Социальное партнёрство школы, как средство достижения эффективности образовательной среды.
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуального выбора человека, реализации его профессиональных и других потребностей; возрастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей, разнообразие моделей деятельности. Важнейшей задачей современной школы становится формирование мировоззрения личности – широкой системы ее взглядов на мир людей и явлений – как основа внешней и внутренней культуры. Мировоззрение формируется не столько путём передачи культурного опыта от одного поколения к другому, сколько посредством приобретения растущим человеком социального и нравственного (разнообразного реального) опыта. Решение этой задачи зависит от многих факторов, в частности от развития способности к активной социокультурной адаптации.

При разработке программы развития мы столкнулись с проблемой несформированности у детей политической и правовой культуры. Педагогическая практика показывает, что у школьников нет четкой жизненной позиции, опыта взаимодействия с окружающим миром. При определении цели программы мы учитывали, что нам необходимо разработать комплекс мер, позволяющих формировать у учащихся ценностное отношение к миру и социальный опыт.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальное партнёрство

Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуального выбора человека, реализации его профессиональных и других потребностей; возрастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей, разнообразие моделей деятельности. Важнейшей задачей современной школы становится формирование мировоззрения личности – широкой системы ее взглядов на мир людей и явлений – как основа внешней и внутренней культуры. Мировоззрение формируется не столько путём передачи культурного опыта от одного поколения к другому, сколько посредством приобретения растущим человеком социального и нравственного (разнообразного реального) опыта. Решение этой задачи зависит от многих факторов, в частности от развития способности к активной социокультурной адаптации.

При разработке программы развития мы столкнулись с проблемой несформированности у детей политической и правовой культуры. Педагогическая практика показывает, что у школьников нет четкой жизненной позиции, опыта взаимодействия с окружающим миром. При определении цели программы мы учитывали, что нам необходимо разработать комплекс мер, позволяющих формировать у учащихся ценностное отношение к миру и социальный опыт.

Цель программы развития: внедрение в образовательный процесс системы взаимосвязанных видов деятельности, в основе которой лежат развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру.

Основные задачами программы:

  1. Создать систему взаимосвязанных видов деятельности, в основе которой лежат развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру, через организацию и реализацию педагогического проектирования.
  2. Выявить и реализовать в практике взаимодействия всех участников образовательного процесса организационно-методические условия, способствующие эффективному внедрению системы взаимосвязанных видов деятельности, обеспечивающей развитие интеллекта учащихся, их ценностного отношения к миру.
  3. Проанализировать и откорректировать деятельность всех участников образовательного процесса.

Миссия школы:

  • Формирование у учащихся мировоззрения, представления о мире как целостной системе взаимосвязанных отношений, действий и поступков;
  • Формирование четкой жизненной позиции;
  • Формирование социального интеллекта.

Определений социального интеллекта несколько. Мы принимаем следующее определение: социальный интеллект – это способность уживаться с другими людьми; способность иметь дело с другими, иметь знания о людях, умение входить в их положение, ставить себя на их место; способность правильно и критически оценивать настроение, мотивацию поступков других людей. Эти способности необходимы для межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Сформировать мировоззрение, четкую жизненную позицию, социальный интеллект в одиночку невозможно. Поэтому для решения данной проблемы в первую очередь считаем необходимым и важным развивать социальное партнерство, задача которого – развитие общественного участия в управлении образованием через реализацию приоритетных направлений развития образования; что в свою очередь способствует:

  • Повышению качества образования;
  • Обеспечению доступности качественного общего образования;
  • Повышению инвестиционной привлекательности сферы образования;
  • Формирование эффективного рынка образовательных услуг.

Мы понимаем, что успех партнерства во многом определяется общественными ориентирами общественного развития:

  • Снижение бедности и удвоение ВВП (школа может формировать активную позицию граждан на рынке труда);
  • Доступность жилья (учащиеся учатся планировать, выбирать программы ипотечного кредитования);
  • Увеличение продолжительности жизни (школа формирует представление о ценности здоровья);
  • Реформа власти (создают новые модели управления).

При создании институтов общественного участия в управлении мы учитываем, что предстоит отработать механизмы обсуждения образовательной проблематики с социальных позиций, определить образовательные идеи и подходы, позволяющие решать социально – экономические проблемы.

Социальное партнерство для нас – это сотрудничество школы, бизнеса, власти, различных общественных институтов и структур, местного сообщества ради достижения общественно значимого результата. Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение интересов в образовательной политике и ее результатов; на совпадение нормативных и маркетинговых целей.

Школа работает над созданием модели эффективного взаимодействия: «Школа – местное сообщество».

Социальными партнерами школы являются власть, органы управления образования различных уровней, образовательные учреждения, общественные организации, бизнес – структуры.

Механизмы взаимодействия:

  • Исследовательская деятельность;
  • Проектная деятельность (социальные, межпредметные и предметные проекты);
  • Моделирование рыночных отношений;
  • Социально значимые (в том числе рекламные) акции.

Основные направления работы:

  • Реализация непрерывности образования;
  • Совместная (коллективная) деятельность;
  • Сотрудничество школы и социума на взаимовыгодных условиях;
  • Формирование активной жизненной позиции и социального интеллекта.

Социальное партнерство мотивирует его участников на совершенствование управления качеством образования. 

 Совместная деятельность:

Также значимыми социальными партнерами являются образовательные учреждения города, с которыми совместно реализуются педагогические идеи через семинары, творческие отчеты, ролевые игры, тренинги. Так, педагоги Дома детского творчества проводят на базе школы кружки, Дни открытых дверей.

Школа расширяет круг социальных партнеров, занимаясь исследовательской деятельностью и реализуя программу «Одаренные дети».

Самым значимым партнером являются родители, являющиеся активными участниками образовательного процесса: им делегированы полномочия в управлении школой – совет школы, родительский комитет; они включены в состав инициативной группы, разрабатывающей программу развития школы, модели самоуправления школьников, являются непосредственными организаторами и участниками диспутов: «Причины неуспешности и пути их преодоления», «Форма: за и против», совместных мероприятий: «День рождения школы», «День науки», «Новый год», туристический слёт.

Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения.

Благодаря расширению социальных партнеров нам удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы:

  • Повышение качества образования;
  • Повышение уровня доступности качественного общего образования.

Взаимоотношения школы и социальных партнеров имеют долгосрочные перспективы развития:

  • повышение инвестиционной привлекательности сферы образования
  • формирование эффективного рынка образовательных услуг (раннее изучение английского языка, подготовка детей к школе, курсы повышения квалификации, компьютерные курсы – пользователь ЭВМ, углубленное изучение предметов, услуги психолога по адаптации учащихся);
  • проектирование;
  • профильное обучение

В результате совместной деятельности мы получим учащихся с четкой жизненной позицией, умеющих вступать в партнерские отношения с представителями разных слоев общества и возрастных групп.

Власть: общественно активных людей, способных определять и строить политику и экономику; граждан, способных проявлять гражданскую позицию.

Предприятия: работников, способных творчески относиться к своей деятельности.

Общественные организации: не будет прервана связь поколений и будет передан социальный и исторический опыт.

Образовательные учреждения: черпать передовые педагогические идеи, осуществлять обмен опытом.

Бизнес: предприимчивых людей с продвинутым мышлением,

Родители: могут активно влиять на учебно-воспитательный процесс, осуществлять управление качеством образования.

Литература:

1. Сухорукова А.С. Управление сотворческими процессами. Библиотека журнала «Директор школы» № 8 2000г.
2. Савенков А. Секреты жизненного успеха. Журнал «Директор школы» №10 2004г. стр. 48
3. Фомина Е. Общественно – ориентированное образование и общественно – активные школы в России. Журнал «Народное образование» № 8 2005 г. ст. 32 – 36.
4. Филиппова Е.Ф. Социальное партнерство – условие развития школы. Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 6 2004 г.стр. 38 – 41.
5. Камалиев Н.З. Социальное партнерство в профессиональном образовании. Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 2 2005 г.стр. 42 – 46.
6.Заславская О. Вертикаль управленческих идей, способствующих устойчивому развитию образования. Журнал «Народное образование» № 2 2006 г. ст. 43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание системы мониторинга в сельской школе как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения

Мониторинг как вид деятельности в образовательном учреждении появился сравнительно недавно. Хотя определенная отчетность существовала в школе и раньше. Отношения учеников и учителей, педагогов и админ...

Формирование социально-трудовой компетенции как средство достижения метапредметных УУД обучающихся в образовательной области «Технология»

Тезисы для публикации в городском сборнике статей «Развитие инженерного и технического образования (из опыта работы)», из статьи Формирование социально-трудовой компетенции как средство достижения мет...

Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.

Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...

Роль социального партнёрство школы и библиотеки в воспитании подрастающего поколения в соответствии с требованиями ФГОС

В статье представлен опыт социального партнёрства школы и детской библиотеки, а также описана роль социального партнёрства в воспитательной работе образовательной организации в соответствии с требован...

Система работы учителя по формированию мотивации изучения английского языка обучающимися начальной школы через создание эффективной образовательной среды

Дaнный проект рекомендовaн в кaчестве методического пособия для учителей aнглийского языкa, рaботaющих в нaчaльной школе, по формировaнию мотивaции изучения aнглийского языкa обучaющимися нaчaльной шк...