Проблемы социализации и адаптации к самостоятельной жизни девушек-выпускниц сиротских учреждений
статья
Статья об организации работы социального педагога колледжа с целью подготовки девушек-выпускниц колледжа из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2019_g.docx | 21.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы социализации и адаптации к самостоятельной жизни
девушек-выпускниц сиротских учреждений
Подростковый возраст – особый этап в жизни каждого человека. Человек меняется физически, и, как следствие, меняется его мировоззрение, модель поведения. Подростковый возраст у девочек протекает со следующими признаками:
- Озабоченность собственной внешностью и несоответствие своего образа общепринятому, стремление быть похожей на подруг или значимых в подростковом обществе личностей.
- Желание привлечь внимание к собственной личности, часто за счет провокационного поведения или броского макияжа и нарядов.
- Становятся частым явлением резкие перепады настроения, вспышки гнева, агрессивность.
- Возникает стремление к самостоятельности.
- Часто именно в этом возрасте девочки испытывают свою первую любовь.
Девочка становится взрослой, у нее появляются свои взгляды на вещи, она учится самостоятельности, приобретает индивидуальность. Очень важно, чтобы в мир женственности девочку вводила мама, но не менее важно поддержка отца. В это время закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные, нравственные ориентации, жизнеспособность, целеустремленность. Эти качества формируются в условиях выраженной родительской любви, заботы, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление многому научиться. А воспитанницы сиротских учреждений, к сожалению, чаще имеют негативный опыт семейного воспитания либо вообще его не имеют. Они имеют искаженное представление о распределении ролей в семье, о детско-родительских отношениях. Вне семьи развитие ребенка идет по особому пути с формированием специфических черт личности, проявляющихся в особых эмоциональных комплексах (незащищенность, импульсивность, низкая эмпатия и т.д.). У девочек довольно часто наблюдаются чувство неполноценности, затруднения в общении, боязливость, тревожность, очень высокий уровень психического напряжения.
Выходя из стен сиротского учреждения, воспитанницы оказываются в ситуациях, требующих самостоятельного принятия решений. Они должны быть готовы к общественным отношениям, ощущать себя социально защищенными, нравственно стойкими, быть здоровыми физически и психологически, должны быть способны к саморазвитию, самосовершенствованию и решению различных бытовых задач.
Основная педагогическая задача, которая стоит перед специалистами – сформировать у выпускниц ключевые компетенции, которые нужны им во взрослой, самостоятельной жизни: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.
Очень важно сформировать у них навыки, необходимые для дальнейшей успешной самостоятельной жизни:
- Умение управлять своим эмоциональным состоянием.
- Выработка навыков коммуникативной культуры.
- Формирование ценностей здоровья.
- Повышение конкурентоспособности: профессиональная гибкость и мобильность, готовность к работе в современных условиях.
- Развитие лидерских качеств и навыков работы в команде.
- Развитие эмпатии.
- Принятие на себя ответственности за свою жизнь.
- Развитие навыков планирования финансовых расходов.
В наш колледж ежегодно поступают выпускники сиротских учреждений, в том числе девушки. Наша задача не только дать им профессию, но и подготовить к самостоятельной жизни. Особое внимание мы уделяем мероприятиям, направленным на повышение информированности по вопросам здоровья и безопасности, на развитие лидерских качеств и формирование активной жизненной позиции, на повышение самооценки, эмпатии, формирование навыков планирования бюджета, подготовки резюме и эффективного прохождения собеседований. Для этого мы используем различные методы работы: анкетирование, наблюдение, беседы, тренинги, интерактивные техники, АРТ-методы и другие.
Мероприятия проводятся по следующим тематическим блокам:
- Повышение конкурентных преимуществ выпускников детских домов на рынке труда:
− индивидуальные консультации по вопросам построения карьеры, разработка совместно с девушками индивидуальных планов карьеры, подготовка шаблона для резюме;
− тренинг «Правила поведения на собеседовании и как написать резюме»;
− беседа на тему «Как пройти собеседование и устроиться на работу»;
- Формирование у выпускников детских домов ценности здоровья, профилактика рискованного поведения:
− тренинг «Аддиктивное поведение»;
− тренинг «Репродуктивное здоровье, профилактика ВИЧ-инфекции и ИППП»;
− тренинг «Здоровое питание»;
− тренинг «Противодействие вовлечению в коммерческую сексуальную эксплуатацию. Формирование навыков безопасного использования интернета»;
- Формирование у выпускников детских домов активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств, навыков преодоления жизненных трудностей, расширение картины мира:
− беседы на темы «Правила бытового самообслуживания», «Полезная юридическая информация»;
− вовлечение в обшеколледжные мероприятия и мероприятия внутри учебной группы (совместные праздники, конкурсы, мероприятия по расширению картины мира).
- Расширение социальных связей и психологическая поддержка:
− индивидуальные психологические консультации (по желанию и необходимости);
− групповые дискуссии по актуальным вопросам;
− кинолекторий (совместный просмотр художественных фильмов с разбором тех или иных проблемных ситуаций, которые были в них показаны);
− привлечение к участию в спортивных соревнования внутри колледжа, городских соревнованиях и т.д.;
- Повышение самооценки и формирование навыков эмоционального контроля:
− тренинг «Роль женщины в обществе»;
− развитие эмпатии через посещение приюта для бездомных животных;
− беседы на тему «Секреты женской красоты и изящества».
- Повышение финансовой грамотности:
− тренинг «Финансовая грамотность»;
− проведение групповых занятий по отработке навыков планирования и контроля расходов;
− беседы на тему «Как планировать бюджет».
Весь комплекс мероприятий способствует интеграции знаний в повседневную жизнь, позволяет участницам в игровой форме отработать необходимые жизненные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа туристского лета для сиротских учреждений "У каждого своя вершина"
Каждый человек оценивает мир на основе своих знаний, своих возможностей и своего житейского опыта. Программа «У каждого своя вершина» позволяет детям выбрать доступные для него мероприятия.Жизнь...
Статья Тема: «Формирование семейных ценностей в условиях сиротского учреждения».
Семья для ребенка является первым коллективом ,где присходит его развитие ,закладываются основы будущей личности.Именно здесь формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: о...
Основные причины появления неуверенности у подростков из сиротских учреждений
Неуверенность в себе, проблема древняя, как человеческая цивилизация, привлекла внимание медиков и психологов сравнительно недавно – в середине XX века. В то время стало понятно: прогрессирующая...
Педагогическая поддержка воспитанников сиротского учреждения
Под педагогической поддержкой подразумевается деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи воспитанникам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим, психическим...
Психологические и социальные проблемы, с которыми сталкиваются воспитанники сиротских учреждений
Дети из детского дома сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в разрешении которых им нужна квалифицированная помощь специалистов...
Проблемы социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях среднего профессионального образования
Статья подготовлена для участия в X Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию социальной работы в России.Выходные данные:Бирбаева Я.Ж., Найденова Т.М., Суворова А.Л., Се...
Основные факторы и показатели, детерминирующие процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских сиротских учреждениях.
Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного российского общества. Сюда входит и материальное благополучие, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уров...