Методы, приемы , средства повышения эффективности образовательной деятельности при обучении русскому языку и литературе в современной школе
материал на тему
Выступление на конференции
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема выступления : «Методы, приемы , средства повышения эффективности образовательной деятельности при обучении русскому языку и литературе в современной школе».
ФИО:Фатихов Шамиль Миннешаехович.
РТ,Сармановский муниципальный район, , МБОУ «Кавзияковская ООШ».
Выступление на конференции
Образование-это то, что остается, когда все выученное забыто.
Я вспоминаю это древнее изречение всякий раз, когда задумываюсь о смысле и назначении нашего педагогического труда….
Чему учить и как учить- это главные вопросы для педагога. Они становятся особенно актуальными именно в наше время – время глобальной «переоценки» ценностей»….
Какое место в новой системе образования занимает учитель? Какие идеи и представления становятся основополагающими в его деятельности?.
Я считаю , что учитель русского языка и литературы должен стать одной из ключевых фигур в обновлении современной школы , поскольку именно на наших уроках подрастающий человек учится владеть главным инструментом человеческой мысли- словом , которое , как известно , начало всех начал.
Но как приучить личность современного ребенка к кропотливому труду: чтению ,письму и работу над текстом? Реализация стандартов второго поколения требует особого внимания именно к этим видам деятельности. Жизнь не стоит на одном месте: происходят изменения в области экономики, культуры, а также и в образовании. Обучение в традиционной форме никогда не устаревает, но есть и новые технологии, методы и приемы в процессе образования и обучения, при воспитании современной личности.
1.Информационные технологии. Их преимущества в том ,что данные технологии индивидуализируют образовательный процесс .Дети используют компьютерные технологии в образовательных целях, создают проекты, свободно пользуются (через Интернет ) любой библиотекой, музеем, периодическими изданиями всего мира, осуществляют дистанционное образование.
В своей работе использую компьютерные программы серии «Кирилл и Мефодий»,программы для подготовки к ЕГЭ. По опыту работы я убедилась, что эти программы удобны для организации индивидуальной и дифференцированной работы как с отстающими , так с одаренными учащимися.
На уроке же удобнее использовать презентации, подготовленные самостоятельно по определенной теме к конкретному уроку или циклу занятий. Презентации помогают поддерживать темп урока, вести урок более динамично, четко структурировать его содержание ,придают эмоциональную окраску, позволяют вести пошаговое объяснение материала в динамичном режиме с помощью схем, диаграмм, графиков.
Во многих школах сегодня появились интерактивные доски- ценный инструмент для обучения всего класса .Это визуальный ресурс , который помогает учителю излагать новый материал очень живо и увлекательно. Интерактивная доска упрощает объяснение схем теоретического материала по русскому языку и литературе и помогает разобраться в сложной проблеме , так как позволяет учащимся взаимодействовать с новым материалом: на ней можно легко изменять информацию или передвигать объекты , создавая новые связи. Учитель может рассуждать вслух, комментируя свои действия , постепенно вовлекая учащихся и побуждая их записывать идеи на доске. На интерактивной доске можно легко передвигать , удалять и вставлять надписи , добавлять комментарии к текстам, иллюстрациям , выделять ключевые области и добавлять цвета. Это широко используется при комплексном анализе текста, что особенно актуально для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. К тому же тексты или иллюстрации можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Подобные методики привлекают к активному участию в уроке каждого ученика. Все, что учащиеся делают на доске , сохраняется и используется на последующих уроках. Страницы размещаются сбоку экрана ,как эскизы , и учитель всегда иметь возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить его ключевые моменты. После урока файлы сохраняются в школьной сети , чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Такие возможности интерактивных технологий можно широко использовать на уроках русского языка , начиная с пятого класса. Дети этого возраста уже умеют пользоваться компьютером , поэтому обучение работе на интерактивной доске не вызывает особых трудностей. Некоторые задания дети выполняют самостоятельно, работая в парах. Интерактивную доску я использую ,когда мы проходим правила орфографии: правописание приставок, суффиксов, правописание корней с чередующимися гласными, правописание наречий, личных окончаний глаголов. Также учащиеся с удовольствием решают тренировочные тесты , составленные по образцу заданий ЕГЭ, и неохотно расстаются с интерактивной доской или компьютером. Возможности компьютерных технологий , интерактивных технологий можно широко использовать и в старших классах при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Так, например , при повторении материала по орфографии и пунктуации , необходимого при выполнении первой части экзаменационной работы , ученики самостоятельно анализируют , обобщают и систематизирует теоретический материал и составляют различные тренировочные тесты ,обмениваются ими для домашних индивидуальных тренингов. Это очень важно , так как без самостоятельной отработки навыков по русскому языку трудно сдать ЕГЭ успешно. Таким образом , использование интерактивных технологий на уроках русского языка делает занятия интересными и развивает мотивацию учащихся, заставляет работать более творчески, придает уверенности в себе, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
Никто из педагогов не будет оспаривать важности обучения школьников навыкам исследовательской деятельности. Практика показывает , что использование элементов проблемных , поисковых ,исследовательских ,эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей : поднять интерес учащихся к учебе, смотивировать их на достижение более высоких результатов. Важный момент : для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Мои ученики написали исследовательские работы на темы : «Письмо. История писем», «Пейзаж в произведениях художественной литературы» , «Роль образа Дома в произведениях художественной литературы» , «Односоставные предложения в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» , « Устаревшие слова в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ученики успешно выполнили эти работы, пользовались дополнительной литературой, произведениями худ. литературы, словарями, интернет –ресурсами. Успешно защитили свои исследовательские работы на научно-практической конференции.
Организация учебного процесса в старших классах современной школы требует от учителя ориентации на развитие продуктивного мышления учащихся , на развитие у них навыков самостоятельно получать информацию и работать с ней. Решить эти задачи поможет использование проектных технологий .Метод проектов сегодня успешно внедряется и при изучение русского языка и русской литературе. Использование проектной деятельности при изучении русского языка и литературы особенно эффективно ,если она выходит за рамки урока и продолжается на занятиях предметного кружка. Приступая к работе , ученик должен владеть необходимыми знаниями , умениями и навыками в содержательной области проекта. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности , этапов проектирования . Главное в в применении этого метода ,чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать объект, делать выводы и применять в жизни добытые знания и навыки. Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсов: времени, материалов, оборудования,- формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельностей целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием , но и в рамках традиционных занятий. Проведение таких уроков способствует успешному формированию общеучебных навыков и разностороннему развитию учащихся.Метод проектов я использовала при прохождении таких тем, как «Проблема нравственного выбора в драме «Гроза», «Проблема вечных человеческих ценностей в романе «Отцы и дети».
Групповые и парные формы работы на уроках русского языка. Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного ,эмоционального и физического развития личности, формировать научное мировоззрение ,гуманистические отношения ,всемерно раскрывать творческие возможности личности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей , способствовать выработке у учащихся осознанной гражданской позиции ,готовности к жизни – таковы цели современной школы. С моей точки зрения , одной из универсальных форм организации занятий является комбинация следующих методов прохождение материала по блокам, работа в парах, зачетная работа. Рассмотрим основные этапы урока на примере прохождения темы «Однородные члены предложения».Ученики уже в 5 классе знакомы этой темой, работают с тестовыми заданиями, потом ознакомимся основными ЗУН по таблице «Что должны знать и уметь по этой теме».При изучении данной темы работаем в паре по карточкам с вспомогательными вопросами и заданиями, потом взаимотренаж(ВТ), потом взаимообмен заданиями(ВОЗ),главный принцип: получил – передай другому , только после этого можно получить следующее задание, устный зачет по заранее предъявленным вопросам, а затем контрольная работа ,являющая фактически зачетной. При таком построении занятий ученик всегда находится в ответственной позиции, он знает что ему еще нужно изучить , какую работу выполнить дома, а что в классе. Формируется ответственность за других, умение объяснить материал. Конечно ,это требует большой подготовки от учителя, но данный метод оправдывает себя. Итак, «единство обучения и творчества»- девиз , который как нельзя лучше способствует достижению воспитательных и образовательных целей, так как наш предмет от нас привить любовь к русскому языку.
Разноуровневые задания. Требования к разноуровневым заданиям: воспитательное значение, учебная цель, место задания в учебном процессе, соотношение задания со школьным учебником .Разноуровневые задания являются необходимым условием обучения на современном этапе, так как оно не может осуществляться посредством создания особых классов и требует более гибких форм дифференциации и моделей ее организации ,учитывающих социальную ситуацию развития ,психофизиологические и личностные особенности учащихся средних классов основной школы. Класс группируются на три группы , для которых разрабатываются три варианта индивидуальных заданий:
1)базовый уровень, который должен достичь каждый ученик, 2) повышенный уровень, определяющийся глубиной овладения содержанием учебного предмета,3) углубленное изучение предмета для интересующегося , способного , трудолюбивого ученика.
Главная цель повышенного уровня подготовки – воспитания интеллектуальной личности , развитие творческих способностей, обучение самоопределению, поиск области творческой самореализации учащихся. При таком обучении реализуются идея о форме дифференциации , которая не ущемляет достоинства учащихся и не нарушает сложившихся межличностных отношений в коллективе. В содержании образования должны быть включены компоненты , обеспечивающие развитие творческого потенциала всех учащихся.
Например , при изучении морфемики в 5 классе даются такие задания:
1уровень-подберите однокоренное слова к слову вода, выполните морфемный разбор одного из них.
2 уровень:подберите однокоренные слова к слову вода , произведите их морфемный разбор.(каждого слова).
3 уровень: подберите к данным схемам слова с корнем –вод-, произведите их морфемный разбор.( корень+окончание,корень+ суффикс +суффикс,приставка+ корень+ суффикс+суффикс+суффикс+ окончание)..
Среди разноуровневых индивидуальных заданий особое место занимают задания, связанные с национально- региональным компонентом образования.
В качестве заданий можно также использовать контрольно-измерительные материалы(КИМ),разработанные для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Например, для средних учащихся я предлагаю варианты ЕГЭ(часть В- найти тип подчинительной связи- согласование, а для сильных такие задания: замените данные словосочетания синонимичными (согласование на управление : заячьи следы- следы зайцев, осенние краски-краски осени.).Контроль за знаниями ,умениями и навыками дает возможность установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретенные знания, а также зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учетом их индивидуальных особенностей, что обеспечивает личностно-ориентированный подход к обучению. Сегодня уже невозможно дать учащимся глубокие , прочные знания , обучая всех одинаково , без учета индивидуальных особенностей каждого ребенка ,дифференциации способностей и причин недостаточного усвоения той или иной темы. Решение этой проблемы невозможно без четко спланированных разноуровневых заданий для ежедневного опроса учащихся с целью выявления объективного уровня обученности, ибо контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь : своевременное обнаружение пробелов в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации ЗУН .
Народный учитель СССР , профессор Донецкого открытого университета Шаталов В.Ф.разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей . Я ознакомилась с этой технологией и постаралась реализовать ее на уроках русского языка, использовала ОК (опорные конспекты )при прохождении тем по морфологии, синтаксису. Опорный конспект представляет собой схему , отражающую информацию, которая подлежит усвоению. Использование схемы –опоры помогает учащимся легче и прочнее усвоить теоретический материал, который приводится в нескольких параграфах учебника, тем самым создается резерв времени для тренировочных упражнений, что способствует выработке грамотного письма . Опоры не исключают из работы теоретический материал учебника, они только помогают сжать его до предела. Конечно , они не исключают традиционных форм и методов работы, а только дополняют их. Важно осваивать то, что близко, доступно, понятно и посильно нашим ученикам. Опорные схемы упрощают подачу материала и в то же время облегчают процесс усвоения сложных понятий, позволяют больше уделять времени практическим упражнениям. Опорные конспекты приучают детей мыслить, они кодируют огромный текстовый материал и придумывают в меру своих способностей способы наилучшего запоминания. Учение для многих учеников перестает быть мучением . Главное, дети не боятся отвечать. Опорные конспекты составляются практически по всем разделам курса русского языка. Применение ОК на уроках русского языка и литературы повышает интерес к урокам русского языка и литературы , развивают артистические способности ребят, формируют творческую личность, которая может выразить себя в слове. Часто ОК представляет собой рисунок, схему, таблицу. Преобразование учеником информации в рисунок, схему, таблицу способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. ОК составляется учеником или совместными усилиями учителя и ученика. Умение составлять ОК – одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает к презентации своих знаний. ОК в краткой форме должен четко передавать содержание исходного текста , чтобы через некоторое время ученики могли по этому конспекту восстановить учебный материал. Я провела открытый урок в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах», используя модели, опорные конспекты, ученики работали по схемам и моделям, урок получился своеобразным, необычным, ученикам очень понравился, так как каждый ребенок приобщается к каждодневному труду, развивается познавательная самостоятельность, формируется ответственность, честность, товарищество.
