Доклад "Этнокультурный подход в духовно-нравственном воспитании обучающихся"
статья на тему
Одним из приоритетных направлений в духовно-нравственном воспитании учащихся является этнокультурное направление. Воспитание бережного отношения к родному языку, традициям и обычаям своего народа, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края-вот задачи, которые стоят передо мной, как учителем родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_etnokulturnyy_podhod_v_duhovno-nravstvennom_vospitanii_obuchayushchihsya.docx | 18.74 КБ |
Предварительный просмотр:
О.П. Касимкина
Этнокультурный подход в духовно - нравственном воспитании обучающихся.
Современная школа, направленная на возрождение духовной культуры народа и интереса к своей истории, на формирование бережного отношения к национальным традициям, на укрепление исторической преемственности поколений, диктует необходимость организации образовательного процесса в этнокультурном направлении. Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача – воспитать компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в этнокультурном наследии различных народов. Следовательно, использование национальных традиций в процессе обучения тем или иным дисциплинам является залогом формирования нравственной личности, обладающей культурой межнационального общения.
В нашей школе также одним из приоритетных направлений в духовно-нравственном воспитании учащихся является этнокультурное направление. Воспитание бережного отношения к родному языку, традициям и обычаям своего народа, формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края-вот задачи, которые стоят перед учителями нашей школы.
Я, как учитель родного языка, считаю, что каждый урок должен быть открытием нового, неизвестного. Большую роль в активизации познавательной деятельности на уроках родного языка и литературы оказывают коммуникативные игры. Они отличаются тем, что в их основе лежит диалогическая речь. Использование игр, компьютера, применение различных средств наглядности превращают урок в живое интересное занятие. Применяю различные формы проведения уроков: интегрированные уроки, уроки-исследования, уроки-конкурсы, концерты.
С пятого класса учу детей работать с тестами, анализировать вопросы и комментировать ответы, искать соответствующий материал в учебнике.
Желаемый педагогический эффект достигается в большей мере в результате активности самих ребят.
Считаю важным, чтобы дети шли на урок с мыслью: «Сегодня будет ещё интереснее, чем вчера, завтра узнаю больше, чем сегодня». Ребят интересует краеведческий материал, который мы с ними собираем, исследуем, а потом на его основе готовим компьютерные презентации, которые используем на уроке.
В школьном музее провожу серии уроков-путешествий, посвящённых Республике Мордовия, нашему району, родному селу. На этих уроках дети узнают многое о своей родине, о знаменитых людях нашего села – наших земляках. Оформили вместе с учащимися альбом «Знаменитые люди нашего села». Этот альбом оказывает помощь ученикам при написании сочинений, подготовке сообщений.
Важной частью работы является работа с одарёнными детьми - индивидуальные занятия, подготовка к участию в школьных, районных олимпиадах. Мои ученики проявляют интерес к исследовательской деятельности. Мы занимаемся изучением традиций и обычаев своего села. Ежегодно на школьные научно-исследовательские конференции представляются работы краеведческого характера: «Традиционные игры и гуляния жителей села Поводимово», «Традиции трудового воспитания», «Образ женщины – мордовки в разных видах искусства», «Письма огненных лет». И надо сказать, что у нас хорошие результаты. Наши исследовательские работы были удостоены дипломов призера республиканского уровня.
В своей работе всячески поощряю чтение художественной литературы на родном языке. Большую помощь оказывают мне в этом журналы «Чилисема», «Сятко», «Ратор». Знакомлю детей с молодыми поэтами и писателями нашего края. С удовольствием читаем стихи и рассказы наших землячек Людмилы Рябовой и Ольги Сусоревой, Светланы Фадейкиной. Знакомимся с литературными новинками.
Традицией стало проведение предметных олимпиад в школе, улучшились результаты районных предметных олимпиад по родному языку и литературе, есть победители на Межрегиональной олимпиаде, наши ученики в прошлом году впервые принимали участие во Всероссийской олимпиаде «Эрий кель».
Акцентирование внимания на национальных праздниках помогает сформировать уважительное отношение к культуре нашего народа.
Учителями нашей школы проводится большая внеклассная и внешкольная работа по родному языку. Вошли в традицию школы такие мероприятия, как: «Посиделки», «Проводы Масленицы», Дни эрзянского языка, посвящённые родному языку мероприятия, вечера, посвящённые юбилею Мордовии, где учащиеся знакомятся с бытом и обычаями мордовского народа.
Большим праздником для всех учителей, учащихся и их родителей стало мероприятие «Посиделки», куда были приглашены местные мастерицы-кулинары, известные певуньи, знатоки прекрасных мордовских песен. Это родители, бабушки наших учеников пришли в национальных костюмах, приготовили национальные блюда: разукрашенный курник, пироги, блины, брагу, поделились рецептом приготовления этих блюд. Исполнили старинные мордовские песни, задорные частушки. Наше Поводимово славится сильными красивыми голосами.
Передо мной - учителем родного языка - стоит серьёзная и ответственная задача – воспитание любви к родному языку, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней жизни». Это слова К.Г. Паустовского, и я согласна с ним. И, наверное, чем больше людей будет владеть родным и другими языками, тем спокойнее будет на планете Земля. Родной язык нам открывает малую Родину, а русский – весь мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Статья "Проектная деятельность в основной школе по духовно - нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся"
В данной статье рассказывается о проектной деятельности, дается классификация проектов, приводятся примеры проектов....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Роль и значение физического воспитания в духовно-нравственном развитии личности обучающегося
В данной статье описывается роль физического воспитания в общем развитии детей. Рассказывается о культуре проведения тренировочных занятий, законах жизни в коллективе. Раскрываются принципы эффективно...