и создания проектов по тематике ЗОЖ, предупреждения потребления ПАВ;
— планировать пути достижения названных целей;
— устанавливать целевые приоритеты;
— уметь самостоятельно контролировать своё время и время, отведённое на командную работу, и управлять им;
— принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров, противостоять давлению группы, взрослых, в ситуациях риска потребления ПАВ; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия в ситуациях риска потребления ПАВ и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
— основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса, в том числе прогнозирования рисков, связанных с употреблением ПАВ.
Обучающийся получит возможность научиться:
— самостоятельно ставить перспективные жизненные цели и задачи;
— построению жизненных планов во временной перспективе, основанных на ценностях здорового образа жизни;
— при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
— выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать для этого наиболее эффективные способы;
— основам саморегуляции в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
— осуществлять рефлексию в отношении своих действий и поведения, связанного с риском вовлечения в употребление ПАВ;
— адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
— основам саморегуляции эмоциональных состояний;
— прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей и противостояния рискам употребления ПАВ.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве в сообществах, имеющих конструктивную направленность;
— формулировать собственное мнение и позицию, в том числе по проблематике, связанной с ПАВ, аргументировать и координировать с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
— устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
— обосновывать собственную позицию, особенно в сфере сохранения своего права на здоровый образ жизни и свободу от употребления ПАВ;
— выражать уверенный отказ, не требующий оправданий, в ситуациях, связанных с риском употребления ПАВ;
— аргументировать свою точку зрения, в том числе по проблематике ПАВ, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
— организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в сфере социального проектирования по тематике здорового образа жизни и предупреждения употребления ПАВ, определять цели и функции участников в командной работе, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
— осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, в том числе связанных с рисками употребления ПАВ, уметь убеждать;
— работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
— владеть основами коммуникативной рефлексии.
Обучающийся получит возможность научиться:
— учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию, особенно в сфере сохранения своего права на здоровый образ жизни и свободу от воздействия ПАВ;
— понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, при этом иметь чёткую сформированную позицию о недопустимости употребления ПАВ;
— продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство) в разработке и реализации проектов в сфере ЗОЖ и предупреждения потребления ПАВ;
— оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
— осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
— в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
— следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к
партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
— устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений по проблематике здорового образа жизни и рисков употребления ПАВ;
— в совместной деятельности в сфере проектирования по тематике ЗОЖ и предупреждения потребления ПАВ чётко формулировать цели группы и позволять е. участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
— основам реализации проектно-исследовательской деятельности по тематике ЗОЖ и предупреждения употребления ПАВ;
— осуществлять расширенный поиск информации по тематике ЗОЖ и предупреждения употребления ПАВ с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
— устанавливать причинно-следственные связи в сфере социальных рисков, асоциального поведения, связанные с употреблением ПАВ;
— строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания) в сфере рисков употребления ПАВ;
— строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, направленные на выработку отрицательного отношения к употреблению ПАВ;
— объяснять явления, процессы, связи и отношения, связанные с риском употребления ПАВ, выявляемые в ходе исследования.
Обучающийся получит возможность научиться:
— основам рефлексивного восприятия информации, как условия предупреждения вовлечения в употребление ПАВ;
— ставить проблему предупреждения употребления ПАВ, аргументировать её актуальность;
— самостоятельно проводить исследования в сфере профилактики употребления ПАВ на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
— выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов в сфере социальных рисков, связанных с вовлечением в употребление ПАВ;
— организовывать исследование с целью проверки данных гипотез;
— делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации по проблематике здорового образа жизни и ПАВ.
Наряду с решением непосредственных задач курса, в рамках реализации программы происходит решение ряда задач, направленных на социализацию и развитие ребёнка и подростка в группе, сплочение класса, формирование или в случае необходимости восстановление (реабилитацию) позитивного социального статуса ребёнка в классном коллективе.
Таким образом, реализация программы способствует достижению трёх уровней результатов.
Первый уровень результатов — приобретение и усвоение обучающимися в процессе взаимодействия ученика с ведущим взрослым как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), представлений о социальной реальности и повседневной жизни, в которой существуют риски, связанные с проблемой распространения и употребления ПАВ.