При обучении русскому языку в младших классах важную роль играет – использование дидактических игр на уроках русского языка., так как определяющей главной целью современной школы является формирование творческой и активной личности. Большой интерес для младших школьников представляют такие игры , в которые с удовольствием играют и взрослые. Это – игры , заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности , включающие его в соревнование с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость , стремление к успеху другие полезные мотивационные качества , которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернативы. С целью развития мышления и воображения школьников на уроках русского языка и литературы можно использовать самые разнообразные дидактические игры «Кто больше», «Кто быстрее», «Узнай портрет писателя или литературного героя», «Узнай героя по прочитанным отрывкам». Таким образом , система дидактических игр на уроках русского языка способствует глубокому усвоению знаний, умению применять полученные знания в нестандартной ситуации, что в комплексе создает условия для формирования конкурентоспособной личности школьника.
Современная школа требует от ребенка тяжелого учебного труда: обилие предметов , высокий уровень требований, огромная учебная нагрузка мешают многим учителям заняться с детьми реальным творчеством. Развитию у учащихся потребности в творческой деятельности помогают необычные формы ведения урока: ролевая игра, урок-интервью, устный журнал, звездный час, интеллектуальные игры. Способствуют развитию творчества не только уроки(ученики самостоятельно готовят карточки, тесты, пишут сочинения, исследовательские работы, т.е работают самостоятельно, подходят творчески.)но и внеклассные работы. Мы с учениками написали сочинения на следующие темы « Доброта спасет мир», «Знаменитые люди моего села», «Как я представляю будущее моего района».Провели с учениками интеллектуальную игру «Семейные посиделки», самостоятельно искали семейные письма выдающихся людей, нашли пословицы о семейной дружбе.(т.е творческий подход учащихся).Выпускали стенгазету «Одежда и обувь русского народа в старину»,ученики работали по интернет- ресурсам, нашли рисунки- картинки, статьи об одежде и обуви. Выпускали с учениками устный журнал на тему «Происхождение русских имен и фамилий», обращали внимание на происхождение знатных фамилий, А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М.Достоевский и. т.д , нашли имена в дореволюционный и послереволюционный период. Нестандартные уроки, внеклассные работы требуют большой подготовки, отнимают много времени и сил, но приносят такое удовлетворение, дают такой заряд энергии, что понимаешь: эти уроки, занятия позволяют раскрыться любому, даже очень слабому ученику; воспитывают творческого читателя, развивают воображение, будят фантазию учеников, а самое главное в том, что они очень нравятся ребятам.
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство . В центре внимания этой системы оказывается уникальная личность , которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Гуманитарное знание не может быть механически усвоено, оно выстраивается посредством взаимосвязей, постоянной работы ДУШИ и МЫСЛИ. Учитель – словесник – не только преподаватель, но и создатель культуры. Наш предмет -это наука и искусство , а урок – общение, сотворчество, духовный контакт, который возможен лишь при вдумчивом , прочувствованном проникновении в смысл текста- научного, публицистического и, конечно же, художественного. Идя традиционным путем, невозможно реализовать эти задачи. Вот почему я заинтересовалась новыми технологиями в образовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов, как форма активного изучения русского языка и литературы учащимися основной школы
Эта работа - обобщение опыта по теме "Метод проектов, как форма активного изучения русского языка и литературы учащимися основной школы". ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«Значение и тайна жен...
Обновленные цели обучения русскому языку и литературе в современной школе (Основные идеи ФГОС второго поколения)
Обновленные цели обучения русскому языку и литературе в современной школе (Основные идеи ФГОС второго поколения)...
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
Актуальные задачи, стоящие перед современной школой в условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения, определяют и главные проблемы лингвистического и л...
Доклад "Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе"
Доклад "Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Интеграционный подход к обучению русскому языку и литературе в современной школе»
Тема инновационного педагогического опыта: "Интеграционный подход к обучению русскому языку и литературе в современной школе"...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БИЛИНГВОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми....
Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.
Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...