Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»
материал на тему
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы. Требования сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorove.docx | 39.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»
Программа включает следующие разделы:
1. Обоснование необходимости реализации программы
- Актуальность
- Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в МБОУ Ширыштыкская СОШ
- Характеристика основных проблем, на решение которых направлена программа «Образование и здоровье»
2. Ресурсы МБОУ Ширыштыкская СОШ, поддерживающие реализацию программы «Образование и здоровье»
- Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья
- Стратегические цели программы
- Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей
- Основные направления реализации программы «Образование и здоровье» по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья в образовательном учреждении.
- Условия (организационные механизмы) реализации программы «Образование и здоровье»
- Организационно-функциональная модель реализации программы «Образование и здоровье»
- Финансово-экономическое обоснование реализации программы «Образование и здоровье»
6. План мероприятий Программы
- Этапы и сроки реализации программы
- Ожидаемые результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения).
- Методика оценки эффективности реализации программы.
- Возможные сложности реализации программы и пути их преодоления.
1. Обоснование необходимости разработки программы
- Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы. Требования сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования. Они реализуются в соответствии со стратегическими документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации, в том числе Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (направление «Здоровье в школе»), Доктриной информационной безопасности РФ, Федеральным законом «О безопасности», Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся), Стратегией развития системы образования МБОУ ШирыштыкскаяСОШ (Программа развития 2011- 2015 год), планом мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников в МБОУ Ширыштыская СОШ на 2011-2015 годы.
По материалам Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 95% опрошенных среди всех заинтересованных групп (семей, школьных специалистов, педагогической общественности, медицинских ассоциаций и т.п.) включают сохранение здоровья школьников в первую пятерку своих потребностных запросов.
В связи с этим в МБОУ Ширыштыкская СОШ назрела необходимость работу по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни вывести на приоритетный уровень.
- Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в МБОУ Ширыштыкская СОШ. В школе реализуется целевая программа «Развитие школы» для создания оптимальных условий работы педагогов и учащихся. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия. В школе осуществляется недостаточная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни по следующим направлениям:
- формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья, организация рационального питания,
- создание материально-технического обеспечения
- формирование здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся.
Школа является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, в которых задействованы все участники образовательного процесса (учащиеся, родители и педагоги). В школе работают 2 спортивные секции (опрос учащихся школы показал желание учащихся увеличить количество спортивных секций и кружков по интересам).
В школе ведется работа социального характера: составление социального портрета школы (классов), выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи. Профилактические мероприятия: совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями, проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.).
Но наряду с этим существует ряд проблем, требующих решения:
- Низкий здоровьесберегающий потенциал школы (по результатам мониторинга в 2011-2012 учю году).
- Средний уровень здоровьесберегающей деятельности. Кроме введённого 3 часа физической культуры в школе не проводятся гимнастика до учебных занятий, подвижные перемены, динамические паузы, часы здоровья, работа с учащимися отнесёнными к спецмедгруппе не ведётся, внутришкольные спортивные соревнования проводятся один раз в месяц.
- Средний уровень эффективности здоровьесберегающей деятельности (по результатам мониторинга в 2011-2012 учю году).
3). Характеристика основных проблем, на решение которых направлена программа.
Проведя мониторинг здоровьесберегающей деятельности МБОУ Ширыштыкская СОШ (Безруких, 2007), мы выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
- Сохранение и укрепление физического здоровья детей;
- Проблема создания положительного психологического климата и активной жизненной позиции, субъектных отношений;
- Организацию социально-профилактической работы с учащимися, в том числе создание условий для адаптации детей;
- Формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).
- Проблемы улучшения материально-технической базы
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание в школе условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровьесберегающей деятельности. Решение данных проблем в МБОУ Ширыштыкская СОШ возможно, благодаря разработанной целевой программы «Образование и здоровье» (в рамках программы развития МБОУ Ширыштыкская СОШ на 2011-2015 гг.), направленной на создание здоровьесозидающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Для достижения эффективных результатов в школе необходима согласованная работа всех специалистов и Службы здоровья образовательного учреждения, и совместная работа в данном направлении со специалистами районных структур, обеспечивающая единое организационно-методическое сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов района в здоровьесберегающую деятельность МБОУ Ширыштыкская СОШ.
