Актуальные проблемы формирования здорового и безопасного образа жизни школьников
статья по физкультуре
«Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью». С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Здоровье — неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией Здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirov_zdorovogo_obraza_zhizni.docx | 31.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы формирования здорового
и безопасного образа жизни школьников
«Здоровье – самый главный показатель жизнедеятельности каждого человека, и только с хорошим здоровьем можно жить полноценной жизнью». С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня.
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Здоровье — неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья, данное Всемирной организацией Здравоохранения: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Закон РФ «Об образовании» обязывает школу создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья учащихся. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Формирование ценностного отношения педагогов к своему здоровью и здоровью учащихся как необходимому условию физического, психического и социального благополучия человека определено требованиями Государственного стандарта. «Культура здоровья» - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность организма в процессе образования.
К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:
- организация и проведение урока с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий;
- социальное здоровье учащихся;
- здоровье учителя;
- благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.
Воспитание культуры здоровья – это сложный процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.
Расширение объёма знаний по вопросам сохранения и укрепления здоровья способствует повышению уровня культуры здоровья педагогов, осведомлённость о здоровом образе жизни, формирует позитивное отношение учителя к собственному здоровью и готовность к формированию культуры здоровья учащихся.
Вместе с тем, до настоящего времени недостаточно изучены вопросы профессиональной готовности педагогов к защите ребёнка в сфере здоровья, слабо разработаны вопросы управления, моделирования обучения и воспитания отсутствуют результаты исследований региональных демографических и климатических условий.
Культура здоровья педагога - компонент общей и профессиональной культуры учителя, отражающий научно-обоснованный и подтвержденный традициями народа опыт здорового образа жизни, который педагог, как его носитель, передаёт молодому поколению в своей профессиональной деятельности.
В структуре культуры здоровья педагога выделяются основные его компоненты:
1. устойчивая мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ);
2. профессиональная компетентность в области ЗОЖ;
3. владение здоровьесберегающими технологиями педагогической деятельности и способами здоровьесберегающего профессионального поведения («поведенческая грамотность»).
Изучая здоровый образ жизни детей в школе, нужно обратить внимание на факторы, влияющие на здоровье:
- состояние физического развития;
- уровень физической подготовки и воспитания;
- уровень развития физической культуры;
- уровень учебной и других нагрузок на организм;
- состояние внешней социальной среды;
- состояние микроклимата в школе и дома.
Важнейшей задачей школы является формирование у учащихся необходимых знаний, умений и мотивов, связанных с сохранением и развитием индивидуального здоровья. Индивидуальное здоровье учащихся обеспечивается двигательной активностью, плодотворным трудом, рациональным режимом труда и отдыха, искоренением вредных привычек, личной гигиеной, закаливанием, рациональным питанием, физическими упражнениями.
Актуальность проблемы формирования культуры здоровья педагогов в современной школе обусловлена её социально-педагогической значимостью, особенно в условиях модернизации образования, связанной с активизацией инновационных процессов, требующих дополнительных затрат здоровья и творческих сил педагогов. Позитивное решение данной проблемы неразрывно связано с организацией экспериментальной работы в школе и повышением квалификации учителей в области культуры здоровья.
Значительную роль в этом играют:
1. классные часы по культуре здоровья для учащихся,
2. Междисциплинарная интеграция знаний о здоровье и здоровом образе жизни в обучении учителей;
3. Саморазвитие и самосовершенствование педагогов и школьников в области культуры здоровья;
4. Устойчивая мотивация и престижность здоровьесозидающего поведения.
Необходимость усиления работы педагогического коллектива по укреплению здоровья детей очевидна. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, - об этом необходимо думать уже сегодня. Формированию здорового и безопасного образа жизни школьников может способствовать формирование культуры здоровья.
Условия формирования культуры здоровья педагогов определяются принципами системности и сообразности здоровьесозидающей, социокультурной среды школы, и включающие:
- объективные условия (непрерывное образование педагогов в области культуры здоровья, медико-оздоровительные условия охраны здоровья, педагогическая деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся);
- субъективные условия (личностная самоорганизация педагогов в области здорового образа жизни, межсубъектное взаимодействие на основе принципов здорового образа жизни, мотивации ЗОЖ).
