из опыта социального проектирования
опыты и эксперименты
Автор показывает личный опыт реализации трёх социальных проектов, продуктами которых стали: 1. Школьный музей; 2. Восстановленный парк; 3. Бессмертный полк в поселке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта социального проектирования как механизма социализации и воспитания детей и подростков
Климова С.А.,
учитель истории, МОУ Холбонская СОШ, руководитель Проекта.
Шилкинский район, Забайкальский край
Современная практика педагогики даёт новые возможности воспитателю влиять на детей, в том числе и находящихся в трудной жизненной ситуации. Хочу представить наработанный с 2013 г. личный опыт данной практики посредством реализации социальных Проектов. Опыт был получен в рамках образовательного учреждения МОУ Холбонская СОШ, где был успешно реализован Проект «Музей как образовательное пространство и средство развития образовательного учреждения». Целью данного Проекта было не только отремонтировать помещение музея, сделать новую экспозицию, но и привлечь к процессу реализации все классы школы без исключения, заинтересовать сообщество учителей, учащихся и в первую очередь детей группы риска, и родителей в сохранении историко-культурного наследия края и поселка. Уже в этом Проекте была выявлена тенденция активного участия в нём детей группы риска и детей из неблагополучных семей, которые не только находили и приносили ранее заявленные экспонаты, но и бескорыстно помогали с ремонтом помещения, размещением новой экспозиции, они записывались в кружок «Патриот», который организовал всю работу по обновлению музея. В данном социальном Проекте были реализованы денежные средства в размере 395000 рублей, а масштаб участия почти не выходил за рамки школы, но это был наш первый позитивный опыт социального проектирования [http://shilk-pravda.ru/?p=5095]. В 2014 г., как продукт Проекта школа получила современный действующий музей. Отмечу, что Школьный музей имеет свой интернет ресурс в социальной сети «Одноклассники» [https://ok.ru/shkolnymu] и с мая 2017 г. открыто освещает, тем самым помогая, реализовывать другой уже очень масштабный Проект по восстановлению Холбонского парка, процесс которого активно продолжается и в настоящее время. Как практик, отмечу, что особенностью реального, а ненадуманного социального Проекта (а бывают и такие) является огромное желание самих участников изменить свою жизнь к лучшему, решить некую сложную проблему. Наш Проект «Холбонский парк» не является в этом исключением. Дети группы риска всегда не доверительны, негативно реагируют на ложь, чувствуют любой обман или фальшь. Задумывая большой Проект, мы не могли не учитывать, что в посёлке есть эти группы, боялись вандализма с их стороны и решили привлечь их к участию в Проекте. Цель Проекта - «восстановить Холбонский парк», вырубленный в 2000 г., ликвидировать пустырь, образовавшийся в центре поселка рядом со школой. Школа стала центром огромного социума выпускников с 1967 – 2018 гг., с географией от Калининграда до Магадана и даже зарубежья, они стали делать добровольные пожертвования в создавшийся «Фонд восстановления парка». Подчеркну, что пожертвования шли из всех социальных слоев поселения (пенсионеры, ветераны, предприниматели, служащие, рабочие) и в том числе из неблагополучных семей в виде садовых скульптур и небольших денежных средств. Но самое главное бескорыстный ежедневный труд в парке – полив растений, уборка мусора и здесь первые были дети групп риска, они откликнулись, поверили и активно помогали парку! Исключительно волонтёрским способом, каждый вечер, день за днём «садили деревья и цветы, строили беседки, фонтан, спортивные и детские площадки, создавали Аллею истории и Славы нашего посёлка» [https://www.youtube.com/watch?v=SoiQTvWidMI]. Шаговая доступность парка и школы объединила данное пространство и стала превращать его в комфортную среду – площадки возрождающегося парка уже летом 2018 г. использовались для детей пришкольного лагеря, при проведении спортивных соревнований и плановых мероприятий. Один из ожидаемых эффектов реализации данного Проекта – начало становления здорового гражданского общества поселения и воспитание гражданственности и патриотизма. Хорошим практическим индикатором наличия этого эффекта является отсутствие проблемы вандализма парке, на новых скамейках нет ни одного рисунка или плохого слова, потому что дети и подростки активно участвуют в процессе восстановления, а свой труд они умеют беречь и даже защищают парк от неосведомленных и невоспитанных гостей. Подчеркну, что Проект возрождения парка, открытого перед войной в 1940 г. имеет патриотическую составляющую, именно с этого места отправлялись машины на фронт, а старшеклассники, посадившие тополя и акации – погибли на фронте. На территории парка есть памятник погибшим в годы 1941 – 1945 гг., сейчас рядом с ним сообществами десантников, пограничников и моряков создается Аллея Славы и, тем самым, сохраняется память о воинской доблести предков. Фонд добровольных пожертвований, куда поступило 184000 р., позволил начать ремонт старых площадок и строительство новых беседок. На всех объектах парка помогали подростки и дети групп риска. Для поиска дополнительных средств на восстановление и развитие парка наш Проект в 2017 г. успешно участвовал в ряде Конкурсов. Победа во Всероссийском Конкурсе ТОПШкола от «Рыбаков Фонда» принесла финансовую поддержку в виде Гранта в 1000000 р. Планируя покупку новых площадок, руководитель Проекта учитывала просьбу подростков, поэтому в парк был приобретен Воркаут с уличными тренажерами, которые никогда не пустуют. Минигрант, выигранный на Забайкальском Гражданском форуме принёс Проекту 40000 р. и теперь парк украшает фонтан. Волонтёрский энтузиазм участников Проекта привлёк внимание и краевых властей, так по программе Губернатора края «Забайкалье – территория будущего» парк получил 500000 р., на которые была восстановлена и торжественно открыта танцевальная площадка. Мониторинг участия в Проекте выявил следующую статистику: количество участников – свыше 2000 чел., рублём поддержали Проект – более 250 чел., возраст участников от 3 до 87 лет, активисты награжденные Грамотой Проекта – 155 чел., проведено 6 Конкурсов Проекта, а победители ни раз презентовались ценными подарками и премиями Рыбаков Фонда. Считаю, что реализация Проекта «Холбонский парк» это хороший пример не только связи, но и взаимодействия поколений, а мы знаем, что воспитать достойное новое поколение можно только своим положительным примером! Быть положительным, а не отрицательным героем, услышать в свой адрес доброе слово и публичное «спасибо от всех земляков» в социальных сетях, это для детей группы риска очень важный стимул личностного развития. Наш опыт социального проектирования показал возможный механизм социализации и воспитания детей и подростков, в том числе из групп риска, посредством их активного участия в Проектах и их сопричастности к созидательной деятельности.
Список источников и литературы.
Климова С.А. «Организации системной краеведческой деятельности в школе», сборник «Х краевые Сократовские педагогические чтения», 2012года
Султанов М. «Музей справил новоселье»
http://zabpo.zabedu.ru/index.php/ru/sobytiya-konferentsii-konkursy/214-byl-krasivyj-park
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное проектирование и исследовательская деятельность учащихся в социальной сфере
Обобщение опыта работы по социальному проектированию...
Социальное проектирование. Из опыта работы
Выступление на III-й муниципальной научно-практической конференции по обмену педагогическим опытом «Использование инновационных технологий в решении актуальных задач современного образования»...
Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся
В своей педагогической деятельности мне неоднократно приходилось заниматься социальным проектированием. Эта работа всегда является очень творческой и привлекательной не только для обучающихся, но и дл...
Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся
В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-235288-1384884573.jpg)
"Социальное проектирование как средство формирования УУД в рамках внедрения ФГОС" (из опыта работы социального педагога МАОУ Добрыниховской СОШ Филаретовой А.А.)
В этой статье представлен личный опыт педагога в работе над социальными проектами....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/20/picture-635860-1432121339.jpg)
Алгоритм социального проектирования при проведении социальных акций в рамках технологии сетевого взаимодействия
Программа опытно - экспериментальной работы ГБОУ школы № 519 призвана помочь обучающимся адаптироваться к окружающей жизни путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта, ста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/29/picture-638586-1432897038.jpg)
Материалы из опыта работы "Опыт социального проектирования и социальной практики во внеурочной деятельности как важная составляющая реализации ФГОС"
Выступление на VIII межшкольной научно-практической конференции для педагогов г. Сургута по теме «Современные педагогические технологии и подходы к обучению и воспитанию школьников в ...