Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.
методическая разработка по английскому языку (9 класс) на тему

Ершова Татьяна Георгиевна

Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, компенсаторной, учебной и познавательной. На этом этапе у учащихся выходит на первый план понимание важности использования английского языка в их дальнейшем учении для освоения выбранного ими образовательного маршрута в целях освоения будущей профессией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx49.49 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербург

ГБОУ  СОШ  № 276

Красносельский район

Методическая разработка.

Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы  как средство достижения образовательных результатов ФГОС.

Ершовой Татьяны Георгиевны,

учителя ГБОУ СОШ № 276,

Красносельского района.

Санкт-Петербург

2016

       

Содержание.

  1. Введение.
  2. Основная часть.

 Глава 1. 

 Раздел 1. Совместная работа учителя и учащихся.

 Раздел 2. Урок как проект.

 Раздел 3. Содержание этапов урока в свете технологии         проектно-исследовательской деятельности.

 Раздел 4. Распространённые приёмы в работе учителя.

 Раздел 5. Планируемые образовательные результаты.

 Глава 2.

 Раздел 1. Что может учитель на уроке.

 Раздел 2.Пример учебного проекта в 9 классе по предмету          «английский язык».

  1. Заключение.
  2. Список литературы.


Введение.

Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, компенсаторной, учебной и познавательной. На этом этапе у учащихся выходит на первый план понимание важности использования английского языка в их дальнейшем учении для освоения выбранного ими образовательного маршрута в целях освоения будущей профессией.

Для достижения этой цели программа по учебному предмету « иностранный язык « предлагает помощь учащимся в самоопределении. В конце девятого класса учащийся приобретает уверенность в своих знаниях и определяется во мнении о роли английского языка для своей будущей профессии: будет ли для него английский язык базовым или профильным учебным предметом. В конце девятого класса, обучения в основной школе, планируется достижение учащимися общеевропейского допорогового уровня подготовки по английскому языку: уровень « А 2». Этот уровень даёт возможность использовать английский язык для продолжения образования. Статья 2 « Федерального закона об образовании в Российской Федерации»  разъясняет  «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства,   а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». (15, с. 4) Учащийся девятого класса уже сознательно заинтересован в удовлетворении своих образовательных потребностей и интересов. Он готов применить свой учебный опыт в конкретной деятельности. Теперь учитель нужен ему как консультант в тех ситуациях, где учащийся испытывает неуверенность.

Роль учителя становится важной в создании основы для использования английского языка как средства получения информации, которое позволяет расширить знания в других предметных областях. Получение новой информации всегда интересно учащемуся. Он становится активным в учебной деятельности, заинтересованность переходит в свободное время и у него активируется смысл жизни.

     Для этого учитель может использовать методику проектно - исследовательской деятельности в обучении английскому языку. Федеральный государственный стандарт общего образования содержит основные требования к освоению проектно – исследовательской деятельности, которая занимает определённое место в стратегии развития российского образования. В параллели девятых классов основным видом проектов становится межпредметный проект. В программе по изучению английского языка в этих классах есть интересные темы для создания проектов: «Семья и друзья», «Свободное время», «Путешествия», «Конфликты и толерантность». При организации такой деятельности на уроках возникают определённые проблемы: учащиеся не включаются в поисковую деятельность из-за ограниченного времени урока, они привыкли к усвоению готового знания. Изучив литературу о проектной и исследовательской деятельности, я обнаружила такой вид проекта как экспресс-проект и экспресс-исследование. Мне стало интересно проследить взаимосвязь этапов урока и этапов исследования (проекта).

Я поставила цель: найти ряд правил по организации экспресс - исследования (проекта) на уроке. Моими задачами стали следующие:

1) сравнить этапы урока и этапы исследования (проекта),

2) выявить часто используемые приёмы работы учителя по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся,

  3) найти те планируемые образовательные результаты, которые будут соответствовать идеологии ФГОС.

Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, которая предполагает решение учащимися исследовательской и творческой задачи под руководством учителя. Учащийся научится определять цели и задачи своего исследования, поиску принципов отбора методик, планировать ход исследования, определять ожидаемые результаты, определять нужные ресурсы и оценивать реализуемость исследования.


