Программа формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся в ОО.
рабочая программа (8 класс)

В Лицее № 14 города Тамбова, где я работаю, с 2020 года реализуется разработааная мною программа формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся, которая стала победителем регионального конкурса подобных программ 2023 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zozh_2021god.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 14 имени  Заслуженного учителя Российской Федерации
А.М. Кузьмина»

Программа

формирования здорового и безопасного образа жизни

обучающихся

Авторы - составители программы:

             Кузнецова Л.В., педагог дополнительного  

              образования

           Кулаева Т.А., психолог

                                                          Фалеева Е.А., педагог дополнительного образования      

       

2021 год

Пояснительная записка

Состояние здоровья нации - важнейший показатель благополучия общества и государства.

По словам министра здравоохранения РФ М.А. Мурашко за последние годы на 23% увеличилось количество россиян, которые следят за своим здоровьем (с 52% до 75%), они занимаются спортом, стараются избегать вредных привычек.

Тем не менее, за последние 5 лет в России дети до 14 лет стали болеть на 12,5% чаще, 22% призывников по состоянию здоровья не пригодны к военной службе, у многих подростков — серьезные хронические заболевания, 20% из них нуждаются в лечении или постоянном наблюдении.

В мониторинговом исследовании системы здравоохранения Тамбовской области приняли участие 473 общеобразовательные организации региона.

По данным мониторинга, в 2019 году численность учащихся, имеющих различные виды хронических заболеваний, составила в среднем по области 44,7% (39458 чел.).

Сохраняется проблема со здоровьем учащихся в школах, учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью.

Углубленное изучение предметов вызывает у школьников значительное психоэмоциональное напряжение, в то время как объем двигательной активности и время пребывания на свежем воздухе резко сокращаются. Все это в комплексе снижает общую сопротивляемость растущего организма, приводит к различным функциональным расстройствам, ускоряет переход таких нарушений в хронические формы.

По результатам профилактических осмотров учащихся МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина» г. Тамбова (далее Лицей) различные заболевания регистрируются у 84,5% подростков. Из них большую часть составляют заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и ЖКТ. Распространённость заболеваний органов пищеварения у лицеистов достигает 11,3%.

Тем временем, только решив проблему здоровья молодежи, можно ожидать рождения здорового поколения.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт нового поколения ставит формирование ценностей здоровья в ряд современных приоритетов образовательной деятельности. «Единственный и абсолютный в своем значении предмет общего среднего образования - становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества» - говорится в документе.

Здоровье школьников находится в прямой зависимости от режима труда и отдыха, физической и умственной активности, питания, культуры ЗОЖ, приверженности к вредным привычкам.

По результатам диспансеризации и медицинским исследованиям в Тамбовской области выделяют 7 ведущих факторов риска преждевременной смертности. Среди них: гиподинамия – 9% случаев, неправильное питание -12,9%, алкоголь-11,9%, курение и употребление наркотиков-17,1%.

Авторы программы считают, что такая статистика выделяет три проблемы, заслуживающие внимания в образовательной среде.

-  формирование культуры правильного питания,

- достижение оптимальной физической активности учащихся,

-  отказ от вредных привычек.

1. Для нормального развития ребенка и профилактики заболеваний ЖКТ ему необходимо правильное и рациональное питание. Повседневная пища должна содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. Ребёнок получает их в том случае, если он питается разнообразно.

Для решения проблемы рационализации режима питания в лицее разработана система урока-ланча.  Урок-ланч входит в общее расписание занятий и позволяет обеспечить 100%-й охват горячим питанием учащихся лицея.

 Преимущества такого урока очевидны:

- прием пищи в строго определенный час;

- полноценный сбалансированный горячий обед;

- достаточное время (40 минут) для приема пищи

-2-х недельное меню с ежедневной возможностью выбора блюд.

  1. Для решения проблемы недостаточной физической активности предусматривается увеличение количества часов физической культуры, а также внедрение в образовательную среду программ дополнительного образования по физическому воспитанию.

Большое значение для каждого имеет правильный выбор вида спорта. При этом надо исходить не только из стремления остаться в привычной компании, но и из анатомо-физиологических предпосылок, способностей, возраста, состояния здоровья, что и предусмотрено в данных программах.

Физкультурные минутки в лицее – это кратковременные занятия (3 -5 минут), направленные на нейтрализацию явлений, связанных с длительной статической позой учащихся.  Цель проведения подобных занятий – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки.

