Статья На тему "Использование здоровьесберегающих технологий при проведении внеклассных занятий с воспитанниками с ОВЗ".
материал по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад
На тему "Использование здоровьесберегающих технологий при проведении внеклассных занятий с воспитанниками с ОВЗ.
Данная тема актуальна тем, что в настоящее время очевидна необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс с детьми со сложной структурой дефекта, т.к. данная патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту.
Так как среди воспитанников отмечаются множественные нарушения развития, соответственно возникает необходимость проведения комплексной коррекционной работы. Только комплексное воздействие на ребенка обеспечивает успешную динамику его общего развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе затрагивает формирование высших психических процессов, представлений об окружающем мире, основ личностной культуры. Коррекционная работа предполагает коррекцию личности ребенка в целом. Не случайно коррекционную педагогику называют еще лечебной.
Цель коррекционной работы – коррекция имеющихся нарушений в сочетании с развитием сенсорных и психических функций.
У воспитанников моей группы отмечается ряд особенностей лексики, проявляющиеся в ограничении словарного запаса, нарушения коммуникативной функции. Характерно недоразвитие познавательных интересов, не сформировано или частично сформировано восприятие формы, цвета, количественных и временных представлений. Отличительной чертой является не критичность, невозможность к установлению причинно-следственных закономерностей. Им свойственна эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов. Отмечаются отсутствие длительных волевых усилий, отсутствие интереса к окружающему, неполные и порой искаженные представления об окружающей действительности , а также нарушения целостности восприятия, сниженная активность, нелогичность, замедленный темп и слабая регулирующая роль мышления, замедленность и непрочность процесса запоминания, неточность воспроизведения материала, быстрота забывания, трудности распределения внимания, замедленная его переключаемость, недоразвитие эмоций, патологическое эмоциональное состояние, слабость собственных собственных побуждений и большая внушаемость.
Решению этой задачи помогагает использование здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленной на сохранение здоровья ребенка на всех этапах учебно-воспитательного процесса и развития.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с обучающимися при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения обучающимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.
Следуя концепции здоровьесберегающего образования, использую следующие направления деятельности:
- здоровьесберегающее обучение (построение внеклассных занятий и мероприятий на здоровье сберегающей основе);
- активизация физической деятельности; (Прогулки, подвижные игры и экскурсии на свежем воздухе, спортивных секции ( у нас теннис), утренняя физзарядка, физминутки на самоподготовке).
По подробнее хочу остановится на физминутке.
Первые признаки утомления во время воспитательных мероприятий, самоподготовки в группе служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на занятии как условия успешного обучения. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-четырех правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности.
Больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
Использую следующие виды физминуток:
1. Оздоровительно- гигиенические. (Проветренный и чистый класс, соответсвующее освещение, сохранение у детей правильной осанки во время работы, соблюдение воспитанниками личной гигиены). Большое значение для снятия напряжения имеет зрительная гимнастика. Зрительную гимнастику проводим регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут, по мере необходимости. Для гимнастики использую мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику проводим по словесным указания: «День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз. Корригирующая гимнастика для глаз. Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения), с элементами духательной гимнастики
моргайте на каждый вдох и выдох, «Вижу палец!» и т.д)
Пальчиковая гимнастика (мы проводим перед письменными заданиями и по мере необходимости) тренирует мелкие мышцы кисти, стимулирует речь, повышает работоспособность. Это воздействие на мелкую моторику рук, развитие и коррекция зрительно-моторной координации, пространственно-образного мышления, креативных способностей, расслабление и тренировка мышц глаз, синхронизация полушарий головного мозга. Любые креативные упражнения на мелкую моторику. Рисование различных предметов в воздухе, на парте, в тетради. Для развития фонематического слуха проводится ритмическая гимнастика: когда воспитатель прохлопывает какой-либо ритм, дети повторяют его.
Для развития артикуляционного аппарата выполняются специальные упражнения для губ и языка, произносятся чистоговорки. Помогает отдохнуть и расслабиться дыхательная гимнастика. Все это позволяет как настроить детей на работу, так и отдохнуть.
2. Двигательно – речевые. В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Делаем простые упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох. Упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”, подражания животным “ Звук вокруг” – дети показывают при помощи звуков: дождь, полет шмеля, летящий самолет, проезжавшую мимо машину и т д.
При помощи этих упражнений происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения.