Второй уровень результатов — развитие социально значимых отношений, получение опыта ценностного отношения к социальной реальности в целом, способствующих формированию установок к здоровому образу жизни и неприятию ПАВ, в процессе взаимодействия обучающихся между собой в защищённой, дружественной среде.
Третий уровень результатов — приобретение подростком опыта самостоятельного социально значимого действия, направленного на пропаганду ценностей здорового образа жизни и отрицательного отношения к употреблению ПАВ.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Наименование разделов
| Всего часов | Количество часов | ||||||||
5/6 кл. | 7/8 кл. | 9 кл. | |||||||||
всего | теория | практика | всего | теория | практика | всего | теория | практика | |||
1. | Навыки вступления в контакт в условиях группового взаимодействия как фактор предупреждения вовлечения в употребление ПАВ. Первичная диагностика | 1 | 1 | 1 | 0 | ||||||
2. | Навыки отреагирования (управления) негативных эмоциональных состояний в условиях группового взаимодействия. Профилактика агрессивных проявлений | 4 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | |||
3. | Профилактика конфликтов как фактора, провоцирующего начало употребления ПАВ. Продуктивное поведение в конфликте | 8 | 4 | 1 | 3 | 4 | 2 | 2 | |||
4. | Формирование критического мышления, потребности в саморазвитии, самореализации, волевого поведения, ответственности за принятие решений как личностных факторов защиты от употребления ПАВ. | 13 | 5 | 2 | 3 | 8 | 3 | 5 | |||
5. | Стрессоустойчивость и стратегии совладающего поведения как фактор профилактики употребления ПАВ. | 11 | 5 | 3 | 2 | 6 | 3 | 3 | |||
6. | Формирование устойчивого негативного отношения к употреблению ПАВ в гетерогенной группе (все участники независимо от наличия либо отсутствия имеющегося опыта употребления ПАВ). | 11 | 4 | 2 | 2 | 7 | 2 | 5 | |||
7. | Представления о воздействии рекламы в сфере предложения ПАВ на принятие Решений. | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||||
8. | Формирование представлений о социальной ответственности, правовой культуре, административной и уголовной ответственности в сфере употребления и распространения ПАВ и незаконного оборота наркотиков. | 3 | 3 | 1 | 2 | ||||||
9. | Интернет-пространство и профилактика употребления ПАВ: риски и возможности. | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||||
10 | Пропаганда здорового образа жизни и социальное проектирование в сфере профилактики немедицинского употребления ПАВ. | 14 | 4 | 1 | 3 | 4 | 0 | 4 | 6 | 0 | 6 |
11. | Проектирование будущего. Закрепление навыков целеполагания и поиска ресурсов для достижения цели. | 6 | 2 | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 |
12. | Навыки эффективного общения как фактор предупреждения вовлечения обучающихся в употребление ПАВ. Первичная диагностика. | 1 | 1 | 0 | 1 | ||||||
13. | Коммуникативная компетентность и психология успеха. Первичная диагностика. | 6 | 6 | 2 | 4 | ||||||
14. | Я – концепция и здоровый образ жизни. | 6 | 6 | 2 | 4 | ||||||
15. | Стрессоустойчивость и навыки безопасного поведения в ситуации социального риска, связанного с ПАВ. | 6 | 6 | 3 | 3 | ||||||
16. | Табак, алкоголь, наркотики как риски для здоровья и успеха. | 8 | 8 | 4 | 4 | ||||||
ИТОГО:
| 102 | 34 | 14 | 20 | 34 | 11 | 23 | 34 | 11 | 23 |
1-ый год обучения:
5/6 класс (теория - 14 часов; практика - 20 часов)
Тема 1. Навыки вступления в контакт в условиях группового взаимодействия как фактор предупреждения вовлечения в употребление ПАВ. Первичная диагностика. (1ч.)
Основные понятия: формирование группы, интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и ведущим — взрослым. Правила группового взаимодействия, правила круга. Общение как базовая потребность человека. Правила установления контакта как первый этап эффективного группового взаимодействия. Техники общения. Коммуникативная рефлексия как способ осознания оснований собственных
действий и действий партнёра. Языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Регуляция собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Формы работы: игровые упражнения и задания, рефлексивное общение, аутотренинг гармонизации эмоционального состояния.
Первичная диагностика: «шкала наблюдений» за личностными особенностями
обучающихся, которые могут стать факторами риска употребления ПАВ (Н.И. Цыганкова, О.В. Эрлих); методика «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей (качеств)» В.В. Синявского, Б.А. Федоршина.
Тема 2. Навыки отреагирования негативных эмоциональных состояний в условиях группового взаимодействия. Профилактика агрессивных проявлений. (2 ч.)
Интерактивная беседа «Мир человеческих отношений — мир эмоций». Практикум (тренинг) «Технологии отреагирования и саморегуляции негативных эмоциональных состояний».
Основные понятия: эмоции и чувства. Агрессия. Способы работы с агрессией., гневом. Профилактика агрессивных проявлений. Основы саморегуляции.
Формы работы: интерактивная беседа, практикум (тренинг), методы гармонизации эмоционального состояния.
Тема 3.Профилактика конфликтов как фактора, провоцирующего начало
употребления ПАВ. Продуктивное поведение в конфликте. (4 ч.)
Интерактивная беседа «Конфликты и технологии разрешения конфликтов».
Практикум (тренинг) «Технологии разрешения конфликтных ситуаций». Ролевая игра «Влияние сверстников: способы отстаивания собственной позиции». Игровой практикум (тренинг) «Навыки позитивного общения в эмоционально напряжённых ситуациях».
Основные понятия: психология конфликта, две стороны конфликта. Профилактика конфликтов. Поведение в конфликте. Способы разрешения конфликтов. Способы обоснования и отстаивания собственной позиции.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг). Ролевая игра.
Тема 4. Формирование критического мышления, потребности в саморазвитии, самореализации, ответственности за принятие решений как личностных факторов защиты от употребления ПАВ. (5 ч.)
Интерактивная беседа «Психология жизненного успеха». Интерактивная беседа «Понятие Я-концепции и личностное самоопределение». Практикум (тренинг) «Развитие критического мышления в отношении информации связанной с ПАВ и предложений об их приобретении и употреблении». Игровой практикум (тренинг) моделирования ситуаций принятия ответственного решения. Дискуссия «Здоровый образ жизни: моя свобода и ответственность».
Основные понятия: психология жизненного успеха. Я-концепция, самооценка, мотивация достижения успеха. Саморегуляция деятельности. Самоопределение и принятие ответственных решений.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг). Дискуссия
Тема 5. Стрессоустойчивость и стратегии совладающего поведения как фактор профилактики употребления ПАВ. (5 ч.)
Интерактивная беседа «Что такое стресс. Как справиться со стрессом в школьной жизни». Практикум (тренинг) «Cитуации социального риска и стратегии совладающего с трудностями поведения (копинг-стратегии)». Практикум (тренинг) «Навыки уверенного поведения в ситуации социального риска "Спасибо, нет!"». Интерактивная беседа «Реклама табака и алкоголя как метод воздействия на принятие решения и поведение человека». Интерактивная беседа «Информационно-коммуникативная сеть Интернет как поле возможностей и сфера рисков».
Основные понятия: Стрессоустойчивость личности. Стрессы в школьной жизни. Представление о ситуациях, связанных с предложением и употреблением ПАВ как ситуациях социального риска. Понятия и представления о безопасном поведении и социальных рисках, связанных с ПАВ. Риски и безопасное поведение в информационно-коммуникативной сети Интернет.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг).
Тема 6. Формирование устойчивого негативного отношения к употреблению ПАВ в гетерогенной группе (все участники независимо от наличия либо отсутствия имеющегося опыта употребления ПАВ). (4 ч.)
Интерактивная беседа «Безопасное поведение и социальные риски, связанные с ПАВ». Рефлексивная беседа «Употребление ПАВ как риск для здоровья и жизни». Практикум (тренинг) формирования негативного отношения к употреблению ПАВ. Создание выставки коллективных творческих работ. «Я принимаю вызов: ПАВ как риск для здоровья и успеха».
Основные понятия: Безопасное поведение. Социальные риски. Причины начала
употребления ПАВ. Употребление ПАВ как социальная проблема. Истинные или ложные представления о ПАВ. Навыки принятия ответственного решения. Модификация и коррекция присущих некоторым участникам группы дезадаптивных моделей поведения.
Формы работы: интерактивная беседа. Рефлексивная беседа. Практикум (тренинг). Создание выставки коллективных творческих работ.
Тема 7. Представления о воздействии рекламы в сфере предложения ПАВ на принятие решений. (2 ч.)
Интерактивная беседа «Реклама как метод воздействия на поведение человека».
Практикум (тренинг) «Как противостоять давлению рекламы в сфере предложения ПАВ».
Основные понятия: реклама как форма привлечения потребителей ПАВ. Пути влияния на восприятие человека, создание мифов о ПАВ. Формирование у обучающихся представлений о рисках воздействия рекламы на безопасность поведения в сфере предложения ПАВ.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг).
Тема 8. Формирование представлений о социальной ответственности, правовой культуре, административной и уголовной ответственности в сфере употребления и распространения ПАВ и незаконного оборота наркотиков. (3 ч.)
Интерактивная беседа «Правовая культура и правила делового межличностного общения как условие безопасного поведения в обществе». Деловая игра «Административная и уголовная ответственность в сфере употребления и распространения ПАВ и незаконного оборота наркотиков». Практикум (тренинг) с элементами ролевой игры «Моя правовая ответственность».
Основные понятия: Правовая культура. Административная и уголовная ответственность. Права и обязанности несовершеннолетних.
Формы работы: интерактивная беседа. Деловая игра. Практикум (тренинг)
Тема 9. Интернет-пространство и профилактика употребления ПАВ: риски и возможности. (2 ч.)
Интерактивная беседа. «Информационно-коммуникативная сеть Интернет как поле рисков и сфера возможностей в профилактике употребления ПАВ подростками и молодёжью». Практикум (тренинг) «Как обеспечить свою безопасность в Интернет-пространстве?».
Основные понятия: риски и безопасное поведение в информационно- коммуникативной сети Интернет.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг)
Тема 10. Пропаганда здорового образа жизни и социальное проектирование в сфере профилактики немедицинского употребления ПАВ. (4 ч.)
Интерактивная беседа «Здоровье человека как ценность и как сфера личной ответственности». Практикум (тренинг) с элементами подготовки для добровольчества в сфере пропаганды здорового образа жизни: «Здоровый образ жизни — для меня!». Социальное проектирование. Разработка и реализация проектов по пропаганде здорового образа жизни и негативному отношению к немедицинскому употреблению ПАВ. Выставка и представление (презентация) социальных проектов, разработанных обучающимися по пропаганде здорового образа жизни и негативному отношению к немедицинскому употреблению ПАВ «Здоровый образ жизни — для меня!».
Основные понятия: здоровье и здоровый образ жизни. Ценностное отношение к здоровью. Критическое мышление.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг). Социальное проектирование. Выставка и представление (презентация) социальных проектов.
Тема 11. Проектирование будущего. Закрепление навыков целеполагания и поиска ресурсов для достижения цели. (2 ч.)
Практикум (тренинг) «Проектирование планов жизненной самореализации после окончания занятий по программе. Ресурсы и пути достижения поставленных целей». Заключительная диагностика. Фестиваль достижений «Шаги к здоровью: “Я принимаю вызов!”».
Основные понятия: здоровье и здоровый образ жизни. Ценностное отношение к здоровью. Критическое мышление. Рефлексивное общение.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг). Заключительная диагностика.
2-ой год обучения:
7/8 класс (аудиторные - 11 часов; внеаудиторные - 23 часов)
Тема 1. Эффективное общение как фактор предупреждения вовлечения обучающихся в употребление ПАВ. Первичная диагностика. (1 ч.)
Основные понятия: Общение как базовая потребность человека. Понятие и характеристики делового и межличностного общения. Техники эффективного общения. Коммуникативная рефлексия как способ осознания оснований собственных действий и действий партнёра. Обратная связь. Эмпатия. Технологии невербального общения. Формирование умения выполнять совместные задания.
Формы работы: игровые упражнения и задания, рефлексивное общение, аутотренинг гармонизации эмоционального состояния.
Первичная диагностика: круг знакомства, рефлексивное общение. Игра как метод моделирования поведения в совместной деятельности.
Первичная диагностика: «Шкала наблюдений» за личностными особенностями обучающихся, которые могут стать факторами риска употребления ПАВ. Методика «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей (качеств)» В.В. Синявского, Б.А. Федоршина
Тема 2. Навыки управления своими эмоциональными состояниями в условиях группового взаимодействия со сверстниками. Профилактика агрессивных проявлений. (2 ч.)
