Доклад на семинаре заместителей по ВР Духовно-нравственное воспитание
методическая разработка
Доклад на семинаре заместителей по ВР Духовно-нравственное воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на семинаре заместителей по ВР Духовно-нравственное воспитание | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые гости, коллеги!
Мы рады приветствовать Вас в нашем общеобразовательном учреждении!
Слаид 1
Тема моего доклада звучит следующим образом «Духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России».
Слаид 2
Почему я обратилась к данной теме?
С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Ян Амос Коменский в своем трактате «Наставление нравов» приводил мысль древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научится последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
Слаид 3
В.А. Сухомлинский говорил : «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает.
Слаид
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания является воспитание, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
На мой взгляд, духовность – это красота внутреннего мира человека. Сегодня актуальной проблемой является проблема “выстраивания” внутреннего мира человека. Основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, значит развивая в человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека отогрелся и ожил росток духовности.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями:
патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества.
Базовые национальные ценности лежат в основе духовно-нравственного развития и воспитания учащихся нашей школы, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Изменения в системе российского образования позволяют по-новому подойти к решению проблемы. Принятие новых стандартов начального и среднего общего образования (ФГОС) и федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ- федеральные государственные требования) является важным моментом для продвижения в решении данной проблемы.
На внеурочную деятельность в 1,2,5 классах по учебному плану выделяется 10 часов в неделю по следующим направлениям:
- духовно – нравственное;
- спортивно – оздоровительное;
- проектная деятельность;
- эколого – биологическое;
- художественное искусство.
Умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать - это и есть духовность. Она проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты. Одним из сильнейших источников духовности является совесть. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
По вопросам пропаганды культуры и традиции народов России и обучения навыкам бесконфликтного общения, а также разъяснению учащимся социальной опасности для российского общества преступлений на почве межнациональной и региональной ненависти в ОУ проводится цикл мероприятий, посвященных знаменательным датам:
- День государственности КБР;
- добровольное присоединение КБР к Российскому государству;
- Международный день толерантности;
- Внеклассное мероприятие в 1-4 классах «Сказки народов мира»;
- Конкурс рисунков, эссе «Юный миротворец»;
- Танцы народов Кавказа;
- праздник «Маф1ащхьэтыхь»;
-«День черкесского костюма».
Чтобы творить добро, не требуется ни особого времени, ни особых случаев. Человек должен быть готов делать людям приятное постоянно.
1 октября в России объявлен Днем пожилых людей. В этот день люди должны еще раз подумать о пожилых людях, о своих стариках. К этому дню в школе проводится уже ставшая традиционной акция «Милосердие». Каждый класс имеет своего подопечного, который в старости остался один или стал прикован к постели из – за болезни. В микрорайоне школы проживают 5 одиноких стариков, над которыми учащиеся нашей школы взяли шефство.
Слаид
Тимуровские команды 7-11 классов в четверть один раз проводят генеральную убору помещения, двора, работу на приусадебном участке у одиноких стариков.
Совет детской организации «Эльбрус» распространяет в микрорайоне школы листовки с призывом объединиться с целью поддержки пожилых, одиноких людей. Учащиеся 1-11 классов и их родители на добровольной основе оказывают ежегодно материальную помощь в виде поздравлений одиноким старикам, проживающим в микрорайоне школы. В школе также провели акцию «Теплые носки - детям интерната».
Идея патриотизма имеет отражение в ряде мероприятий, включенных в «Традиционный календарь школьных мероприятий». Это проведение общешкольных мероприятий , митинг накануне Дня Победы у обелиска, Уроки мужества, встречи с участниками локальных войн, ветеранами ВОВ, просмотр презентаций на данную тему.
Слаид
9 мая – один из самых светлых и дорогих праздников. Ежегодно к этой дате приурочены такие мероприятия как:
-смотр песни и строя;
- конкурс песни военных лет;
- для ветеранов и жителей с.Нартан в центре села праздничное выступление ко Дню Победы в ВОВ.
Слаид
Становление гражданственности и патриотизма во многом определяется участием учащихся школы в работе патриотического клуба «Поиск». Силами учащихся и педагогов в школе создан музей Боевой славы, который занял 1 место среди школьных музеев района. В этом учебном году клуб «Поиск» стал победителем районного этапа конкурса патриотических клубов. В республиканском этапе команда стала призером.
Формированию чувства сопричастности к историческим событиям способствовали тематические классные часы, посвященные историческим датам: День памяти жертв Кавказской войны, День возрождения балкарского народа , митинг, посвященный памяти Кудаева В.Н., 200-летие Отечественной войны 1812 г., 70-летие освобождение Нальчика от немецко-фашистских захватчиков.
Слаид 1
В школе 8 объединений дополнительного образования различного направления, главная задача которых – занятость детей полезной деятельностью, раскрытие их творческих способностей, духовно-нравственное воспитание личности.
Слаид
«Росток». Многообразие растительного и животного мира предоставленного в живом уголке эколого – биологический кружка «Росток» удивляет всех гостей нашей школы.
Одной из форм работы по духовно – нравственному воспитанию является приобщение детей к миру прекрасного: посещение музеев, театров, проведение экскурсий Огромная роль в нравственном воспитании принадлежит изучению краеведения. Это самая доступная сфера творческой деятельности ученика и учителя. Край, в котором мы живем, рассматривается от нашего села до всей страны. Учащиеся собирают материал по истории школы, села. Историческое краеведение неразрывно связано с воспитанием духовности. 2 года подряд наши учащиеся становятся победителями конкурсов «Моя родословная», «Созидание и творчество», «Черкесский мир».
Слаид
Слаид
Наша школа участвовала в республиканском проекте «Куначество».
Много времени мы отводим работе с родителями. Просвещение семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождение традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе национально-духовных и культурно-исторических традиций – важнейшая наша задача. Родители - участники всех событий и мероприятий, проводимых в школе. Раз в четверть проводятся дни открытых дверей для родителей. В рамках работы с родителями организуются родительские собрания и беседы с участием священнослужителей, врачей, индивидуальные консультации.
В этом учебном году было проведено родительское собрание учащихся 9-11 классов « Духовно-нравственное воспитание учащихся » с участием представителей силовых структур, духовного управления, ПДН, администрации села и района.
Проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно – педагогической работе мечети, церкви, семьи, политической и образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема решаема.
Слаид
Главная задача- это общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимыми и вежливыми. Человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения... И роль педагога в становлении духовно-нравственных ценностей у ребёнка, имеет основное значение. И наша школа обладает достаточными для решения этих задач ресурсами и потенциалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я и моя семья" доклад на семинаре по духовно-нравственному воспитанию школьников
Выступление на межрегиональном семинаре по духовно нравственному воспитанию. Программа «Колокольчики добра», напрвление "Я и моя семья"....
Доклад "Дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи."
Доклад "дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи." на XXV Международных Рождественских чтениях. Региональный этап....
Презентация к докладу "Дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи."
Презентация к докладу "Дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи." на XXV Международных Рождественских чтениях. Региональный этап....
ДОКЛАД «Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании учащихся с ОВЗ»
Одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Сегодня сложно выбрать идеал, на который можно ориентироваться, тяжело распознать, где истинное добро, а где зло. Настоящие духовные ...
Доклад "Этнокультурный подход в духовно-нравственном воспитании обучающихся"
Одним из приоритетных направлений в духовно-нравственном воспитании учащихся является этнокультурное направление. Воспитание бережного отношения к родному языку, традициям и обычаям своего народ...
Доклад на тему: "Связи духовно - нравственного воспитания в школе с национальными ценностями"
доклад...
Доклад на тему: «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников».
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государ...