2. Ресурсы МБОУ Ширыштыкская СОШ, поддерживающие реализацию программы «Образование и здоровье».
В настоящее время ситуация с педагогическими карами представлена следующим образом: в школе работают 18 педагогов, средний возраст которых 37, средний возраст администрации – 35 лет. Из них: административный состав – 3 человека, учителя – 14 человек, педагог ДО – 1 человек.
Из 18 педагогов:
- 50% имеют высшее педагогическое образование
- 33,5% - среднее педагогическое образование
- 5 педагогов заочно получают высшее образование
- 39% педагогов имеют I категорию
- 33,5% педагогов - II категорию
Ежегодно 100% учащихся школы проходят профилактический медицинский осмотр; 100% первоклассников проходят полный медицинский осмотр, в январе 2012 г проведена диспансеризация учащихся 1-11 классах.
Кроме того, в начальной школе, начавшей реализацию ФГОС, действуют малая и большая службы сопровождения, что так же позволяет оказывать помощь и психолого-педагогическую поддержку учащимся на протяжении всего образовательного маршрута, создавать определённую систему средств, обеспечивающую комфортные условия обучения, воспитания и развития детей. Это позволяет реализовывать комплекс здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных, действенно-практических возможностей учащихся.
Материально-технические ресурсы: в школе имеется спортивный зал, не оборудованный пришкольный стадион, тренажеры, компьютерный класс для проведения уроков здоровья. В школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся.
Методические ресурсы: к ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровьесберагющих технологий. Программы, которые реализуются в рамках научно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения: программа «Здоровье». Методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в школе и пр. Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровьесбережения (для педагогов и родителей). Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.
Информационные ресурсы: информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью заместителей директоров, классных руководителей, регулярного обновления сайта школы и пр.
3. Стратегическая цель и задачи МБОУ Ширыштыкская СОШ по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья.
- Создание здоровьесберегающей (соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся) инфраструктуры и деятельности образовательного учреждения МБОУ Ширыштыкская СОШ.
Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей:
- Минимизация школьных факторов риска, рациональная организация учебного процесса.
- Организация рациональной физкультурно-оздоровительной работы.
- Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
- Повышение уровня знаний родителей и специалистов образовательного учреждения по всем проблема, связанным с развитием и здоровьем детей и подростков.
- Систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей, контроль за соблюдением СанПиН.
Деятельность по решению задач.
- Выявить проблемы состояния здоровья учащихся и педагогов образовательного учреждения и определить пути их решения;
- Создание здоровьесберегающей инфраструктуры в образовательном учреждении, рациональную организацию учебного процесса и внеурочной деятельности;
- Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения;
- Создание системы организационно-методического сопровождения администрации и специалистов образовательного учреждения в области решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся (воспитанников) на основе взаимодействия с различными социальными партнерами.
- Создание службы мониторинга здоровья детей и базы данных мониторинга здоровья школьников;
- Построение внутренней среды образовательного учреждения, обеспечивающей здоровьесберегающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов:
- создание условий для здорового питания,
- построение научно обоснованного учебного режима,
- обеспечение двигательной активности обучающихся;
- Привлечение «внешних» специалистов (психологов, медицинских работников, спортсменов) для участия в мероприятиях, связанных с пропагандой здорового образа жизни и развития массового спорта.