Интерактивная беседа « Эмоции и чувства. как распознавать переживания других людей и собственные эмоциональные состояния». Практикум (тренинг) «Технологии отреагирования и саморегуляции эмоциональных состояний»
Основные понятия: эмоции и чувства. Агрессия и причины агрессивного поведения. Способы работы с агрессией, гневом. Основы саморегуляции и аутотренинга. Способы повышения настроения без применения ПАВ.
Формы работы: интерактивная беседа, практикум (тренинг) .
Тема 3.Профилактика конфликтов как фактора, провоцирующего начало
употребления ПАВ. Продуктивное поведение в конфликте. (4 ч.)
Интерактивная беседа «Эффективное общение и конфликты». Интерактивная беседа «Две стороны конфликта». Игровой практикум (тренинг) «Технологии разрешения конфликтов. Способы отстаивания собственной позиции в конфликте». Практикум (тренинг) « Посредничество в разрешении конфликта как способ восстановления отношений».
Основные понятия: продуктивное поведение в конфликте. Способы разрешения конфликтов. Технология посредничества. Влияние сверстников. Положительное значение конфликта.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг). Ролевая игра.
Тема 4. Формирование критического мышления, волевого поведения, ответственности за принятие решений как личностных факторов защиты от употребления ПАВ. (8 ч.)
Рефлексивная беседа « Я – концепция, потребность в саморазвитии, самореализации и ценностные ориентации человека». Практикум (тренинг) «Нравственные ценности и цели человека. Внешние воздействия, которые влияют на принятие решений». Рефлексивная беседа «Образ Я и мои жизненные цели». Практикум (тренинг) «Я и мои жизненные цели». Занятие с элементами арт-педагогики «Нарисую будущее…». Дискуссия «Здоровый образ жизни: я вчера, я сегодня, я в будущем». Рефлексивная беседа «Свобода и ответственность. Выбор и принятие ответственных решений». Создание и презентация творческих работ, организация выставки « Мой выбор: здоровье и успешное будущее»
Основные понятия: - концепция. Саморазвитие, самореализация. Мотивация достижения успеха. Рефлексия как свойство личности. Свобода и ответственность. Постановка и пути достижения целей.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг). Дискуссия
Тема 5. Стрессоустойчивость и навыки безопасного поведения в ситуации социального риска, связанного с ПАВ. (6 ч.)
Рефлексивная беседа «Безопасность и социальные риски, связанные с ПАВ».
Практикум (тренинг) «Развитие стрессоустойчивости и совладающего с трудностями поведения (копинг-стратегий)». Игровой практикум (тренинг) «Как совладать со стрессом». Практикум (тренинг) «Навыки уверенного поведения». Интерактивная беседа «Реклама табака и алкоголя как метод воздействия на принятие решения и поведение человека». Интерактивная беседа «Информационно-коммуникативная сеть Интернет как поле возможностей и сфера рисков».
Основные понятия: Стрессоустойчивость личности. Стрессы в школьной жизни. Ситуации социального риска. Понятия и представления о безопасном поведении и социальных рисках, связанных с ПАВ. Психологические защиты личности и стратегии совладающего поведения. Риски и безопасное поведение в информационно-коммуникативной сети Интернет.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг).
Тема 6. Формирование устойчивого негативного отношения к употреблению ПАВ в гетерогенной группе (все участники независимо от наличия либо отсутствия имеющегося опыта употребления ПАВ). (7 ч.)
Рефлексивная беседа «Здоровье как важнейшая социальная ценность. Как противостоять разрушительным для здоровья формам поведения». Рефлексивная беседа «Негативное отношение к употреблению ПАВ: моя личная позиция». Ситуационная игра «Аргументы отказа от пробы ПАВ». Ролевые игры о проблемных ситуациях, связанных ПАВ. Практикум (тренинг) с элементами деловой игры «Моя правовая ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков». Практикум (тренинг) с элементами деловой игры «Административная и уголовная ответственность в сфере употребления и распространения ПАВ и незаконного оборота наркотиков». Создание выставки коллективных творческих работ «Я принимаю вызов: ПАВ как риск для здоровья и успеха».