Современная трактовка категории «качество образования» предполагает включение в модель выпускника и культуры здоровья, как готовности к ведению ЗОЖ, к сохранению и укреплению своего здоровья, а также здоровья окружающих.
В целях выявления причинно-следственных связей относительно нарушения здоровья школьников необходимо проанализировать как индивидуальную, так и общественную характеристику понятия «здоровье» и его связь с процессом формирования безопасного и здорового образа жизни.
В отношении индивида оно отражает качество адаптации организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов и классифицируется как физическое, психическое, социальное, духовное и нравственное здоровье.
Физическое здоровье – это:
– совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
– состояние и развитие органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье – это:
– высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
– состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье – это комплекс мотивационной и потребностно информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье – это система ценностей и убеждений.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Образование в области безопасного и здорового образа жизни выступает главенствующим фундаментом защиты объектов безопасности от воздействия комплекса негативных факторов окружающей его природной, техногенной и социальной среды.
Взаимосвязь показателей безопасного и здорового образа жизни школьника обусловлена наличием у него психологических, физиологических и социальных качеств, которые способствуют выполнению образовательных, общественных и социальных функций в оптимальных для безопасности и здоровья условиях, указывают на направленность личности к формированию устойчивости к стрессорным воздействиям, сохранению и укреплению, как индивидуального, так и общественного здоровья за счет поддержания рационального режима дня, питания, двигательной активности, закаливания, отказа от вредных привычек, социально-психологического благополучия и др.
Новая модель образования должна смещать фокус внимания с формирования знаний, умений, навыков и компетенций учащейся молодежи на целостное развитие личности. В этих условиях возрастает социальная и педагогическая значимость формирования ценностного отношения к безопасному и здоровому образу жизни обучающейся молодежи в процессе образовательной деятельности, определяющего в дальнейшем полноту реализации их жизненных целей и смыслов.
И. С. Якиманская отмечает, что для построения процесса обучения с максимальным использованием механизмов функционирования личности учащихся при решении вопросов реализации ФГОС необходимо:
– наличие различных вариантов программ, учебников, дидактических материалов, позволяющих на базовом содержании знаний варьировать и индивидуализировать процесс обучения;
– создание условий для самостоятельного выбора учащимися способов работы, типа заданий, вида и форм учебного материала;
– использование разнообразных интерактивных форм занятий;
– повышение компетентности педагогов через систему подготовки и переподготовки, личностные качества педагога;
– создание ситуации успеха для поощрения индивидуальных сдвигов в развитии обучающегося.
Уникальность образования в области формирования безопасного и здорового образа жизни состоит в том, что оно должно по-новому ставить свои цели, сущностью которых является развитие качеств личности школьников в рамках прогностической, практико-ориентированной и компетентностной направленности.
Прогностическая направленность образования в области безопасного образа жизни связана с необходимостью распознавать, оценивать и прогнозировать опасности и угрозы, действующие на школьников, их безопасность и здоровье, в условиях непрерывного взаимодействия с комплексом социально экологических факторов.
Практико-ориентированная направленность образования в области безопасного и здорового образа жизни определяется внедрением профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию значимых для профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей в будущей профессиональной области.
Компетентностно-деятельностная направленность образования в области безопасного и здорового образа жизни способствует подготовке будущего специалиста, обладающего высоким уровнем компетентности, умеющего творчески находить, усваивать и пользоваться ноксологической информацией при анализе различных проблемных ситуаций в системе «человек – природа – общество – техносфера».
Развитие сознательного отношения к природной, техногенной, социальной среде, формирование культуры безопасного и здорового образа жизни и определенных качеств личности школьника, как её элементов, мы считаем необходимой основой для проявления воспитательной и развивающей функции учителя. Учитель-предметник должен четко представлять себе место и роль образования в области безопасности жизнедеятельности (БЖД) как в мировом культурном движении, так и в становлении личности ученика.