Основная часть.

Глава 1. Раздел 1. Совместная работа учителя и учащихся.

В настоящее время развитая исследовательская деятельность человека рассматривается как неотъемлемая характеристика личности, позволяющая ему быть хорошим специалистом в любой сфере жизни. Учащийся использует в обучении доступные источники познания для формирования собственного мировоззрения. Учебное исследование это процесс поисковой познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний и использование их для решения творческой задачи с заранее неизвестным результатом. Такое исследование предполагает изучение объекта, выявление его в новых условиях, установление его новых форм. Учитель на первом этапе помогает формулировать проблему, тему исследовательской работы, помогает определить цели исследования, выбрать критерии оценки достоверности результатов исследования, выбрать рабочую гипотезу, выбрать метод проведения исследования, приготовить оборудование и учебные пособия. На втором этапе он помогает строить логическую структуру теоретической части исследования, обрабатывать результаты с помощью методов математической статистики, корректировать материалы исследования. На третьем этапе учитель помогает обсуждать соотнесение цели и результата, оценивать правильность выбора методов  исследования, осознать личную значимость полученного результата. Сон 2. Эти три этапа учебного исследования называются: фаза проектирования, технологическая фаза, рефлексивная фаза.

Проектную деятельность можно определить как совместную учебную, познавательную, творческую, игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.  Проектная деятельность предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов, интегрирование знаний из различных областей науки, техники, технологии, творчества. Важным условием является представление о конечном продукте деятельности и этапах его достижения.  Учебный проект имеет три этапа: подготовка проектного задания, разработка плана проекта и его реализация, завершающий этап. На первом этапе учитель помогает изучить социальную ситуацию, формулировать проблему, формулировать цель проекта, определить конкретные задачи. На втором этапе учитель помогает установить время проведения мероприятий проекта, определить систему оценки проекта, провести мероприятия по реализации проекта, обсудить и оформить результаты. На третьем этапе учитель помогает учесть оценку экспертизы, соотнести цели и результаты проекта, осознать личную значимость полученного результата.

Совместная работа учителя и учащихся при организации  проектно - исследовательской деятельности формирует компетенции и компетентности в учебной исследовательской и проектной деятельности, навыки участия в разных формах организации этой деятельности. О. А. Ивашедкина составила «Матрицу согласования фаз технологии исследовательской деятельности и УУД для основной школы». (6, с. 91) Эта матрица наглядно показывает соотнесение УУД для основной школы по ФГОС и УУД, которые формируются в учебных исследованиях учащихся.. С. Гилядов, руководитель школьного научного общества в Москве и заместитель директора НОУ СОШ «Росинка» предлагает следующую систему оценки качества формирования культуры проектной и исследовательской деятельности. В ней определяются три степени овладения учащимися  проектной и исследовательской деятельности: базовый, продуктивный, творческий. В зависимости от степени разрабатывается индивидуальный вектор развития учащегося. (7, с. 36)

При организации проектной и исследовательской деятельности учащихся следует учитывать её главный элемент – исследовательское задание. Они могут быть информационные, проблемные, экспериментальные. Важную роль играет информационная компетентность учащихся и навыки критического мышления. Учащиеся девятого класса уже владеют навыками использования ресурсов Интернета. Эти условия позволяют применять технологию проектной и исследовательской деятельности на уроках. Урочное время ограничено 45 минутами. Это большой минус. При возможности иметь два урока друг за другом эта проблема решается положительно. Учащиеся успевают решить свои задачи и просят повторить такой урок. Исследования на уроке могут быть коллективными и групповыми. На сегодняшний день получило распространение экспресс-исследование. Оно подразумевает мини-исследование по предложенной учителем тематике. Такое исследование носит предметный характер и направлено на изучение программного учебного материала. Г. Майр в своей работе «Урок-исследование» описывает основные фазы такого урока. (12, с. 54)  Учитель формулирует вопросы, ответы на которые будут проблемами для изучения следующего материала. Затем проводится исследование по алгоритму, предъявленному учителем, формулируются ответы на вопросы, акцентируется новое понимание учебного материала и предлагается учащимся выразить своё понимание в удобной для них форме: высказывание, схема, рисунок, диаграмма и т. д. Учитель становится на таком уроке советником, дирижёром, участником и вдохновителем. Н. Б. Шумакова  разработала планы индуктивного урока-исследования и дедуктивного урока-исследования. (16, с.53)  Цель индуктивного исследования заключается в открытии связующего принципа. Цель дедуктивного исследования заключается в проверке или в подтверждении или в изменении и в доказательстве. Такие уроки показывают учащимся, что их мыслительная деятельность нужна учителю. Учащиеся узнают радость удачи и утверждаются в правильности своих мыслей. Они приобретают уверенность в применении своих знаний. По личным наблюдениям следует отметить, что именно учащиеся, которые не успели предъявить свой результат, просят повторить такой вид работы, чтобы укрепиться в своих возможностях. (7, с. 56)        


