Проблемы социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях среднего профессионального образования
статья

Бирбаева Янжима Жалсановна

Статья подготовлена для участия в X Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию социальной работы в России.

Выходные данные:

Бирбаева Я.Ж., Найденова Т.М., Суворова А.Л., Седых Н.В. Проблемы социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях среднего профессионального образования // Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: материалы X Международной научно-практической конференции (23-24 сентября 2021 г.), посвященной 30-летию социальной работы в России / отв. ред. Ю.Ю. Шурыгина. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2021. – с. 43-45

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл birbaeva_ya.zh_._naydenova_t.m._suvorova_a.l._sedyh_n.v.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.64

Бирбаева Я.Ж., Найденова Т.М., Суворова А.Л., Седых Н.В.

Байкальский колледж туризма и сервиса, г. Улан-Удэ, Россия

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье проведен анализ проблем социально-профессиональной адаптации детей-сирот в учреждениях среднего профессионального образования.

Ключевые слова: дети-сироты, адаптация, социализация, среднее профессиональное образование.

Birbaeva Ya.Zh., Naydenova T.M., Suvorova A.L., Sedykh N.V.

Baikal College of Tourism and Service, Ulan-Ude, Russia

PROBLEMS OF SOCIAL AND PROFESSIONAL ADAPTATION OF ORPHAN CHILDREN AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article analyzes the problems of social and professional adaptation of orphans in institutions of secondary vocational education.

Key words: orphans, adaptation, socialization, secondary vocational education.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование (далее по тексту – СПО) направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих и служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [4].

Модернизация системы образования в России выдвигает на первый план развивающую функцию, которая направлена на содействие развитию личности будущих специалистов [3]. Предполагается, что выпускник учреждения СПО должен адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, соответствовать потребностям рынка труда, быть конкурентоспособным и компетентным в различных сферах профессиональной деятельности [2].

Важным направлением деятельности  учреждений СПО является содействие социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отметим, что под социально-профессиональной адаптацией  понимается процесс усвоения личностью норм и правил, установленных в новой для него социальной среде, и как готовность индивида к профессиональному самоопределению [1].

По результатам экспертного опроса в 2018-2019 учебном году в учреждениях СПО Республики Бурятия обучалось 602 студента из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 6,48 % являлись воспитанниками государственных учреждений.

Анализ данных показывает, что за период 2015-2019 г.г. только 44,7 % студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончили учебу в учреждении СПО и получили диплом. Более половины студентов из указанной категории (55,3 %) по разным причинам были отчислены из образовательных учреждений. Социальные педагоги  отмечают такие причины, как низкий уровень учебной мотивации, выбор профессии без учета интересов и способностей обучающегося, проблемы со здоровьем, девиантное поведение, отсутствие или низкий уровень сформированности социально-бытовых навыков, потребительское (иждивенческое) отношение к окружающим, т.п.

Для обсуждения сложившейся проблемы и путей ее решения в 2019 г. на базе ГБПОУ Байкальский колледж туризма и сервиса (далее по тексту – БКТиС) был проведен Межрегиональный практико-ориентированный семинар «Создание модели социально-профессиональной адаптации обучающихся из категории детей-сирот и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, в учреждениях СПО». В семинаре приняли участие представители образовательных учреждений СПО Республики Бурятия, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социально-реабилитационных центров и Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия.

В качестве экспертов на семинар были приглашены представители КГБПОУ «Дивногорский гидроэнергетический техникум им. А.Е.Бочкина», представившими опыт реализации инновационного проекта «Создание модели социально-профессиональной адаптации обучающихся из категории детей-сирот и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, в учреждениях СПО Красноярского края».

Участники семинара решили, что в целях создания эффективной системы профессиональной ориентации и успешной социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо:

- создание системы ранней профориентации для воспитанников государственных учреждений;

- внедрение системы паспортизации жизнеопределения ребенка, в которой бы указывались оптимальные и достоверные сведения о его жизни и социальном опыте (на примере индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка, внедренного в практику на территории  Новосибирской области и Красноярского края);

- формирование образовательного маршрута ребенка-выпускника учреждения для детей-сирот, учитывающего  не только его интересы и желания, но и ситуацию на рынке труда на той территории, где ребенок будет проживать после окончания учреждения СПО;

- разработка нормативно-правового сопровождения и внедрение института наставничества в практику деятельности профессионального образовательного учреждения;

- разработка методических материалов, рекомендаций, проведение специализированных курсов, сессий и др. по проблемам межведомственного взаимодействия субъектов постинтернатного сопровождения, мониторинга адаптированности студентов из числа выпускников учреждений для детей-сирот, диагностики успешности обучающегося из данной категории детей;

- изучение и  тиражирование современных инновационных  технологий и методик работы по формированию позитивных моделей поведения со студентами, находящимися в трудной жизненной ситуации, в т.ч. группы риска.

Отметим, что в решении проблем социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходим системный подход, поэтапная реализация мероприятий.

Важное значение в успешной социально-профессиональной адаптации имеет профессиональная ориентация будущих студентов учреждений СПО. Образовательные организации СПО проводят Дни открытых дверей, мастер-классы, профессиональные пробы, организовывают посещение конкурсных площадок регионального чемпионата «Молодые профессионалы», др.

Проблемы социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях СПО также обсуждались на семинаре-дискуссии о доступности среднего и высшего профессионального образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сибирского и Дальневосточного федеральных округов «Дети всей страны» (ноябрь, 2020) и проблемном семинаре «Оценка социальных навыков студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (февраль, 2021).

На семинарах состоялась презентация проекта «Шаг в будущее» (сессия-погружение для воспитанников Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей), разработанного заведующей центром карьеры и трудоустройства БКТиС Кравцовой Н.Г. и социальным педагогом БКТиС Суворовой А.Л.

Проект направлен на профессиональную ориентацию воспитанников Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей.  Основными задачами проекта является:

- ознакомление воспитанников Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей с учебно-воспитательным процессом колледжа, профессиями и специальностями;

- создание инструментов для улучшения межведомственного взаимодействия в рамках проекта;

- внедрение новых форм работы с воспитанниками государственных учреждений по ранней профориентации.

Проект «Шаг в будущее (сессия-погружение для воспитанников Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей) был реализован с 24 марта по 16 апреля 2021 года в БКТиС.

В проекте приняли участие воспитанники ГБУСО РБ «Бичурский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», ГБУСО РБ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Добрый», ГБУСО РБ «Кабанский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей», ГБУСО РБ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Звездный», ГБУСО РБ «Курумканский Центр социальной помощи семье и детям», ГБУСО РБ «Селенгинский Центр социальной помощи семье и детям».

Общее количество детей, принявших участие в проекте, составило 26 чел.: ученики 9 класса – 12 чел., ученики 8 класса – 10 чел., ученики 7 класса – 2 чел., ученики 10 и 11 классов – по 1 чел.

Для каждой команды участников сессии-погружения составлялась программа пребывания, которая включала:

- знакомство с колледжем, профессиями и специальностями, которым обучают в колледже;

- знакомство с общежитием колледжа, правилами проживания;

- посещение учебных занятий по общеобразовательным предметам, лабораторно-практических занятий;

- посещение внеучебных мероприятий колледжа и мероприятий общежития.

Во время проживания в общежитии участники самостоятельно готовили себе еду, следили за чистотой комнат.

Профориентационные мероприятия были проведены на базе мастерских по компетенциям ««Поварское дело», «Ресторанный сервис», «Администрирование отеля», «Кондитерское дело», «Туризм» и «Организация экскурсионных услуг».

Погружение в учебный процесс на несколько дней позволило участникам познакомиться с правилами обучения в учреждении СПО, познакомиться с педагогами-наставниками, получить практические профессиональные навыки и опыт работы на современном профессиональном оборудовании.

Опыт реализации проекта по профессиональной ориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является положительным и может внедряться в других учреждениях СПО региона.

На наш взгляд, к проблемам социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях СПО можно отнести отсутствие социального сопровождения студентов данной категории после достижения ими совершеннолетия.

Анализ данных БКТиС  за последние 3 учебных года показывает, что общее количество студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежегодно увеличивается на 7 %.

Из общего числа обучающихся данной категории только 21,1 % являются сиротами, преобладающие большинство студентов (78,9 %) относится к категории социальных сирот.

