Доклад на семинаре заместителей по ВР Духовно-нравственное воспитание
методическая разработка

Дохова Марина Жантемировна

Доклад на  семинаре  заместителей по ВР Духовно-нравственное воспитание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые гости, коллеги!

        Мы рады приветствовать Вас в нашем общеобразовательном учреждении!

Слаид 1

Тема моего доклада звучит следующим образом «Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России».

Слаид 2

Почему я обратилась к данной теме?

С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Ян Амос Коменский в своем трактате «Наставление нравов» приводил мысль древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научится последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Слаид 3

         В.А. Сухомлинский говорил : «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в   очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

            Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.

Слаид

        Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

        Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

        Цель духовно-нравственного развития и воспитания является воспитание, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

         На мой взгляд, духовность – это красота внутреннего мира человека. Сегодня актуальной проблемой является  проблема   “выстраивания” внутреннего мира человека.  Основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, значит развивая в человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека отогрелся и ожил росток духовности.

        

        Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями:  

патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества.

        Базовые национальные ценности лежат в основе   духовно-нравственного развития и воспитания учащихся нашей  школы, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.  

Изменения в системе российского образования позволяют по-новому подойти к решению проблемы. Принятие новых стандартов начального  и среднего общего образования (ФГОС) и федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ- федеральные государственные требования) является важным моментом для продвижения в решении данной проблемы.  

          На внеурочную деятельность в 1,2,5 классах по учебному плану выделяется 10 часов в неделю по следующим направлениям:

- духовно – нравственное;

- спортивно – оздоровительное;

- проектная деятельность;

- эколого – биологическое;

- художественное искусство.        

            Умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать - это и есть духовность. Она проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты. Одним из сильнейших источников духовности является совесть. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

По вопросам пропаганды культуры и традиции народов России и обучения навыкам бесконфликтного общения, а также разъяснению учащимся социальной опасности для российского общества преступлений на почве межнациональной и региональной ненависти в ОУ проводится цикл мероприятий, посвященных знаменательным датам:

- День государственности КБР;

- добровольное присоединение КБР к Российскому государству;

- Международный день толерантности;

- Внеклассное мероприятие в 1-4 классах «Сказки народов мира»;

- Конкурс рисунков, эссе «Юный миротворец»;

- Танцы народов Кавказа;

- праздник «Маф1ащхьэтыхь»;

-«День черкесского костюма».

          Чтобы творить добро, не требуется ни особого времени, ни особых случаев. Человек должен быть готов делать людям приятное постоянно.

            1 октября в России объявлен Днем пожилых людей. В этот день люди должны еще раз подумать о пожилых людях, о своих стариках. К этому дню в школе проводится уже ставшая традиционной акция «Милосердие». Каждый класс имеет своего подопечного, который в старости остался один  или стал прикован к постели из – за болезни. В микрорайоне школы проживают 5 одиноких стариков, над которыми учащиеся нашей школы взяли шефство.  

   Слаид

           Тимуровские команды 7-11 классов в четверть один раз проводят генеральную убору помещения, двора, работу на приусадебном участке у одиноких стариков.

        Совет детской организации «Эльбрус» распространяет в микрорайоне школы листовки  с призывом объединиться с целью поддержки пожилых, одиноких людей. Учащиеся 1-11 классов и их родители на добровольной основе оказывают ежегодно материальную помощь в виде поздравлений одиноким старикам, проживающим в микрорайоне школы. В школе также провели акцию «Теплые носки - детям интерната».

         Идея патриотизма имеет отражение в ряде мероприятий, включенных в «Традиционный календарь школьных мероприятий». Это проведение  общешкольных мероприятий ,  митинг накануне Дня Победы у обелиска, Уроки мужества, встречи с участниками локальных войн, ветеранами ВОВ,      просмотр  презентаций на данную тему.

Слаид

9 мая – один из самых светлых и дорогих праздников. Ежегодно к этой дате приурочены такие мероприятия как:

-смотр песни и строя;

- конкурс песни военных лет;

- для ветеранов и жителей с.Нартан в центре села   праздничное выступление ко Дню Победы в ВОВ.

Слаид

        Становление гражданственности и патриотизма во многом  определяется участием учащихся школы в работе патриотического клуба «Поиск». Силами учащихся и педагогов в школе создан музей Боевой славы, который занял 1 место среди школьных музеев района. В этом учебном году клуб «Поиск» стал победителем районного этапа конкурса патриотических клубов. В республиканском этапе команда стала призером.

        Формированию чувства сопричастности к историческим событиям способствовали  тематические классные часы, посвященные историческим датам: День памяти  жертв Кавказской войны, День возрождения балкарского народа , митинг, посвященный памяти Кудаева В.Н., 200-летие Отечественной войны 1812 г., 70-летие освобождение Нальчика от немецко-фашистских захватчиков.

Слаид 1

        В школе    8 объединений дополнительного образования различного направления, главная задача которых – занятость детей полезной  деятельностью, раскрытие их творческих способностей, духовно-нравственное воспитание личности. 

Слаид

 «Росток». Многообразие растительного и животного мира предоставленного в живом  уголке эколого – биологический кружка  «Росток»   удивляет всех гостей нашей школы.

Одной из форм работы по духовно – нравственному воспитанию  является приобщение детей к миру прекрасного: посещение музеев, театров, проведение экскурсий         Огромная роль в нравственном воспитании принадлежит  изучению краеведения. Это самая доступная сфера творческой деятельности ученика и учителя. Край, в котором мы живем, рассматривается от нашего села до всей страны. Учащиеся собирают материал по истории школы, села. Историческое краеведение неразрывно связано с воспитанием духовности. 2 года подряд наши учащиеся становятся победителями конкурсов «Моя родословная», «Созидание и творчество», «Черкесский мир».

Слаид

Слаид

Наша школа участвовала в республиканском проекте «Куначество».

         Много времени мы отводим работе с родителями.  Просвещение семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождение традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе  национально-духовных и культурно-исторических традиций – важнейшая наша задача. Родители - участники всех событий и мероприятий, проводимых в школе. Раз в четверть проводятся дни открытых дверей для родителей. В рамках работы с родителями организуются родительские собрания и беседы с участием священнослужителей, врачей,  индивидуальные консультации.

        В этом учебном году было проведено родительское собрание учащихся 9-11 классов « Духовно-нравственное воспитание учащихся » с участием  представителей силовых структур, духовного управления, ПДН, администрации села и района.

             Проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно – педагогической работе мечети, церкви,  семьи, политической и образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема решаема.

Слаид

         Главная задача- это общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимыми и вежливыми.  Человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения... И роль педагога в становлении духовно-нравственных ценностей у ребёнка, имеет основное значение. И наша школа обладает достаточными для  решения этих задач ресурсами и потенциалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я и моя семья" доклад на семинаре по духовно-нравственному воспитанию школьников

Выступление на межрегиональном семинаре по духовно нравственному воспитанию. Программа «Колокольчики добра», напрвление "Я и моя семья"....

Доклад "Дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи."

Доклад "дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи." на XXV Международных Рождественских чтениях. Региональный этап....

Презентация к докладу "Дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи."

Презентация к докладу "Дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи."  на XXV Международных Рождественских чтениях. Региональный этап....

ДОКЛАД «Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся с ОВЗ»

Одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ...

Доклад "Этнокультурный подход в духовно-нравственном воспитании обучающихся"

Одним из приоритетных направлений в духовно-нравственном воспитании учащихся является этнокультурное направление. Воспитание бережного отношения к родному языку, традициям и обычаям своего  народ...

Доклад на тему: «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников».

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государ...