4. Основные направления реализации программы «Образование и здоровье» МБОУ Ширыштыкская СОШ
Направления | Ценностные установки | Задачи формирования здорового и безопасного ОЖ | Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни |
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. | Ценность здоровья и здорового образа жизни. | Усовершенствовать условия для сбережения здоровья учащихся в образовательном учреждении. | Улучшение здоровьесберегающей среды: (В настоящее время все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся) |
Использование возможностей учебно-методического комплекса (УМК)в образовательном процессе и различных образовательных программ, имеющих здоровьесберегающий характер. | Отношение к здоровью детей как к главной ценности. | Установка на безопасный, здоровый образ жизни. Формирование заинтересованного отношения детей к собственному здоровью. Обеспечение заинтересованного отношения педагогов и родителей к здоровью детей как к главной ценности | Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью своему и других людей. Формирование у учащихся элементарных представлений о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека. Формирование личного опыта здоровосберегающей деятельности. Формирование представлений о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его жизни в целом. |
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся. | Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности. | Повышение эффективности учебного процесса. Снижение функционального напряжения и утомления детей. Создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. | Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях). |
Организация физкультурно-оздоровительной работы | Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния. | Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов. Повышение адаптивных возможностей организма. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Формирование культуры здоровья. | Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях) Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера. Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. |
Реализация дополнительных образовательных программ | Ценность здоровья и здорового образа жизни | Включение учащихся в здоровьесберегающую деятельность | Создание и реализация в школе дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни |
Просветительская работа с родителями (законными представителями). | Здоровье детей – главная ценность семейного воспитания | Включение родителей (законных представителей) в здоровьесозидающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы. | Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей |
Организация здорового питания | Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их питания | Организация здорового и рационального питания | Качественное и разнообразное питание |
Семинары и консультации для учителей по вопросам создания здоровьесберегающей образовательной среды. | Ценность здоровья и здорового образа жизни | Организация и проведение семинаров и консультаций для учителей по вопросам создания здоровьесберегающей образовательной среды образовательного учреждения. | Формирование здоровьесберегающей компетентности у педагогов образовательного учреждения. |
5. Условия (организационные механизмы) реализации программы
1) Организационно-функциональная модель реализации программы. Общее руководство реализацией программы «Образование и здоровье» осуществляется администрацией МБОУ Ширыштыкская СОШ, которая организует: организационно-методическое сопровождение основных направлений реализации программы, общественную экспертизу методических материалов, анализ содержания деятельности основных направлений реализации программы. Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет: Педагогический Совет и Управляющий Совет МБОУ Ширыштыкская СОШ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ. Результаты контроля анализируются ежегодно в через публичные доклады образовательного учреждения.
2) Финансово-экономическое обоснование реализации программы «Образование и здоровье». Источником финансирования деятельности программы «Образование и здоровье» являются не только бюджетные, но и дополнительно привлеченные ресурсы (дополнительные платные услуги, спонсорская благотворительная помощь).
6. План мероприятий программы МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
1. | Разработка (обновление) локальной нормативно-правовой базы для организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся | Август 2013 год | Администрация школы Преподаватель-организатор ОБЖ |
2. | Создание информационного и материально-технического обеспечения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. | Постоянно | Администрация школы, педагоги Преподаватель-организатор ОБЖ |
3. | Проведение системы тренингов, направленных на профилактику эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов. | Постоянно | Администрация школы, педагоги, привлеченные специалисты |
4. | Проведение воспитательных и спортивных мероприятий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни. | Постоянно | Администрация, классные руководители, Преподаватель-организатор ОБЖ |
5. | Применение на уроках здоровьесберегающий технологий. | Постоянно | Педагоги |
6. | Систематическая диагностика состояния здоровья учащихся | Начало учебного года, конец учебного года | Классные руководители, администрация, Медицинский работник, Преподаватель-организатор ОБЖ |
7. | Контроль за выполнением норм СанПиН и охраны труда | Постоянно | Администрация |
8. | Анализ состояния здоровья учащихся | Постоянно | Мед работник |
9. | Корректировка учебной программы по физической культуре в соответствии с результатами анализа здоровья учащихся. | Август 2013г. | Администрация, учитель физической культуры |
10. | Проведение динамических пауз, гимнастик до занятий. | В течение учебного года | Учителя начальных классов |
11. | Проведение «часа здоровья» на третьем уроке в начальной школе | В течение учебного гола | Учителя начальных классов |