Глава 2. Раздел 1. «Что может учитель на уроке».

Организация проектно-исследовательской деятельности принадлежит учителю. Все авторы статей по этой теме перечисляют много требований к учителю. Если следовать этим требованиям, то можно сделать вывод о том, что пора вводить новый предмет с условным названием «исследование». По сути проблемы «организации» учителя интересуют, прежде всего, конкретные приёмы в предъявлении материала и месте исследования или проекта на уроке. Васильева Е.В., учитель из Санкт-Петербурга, в своей статье пишет: «Учебно-исследовательская  работа  учащихся  организуется по двум  направлениям. Прежде  всего,  это  урочная  деятельность  школьников.  В  качестве  домашних  заданий  школьникам  предлагается  подготовка  сообщений,  поиск  ответов  на  вопросы,  написание  рефератов,  составление  кроссвордов  и  вопросов  для  одноклассников,  и  младших  школьников,  создание  презентаций  по  интересующим  их  темам.  Эта  нехитрая,  но  оценочная  деятельность  подталкивает  к  ежедневной  работе  с  дополнительной  литературой,  с  Интернетом.  Одним  из  примеров  урочной  учебно-исследовательской   деятельности   является  создание  урочных  проектов,  сопровождающих  изучаемые  темы.  Работа  ведётся  с  учащимися  5-11 классов по  английскому языку.  Исследовательская  деятельность  учащихся  на  уроках  и  во  внеурочное  время   имеет  существенные  различия.  Прежде  всего, это  конечные  цели  этой  деятельности.  Если  в  течение  урока  использование  элементов  исследовательских  приёмов  предполагает  тренировку  применения  отдельных  навыков,  то  исследовательская  работа  во  внеурочное  время  нацеливает  учащихся  на  серьёзный  конечный  результат,  совмещающий  в  себе  все  этапы  написания  работы.  Второй  немаловажный  факт  -  это  временные  рамки.  Развитие  исследовательских  навыков  требует  определённого  времени.  Несколько  минут исследовательской  работы  на  уроке  приводит  к  развитию  интереса  у  школьников  к  занятиям  во  внеурочное  время.  Таким  образом, заинтересовав  школьника  научно-исследовательской  работой,  и  педагог, и  учащийся,   посвящают  ей  не  меньше  2-3 месяцев.  Третьим  фактом  является  заинтересованность учащихся в  написании  научно-исследовательской  работы  не  всеми,  а только теми,  кто  действительно  заинтересовался  исследовательской  работой,  желанием  проводить  исследование». (3, с.5) Далее автор рассуждает о роли педагога  на  разных  этапах  организации  исследовательской  деятельности:  

•   I этап.  Диагностика.  Выявление  учащихся,  предрасположенных  к  исследовательской  работе.  Роль  учителя  является  доминирующей.  Взаимодействие  учителя  и  учащихся  тесное.

•   II  этап.  Определение  темы,  целей,  постановка  задач.  На  этом  этапе  учитель  уже  выступает  в  роли  консультанта.  Роль  учителя  не  является  доминирующей.