Одним из основных свойств педагогического процесса в современной общеобразовательной школе является единство обучения и воспитания, позволяющее рассматривать осуществление образования в области безопасного и здорового образа жизни в качестве целостного процесса.
Исходя из общеизвестных педагогических и психолого-физиологических
представлений, одним из наиболее перспективных направлений формирования безопасной жизнедеятельности, сохранения и укрепления здоровья направление, ориентированное на развитие в целостном педагогическом процессе адаптированного поведения и психофизическую подготовку личности с учетом возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей организма учащихся, создание условий для психосоциальной и физиологической адаптации школьников, т.е. их способности к саморазвитию и самосовершенствованию, сохранению их здоровья.
Одним из условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую
потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддерживает работоспособность на высоком уровне в течение всего учебного дня.
К средствам двигательной направленности относятся: физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика; гимнастика для глаз; динамические паузы.
Физкультурные минутки – кратковременные перерывы на занятиях (1-3 минуты) для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой учащихся. Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.
Ученые считают, что продолжительность активного внимания составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37 %, а качество ее – на 50 %. При этом около 50 % учащихся начинают отвлекаться от работы. Физкультминутки должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади. В состав физкультминуток можно включать комплексы, состоящие из 4-6 упражнений, 2-3 из них должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 – для плечевого пояса, рук и туловища, упражнения для ног. Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около нее, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, в тройках, в группах, взявшись за руки, в колоннах, в шеренгах и т. д. Динамические паузы (адаптационный период в первом классе) – организационная форма активного отдыха на открытом воздухе. Их обычно проводят после второго урока. Длительность динамической паузы – 35 минут. Это подвижные игры, спортивные игры и упражнения, самостоятельная игровая деятельность. Длительность – 22-25 минут. Построение, спокойная ходьба, упражнения на внимание, подведение итогов. Длительность – 5-10 минут.
Дыхательная гимнастика. Чаще всего дети не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и
циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.
Гимнастика для глаз. По данным ученых 70-80 % всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения. Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее. Одна из наиболее частых причин понижения зрения у детей – близорукость. По мере перехода из класса в класс число «близоруких» растет, а степень близорукости увеличивается. Для профилактики близорукости используются специальные упражнения для глаз.
В работе по сохранению и укреплению здоровья школьников важное место занимает систематическая внеклассная работа с учащимися. Главной формой внеклассной работы является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы в классе,
которая способствует формированию у учащихся системы отношений к окружающему миру. Классные часы по основам здорового образа жизни помогают выполнять следующие задачи:
- формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему;
- формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому самосовершенствованию.
Классные часы проводятся по следующим направлениям:
- здоровье и здоровый образ жизни;
- режим дня, учебы и отдыха;
- основы правильного питания;
- личная гигиена;
- значение физкультуры и закаливания;
- вредные привычки;
- чувства и эмоции человека;
- нравственное и половое воспитание;
- безопасность в доме, на улице, на дорогах;
-детский травматизм;
-профилактика заболеваний.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...
Формирование здорового и безопасного образа жизни на уроках физической культуры
Статья об основах формирования здорового и безопасного образа жизни школьников на уроках физической культуры (на примере лицея "Ритм")...
Формирование здорового и безопасного образа жизни на уроках физической культуры
Презентация к докладу "Формирование здорового и безопасного образа жизни на уроках физической культуры"...
ПРОГРАММА формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся
Структура программы 1. Обоснование необходимости реализации программы2. Ресурсы3. Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья уч...
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Цель курса «Ступени здоровья» - формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания....
Формирование здорового и безопасного образа жизни (мастер-класс)
Наше будущее – это наши дети. Цель современной школы – подготовка детей к жизни…. К жизни в мире, полном огромного объема информации.Достижение этой цели может осуществляться с помо...
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ «СОКШ №4»
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников МБОУ «СОКШ №4»...