3. Подражательные (имитация птиц, животных).
4. Физкультурно-спортивные. Общеразвивающие упражнения.
Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Подвижные игры. Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения.
5. Танцевально-ритмические. (Часто выполняем под счет, движения произвольные).
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
Особое внимание уделяю режимным моментам:
1.Ежедневно проветриваем спальни перед сном, группу, класс, соблюдаем ежедневный график дежурства в группе, классе, интернате.
2. Осуществляю ежедневный индивидуальный контроль за проведением гигиенических процедур (умывание, водные процедуры, стирка мелких, личных вещей, посещение бани, контроль по уходу за ногтями, прической, внешним видом воспитанников и т.д.).
3.Индивидуальный контроль за питанием воспитанников.
4. Проведение физзарядки.
- пропаганда здорового образа жизни.
Воспитанники принимают активное участие в общешкольных мероприятиях, организуются спортивные мероприятия. Провожу беседы, диспуты, круглые столы: «Берегите воду – источник жизни», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье в твоих руках», «Здоровое питание – отличное настроение», «В здоровом теле – здоровый дух»,«Советы от доктора Айболита», «Вредные привычки», сбалансированное 5-ти разовое питание, физминутки, ежедневные прогулки и экскурсии на свежем воздухе , которые укрепляют опорно-двигательный аппарат и оздоравливают детей на свежем воздухе и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
И в заключении хочу сказать, с данной группой 8 в класса я работаю 2 год и в процессе развития рассматриваемой категории детей к здоровьсбеоегающими технологиями отмечаю: если в начале моей работы с ними у них не было системного подхода в соблюдении орг. моментов, режимных моментов, в соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил, то на сегодняшний день у них выработана определенная система по соблюдению всех этих правил также отмечаю повышение работоспособности и выносливости; развитие психических процессов; укрепление функции зрения; формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки, развитие общей и мелкой моторики, повышение речевой активности;
Здоровьесберегающие технологии формируют внимательное отношение детей к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель коррекционной работы – коррекция имеющихся нарушений в сочетании с развитием сенсорных и психических функций.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер , включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленной на сохранение здоровья ребенка на всех этапах учебно-воспитательного процесса и развития.
Следуя концепции здоровьесберегающего образования, использую следующие направления деятельности: - здоровьесберегающее обучение (построение внеклассных занятий и мероприятий на здоровье сберегающей основе); - активизация физической деятельности; (Прогулки, подвижные игры, экскурсии на свежем воздухе, спортивных секции ( у нас теннис), утренняя физзарядка, физминутка на самоподготовке).
Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в непосредственной образовательной деятельности. Больший эффект будет от сочетания физминуток различного вида. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
Использую следующие виды физминуток : 1. Оздоровительно- гигиенические. Зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, чистый и проветренный класс, соответствующее освещение и т.д 2. Двигательно – речевые . В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика. 3. Подражательные (имитация птиц, животных). 4. Физкультурно-спортивные. Общеразвивающие упражнения. 5. Танцевально-ритмические. (Часто выполняем под счет, движения произвольные). Все это позволяет как настроить детей на работу, так и отдохнуть.
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
- пропаганда здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии формируют внимательное отношение детей к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Применение элементов здоровьесберегающей технологии при проведении уроков биологии, экологии и внеклассных мероприятиях"
Обучающиеся проводят в школе значительную часть дня, заниматься сохранением их здоровья должны педагоги, используя различные элементы здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном...
«Использование игровых технологий как современного средства воспитания при проведении внеклассных занятий с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.»
Федеральные государственные образовательные стандарты начального образования требуют усиления связи между обучением, воспитанием и развитием детей.Большими резервами в решении поставленной задачи обла...
«Использование игровых технологий как современного средства воспитания при проведении внеклассных занятий с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья"
Дополнительный материал о игровых технологиях в парктике воспитателей коррекционной школы-интерната...
Здоровьесберегающие технологии при проведении занятий физической культуры по разделу ,,плаваниe"
Здоровьесберегающие технологии при проведении занятий физической культуры по разделу ,,плавание"1. Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике.2. Типы технологий:3.Определение понятия «здоровьесбер...
Статья: К вопросу об использовании здоровьесберегающих технологий в ходе логопедических занятий
Здоровьесберегающие технологии в школе в работе логопеда....
Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе»
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности...
Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и во внеклассной спортивной работе» статья по физкультуре
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности...