занятие для воспитанников 8-9 классов "Мое место в государстве"
план-конспект занятия (8, 9 класс)
Занятие посвящено правовой грамотности воспитанников. В ходе занятия воспитанники приобрели комплекс социальных знаний и умений для реализации основных функций Гражданина Работника Семьянина посредством развития способности делать правильный выбор в начале своего жизненного пути и поиска своего места в государстве
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие для 8-9 классов | 52.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл "Люльпанский центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Конспект
семинарского занятия
по теме:
«Мое место в государстве».
Составила: Е.В.Егошина
социальный педагог
Возраст детей: 8-9 класс
Дата проведения: 5 апреля 2019 г.
д. Люльпаны
2019 год
Изучив материал воспитанники смогут:
- разобраться в особенностях семейных отношений и семейных ролях, осуществляя, таким образом, подготовку к будущей семейной жизни;
- научится уважать законы, быть ответственным, совершенствовать правовую культуру и правосознание, применять полученные знания на практике;
- добросовестного относиться к любой работе, ее результатам, как к важнейшему общественному долгу, как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека; проявлять инициативу, активно, творчески подходить к ней;
- выработать умения делать выбор в пользу формирования, быть законопослушным гражданином, работником, семьянином.
- понять отрицательную сторону иждивенческого образа жизни, посредством разбора ситуаций.
Цель:
Приобретение воспитанниками комплекса социальных знаний и умений для реализации основных функций Гражданина - Работника - Семьянина, посредством развития способности делать верный выбор в начале жизненного пути и поиска своего места в государстве.
Задачи:
- формировать личность воспитанника, способного к выполнению основных социальных ролей;
- осуществлять поиск новых способов и приёмов работы по нейтрализации влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и его развитие по профилактике безнадзорности и правонарушений;
- формировать гражданскую ответственность и правовое самосознание, посредством подачи необходимых юридических знаний и умений;
- научить воспитанников уважать законы, совершенствовать правовую культуру, правосознание, правовое информирование, обучение и применять полученные знания на практике.
- показать отрицательное влияние иждивенческой позиции в жизни, на становление законопослушного гражданина и поиска своего места в государстве.
Основные понятия:
- правопослушный гражданин
- семьянин
- гражданин
- работник
- правовая культура
- иждивенчество
- депрессия
Оборудование: мультимедийное оборудование, игровое поле, музыкальное сопровождение, фишки, кубик, карточки.
Основные и частные дидактические методы, приемы, средства: беседа, игровые методы, упражнения, метод продуктивной обработки информации, разбор ситуаций, групповая работа, творчество.
Литература:
- Интернет - ресурсы.
открытый урок.рф, htts//nsportal.ru, //multiurok.ru, //www.livemaster.ru, dorobr.68edu.ru, edu.mari.ru, sch1231.mskodr.ru, 124mou.ru, print.sibvido.ru, www.myshared.ru., school8.almsurgut.ru, e.lib.vlsu.ru, print.sibvido.ru, rembuevodd.ru.
- Иванов Ф.Ф., учитель истории и обществознания МБОУ «Улахан-Кюельская ООШ» Республика Саха (Якутия). Статья «Использование «Правовых» игр на обобщающих уроках обществознания» с. 379-381. Инновационный подход к обучению и воспитанию: Материалы III Международного фестиваля методических идей. 24 декабря 2012 /гл. ред. М.П. Нечаев.- Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2012. -802 с.
- Курамшина А.Х., руководитель, Творческая мастерская «Реальная психология», г. Уфа. Ложкин Р.В., педагог-психолог, ЦППРиК «Саторис», г. Уфа. Статья «Психологическая игра для подростков и юношей «Наркотики: опасно для жизни», с 87-95. Журнал «Работа социального педагога в школе и микрорайоне»: НОУ Центр «Педагогический поиск»,. № 08 2011 год.
4. Михайлов А.В., воспитатель ГБОУ РМЭ «Люльпанский детский дом». Статья «Обогащение практического опыта детей на занятиях по теме: «Семья, как много в этом слове» с.661-665. «Инновационный подход к обучению и воспитанию: Материалы III Международного фестиваля методических идей. 24 декабря 2012 /гл. ред. М.П. Нечаев.- Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2012. -802 с.
Ход игры:
- Вступительная часть
(Звучит музыка, дети собираются в группу рассаживаются на места)
- Всем доброго дня. Я очень рада видеть вас сегодня в хорошем настроении и надеюсь, что плодотворно проведем сегодняшний день.
- Тема нашего занятия-игры «Мое место в государстве». В ходе игры, мы с вами попытаемся разобраться и понять, насколько важно становление личности как Гражданина, Работника, Семьянина, для успешной социализации в обществе, в какой степени у вас развиты социальные знания, умения и навыки, влияющие на становления личности как Гражданина, Работника, Семьянина, через реалистично отраженную ситуацию потребителя и возможные последствия иждивенческой позиции персонажа.
- Прологом к игре хочу зачитать цитату из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»:
«- Не скажете ли мне, по какой дороге мне отсюда идти?
- Это сильно зависит от того, куда вы хотите прийти, - сказал Кот.
- Мне, в общем-то, все равно... - сказала Алиса.
- Тогда неважно, какой дорогой идти, - сказал Кот.
- ...Лишь бы прийти куда-нибудь, - добавила Алиса как объяснение.
- О, туда вы наверняка придете, - сказал Кот, - если только будете идти достаточно долго».
- Почему Кот сразу не показал Алисе нужную дорогу? (потому что хотел выяснить каковы планы Алисы на будущее, стоит ли ей покидать это место)
- Что необходимо делать для того, чтобы найти истинно верный путь в жизни? (надо четко себе представлять, каким образом добиться поставленной цели и стараться вырабатывать в себе умения и навыки необходимые для жизни еще находясь в семье).
- Правильно, т.е. чтобы добиться всего того, что хочется в жизни, человеку важно, чтобы успех или неудача - все то, что происходит в мире, было результатом его жизненного усилия: собственных поступков, действий, результатом того, что мог бы сделать сам человек, а не выступало бы случайным везением или игрой мистических «потусторонних» сил.
- Гражданин обязан быть образцовым работником и отличным семьянином, если будет так, то его место в государстве будет определено, и он будет приносить пользу. Гражданин как Работник обязан вкладывать в работу как можно больше сил и тогда его благосостояние будет крепнуть. Гражданин как Семьянин в течение жизни воспитывает в себе положительное отношение к родителям, к людям, критически относится к себе, ответственно относиться к работе, бережно относится к традициям общества и семьи, тем самым готовиться создать свою семью. Вот почему необходимо вырабатывать в себе необходимые умения и приобретать навыки законопослушного Гражданина, чтобы найти свое место в государстве.
2. Основная часть.
- Прошу вас выбирать игровую фишку - персонажа того цвета, который вам больше нравиться. Цвет фишки определяет ситуацию, позицию персонажа причину, по которой он не смог добиться своей цели и не смог реализовать основные социальные функции Гражданина-Семьянина-работника. В ходе игры мы с вами должны будем разобраться с различными причинами, которые помешали нашим персонажам найти свое место в государстве и для себя уяснит, что иждивенческая позиция в жизни ни к чему хорошему не приводит.
Фишки:
- Красная
Когда я жил в детском доме, меня учили действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, анализировать ситуацию на рынке труда, но мне казалось, что эта информация меня не касается, и никогда не понадобиться в жизни и соответственно, я овладел минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности, но это не помогло мне устроиться в жизни, так как я мечтал, поэтому у меня, до сей поры, нет семьи, работы.
- Желтая
Чем больше времени я не предпринимаю никаких действий к изменению взаимоотношений в семье, тем сложнее становиться строить семейные отношения и, в конце концов, я оказался на улице, никому не нужными.
- Зеленая
Я ранее не задумывался над вопросом, но могу сказать: мне казалось, что быть взрослым хорошо, потому, что можно по ночам смотреть интересные передачи и поздно ложиться спать, можно приходить домой, во сколько хочешь и не отчитываться перед родителями, где ты был все это время, а плохо потому, что нужно ходить на работу, т.к. необходимо зарабатывать деньги, чтобы прокормить себя и семью, а также приходится отвечать за свои поступки и нести ответственность, поэтому получилось так, что я до сих пор не могу найти работу.
- Синяя
Я не слушался воспитателей, учиться не хотел. На уме у меня были только гулянки и развлечения. Когда я находился дома, не отходил от телевизора, громко слушал музыку. У меня было все для развития и обучения, если меня просили что – то сделать, я начинал кричать, что ничем никому не обязан, что мне все и всё должны.
- Серая
Для того чтобы семья жила нормально, необходимо обеспечивать ее материально, я как глава семьи, не желаю работать, и соответственно не могу содержать себя и близких. Я нахожу различные причины чтобы не искать работу: не устраивает зарплата, не подходящие условия труда, далеко ездить на производство и т.п. Вследствие чего у нас возник конфликт, родные отвернулись от меня, ушла любимая девушка.
- Оранжевая
Будущая семейная жизнь требует определенных умений, которые формируются в родительской семье. Это прежде всею умения устанавливать доброжелательные отношения с людьми, терпеливо слушать, прощать, предвидеть поведение человека. Не обойтись в семье без умения правильно распределять бюджет, кулинарных и домоводческих навыков. Чтобы не вошла в семейный мир скука, не засушила его, надо уметь организовать свой отдых и досуг, развивать традиции семьи, но я не смог получить всех этих навыков, так как не приложил никаких усилий, а надеялся на то, за меня все сделают другие.
- Малиновая
Когда мне было 15–16 лет, мне воспитатели рассказывали о том, как они встречалась со своими вторыми половинками, как раньше знакомились, выходили замуж, женились. Взрослые мне внушали, что главное в человеке не внешняя красота, а красота души, моральные качества, но получилось так, что взгляды взрослых не передавались мне, и я был глух к их рассказам, и получилось так, что не приобрел никаких умений и навыков, чтобы содержать семью, воспитывать детей.
- В ходе игры, при попадании на определенную позицию, вы будете анализировать позицию персонажа с помощью карточек – причин, отвечать на вопросы, при ответе можете использовать одну из фраз (написаны на карточках для каждого)
«Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...»,
«Мне кажется, что в этом вопросе главным является...»,
«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...»,
«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»,
«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...».
- Попав на позицию «ОТКАЗ» - вы выбираете карточку с причиной отказа от иждивенческой позиции в пользу исправления и становления законопослушным гражданином, работником и семьянином и объясняете ее.
Карточки причины «ОТКАЗА»:
- Появление любимого человека
- Образование семьи и рождение ребенка.
- Страх перед будущим.
- Появление легких денег.
- Нашли работу, отвечающую всем вашим требованиям.
Вопросы ведущего в ходе игры:
- Почему данная причина может помочь отказаться от исходного образа жизни?
- Как выбранная причина отказа повлияет на становление персонажа как гражданина?
- Какие еще доводы вы можете привести в пользу исправления и становления законопослушным гражданином, работником и семьянином?
- Если вы попали на позицию «ПОМОЩЬ» - вы можете спросить у гостей, каким образом можно решить проблему соответствующую вашей фишке благоприятным путем.
- Если вы попали на позицию «АРЕСТ», вам предлагается выбрать карточку со статьями УК РФ, объяснить суть этой статьи, за нарушение которой вас могут арестовать, вы пропускаете ход.
Карточки позиции «АРЕСТ»:
- Статья 158. Кража
- Статья 159. Мошенничество
- Статья 161. Грабеж
- Статья 162. Разбой
- Статья 163. Вымогательство.
Вопросы ведущего в ходе игры:
- Какое преступление вы совершили?
- Почему вы решились пойти на преступление?
- Какое наказание предусмотрено законом за совершение преступления?
- В реальной жизни не всегда благополучие в жизни может продолжаться долго, следует помнить, что может прийти момент, что вы вернетесь к прежней жизни и может произойти «СРЫВ» следовательно, попадая на эту позицию, вы выбираете карточку с причиной возникновения «СРЫВА» объясняете ее, используя фразы на карточках.
Карточки причины «СРЫВА»:
- Расставание с любимым человеком.
- Распад семьи.
- Утрата веры в будущее и разочарование.
- Увольнение с работы.
- Финансовые проблемы.
Вопросы ведущего в ходе игры:
- По какой причине родные отвернулись от вас?
- Вследствие чего вы оказались никому ненужными?
- Каким образом можно избежать срыва?
- При попадании на позицию «ДЕПРЕССИЯ» вы выбираете карточку с признаками депрессии и объясняете, каким образом можно ее избежать.
Карточки с признаками «ДЕПРЕССИИ»:
1. Состояние угнетенности или тоскливого настроения.
2. В голову лезут различные неправильные мысли.
3. Не могу найти себе места.
4. Испытываю вины и самоунижения.
5. Ничего не хочется делать.
Вопросы ведущего в ходе игры:
- По каким причинам может возникнуть депрессия?
- Каким образом можно выйти из депрессии?
- При попадании на позицию «ПРЕСТУПЛЕНИЕ» выбираете карточку с причиной, толкнувшей вас на преступление.
Карточки с причинами преступления:
- Не хотел искать работу.
- Захотелось получить адреналин.
- Думал, что меня не поймают.
- Хотел обеспечить семью легким путем.
- От отчаяния, не определенности перед будущим.
Вопросы ведущего в ходе игры:
- Как можно предотвратить преступление?
- Что надо сделать для того, чтобы не пойти на преступление?
- В ходе игры, при попадании в ту или иную позицию, я буду корректировать ваши действия. Фишка устанавливается на линии «СТАРТ», выкидывается кубик и начинается игра.
- Итак, поехали.
3. Рефлексия.
- Как прошла игра для каждого из вас? (спросить каждого, в том числе гостей)
- Что полезного, нужного вы взяли для себя?
- Почему в тот или иной момент игры вы делали определенный выбор, чем руководствовались, и к чему это привело?
- Что вы можете сказать о личностных характеристиках того человека, в роли которого вы были. Какой он: решительный или тугодум, идущий на поводу, или гнущий свою линию и т.д.?
- Как эти черты личности повлияли на исход игры?
- Скажите, как вы относитесь к проблеме иждивенчества?
- Как можно защититься от этого?
- Почему необходимо вырабатывать в себе гражданские позиции ГРАЖДАНИНА - СЕМЬЯНИНА - РАБОТНИКА?
- Молодцы. В заключении хочу вам прочитать притчу.
4. Притча «Бабочка»
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу я мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу и спросил у него: «О мудрейший, какая бабочка у меня в руках, - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: «Все в твоих руках...»
Все в ваших руках!
Приложение1
Приложение 2
- Красная
Когда я жил в детском доме, меня учили действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, анализировать ситуацию на рынке труда, но мне казалось, что эта информация меня не касается, и никогда не понадобиться в жизни и соответственно, я овладел минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности, но это не помогло мне устроиться в жизни, так как я мечтал, поэтому у меня, до сей поры, нет семьи, работы.
«Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...»,
«Мне кажется, что в этом вопросе главным является...»,
«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...»,
«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»,
«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...».
- Зеленая
Я ранее не задумывался над вопросом, но могу сказать: мне казалось, что быть взрослым хорошо, потому, что можно по ночам смотреть интересные передачи и поздно ложиться спать, можно приходить домой, во сколько хочешь и не отчитываться перед родителями, где ты был все это время, а плохо потому, что нужно ходить на работу, т.к. необходимо зарабатывать деньги, чтобы прокормить себя и семью, а также приходится отвечать за свои поступки и нести ответственность, поэтому получилось так, что я до сих пор не могу найти работу.
«Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...»,
«Мне кажется, что в этом вопросе главным является...»,
«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...»,
«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»,
«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...».
- Синяя
Я не слушался воспитателей, учиться не хотел. На уме у меня были только гулянки и развлечения. Когда я находился дома, не отходил от телевизора, громко слушал музыку. У меня было все для развития и обучения, если меня просили что – то сделать, я начинал кричать, что ничем никому не обязан, что мне все и всё должны.
«Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...»,
«Мне кажется, что в этом вопросе главным является...»,
«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...»,
«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»,
«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...».
- Белая
Для того чтобы семья жила нормально, необходимо обеспечивать ее материально, я как глава семьи, не желаю работать, и соответственно не могу содержать себя и близких. Я нахожу различные причины чтобы не искать работу: не устраивает зарплата, не подходящие условия труда, далеко ездить на производство и т.п. Вследствие чего у нас возник конфликт, родные отвернулись от меня, ушла любимая девушка.
«Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...»,
«Мне кажется, что в этом вопросе главным является...»,
«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...»,
«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»,
«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...».
- Фиолетовая
Будущая семейная жизнь требует определенных умений, которые формируются в родительской семье. Это прежде всею умения устанавливать доброжелательные отношения с людьми, терпеливо слушать, прощать, предвидеть поведение человека. Не обойтись в семье без умения правильно распределять бюджет, кулинарных и домоводческих навыков. Чтобы не вошла в семейный мир скука, не засушила его, надо уметь организовать свой отдых и досуг, развивать традиции семьи, но я не смог получить всех этих навыков, так как не приложил никаких усилий, а надеялся на то, за меня все сделают другие.
«Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...»,
«Мне кажется, что в этом вопросе главным является...»,
«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...»,
«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»,
«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...».
- Малиновая
Когда мне было 15–16 лет, мне воспитатели рассказывали о том, как они встречалась со своими вторыми половинками, как раньше знакомились, выходили замуж, женились. Взрослые мне внушали, что главное в человеке не внешняя красота, а красота души, моральные качества, но получилось так, что взгляды взрослых не передавались мне, и я был глух к их рассказам, и получилось так, что не приобрел никаких умений и навыков, чтобы содержать семью, воспитывать детей.
«Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...»,
«Мне кажется, что в этом вопросе главным является...»,
«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...»,
«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»,
«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...».
- Желтая
Чем больше времени я не предпринимаю никаких действий к изменению взаимоотношений в семье, тем сложнее становиться строить семейные отношения и, в конце концов, я оказался на улице, никому не нужными.
«Я не задумывался над вопросом ранее, но могу сказать, что...»,
«Мне кажется, что в этом вопросе главным является...»,
«Ежедневно с данной проблемой сталкивается человек, когда...»,
«Меня в этом вопросе больше всего смущает...»,
«Для меня этот вопрос не представляется трудным, потому что...».
Карточки причины «ОТКАЗА»:
Появление любимого человека |
Образование семьи и рождение ребенка. |
Страх перед будущим. |
Появление легких денег. |
Нашли работу, отвечающую всем вашим требованиям. |
Карточки позиции «АРЕСТ»:
Статья 158. Кража |
Статья 159. Мошенничество |
Статья 161. Грабеж |
Статья 162. Разбой |
Статья 163. Вымогательство. |
Карточки причины «СРЫВА»:
Расставание с любимым человеком. |
Распад семьи. |
Утрата веры в будущее и разочарование. |
Увольнение с работы. |
Финансовые проблемы. |
Карточки с признаками «ДЕПРЕССИИ»:
Состояние угнетенности или тоскливого настроения. |
В голову лезут различные неправильные мысли. |
Не могу найти себе места. |
Испытываю вины и самоунижения. |
Ничего не хочется делать. |
Карточки с причинами преступления:
Не хотел искать работу. |
Захотелось получить адреналин. |
Думал, что меня не поймают. |
Хотел обеспечить семью легким путем. |
От отчаяния, не определенности перед будущим. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-реабилитационное занятие с воспитанниками СРЦН "О лени и лентяях"
Занятие направленно на формирование негативного отношения к такому человеческому пороку, как лень....
Открытое занятие для воспитанников объединения «Школа юного патриота»
p { margin-bottom: 0.21cm; } Открытое занятие для воспитанников объединения«Школа юного патриота»...
Занятие с воспитанниками школы-интерната «Добрые дела живут века!»
Беседа о добре....
Использование активных форм проведения занятий с воспитанниками в системе дополнительного образования.
Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и препо...
Курс занятий для воспитанников детских домов среднего возраста на тему «Школа человечности»
Данный курс «Школы человечности» рассчитан на возрастную категорию детей от 10 до 16 лет. Примерное количество тематических занятий – 25....
Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативного занятия с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативных занятий с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интарнат для детей - сирот и детей, ост...
Статья На тему "Использование здоровьесберегающих технологий при проведении внеклассных занятий с воспитанниками с ОВЗ".
Данная тема актуальна тем, что в настоящее время очевидна необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс с детьми со сложной структурой дефекта, т.к. данн...