Основные понятия: Употребление ПАВ как социальная проблема. Правовая культура. Административная и уголовная ответственность. Права и обязанности несовершеннолетних. Истинные или ложные представления о ПАВ. Навыки принятия ответственного решения.
Формы работы: рефлексивная беседа. Практикум (тренинг). Ролевые игры.
Тема 7. Пропаганда здорового образа жизни и социальное проектирование сфере немедицинского употребления ПАВ. (4 ч.)
Дебаты «Здоровье человека - сфера личной ответственности». Практикум (тренинг) с элементами подготовки к добровольчеству в сфере пропаганды ЗОЖ: « Наше будущее в наших руках!». Социальное проектирование. Разработка и реализация проектов по пропаганде ЗОЖ и негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ. Выставка и представление (презентация) реализованных проектов по пропаганде ЗОЖ и негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ.
Основные понятия: здоровье и здоровый образ жизни. Ценностное отношение к здоровью. Социальный проект как виды социального проектирования.
Формы работы: дебаты. Практикум (тренинг). Социальное проектирование. . Выставка и представление (презентация) реализованных проектов.
Тема 8. Проектирование будущего. Закрепление навыков целеполагания и поиска ресурсов для достижения цели. (2 ч.)
Практикум (тренинг) «Проектирование планов жизненной самореализации после окончания занятий по программе. Ресурсы и пути достижения поставленных целей». Заключительная диагностика. Фестиваль достижений «Шаги к здоровью: “Я принимаю вызов!”».
Основные понятия: навыки построения будущего на основе полученных в ходе освоения программы знаний и практического опыта.
Формы работы: интерактивная беседа. Практикум (тренинг). Заключительная диагностика.
3-ий год обучения:
9 класс (аудиторные – 11 часов; внеаудиторные - 23 часов)
Тема 1. Коммуникативная компетентность и психология успеха. Первичная диагностика. (6ч.)
Практикум (тренинг) «Позитивное мышление и эффективное общение со сверстниками: поиграем, помечтаем». Игровой практикум (тренинг) «Как совладать с агрессией и гневом». Интерактивная беседа «Психология успеха». Игровой практикум (тренинг) «Как предупреждать и разрешать конфликты».
Основные понятия: эмоции и чувства. Технологии эффективного общения. Понятие «агрессия» и причины агрессивного поведения. Способы работы с агрессией, гневом. Основы саморегуляции и аутотренинга. Способы улучшения настроения, повышения эмоционального тонуса без применения ПАВ. Продуктивное поведение в конфликте. Способы разрешения конфликтов. Технологии посредничества.
Формы работы: Первичная диагностика: «Шкала наблюдений»за личностными особенностями обучающихся, которые могут стать факторами риска употребления ПАВ, методика «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей» В.В Синявского, Б.А. Федоршина. Практикум (тренинг). Игровой практикум. Интерактивная беседа.
Тема 2. Я – концепция и здоровый образ жизни. (6 ч.)
Рефлексивная беседа «Я- концепция, потребность в саморазвитии, самореализации и ценностные ориентации человека». Практикум (тренинг) « Я и мои жизненные цели». Занятие с элементами арт-педагогики «Нарисую будущее». Диспут «Мой здоровый образ жизни». Рефлексивная беседа « Свобода и ответственность. Выбор и принятие ответственных решений». Создание и презентация творческих работ, организация выставки «Мой выбор: здоровье и успешное будущее»
Основные понятия: Я – концепция. Саморазвитие , самореализация. Мотивация достижения
успеха. Рефлексия, как свойство личности. Свобода и ответственность. Умение делать выбор, самоопределение и принятие ответственных решений. Ценностное отношение к здоровью. Ценности здорового образа жизни. Постановка и пути достижения жизненных целей .
Формы работы: рефлексивная беседа. Практикум (тренинг). Диспут. Создание и презентация творческих работ, организация выставки.
Тема 3. Стрессоустойчивость и навыки безопасного поведения в ситуации
социального риска, связанного с ПАВ. (6 ч.)