Для изменения качественных показателей по проблеме физической активности учащихся в лицее в 11 классах программу по физической культуре дополнили танцевальными занятиями. Под руководством профессиональных танцоров - чемпионов Европы по бальным танцам – лицеисты с удовольствием осваивают танцевальные па. Занятия танцами не только способствуют физическому развитию детей, но и дисциплинируют и повышают культуру поведения. Помимо дополнительной продуктивной физической нагрузки эти занятия позволяют детям творчески раскрыться, создают благоприятную эмоциональную атмосферу в коллективе.

Для предупреждения утомления и повышения двигательной активности учащихся предусматривается введение прогулок на свежем воздухе перед ланчем или после него. Свежий воздух повышает тонус многочисленных кровеносных сосудов, улучшает работу дыхания и обмена веществ. Свыше 90% энергии организма вырабатывается благодаря поступлению в него кислорода.

  1. Формирование культуры здорового образа жизни, отказ от вредных привычек – следующая проблема, отраженная в Программе.

По данным Института мозга человека РАН, проблемы с психическим здоровьем имеют 15% детей и 25% подростков.

Под наблюдением наркологических диспансеров находится более 2 млн. больных алкоголизмом и наркоманией, но реальное число потребляющих только наркотики достигло 4 млн. человек.

Подростковый возраст - период актуализации проблем, связанных с рискогенным поведением. Поэтому главная задача для участников образовательного процесса - формирование у детей установки на здоровый образ жизни.

Для решения этой проблемы в лицее разработана и действует программа: «Здоровый образ жизни – мой выбор» (программа психологического сопровождения педагога – психолога Кулаевой Т.А.). (Приложение 1.)

Одновременно с этим учащимся 10-11 химико-биологических классов предложено самим разработать инновационные проекты, посвященные культуре здорового образа жизни и представить их на открытое обсуждение на сайте лицея.

Цель программы:

развитие образовательной среды, обеспечивающей формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, все компоненты которой будут направлены на воспитание ценностей, среди которых культура здоровья и здоровый образ жизни займут ведущее место.

Задачи Программы:

  1. формирование навыков противодействия рискованному поведению (включая употребление алкоголя и ПАВ);
  2. развитие потребности в здоровом и правильном питании;
  3. формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни;
  4. развитие потребности в физическом развитии;
  5. разработка диагностических исследований по изучению тенденций формирования культуры физического и психологического здоровья обучающихся;
  6. повышение уровня комфортности, способствующее формированию социального, психологического и физиологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Ресурсы для реализации Программы:

Учебно-воспитательные программы:

«Человек и его здоровье» (автор-составитель – Коновалова М.В.);

«Здоровье человека в ХХI веке» (авторы-составители – Александрова Н.В., Искендерова О.А.);

«Здоровый образ жизни – мой выбор» (программа психологического сопровождения педагога - психолога Кулаевой Т.А.

Педагогический ресурс:

Стрыгина М.М., завуч по учебно-воспитательной работе;

Суворова Т.В. методист;

Коновалова М.В., руководитель МО учителей химии и биологии;

Кузнецова Л.В., педагог дополнительного образования;

Фалеева Е.А., педагог дополнительного образования;

Чубаров А.А., руководитель МО учителей физкультуры и ОБЖ;

Кулаева Т.А., педагог-психолог;

Савостин М.Е. - учитель хореографии;

Логина Е.Г. – учитель хореографии.

Физкультурно-оздоровительное оборудование: 

два спортивных зала с необходимым физкультурным оборудованием (брусья, перекладины, канаты, мячи, гимнастическая стена, столы для настольного тенниса и др.);

спортивная площадка (с тренажерами: беговая дорожка, римская доска, велотренажер, атлетический комплекс, тренажер лыжника) беговыми дорожками, футбольным полем, волейбольной и баскетбольной площадками);

три лыжные базы (две оснащены новым спортивным снаряжением, третья в стадии оснащения);

спортивный городок с современными тренажерными комплексами;

медико-диагностическое оборудование КМД «Здоровый ребенок», разработанный ООО «ТВЕС»;

современная баскетбольная площадка.

Методики оценки психоэмоционального состояния обучающихся.