12. | Организация внеклассной работы по физической культуре после уроков | В течение учебного года | Учитель физической культуры, классные руководители |
13. | Проведение традиционных общешкольных спортивных соревнований и спортивно-оздоровительных мероприятий в образовательном учреждении | В течение учебного года | Учитель физической культуры, Преподаватель-организатор ОБЖ |
14. | Организация и проведение выездов за город, туристических слетов и походов Дней здоровья с привлечением родителей учащихся. | В течение учебного года | Учитель физической культуры, Преподаватель-организатор ОБЖ Классные руководители |
15. | Содействие в проведении медико-профилактических мероприятий медицинскими работниками закрепленных за школой поликлиник | В течение учебного года | Администрация школы Преподаватель-организатор ОБЖ |
16. | Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической работы в школе по оздоровлению детей | В течение учебного года | Администрация школы Преподаватель-организатор ОБЖ Классные руководители |
17. | Организация и проведение лекций и родительских собраний по проблемам возрастных особенностей обучающихся | В течение учебного года | Администрация школы Преподаватель-организатор ОБЖ Классные руководители |
18. | Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, часы здоровья) | В течение учебного года | Учитель физической культуры Классные руководители |
19. | Профилактика травматизма | В течение учебного года | Педагоги Классные руководители Преподаватель-организатор ОБЖ |
20. | Психологическая помощь обучающимся попавшим в трудную жизненную ситуацию. | В течение учебного года | Администрация школы Классные руководители |
21. | Проведение итоговой и промежуточной аттестации в щадящем режиме с учетом здоровья учащихся. | В начале и конце учебного года | Администрация школы |
22. | Создание зон отдыха и психологической разгрузки для обучающихся и учителей. | 2013 год | Администрация школы, классные руководители |
23. | Обеспечение внутренней и антитеррористической безопасности и охрана труда. | Постоянно | Администрация школы, преподаватель-организатор ОБЖ |
24. | Осуществление выборочного косметического ремонта учебных и служебных помещений | Август (ежегодно) | Администрация школы |
25. | Обновление ученической мебели в кабинетах и классах. | По степени необходимости | Администрация школы |
27. | Преодоление адаптационного периода детей при поступлении в первый класс в щадящем режиме. | Сентябрь (ежегодно) | Классные руководители |
28. | Организация специальных занятий с дошкольниками по подготовке к школе. | Август | Воспитатели, классные руководители |
29. | Лекции для родителей будущих первоклассников «Как подготовить ребенка к школе» | В течение учебного года | Администрация школы, классные руководители |
30. | Обеспечение качественным горячим питанием учащихся 1 – 11х классов | В течение учебного года | Администрация школы |
1) Этапы и сроки реализации программы (с описанием каждого этапа). Реализация программы предполагается в период:
I этап – Подготовительный этап реализация программы «Образование и здоровье» – Определение стратегических целей и задач на конкретный период, предварительная диагностика, выбор приоритетов в соответствии возможностями ОУ, определение конкретных задач, связанных с решением приоритетных проблем, создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровьесберегающих условий обучения школьников.
II этап – Разработка программы, определение конкретных целей и задач по каждому направлению, определение организационных возможностей условий и ресурсов.
III этап – Реализация программы;
IV этап – Оценка результативности и эффективности программы;
2) Ожидаемые результаты реализации программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения)
- Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды, инфраструктуры в образовательном учреждении, которые позволят обеспечить: повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;
- Формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;
- Снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;
- Повышение готовности педагогов к здоровьесберегающей деятельности;
- Усовершенствованная организация здорового и рационального питания в образовательном учреждении;
- Повышение уровней грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни;
- Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.
- Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.
- Расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;
- Рост спортивных достижений обучающихся;
- Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников образовательного учреждения в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся (воспитанников).
3) Методика оценки эффективности реализации программы.
Основные результаты реализации программы «Образование и здоровье» оцениваются в рамках мониторинговых процедур по комплексной методике М.М. Безруких (2007): оценки здоровьесберегающего потенциала школы, оценки здровьесберегающей деятельности образовательного учреждения, оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения; результативности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.
Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования....
Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования.
Программа формирования экологически здорового и безопасного образа жизни на ступени основного общего образования....
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....
Модель реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе дополнительного образования.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретен...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
Концепция формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.
В статье представлены цели, задачи, направления и основные функции участников здоровьеориентированной деятельности образовательного учреждения дополнительного образования....
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ «СОКШ №4»
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ «СОКШ №4»...