•     III  этап.  Выполнение  работы.  Учитель является  консультантом.  Ученику  предоставляется  максимальная  самостоятельность.

•      IV этап.   Защита (анализ  деятельности).  На  этом  этапе  учитель  и  ученик  являются  равноправными партнёрами. На  этапе  самоанализа  учащиеся  и  учитель  анализируют  причины  неудач,  выбранные  пути  решения.

 Организация  учебно-исследовательской  работы  с  учащимися  предъявляет особые  требования  к  педагогу:  положительное  отношение  к  учащемуся; проявление  уважения  к  личности  и  поддержание  чувства  собственного  достоинства  в  каждом; признание  права  личности  быть  непохожей  на  других; предоставление  права  на  свободу  выбора; оценка  не  личности  учащегося,  а  его  деятельности и поступков; учёт  индивидуально-психологических  особенностей  учащихся. Учителю  необходимо  совершенствовать  технологию  обучения  и  помнить о том, что, когда    ученик имеет возможность  самостоятельно  что-то  изобрести  или  открыть, то развивается  его  творческая  активность.  

Другой автор, Громова Т. И., в своей работе «Организация проектно-исследовательской деятельности» рассматривает работу учителя более подробно. (4, с. 16) Она составила таблицу, в которой есть этапы исследования, деятельность учителя и деятельность ученика. На этапе мотивации учитель разрабатывает план урока «Как провести учебное исследование», «Как построить проект», определяет обязательные задания и дополнительные задания. На этапе корректировки и конкретизации темы исследования или проекта учитель определяет проблемное поле исследования, определяет объект и предмет исследования, его цель и задачи. На этапе определения круга изучаемых источников учитель знакомит с методами исследования, с основами работы в библиотеке и с литературой. На этапе сбора материала по теме и его систематизации учитель знакомит с такими источниками как архив, музей и библиотека. Он помогает составить вопросы для анкет, корректирует написанный текст работы. На этапе оформления исследовательской работы учитель знакомит с требованиями к оформлению, проверяет титульный лист и список литературы. На этапе публичного выступления он проводит тренинг: слушает и корректирует выступление. На заключительном этапе он вместе с учеником проводит анализ каждого этапа, помогает определить направления дальнейшей работы и составляет план. И. В. Комарова предельно кратко выделяет четыре проблемы, возникающие при организации учебно-исследовательской деятельности в школе. (7, с. 21) Это такие: 1-преобладание репродуктивных методов в обучении, 2-все работы учащихся сводятся к минимуму решения исследовательских задач, 3-учащиеся не включаются в поисковую деятельность из-за перегрузки их свободного времени, 4-исследовательские умения вырабатываются стихийно, 4-нет взаимосвязи действий учителя и ученика на всех этапах исследования. Она рекомендует следующие приёмы: «мозговой штурм», « синектика», морфологическая решётка, « софт-анализ»,  «дерево целей», визуальное ранжирование, « метаплан», « дерево проблем»  хорошо использовать для определения проблемы и цели.  «Цветок лотоса», анализ альтернатив подходят для поиска вариантов решения. «Шесть шляп мышления» и  круглый стол – для защиты проекта. Рефлексивный круг, рефлексивная мишень, заверши фразу, мини-сочинение – для рефлексии.


                                                                                     

Глава 1. Раздел 2. Урок как проект.