Рефлексивная беседа «Социальные риски, связанные с ПАВ, и безопасное поведение». Практикум (тренинг) «Развитие стрессоустойчивости и совладающего с трудностями поведения (копинг-стратегий). Игровой практикум (тренинг) «Как совладать со стрессом». Диспут «Употребление ПАВ – риск для здоровья и жизни: моя личная позиция». Интерактивная беседа «Реклама как метод воздействия на принятие решения и поведение человека» . Интерактивная беседа «Информационно-коммуникативная сеть Интернет как поле возможностей и сфера рисков».
Формы работы: Рефлексивная беседа. Практикум (тренинг). Игровой практикум (тренинг). Диспут. Интерактивная беседа.
Тема 4. Табак, алкоголь, наркотики как риски для здоровья и успеха. (8 ч.)
Рефлексивная беседа «Здоровье как важнейшая социальная ценность» Рефлексивная беседа «Негативное отношение к употреблению ПАВ: моя личная позиция». Рефлексивная беседа «Употребление ПАВ подростками и молодежью: моя личная позиция». Практикум (тренинг) «Мой здоровый образ жизни». Интерактивная беседа «Формирование представлений о социальной
ответственности, правовой культуре, административной и уголовной ответственности в сфере употребления и распространения ПАВ и незаконного оборота наркотиков». Практикум (тренинг) с элементами деловой игры « административная и уголовная ответственность несовершеннолетних в сфере употребления и распространения ПАВ и незаконного оборота наркотиков». Практикум (тренинг) с элементами ролевой игры «Моя правовая ответственность в сфере незаконного оборота наркотиков». Создание выставки коллективных творческих работ « Я принимаю вызов: ПАВ как риск для здоровья и успеха».
Основные понятия: правовая культура. Употребление ПАВ как социальная проблема. Административная и уголовная ответственность в сфере немедицинского употребления ПАВ. Права и обязанности несовершеннолетних. Истинные и ложные представления о ПАВ. Критическое мышление. Навыки принятия ответственного решения.
Формы работы: рефлексивная беседа. Практикум (тренинг). Интерактивная беседа. Создание выставки коллективных творческих работ.
Тема 5. Пропаганда здорового образа жизни и социальное проектирование в сфере немедицинского употребления ПАВ. (6 ч.)
Дебаты «Здоровье человека – сфера личной ответственности». Практикум (тренинг) с элементами подготовки к добровольчеству в сфере пропаганды здорового образа жизни «Наше будущее в наших руках». Социальное проектирование. Разработка и реализация проектов по пропаганде ЗОЖ и формированию негативного отношения к немедицинскому употреблению ПАВ.
Выставка и представление (презентация) реализованных проектов по пропаганде ЗОЖ и формированию негативного отношения к употреблению ПАВ.
Основные понятия: создание условий для пропаганды и формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни в образовательной организации. Мотивация и целеполагание в сфере пропаганды здорового образа жизни. Добровольчество подростков в сфере пропаганды ЗОЖ как механизм интериоризации представлений о ЗОЖ современного человека и формирования лидерских качеств личности. Социальная проба, социальная практика, социальный проект как виды социального проектирования.
Формы работы: дебаты. Практикум (тренинг). Социальное проектирование. Выставка и представление (презентация) реализованных проектов.
Тема 6. Проектирование будущего. Закрепление навыков целеполагания и поиска ресурсов для достижения цели. Заключительная диагностика. (2 ч).
Практикум (тренинг) «Проектирование планов жизненной самореализации после окончания занятий по программе. Ресурсы и пути достижения поставленных целей». Заключительная диагностика. Фестиваль достижений «Шаги к здоровью: «Я принимаю вызов!».
Основные понятия: навыки построения будущего на основе полученных в ходе освоения программы знаний и практического опыта.
Формы работы: заключительная диагностика: «Шкала наблюдений»за личностными особенностями обучающихся, которые могут стать факторами риска употребления ПАВ. «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей» В.В Синявского, Б.А. Федоршина. Практикум (тренинг). Фестиваль достижений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я принимаю вызов!» для детей в возрасте от 13 до 16 лет
Пояснительная записка Количество недельных часов – 1 Колич...
Тематическое планирование к программе курса внеурочной деятельности "Я выбираю вызов!"
Тематическое планирование к программе курса внеурочной деятельности "Я выбираю вызов!", созданной для профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ....
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Я принимаю вызов!»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Я принимаю вызов!»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я принимаю вызов»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я принимаю вызов» по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ разработана в соответствии с требованиями Федер...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...