Диагностическо-исследовательское направление предполагает на ранних стадиях выявление различных проблем у детей разного возраста. Поэтому широкий спектр диагностической работы с учащимися начинается при поступлении учащихся в 5 классы лицея. Эта работа позволяет выявить успешность процесса адаптации детей в нашем учебном заведении, межличностные взаимоотношения школьников, комфортность. Используются методики «Адаптация учащихся в школе» для школьников и родителей, «Самооценка», «Социометрия», «ШСБ» (шкала субъективного благополучия).

На продуктивность усвоения учебной программы влияет ощущение комфортности, которое ребенок испытывает во время учебного процесса. Диагностические исследования по изучению уровня тревожности («Изучение школьной тревожности» - Филлипса, «Тест эмоциональной напряженности», «ТФАР», шкала эмоциональной возбудимости) помогают выявить состояние учащихся. Внутренний дискомфорт часто выражается в агрессивном поведении. Для изучения уровня агрессивности и враждебности проводится анкетирование с использованием «Вопросника Басса-Дарки». Повышению уровня комфортности способствует развитие у учащихся сопереживания, чувства эмпатии, для получения данной информации используется методика «Изучение уровня толерантности».

Знать особенности развития познавательных процессов необходимо для правильной организации учебной деятельности. Используются методики «Краткий ориентировочный тест», «Тест Биннета», «ШТУР», «Изучение объема внимания», «Изучение объема оперативной памяти» и др.

Основные направления деятельности в рамках Программы:

Программа включает в себя мероприятия, направленные на формирование теоретических знаний и практических навыков:

в сфере обеспечения оптимальной двигательной активности обучающихся;

рациональной организации труда и отдыха;

формирования культуры здорового питания;

формирования устойчивой положительной мотивации к здоровому образу жизни;

формирования навыков противодействия рискогенному поведению

Направления деятельности в рамках реализации Программы подразумевают следующие виды работы педагогического коллектива:

учебно-воспитательная работа;

диагностическая работа (комплекс мероприятий, направленных на исследование параметров здоровья обучающихся);

профилактическая и коррекционная работа (предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья обучающихся);

информационно-просветительская работа (пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, индивидуальные и групповые формы работы).

Срок реализации Программы – 3 года.

План реализации Программы:

Этап

Мероприятия

Сроки

Ответственные

2020 - 2021

Организация работы проекта, внедрение двухнедельного меню с возможностью выбора блюд.

сентябрь

Заместитель директора по УВР,

заведующая лицейской столовой,

педагог дополнительного образования.

Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой).

в течение периода реализации программы, ежеквартально

Заместитель директора по УВР.

Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации учащихся разных возрастных групп.

сентябрь-март каждого года

Заместитель директора по УВР,

медработник.

Проведение медико-педагогического контроля уроков физической культуры и занятий танцами.

сентябрь-март

Заместитель директора по УВР,

медработник,

руководитель МО учителей физкультуры.

Проведение психолого-педагогических исследований, направленных на выявление особенностей психоэмоционального состояния обучающихся.

в течение года

Психолог.

Региональная научно-практическая конференция учащихся «Человек и Природа», организация работы секции «Экология питания».

февраль

Заместитель директора по УВР,

руководитель МО учителей химии и биологии.

Разработка рекомендаций по повышению уровня комфортности, способствующих формированию психологического, социального и физического здоровья всех участников образовательного процесса.

март

Психолог,

педагог дополнительного образования.

Организация работы летнего пришкольного и выездного лагеря на базе санатория «Энергетик».

ежегодно:

май-июль

Заместитель директора по УВР, начальники ЛДПД и выездного лагеря.

Повышение квалификации педагогических работников Лицея (участие в областных мероприятиях).

ежегодно

Заместитель директора по УВР.

Тематические выставки книг, посвященных гигиеническому воспитанию и образованию.

в течение года

Заведующая библиотекой.

Мониторинг физического развития обучающихся.

в течение года

Медработники.

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

в течение года

Психолог.

Индивидуальные и групповые консультации всех участников образовательного процесса.

в течение года

Психолог.

Разработка индикаторов оценки эффективности Программы здоровьесберегающей деятельности Лицея.

декабрь

Заместитель директора по УВР.

2021 - 2022

Обсуждение диагностических данных на Педагогическом Совете лицея.

в течение года

Заместитель директора по УВР.

Разработка тем для исследовательских проектов учащихся по экологии питания.

в течение года

Руководитель МО учителей химии и биологии.

Научно-практическая конференция «Рациональное питание-залог здоровья».