И. В. Комарова подробно описала в книге «Технология проектно-исследовательской деятельности школьников» технологию проектно – исследовательской деятельности школьников, педагогическое проектирование учебной и исследовательской деятельности, формы организации учебных исследований и  использование Интернета. (7, с. 10) Она определила проектный цикл и этапы работы педагога:      1) проблематизация, 2) целеполагание, 3) планирование, 4) реализация, 5) рефлексия. На уроке присутствуют постоянно 1) повторение материала из домашнего задания, 2) предъявление нового материала, 3) закрепление нового материала, 4) подача домашнего задания, 5) рефлексия. Я предлагаю посмотреть на урок как на проект учащихся под руководством педагога. На первом этапе урока учитель предлагает посмотреть презентацию учащегося на пройденный материал. На втором этапе урока учитель предлагает учебную проблему, а учащиеся предлагают способы её рассмотрения. Они же находят цель и составляют план решения этой проблемы. Эмоциональность данного возраста позволяет совместить рефлексию по уроку и рефлексию по исследованию. Такое совмещение деятельности учащихся пробуждает личную заинтересованность по разным мотивам. Это позволяет организовываться учащимся в разные группы на разных уроках и обеспечивает занятость индивидуумам. Каждый учащийся может развиваться сам, меняя формы своей работы на разных уроках. Со временем он найдёт для себя наилучшую позицию в этом виде деятельности и сможет оценить свои возможности для исследовательской работы. Это будут его личные результаты. К метапредметным результатам можно отнести следующие: учащийся использует разные УУД для достижения своих целей, сам планирует, осознанно контактирует с другими участниками данного задания. К предметным результатам относятся такие как: умеет видеть проблему, развивает догадку о новом знании, применяет знание в новой учебной ситуации, запоминает термины и ключевые понятия, а также приёмы работы.  

Глава 1. Раздел 3. Содержание этапов урока в свете технологии проектно-исследовательской деятельности.

Теперь рассмотрим эти этапы более подробно. В девятом классе учащиеся уже умеют составлять презентации, это им нравится, они испытывают удовлетворение от своей деятельности. У них есть стремление получить положительную отметку за свой труд. Они стремятся улучшать качество своих презентаций и учатся соревноваться с одноклассниками.  Домашнее задание в форме презентации соответствует приёму «втягивания» учащихся в суть темы урока. Этот приём активно стимулирует познавательную мотивацию учащихся. Например: в теме 1, раздела 3 учебника «Английский с удовольствием», в рабочей тетради №1 есть задание №5 (2, с. 83), в котором учащийся может представить фото ситуации и своё высказывание по теме предыдущего урока «проблемы совместного проживания в одной комнате с кем-нибудь». Исходя из вывода презентации по решению этой проблемы, учащиеся будут предлагать свои способы и учителю надо будет только заострить внимание на проблеме свободного времени. Это обеспечит переход к предъявлению материала следующего раздела «Совместное проведение свободного времени». Для экономии времени следует учителю предъявить учащимся цель мини-исследования на уроке, чтобы учащиеся смогли сами поставить задачи, предложить способы решения проблемы и сделать выводы. При этом один из выводов может лечь в основу домашнего задания к следующему уроку. Можно использовать приём «отстранения», при котором используется умение посмотреть на проблему под другим углом зрения. Например: что произойдёт, если твой друг пригласит своего товарища по даче к тебе на вечеринку по поводу окончания учебного года. На заключительном этапе урока следует применять оценивание в соответствии с требованиями ФГОС. Оно ориентировано на достижение различных групп образовательных результатов – предметных, метапредметных и личностных. Учащиеся сообщают свою самооценку: «я не справился с построением отрицательного предложения в моём высказывании, поэтому я повторю правило о прошедшем времени законченного действия в английском языке». Учащиеся могут предложить однокласснику просмотреть оригинал текста в Интернете. Учащиеся могут выбрать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Рефлексия предполагает использование рефлексивных вопросов: «Что меня удивило? Что мне удалось? С чем я отлично справился?», использование листов взаимной оценки и листов самостоятельной оценки, а также карт рефлексии, примеры которых есть в методическом пособии О.Н.Крыловой и И.В.Муштавинской. (10, стр. 54).


Глава 1. Раздел 4. Распространённые приёмы в работе учителя.

Обратимся к деятельности учителя на уроке с применением данной технологии. В основном это разработка планов уроков, которая должна показать систему работы учителя в данном классе в течение учебного года. Это обязательное повторение основополагающих принципов научного исследования, его структуры, его объектов по данному предмету, методов исследования, круга изучаемых источников, основ работы в библиотеке и принципов работы с литературой. Учитель помогает составить вопросы для анкет, систематизировать материал для работы, знакомит с требованиями к оформлению работы. Он корректирует написанный текст работы, объясняет принципы публичного выступления, проводит тренинг, слушает и корректирует выступление. Совместно с учащимся проводит анализ его деятельности.