72,56 % несовершеннолетних студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в опекунских семьях, 15,04 % - в приемных семьях, 12,4 % являются воспитанниками государственных учреждений.

Доля студентов, достигших совершеннолетнего возраста, составляет 27,6 %. По состоянию на 01.09.2020 г. на постинтернатном сопровождении находились  25 студентов, что составляет 16,03 % от общего числа студентов указанной категории.

Большинство учащихся состоит в очереди на получения жилья (78,2 %), 16,6 % имеют закрепленное жилье. У 5,2 % студентов решается вопрос о постановке на очередь. 38,7 % студентов указанной категории проживают в общежитии.

По данным за 2 последних учебных года примерно 9 студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отчисляется за год. Все они являются совершеннолетними, основной причиной отчисления является собственное желание (5 человек), наличие академической задолженности (3 человека), заключение под стражу – 1 человек.

По состоянию на 01.09.2020 г. на внутреннем учете состояли 13 студентов из указанной категории (8,3 %), на учете в КДН и ЗП – 9 студентов (5,76 %).

В разные периоды с 01.09.2018 по настоящее время были осуждены 12 студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные преступления, за которые были осуждены, это кража, разбой, умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, незаконное приобретение, хранение наркотических средств. Из числа осужденных 2 студента состояли на учете у врача-психиатра.

Следует отметить, что до достижения совершеннолетия осуществляется разносторонняя деятельность, направленная на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всеми субъектами профилактики. Права и интересы несовершеннолетних представляют опекуны или государственное учреждение.

В отношении студентов, находящихся на постинтернатном сопровождении, разрабатываются и реализуются индивидуальные планы сопровождения. До достижения возраста 23 лет в случае трудной жизненной ситуации они могут обратиться за помощью в государственные учреждения, выпускниками которых являются.

По-другому обстоит ситуации со студентами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые воспитывались в замещающих семьях. При достижении совершеннолетия большинство из них остаются наедине со своими проблемами. Социальное сопровождение в отношении них не осуществляется. Сложившаяся ситуация обуславливает внедрение и развитие системы наставничества в учреждениях СПО.

Таким образом, для решения проблем социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях СПО необходимо внедрять положительный опыт регионов, систему ранней профориентации воспитанников государственных учреждений, институт наставничества. В целом, успешная социально-профессиональная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется освоением профессии (специальности), получением навыков профессиональной деятельности. Повышение уровня профессионального мастерства дает возможность быть конкурентноспособным на рынке труда, обеспечивает возможность трудоустройства и получения достойного заработка. Соответственно, успешная социально-профессиональная адаптация является основой дальнейшей социализации.

Литература:

  1. Васина Е.В., Килина И.А. Изучение социально-профессиональной адаптации обучающихся и воспитанников // Профессиональное образование в России и за рубежом . – 2019. - № 2 (34). – с. 122-129
  2. Данильченко О.М. Социально-профессиональная адаптация воспитанников детских домов и обучающихся в техникуме // Образование. Карьера. Общество. – 2018. - № 4 (59). – с. 10-12
  3. Синькевич Е.А., Гостева Л.З. Среднее профессиональное и высшее образование как важнейший социальный институт адаптации детей-сирот к социальным условиям жизни  в обществе // Вестник Амурского государственного университета.  - Серия: Гуманитарные науки. – 2019. - № 84. – с. 57-60
  4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 01.09.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Социально-психологическая адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при обучении в колледже"

Об особенностях работы социального педагога со студентами, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.

Проблемы адаптации ребенка, оставшегося без попечения родителей, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников детских домов,  становятся все более актуальными в современной ...

«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»

Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование)  детей – сирот и детей, оставши...

Педагогический проект «Социализация и адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

        Проблема постинтернатной адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья, давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процес...

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в общеобразовательной школе.         Детство - период, когда закладываются фундаментальные кач...

Программа Социально-психологического сопровождения и адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над  воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содерж...

Программа «По социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Студенческая молодежь – самостоятельная социальная группа, имеющая ряд свойственных только ей характеристик, например, приобретенный статус, ограниченный временными рамками, общностью интересов,...