март

Заместитель директора по УВР.

Научно-практическая конференция «Медико-биологические аспекты воздействия гиподинамии на организм человека».

октябрь

Заместитель директора по УВР.

Мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация.

в течение года

Заместитель директора по АХР.

Контроль пищевого рациона.

в течение года

Медработники, Родительский контроль.

Организация работы летнего пришкольного и выездного лагеря на базе санатория «Энергетик».

май-июль

Заместитель директора по УВР, начальники ЛДПД и выездного лагеря.

Плановая диспансеризация и вакцинация учащихся и учителей. Анализ результатов углубленных медицинских осмотров.

в течение года

Заместитель директора по УВР, медработники.

Включение в режим дня лицея общеукрепляющей зарядки до уроков, динамических пауз для глаз и физкультминуток на уроках, прогулок до или после ланча.

ежедневно

Заместитель директора по УВР,

классные руководители.

Проведение психолого-педагогических исследований, направленных на выявление особенностей психоэмоционального состояния обучающихся.

в течение года

Психолог.

Разработка методических рекомендаций по предупреждению переутомления учащихся на уроке.

в течение года

Психолог, медработники.

Организация обсуждения получаемых в ходе исследования результатов в педагогическом коллективе Лицея, в индивидуальных собеседованиях с учащимися и их родителями.

в течение года

Заместитель директора по УВР.

Самоаудит здоровьесберегающей деятельности лицея.

май -июнь

Заместитель директора по УВР, психолог,

педагог дополнительного образования, руководитель МО учителей физкультуры, руководитель МО учителей химии и биологии,

медработник.

2022 - 2023

Участие в областных мероприятиях, организованных с целью укрепления здоровья обучающихся.

В течение года

Заместитель директора по УВР, психолог,

педагог дополнительного образования, руководитель МО учителей физкультуры,

руководитель МО учителей химии и биологии,

медработник.

Участие в областных мероприятиях, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в сфере укрепления здоровья и формирования здорового и безопасного образа жизни.

в течение года

Заместитель директора по УВР, психолог,

педагог дополнительного образования, руководитель МО учителей физкультуры,

руководитель МО учителей химии и биологии,

медработник.

Организация работы летнего пришкольного и выездного лагеря на базе санатория «Энергетик».

май-июль

Заместитель директора по УВР, начальники ЛДПД и выездного лагеря.

Проведение психолого-педагогических мониторингов, направленных на выявление динамики состояния обучающихся.

в течение года

Психолог.

Распространение среди родителей и школьников памяток, брошюр по  вопросам гигиенического образования и воспитания, формирования здорового образа жизни.

в течение года

Заместитель директора по УВР, психолог,

педагог дополнительного образования,

медработник.

Самоаудит здоровьесберегающей деятельности лицея.

май-июнь

Заместитель директора по УВР, психолог,

педагог дополнительного образования, руководитель МО учителей физкультуры,

руководитель МО учителей химии и биологии,

медработник.

Подведение итогов Программы.

май-июнь

Заместитель директора по УВР, психолог,

педагог дополнительного образования,

руководитель МО учителей физкультуры,

руководитель МО учителей химии и биологии,

медработник.

Ожидаемые результаты:

Совершенствование и развитие действующей модели первичной профилактики всех видов зависимостей и пропаганды ЗОЖ.

Расширение базы данных: диагностические материалы, диагностические исследования, психолого-педагогические рекомендации, методические разработки.

Повышение уровня работоспособности обучающихся Лицея:

повышение уровня комфортности для всех участников образовательного процесса;

снижения уровня заболеваемости (в том числе - опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и ЖКТ);

улучшение показателей уровня физического развития обучающихся всех ступеней обучения;

увеличение количества обучающихся, занятых в освоении дополнительных образовательных программ спортивной направленности и в досуговой жизни лицея (спортивные кружки и секции, танцевальные занятия и т.п.);

совершенствование профессиональной компетентности педагогов Лицея по вопросам:

- укрепления и сохранения здоровья детей и подростков;

- организации двигательной активности обучающихся;

- организации рационального питания;

- профилактики рискогенного поведения и социально-значимых заболеваний в подростковой среде;

- увеличение количества оздоровленных детей ЛДПД «Эрудит» и выездного лагеря на базе санатория «Энергетик».