 Для определения проблемы и цели проекта и исследования можно использовать приёмы:     «мозговой штурм»,  «синектика», «морфологическая решётка», «софт-анализ», «дерево целей», «визуальное ранжирование», «метаплан» и «дерево проблем». Для поиска вариантов решения есть такие приёмы, как «цветок лотоса» и «анализ альтернатив». Для защиты проекта подходят приёмы «шесть шляп мышления» и «круглый стол». Для рефлексии удачными являются следующие приёмы: «рефлексивный круг», « рефлексивная мишень»,  «заверши фразу» и «мини-сочинение». Большую роль имеет наблюдение в ходе такой работы. Учитель привлекает внимание учащихся к возникающим в ходе исследования тонкостям путём вопросов. И.Я. Лернер подчёркивает: «когда перед учеником в ходе наблюдения явления встают вопросы, когда он в процессе эксперимента узнаёт новые факты, то для него становится очевидной зависимость проблем от самих фактов, от их характера и количества».  (10, стр. 19) Учителю следует поставить учащихся перед необходимостью заметить вопрос в изучаемом факте. Учитель может использовать такие слова, как: выявить, выяснить, интервьюировать, наблюдать, обнаружить, определить, предложить, проследить, прочитать, создать, установить. К методам  исследования относятся: интервью, наблюдение, анализ документов, контент-анализ (перевод текстовой информации в точные и объективные количественные показатели). (10, стр. 31)


Глава 1. Раздел 5. Планируемые образовательные результаты.

Эффективность технологии  проектно-исследовательской деятельности является доказанной многолетней педагогической практикой. Она способствует формированию у учащихся внутренней мотивации поиска, культуре исследовательской и проектной  деятельности. Результаты этой деятельности отражают требования ФГОС в полном объёме. На фазе проектирования учащиеся выявляют противоречия, формулируют проблему, определяют предмет и объект исследования, формулируют тему исследования, определяют цели, выбирают критерии оценки результатов, выдвигают гипотезы, определяют задачи, изучают условия, выбирают методы, составляют планы, готовят учебные пособия. Эти результаты соответствуют личностным УУД: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Они также соответствуют регулятивным УУД: постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, умение самостоятельно анализировать условия достижения цели, планировать пути достижения цели, самостоятельный контроль своего времени. В них проявляются коммуникативные УУД: в работе над проектом учитываются разные мнения, сотрудничество, формулируются аргументы, вырабатывается общее решение в совместной деятельности, используются адекватные языковые средства. Идёт формирование познавательных УУД: учащиеся могут ставить проблему, аргументировать её актуальность, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, строить логичное рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и организовывать исследование.  На технологической фазе исследования будут присутствовать личностные УУД: уважение к личности её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, умение вести диалог, умение разрешать конфликты, готовность к самообразованию и самовоспитанию. Регулятивные УУД: умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им, умение принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров, умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, освоение основ саморегуляции учебной и познавательной деятельности, эмоциональных состояний. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения в сотрудничестве, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, владеть правильной устной и письменной речью, строить монологическое контекстное высказывание, работать в группе, отображать в речи содержание совершаемых действий. Познавательные УУД: проводить наблюдение, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета, давать определение понятиям, структурировать тексты, выделяя главное и второстепенное, главную идею текста, делать выводы на основе аргументации. На фазе рефлексии будут личностные УУД: уважение к личности, потребность в самовыражении, в самореализации, в социальном признании, готовность к самообразованию, формирование концепции « Я», готовность к выбору профильного образования.  Регулятивные УУД: умение адекватно оценивать правильность выполнения действия, свои возможности достижения цели. Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и интересы, обосновывать свою позицию, понимать относительность мнений, понимать чувства других участников. Познавательные УУД: овладение основами рефлексивного чтения, умение работать с метафорами (т. е. понимать переносный смысл выражений).              

             

 

Глава 2. Раздел 2. Пример учебного проекта в 9 классе по предмету «английский язык».

В УМК «Английский с удовольствием» авторов М. З. Биболетовой, Е. Е. Бабушис, А. Н. Морозовой для 9 класса общеобразовательных учреждений представлена проектная работа для совместной деятельности учителя и учащихся по теме «Глобализация и моя страна». (2. с. 8 )  На работу с проектом отводится 6 уроков в третьей четверти. Эта тема связана с тремя параграфами. Она рассматривает актуальные вопросы и проблемы современной жизни. Пять уроков я посвятила этапам проектной деятельности, а шестой урок стал конференцией. Учащиеся выбрали следующие формы проектов: плакат, стенная газета, брошюра и электронная презентация. Все учащиеся работали в четыре группы. Они нашли в разных источниках значение слова «глобализация». Из предмета «история» выделили предпосылки, которые привели к бурному развитию этого процесса. Обсудили в группах и согласовали проявление этого процесса в разных областях нашей жизни: в экономике, в политике, в культуре. Каждая группа выбрала одну область жизни общества и проследила за проявлениями этого процесса в стране, городе, семье. Язык был использован как инструмент для получения необходимой информации. Словарный запас по теме исследовался в разных словарях. Учитель использовал приём «мозгового штурма» для определения понятия «глобализация». Он дал задание учащимся составить мини-сочинение о понимании глобализации. Все письменные работы учащихся проверялись вместе с ними. Надо отдать должное учащимся в том, что они работали согласованно и дружно. На всём протяжении работы конфликтов не было. В электронной презентации они использовали программу Power Point. Плакат рисовали сами. Каждый учащийся нашёл свой интерес в работе. В результате проделанной работы учащиеся пришли к выводу о том, что процесс глобализации затрагивает многие области нашей жизни в мире, в стране, в городе и в семье.

          По окончании работы над проектом учащиеся признались в удовлетворении от работы, в трудоёмкости проекта как вида задания. Они осознали себя в контексте «Я, общество и мир». Они хорошо увидели практическую ценность владения английским языком, научились использовать его для решения социальных и личностных задач. Работая с разными источниками учащиеся обнаружили разные точки зрения для освещения одного и того же события. Им пришлось критически оценить информацию и сопоставить её с достоверными фактами. Это способствовало формированию критического мышления.

Теперь обратимся к приёмам работы учителя по организации проектной деятельности в данной ситуации. Приём «мозгового штурма» помогает погрузиться в тему и найти в ней ряд проблем. Учитель использует вспыхнувший интерес учащихся и предлагает образовать группы по интересу к проблемам. Далее следует работа с каждой группой в отдельности. Эта работа включает: учитель подтверждает или помогает определить цель, задачи, способы выполнения. Затем следует самостоятельная работа учащихся в группах. Учитель консультирует учащихся по всем возникающим вопросам,  Особо отмечу тот факт, что в «Рабочей тетради № 1» к учебнику «Английский с удовольствием» авторов М. З. Биболетовой и других (2, с. 83) очень хорошо представлены задания для учащихся в логической последовательности. Они собраны в три группы. Внутри одной группы представлены 4 шага, которые направляют деятельность учащихся. Такой подход очень понравился учащимся и дал учителю уверенность в том, что они сами создадут свой проект. Так оно и случилось. Результат этой работы я представляю в приложении № 1.


Заключение.

В ходе данного исследования литературы и личного опыта был проведён анализ этапов урока и этапов исследования, выявлены приёмы работы учителя с учащимися, соотнесены образовательные результаты, получаемые в ходе проектно-исследовательской деятельности учащихся с планируемыми образовательными результатами, которые отражены в требованиях ФГОС. Выявлено, что на уроке учитель может представить презентацию как результат домашнего задания. Новый материал можно разобрать в виде мини-исследования с выводом, который соответствует нужному правилу. Закрепление можно провести в форме сбора информации как доказательства правильности вывода. В ходе исследования определены часто используемые приёмы работы учителя по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся. Это «мозговой штурм»,  «синектика», «морфологическая решётка», «софт-анализ», «дерево целей», «визуальное ранжирование», «метаплан»,  «дерево проблем», «цветок лотоса»,  «анализ альтернатив», «шесть шляп мышления»,  «круглый стол», «рефлексивный круг», « рефлексивная мишень»,  «заверши фразу», «мини-сочинение». В ходе исследования  установлено, что образовательные результаты проектно-исследовательской деятельности учащихся отражают требования ФГОС в полном объёме.

