Доклад на тему: "Связи духовно - нравственного воспитания в школе с национальными ценностями"
статья
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Доклад на тему:
«Связи духовно – нравственного воспитания в школе с национальными ценностями»
Выполнила: Эрдыниева Людмила Дмитриевна
учитель истории и обществознания, ОРКСЭ
МОУ Нижне – Иволгинская СОШ
контактный телефон: 89247556421
e- mail: mila.erdynieva@mail.ru
2017 год
Национальная общеобразовательная школа любого народа отражает демографическое, нравственное, духовное состояние народа и дает возможность изменять это состояние к лучшему в новых поколениях. Чтобы национальная школа возрождалась, народ сам должен ценить и поддерживать свое национальное историческое самосознание, духовность, традиционную мораль, культуру, образ жизни. А говоря попросту - ценить и любить свою родину, свой язык, свою историю, веру и культуру.
В нашей Нижне – Иволгинской средней общеобразовательной школе реализуется программа развития « Школа - социокультурный центр поселения».
Цель: создание оптимальных условий для формирования успешной личности.
Задачи: 1. Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей повышению качества образования, формированию активной жизненной позиции учащегося.
2. Воспитание гражданина-патриота, носителя национальных и общечеловеческих ценностей.
3. Расширение социального партнерства как фактора развития школы (дацан, культурно – досуговый центр «Арюун Бэлиг», муниципальное образование сельского поселения «Нижнеиволгинское»)
У нас в школе бурятский язык и литература преподается как родной.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное - «Шатар Наадан», Бухэ Барилдаан, общекультурное - Шагай наадан, танцевальный кружок «Хатарая», духовно – нравственное направление - «Уран гартан», фольклорный кружок «Ургыхан».
В 1-4 классах программа предусматривает краеведческую деятельность по изучению культурно-исторического наследия Иволгинского района, Республики Бурятия с использованием музейной педагогики.
В старшем звене преподаются предметы «История Бурятии» и «География Бурятии»
С 2012 года во всех школах России ввели курс Основы религиозных культур и светской этики на который отводится один час в неделю.
Цель данного курса – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважение к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
Содержание учебного курса ОРКСЭ организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами).
Основные культурологические понятия учебного курса –«культурная традиция», «мировоззрение», «духовность» и «нравственность» –являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса.
По заявлениям родителей учащихся 4 – х классов выбрали модули: «Основы буддийской культуры», Основы светской этики и основы мировых религиозных культур.
Изучение модуля «Основы буддийской культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривает освоение учащимися следующих основных тем: «Введение в буддийскую духовную традицию», «Будда и его учение», «Буддийские святые», «Семья в буддийской культуре и её ценности», «Буддизм в России», «Человек в буддийской картине мира», «Буддийские символы и ритуалы», «Буддийские священные сооружения», «Буддийский храм», «Буддийский календарь и праздники», «Искусство в буддийской культуре».
В нравственном воспитании учащихся начальных классов очень актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Уроки данного курса предполагают различные формы работы: беседы на этические темы, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, анализ положительных и отрицательных поступков героев.
В конце учебного года проводятся анкетирования родителей, анализ которых показывает, что абсолютное большинство родителей проявили желание, чтоб изучался данный предмет в среднем звене, который имеет огромное воспитательное значение. В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.
Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление личности ребёнка, противостоять этой современной среде, которая калечит души наших детей.
Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело».
Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди.
Таким образом, курс «ОРКСЭ»» уроки которого, основаны на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку, предполагает рост духовно – нравственного развития ребенка.
Ведь недаром говорил, и невольно вспоминаются слова Конфуция «Самое прекрасное на свете – вид ребенка уверенно идущего по жизненной дороге, после того, как Вы показали путь…»
Литература
1. Цыренова З. Е. Осуществление национальной политики в развитии школьного образования в 1945–1960 гг. (на материалах Бурятии). — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. пед. ин-та, 1992. — 106 с.
2. Хасаранов Б. Ч.-Ц. Особенности процесса становления и развития бурятской национальной школы (1917–1931 гг.): автореф. дис. … канд. пед. наук. — Улан-Удэ, 1997. — 22 с.
3. Цыренова З. Е. Проблемы национальной политики и образования. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та,
1996. — 41 с.
4. Кальмина Л. В. Бурятский язык: от забвения к обретению // Этнополитическая ситуация в России и со-предельных государствах в 2011 г. / под ред. В. А. Тишкова, В. В. Степанова. — М.: ИЭА РАН, 2012. —
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание учащихся через изучение национальных финских традиций во время подготовки и проведения конкурса «Святая Люсия»
О формах воспитательной работы в направлении духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе...
"Я и моя семья" доклад на семинаре по духовно-нравственному воспитанию школьников
Выступление на межрегиональном семинаре по духовно нравственному воспитанию. Программа «Колокольчики добра», напрвление "Я и моя семья"....
Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей
Презентация к педагогическому совету на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей"...
Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей
Презентация к педагогическому совету, методическому объединению классных руководителей на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных це...
Доклад "Дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи."
Доклад "дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи." на XXV Международных Рождественских чтениях. Региональный этап....
Презентация к докладу "Дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи."
Презентация к докладу "Дистанционные технологии в духовно-нравственном воспитании студенческой молодежи." на XXV Международных Рождественских чтениях. Региональный этап....
Доклад и презентация на заседание МО классных руководителей "Духовно-нравственное воспитание в школе"
Доклад и презентация на тему "Духовно-нравственное воспитаниее в школе" содержат принципы духовно-нравственного воспитания школьников. Материал презентации составлен из фотографий, сделанных...