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:

  1. Айзман Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. – 3-е издание, стереотипное. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017.
  2. Артюнина Г. П. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Г. П. Артюнина. — Москва: Мир: Академический проект, 2009.
  3. Бухаркина Е. Как стать неболейкой : профилактика вредных привычек среди школьников // Библиополе. — 2018. — № 4.
  4. Закоркина, Н. А. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие / Н. А. Закоркина. – Омск: Издательство ОмГПУ, 2019.
  5. Крукович, Е. В. Состояние здоровья детей и определяющие его факторы: монография / Е. В. Крукович, Л. В. Транковская. – Владивосток, 2018.
  6. Лутовина, Е. Е. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни детей и подростков: учебное пособие 2016.
  7. Морозова, Е. Е. Здоровьесберегающая деятельность в системах образования и здравоохранения / Е. Е. Морозова, В. И. Морозов; Саратов: Издательство Саратовского университета, 2016.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М.Кузьмина»

                                                                       Автор-составитель программы:

Кулаева Т.А. - педагог-психолог

Программа

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ - МОЙ ВЫБОР

2021 год

Пояснительная записка

 

По результатам государственной общероссийской статистики средний возраст начала приобщения детей и молодежи к потреблению психоактивных веществ за последние несколько лет колеблется в следующих пределах: начало потребления табачных изделий - 11,6-12  лет, начало потребления алкогольных напитков -  13-13,6 лет, начало употребления наркотических средств – 14-14,2 лет.

Несмотря на доступность различных информационных материалов знания родителей и учащихся  о последствиях употребления психоактивных веществ очень ограничены. Профилактическую работу необходимо начинать как можно раньше.

Профилактика употребления психоактивных веществ в начальной школе и в подростковом возрасте сводится к профилактике здорового образа жизни, к сохранению и формированию социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, способствующих активной жизненной позиции, для этого была разработана  программа «Здоровый образ жизни – мой выбор».

Программа «Здоровый образ жизни – мой выбор» основывается на технологии универсальной или предупредительной интервенции, направленной на обучение здоровому образу жизни, на развитие личностных ресурсов, на развитие социальной и персональной компетентности, на формирование стрессоустойчивости личности, способной эффективно преодолевать жизненные трудности, снимать эмоциональное напряжение.  

Цель программы – способствовать развитию  социальной адаптации подростков, их психическому и физическому здоровью.

Это ведет к решению следующих задач:

- способствовать формированию конструктивных навыков взаимодействия (умение безопасно и эффективно общаться, умение понимать и выражать свои чувства, умение противостоять давлению, побуждающему к приему психокактивных веществ)

 способствовать выработке у подростков личностных качеств уверенность в себе, честности, открытости, навыков устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,  умения принимать решения, умение преодолевать кризисные ситуации,

- познакомить с негативными последствиями приема психоактивных веществ. Об особенностях распространения наркомании в молодежной среде и факторах, влияющих на этот процесс, а также расширить сведения о профилактической работе.

Программа  базируется на следующих подходах:

1.подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении. На занятиях ведется работа по формированию адекватной самооценки, определенно-значимых ценностях, по развитию навыков праспознавания и выражения эмоций, формирование и отработка навыков принятия решения, формирование способности справляться со стрессом. Широко используются дыхательная гимнастика, музыкотерапия (сопровождение упражнений различной по характеру музыкой), упражнения на релаксацию, психогимнастика, ролевые игры, игры коммуникации…

  1. подход, основанный на роли социальных факторов. Работа основывается на выявление сети социального влияния  и состоит из следующих компонентов: включены упражнения, направленные на формирование устойчивости к социальному давлению, к воздействию массовой информации, происходит коррекция нормативных установок. Преимущественными техниками работы являются ролевые игры, работа со сказкой, техники усиления  определенных видов социального влияния  (рассматриваются также способы преодоления стрессовых ситуаций, отработка этапов решения проблем, способы отстаивания собственной позиции)…
  2. подход, основанный на формировании жизненных навыков. Проблемное поведение рассматривается с точки зрения функциональных проблем и происходит  оказание подросткам помощи  в достижении целей социально-приемлемым путем.
  3. подход, основанный на вовлечении детей в социально-значимую деятельность.  Основывается на развитие позитивной активности, коррекции личностных потребностей
  4. подход, основанный на распространении информации. Базируется на предоставлении информации о психоактивных веществ, их вредности, негативных последствиях употребления среди учащихся, влиянии здорового образа жизни на  успешное  социально-психологическое развитие  личности.