В итоге данного исследования можно предложить учителям следующие правила по организации  проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка в девятом классе общеобразовательной школы.

-Активно использовать мини-исследования и проекты на разных этапах урока.

-Разрабатывать инструкции для учащихся по созданию проектов разных видов и типов.

-Выделять в «Рабочей программе» несколько уроков для создания проекта или проведения исследования по теме.


Список литературы.

  1. Абдулаева О. А., Ивашедкина О. А.   Организация учебной проектной и исследовательской деятельности при изучении курса «Естествознание». /Под науч. ред. И.Ю. Алексашина: методическое пособие. - СПб. СПб АППО, 2014.
  2. Биболетова М.З., Бабушис Е.Е., Кларк О.И., Морозова А.Н.  Английский с удовольствием. Рабочая тетрадь № 1 к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений. – Обнинск. Титул. 2012.
  3. Васильева Е.В.  Организация исследовательской работы по английскому языку. Статья учителя ГБОУ СОШ № 180 города Санкт-Петербурга. 2013.  На портале « nsportal.ru Методическая копилка».
  4. Громова Т.И.  Организация исследовательской деятельности. Директор школы. 2006. № 7.
  5. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А. и другие/ Современные образовательные технологии основной школы в условиях ФГОС. – СПб. КАРО. 2013.
  6. Ивашедкина О.А. Достижение планируемых образовательных результатов в учебной исследовательской деятельности учащихся. / Естественнонаучное образование в идеологии стандартов второго поколения: проблемы и решения: монография. Под редакцией И. Ю. Алексашина. – СПб.- СПб  АППО, 2012.
  7. Комарова И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. – СПб. КАРО. 2015.
  8. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования. – М.: Просвещение. 2010.
  9. Копылова В.В.  Методика проектной работы на уроках английского языка. Методическое пособие.  М. Дрофа. 2004.
  10.  Крылова О.Н., Муштавинская И.В.  Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. / Методическое пособие.  СПб. КАРО 2013.
  11. Лернер И.Я.  Ознакомление учащихся с методами науки как средство связи обучения с жизнью. (К вопросу об исследовательском принципе обучения.) Советская педагогика. 1963. № 10.
  12. Майр Г.  Урок-исследование. // Проблемы мотивации в преподавании предметов естественнонаучного цикла. Сборник. СПб. Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 1988.
  13. Николаева Л.С. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся. URL http //www.it-n.ru/
  14. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия. 2001.
  15. Российская Федерация. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, принят 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ./ Легион. Ростов - на – Дону. 2013.
  16.  Шумакова Н.Б.  Обучение и развитие одарённых детей. М. 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся

Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...

Разработка урока английского языка в 11 классе по теме «Средства коммуникации»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАК СЕРИИ УРОКОВ   АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ“Great inventions. Means of communication” Данная серия уроков состоит из двух уроков, разработана как дополни...

Разработка конспекта урока английского языка в 10 классе "Young people-old problems" по новым ФГОС на основе УМК " English" В.П.Кузовлева

технологическая карта и конспект урока английского языка. Так же прилагаю в технологической карте ссылки на 2 видео файла,которые могут быть полезны и статью из газеты....

Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...

Презентация" Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)"

Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...

Учебно-методическая разработка по формированию познавательных УУД на уроках английского языка в 7 классе (на примере УМК «Английский в фокусе», авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс).

Учебно-методическая разработка по формированию познавательных УУД на уроках английского языка в 7 классе (на примере УМК «Английский в фокусе», авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс)...

Методические рекомендации по организации интерактивного взаимодействия учащихся на уроках английского языка в старших классах

Обучение иностранным языкам с использованием интерактивного метода в первую очередь направлено на развитие коммуникативных навыков у учащихся, а также на побуждение учащихся к самостоятельному решению...