Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ «СОКШ №4»
проект
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ «СОКШ №4»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove_2.4.docx | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ «СОКШ №4»
Авторы:
Васильев А.А., заместитель директора по безопасности,
Кузнецова Л.С., учитель биологии, руководитель школьной службы «Здоровье»
Программа формирования экологической культуры, ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие мотивации и готовности учащихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
При выборе стратегии реализации настоящей программы были психологические и психофизиологические характеристики детей младшего школьного возраста с опорой на зону актуального развития, опыт работы, существующий в школе по данному направлению.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителями, родителями) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и школе.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни − необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей экологически безопасной, здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая ее инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, организации рационального питания.
Цель программы: сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся младшего школьного возраста как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения образовательной программы.
Задачи:
- сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т. п.), о причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, психоактивных веществ, об их пагубном влиянии на здоровье;
- сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
- научить школьников выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;
- сформировать навыки позитивного общения; научить осознанному выбору поступков, стиля поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Участники Программы:
- учащиеся;
- классные руководители;
- учителя – предметники
- специалисты школы
- родители
Содержание Программы.
Основополагающие приоритеты Программы следующие:
- Здоровый ребенок − практически достижимая норма детского развития.
- Оздоровление − не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
- Индивидуально-дифференцированный подход − основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
В основу Программы положены принципы:
- -актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство обучающихся с наиболее важной гигиенической информацией;
- доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения экологической и гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования.
- положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;
- последовательности. Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
- -системности. Определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;
- -сознательности и активности. Направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Циклограмма работы классных коллективов
Ежедневно | утренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение динамических, релаксационных пауз, профилактических упражнений на уроках, прогулки, подвижные игры на переменах. |
Еженедельно | посещение кружков и спортивных секций; проведение уроков-экскурсий на свежем воздухе (в соответствии с погодными условиями); занятия клуба «Азбука здоровья» (на основе программы «Все цвета, кроме черного»). |
Ежемесячно | выпуск вестника «Азбука здоровья», проведение бесед, игр и тренингов по здоровому образу жизни и экологической культуре; организация занятий в школе юного пешехода (с использованием возможностей автогородка); организация проектной деятельности учащихся по данному направлению. |
1 раз в четверть | проведение спортивных соревнований, праздников по данной теме; проведение недели безопасности дорожного движения; консультационные встречи для родителей; |
1 раз в полугодие | диагностика; проведение экологических акций и акций по здоровому образу жизни; экскурсии; проведение дней здоровья; составление и коррекция паспорта здоровья класса. |
По мере необходимости | Профилактические мероприятия (ОРЗ и грипп, прочие). |
Основные направления, формы и методы реализации программы
На этапе начального общего образования на первое место в урочной и внеурочной деятельности выдвигается опыт применения универсальных учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы. Формируется личный опыт самоограничения при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу − нельзя» и его эмоционального переживания.
Основными источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве, а также элементы научного знания.
Основные виды деятельности учащихся: учебная, учебно- исследовательская, образно-познавательная, игровая, рефлексивно-оценочная, регулятивная, креативная, общественно полезная.
Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение.
Основные формы организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типа.
Цели и задачи программы реализуются через шесть взаимосвязанных блоков:
Блок | Содержание | Ответственный | |
Здоровьесберегающая инфраструктура | соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда учащихся; обеспеченность необходимым спортивным и учебным оборудованием в соответствии с СанПиН; организация качественного горячего питания; обеспеченность специалистами, организующими спортивно-оздоровительную, воспитательную и профилактическую работу с учащимися (педагоги, воспитатели, логопед, социальный педагог) | Администрация ОУ | |
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся | Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеурочной нагрузки, расписанию, календарному графику, к объему домашних заданий. Использование методов и методик обучения, адекватных психолого-возрастным возможностям учащихся (чередование видов деятельности, плотность урока, темп урока, учет индивидуальных особенностей и зоны ближайшего развития учащихся, применение здоровьесберегающих технологий). | Администрация Учителя | |
Организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима учащихся | Рациональная организация уроков физической культуры. Реализация плана физкультурно-оздоровительной работы; проведение соревнований, организация деятельности кружков физкультурно-оздоровительной направленности; организация подвижных игр, динамических пауз, утренней зарядки, прогулок на свежем воздухе, спортивных праздников, дней здоровья и пр. | Учителя физической культуры, классные руководители Совет физической культуры и спорта | |
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни через внеурочную деятельность | Организация деятельности клуба «Азбука здоровья» (на основе программы «Все цвета, кроме черного»). Проведение тренингов, игр, бесед о значении активного образа жизни для укрепления своего здоровья, о гигиене, о питании; просмотр учебных фильмов; встречи со спортсменами, тренерами, медицинскими работниками; составление режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях. Организация занятий в школе юного пешехода. Организация проектной деятельности по направлению «Здоровье». | Классные руководители; Учителя-предметники Совет физической культуры и спорта | |
Формирование экологической культуры | Интеграция экологического воспитания с базовыми образовательными дисциплинами; Беседы экологической направленности, просмотр учебных фильмов, экскурсии, прогулки по родному краю с целью формирования навыков экологического поведения, организация проектов природоохранительной деятельности (экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.). Ролевые игры, тренинги, социально-значимая деятельность (практика). | Классные руководители; Учителя-предметники Совет родителей класса | |
Организация работы с родителями. | Лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.; знакомство родителей с необходимой научно- методической литературой; организация совместной работы педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, походов, занятий по профилактике вредных привычек и т. п. | Классные руководители Социальный педагог |
Планируемые результаты реализации Программы
- стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- сокращение количества уроков, пропущенных по болезни.
- активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
- снижение травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма.
- рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам.
- способность выпускника начальной школы соблюдать правила экологической культуры и ЗОЖ в школе и вне школы, в том числе на транспорте (первоначальный личный опыт здоровьесберегающей и природоохранной деятельности).
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих людей.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности учащихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...
ПРОГРАММА формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Структура программы 1. Обоснование необходимости реализации программы2. Ресурсы3. Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья уч...
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Цель курса «Ступени здоровья» - формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания....
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьник...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
По результатам диспансеризации и медицинским исследованиям в Тамбовской области выделяют 7 ведущих факторов риска преждевременной смертности. Среди них: гиподинамия, неправильное питание, алкоголь, ку...
Актуальные проблемы формирования здорового и безопасного образа жизни школьников
laquo;Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью». С самого раннего детства каждый из нас осознаёт ...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся в ОО.
В Лицее № 14 города Тамбова, где я работаю, с 2020 года реализуется разработааная мною программа формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся, которая стала победителем регионального ...