Программа актуальна для учащихся  пятых -  восьмых  классов, состоит их 18 занятий. Структура и содержание программы имеют гибкую структуру. Данную программу можно использовать в 5-6 классах акцентируя свое внимание в различных заданиях на профилактику курения, в 7-8 классах уделяя больше внимания на профилактику раннего употребления наркотиков.

Занятия строятся на материале, близком и понятном детям. Различные задания помимо изучения теоретических знаний позволяют учащимся сопоставлять свое поведение с поведением сверстников, раскрывать свой потенциал, приобрести навыки конструктивного общения и способствуют их социальной адаптации, психическому и физическому здоровью.

На занятиях используются разнообразные формы работы: фронтальная, индивидуальная и работа по микрогруппам.      

Занятия по программе «Здоровый образ жизни – мой выбор» имеют следующую структуру:

1. Организационный момент:

сообщение темы и целей занятия, проведение разминочных упражнений, направленных  на создание благоприятной атмосферы.

2. Основная часть состоит из теоретической и практической частей. Практическая часть предполагает использование бесед, дискуссий, быстрый опрос, «мозгового штурма», сюжетных игр, ролевых игр, а также заданий и упражнений различного характера.

3. В заключении подводятся  итоги, осуществляется  рефлексия занятия.

Работа по данной программе сопровождается   активным и регулярным сотрудничеством с родителями и педагогами: по расширению их психолого-педагогических знаний.

Для изучения динамики развития учащихся и эффективности занятий проводятся входная (перед началом занятий) и выходная (по окончанию занятий) диагностическая работа: методика «Самооценка», «Изучение школьной тревожности Филлипса», «Тест Басса-Дарки»,  анкета по изучению толерантности, анкета «Сформированность образа здоровья»

Полученные знания, умения, навыки позволяют повысить жизнестойкость подростков, уменьшают фактор риска употребления психоактивных веществ, способствуют овладению здоровыми жизненными навыками.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема  занятий

Количество часов

Всего часов

теория

практика

1

 Знакомство.

0,5

0,5

1 час

2

 Я – Личность.

0,5

0,5

1 час

3

Моя самооценка

0,5

0,5

1 час

4

Уверенность.

0,5

0,5

1 час

5

Мои чувства и эмоции.

0,5

0,5

1 час

6

Мои чувства и эмоции.

0,5

0,5

1 час

7

Стресс – это хорошо или плохо?

0,5

0,5

1 час

8

Как мне преодолеть стресс?

0,5

0,5

1 час

9

Мои решения.

0,5

0,5

1 час

10

Мои права и права других людей.

0,5

0,5

1 час

11

Как я общаюсь

0,5

0,5

1 час

12

Я и моя семья.

0,5

0,5

3 часа

13

Не поддавайся!

0,5

0,5

1 час

14

Мой выбор

0,5

0,5

1 час

15

Я говорю - НЕТ

0,5

0,5

1 час

16

Реклама двигатель прогресса?

0,5

0,5

1 час

17

Я - выбираю жизнь!

0,5

0,5

1 час

18

Я и профилактика здорового образа жизни

0,5

0,5

1 час

Итого

9

9

18

Содержание занятий

1. Знакомство.

Знакомство с целями, задачами, содержанием занятий. Знакомство с правилами поведения в группе. Выяснение ожиданий учащихся. Здоровый образ жизни.

2. Я – Личность.

Личность. Структура личности. Уникальность каждого человека.

3. Моя самооценка

Умения и самооценка. Виды самооценки. Факторы, влияющие на формирование самооценки.

4. Уверенность.

 Способы поведения. Признаки характерные для  уверенного человека. Последствия неуверенности в себе.

5. Мои чувства и эмоции.

 Палитра чувств. Роль эмоций в жизни человека. Эмоции  и психоактивные вещества. Способы выражения эмоций.

6. Мои чувства и эмоции.

Важность и необходимость выражения своих чувств и эмоций. Гнев. Правила  социально приемлемых способов выражения гнева.

7. Стресс – это хорошо или плохо?

Стресс. Стадии развития стресса. Влияние стрессовой ситуации на наши поступки.

8. Как мне преодолеть стресс?

Стрессовые состояния. Особенности нервной системы и реакция на стрессовую ситуацию. Способы выхода из стрессового состояния и  стрессовых ситуаций.

9. Мои решения.

 Схема решения проблемы. Этапы принятия решений.

10. Мои права и права других людей.

 Права личности. Взаимосвязь прав человека с правами других людей. Способы отказа от нежелательного действия.

11. Как я общаюсь.

Общение. Способы общения: вербальное и невербальное. Правила эффективного и безопасного общения.

12. Я и моя семья.

Семья. Близкие люди. Признаки по которым мы относим человека к близким людям. Заинтересованность семьи в моем благополучии. Принципы построения общения с близкими людьми.

13. Не поддавайся!

 Групповое давление. Виды группового давления. Черты личности помогающие противостоять групповому давлению.

14. Мой выбор.

Типичные ситуации приема психоактивных веществ. Причины, побуждающие принимать психоактивные вещества. Как решить не употреблять психоактивные вещества.

15.  Я говорю: «Нет!».

Приемы отказа. Как использовать приемы отказа в общении.

16. Реклама – двигатель прогресса?

Кто заинтересован в распространении наркотических веществ? Приемы рекламы психоактивных веществ. Правдивая реклама.

17. Я - выбираю жизнь!

Понятие «наркотики»,  «психоактивные вещества». Общие свойства и различия. Традиции, законы, ограничивающие употребление психоактивных веществ. Последствия употребления психоактивных веществ. Структура зависимости.

18. Я и профилактика здорового образа жизни.

Почему распространяются психоактивные вещества. Факторы риска и механизм распространения наркотиков. Профилактические мероприятия. Мое участие в профилактике здорового образа жизни.

 

Учащиеся должны знать: понятия «здоровый образ жизни», «личность», «самооценка», «чувства», «эмоции», «психоактивные вещества», «наркотики», «стресс», «права личности», «общение», «семья», «групповое давление», а так же  - виды самооценки; факторы, влияющие на самооценку; признаки уверенного поведения; последствия неуверенности в себе; разнообразие чувств и эмоций; влияние психоактивных веществ на эмоциональное состояние человека; способы выражения эмоций, правила социально приемлемых способов гнева; стадии развития стресса, виды стресса, способы выхода из стрессового состояния; схему решения проблемы и этапы принятия решений; взаимосвязь прав человека с правами других людей, способы отказа; виды общения, правила эффективного и безопасного общения; принципы построения общения с близкими людьми; виды группового давления, приемы рекламы, последствия употребления психоактивных веществ, факторы риска распространения наркотиков.

Учащиеся должны уметь: адекватно формировать свою самооценку; пользоваться приемами уверенного в себе человека и демонстрировать уверенное поведение; распознавать        свои   чувства и эмоции и чувства и эмоции других людей, и адекватно их выражать; применять на практике способы   регулирования своего состояния; эффективно выходить из сложных ситуаций; применять на  практике способы отказа от нежелательных действий; использовать в своем поведении правила эффективного и безопасного общения; применять способы противостояния групповому давлению, использовать знания в профилактике здорового образа жизни.

Список литературы:

  1.  Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.Н., Шурыгина И.И. Учителя и ученики: два мира? – М.: Просвещение, 1992
  2. Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПБ.: Питер, 2002
  3. Игры: обучение, тренинг, досуг. - /Под ред. В.В.Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994
  4. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования. - 1994.
  5. Немов Р.С. Психология:  Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В  кн. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3.
  6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996
  7. Рабочая книга школьного психолога / Под. ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991
  8. Селевко Г.К.,  Тихомирова Н.К., Левина О.Г. Сделай себя сам. Изд. 2-е. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006.
  9. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2001.
  10. Хукхлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа психологического здоровья у учащихся. М.: Генезис,2001.
  11. Фобель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М.: Генезис, 2002



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся

Структура программы 1.​ Обоснование необходимости реализации программы2.​ Ресурсы3.​ Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья уч...

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Цель курса «Ступени здоровья» - формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания....

ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

По результатам диспансеризации и медицинским исследованиям в Тамбовской области выделяют 7 ведущих факторов риска преждевременной смертности. Среди них: гиподинамия, неправильное питание, алкоголь, ку...

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ «СОКШ №4»

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни   школьников МБОУ «СОКШ №4»...

ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС, КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА НЕСТАНДАРТНОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Игровой комплекс, как нестандартная форма работы направленнаякак на учащихся, так и на привлечение родителей центром дополнительного образования отобразил высокий процент положительной дина...