Статья Тема: «Формирование семейных ценностей в условиях сиротского учреждения».
статья на тему

Семья для ребенка является первым коллективом ,где присходит его развитие ,закладываются основы будущей личности.Именно здесь формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д.

Современные социально-экономические и идеологические условия развития нашего общества в большинстве случаев крайне негативно сказываются на устойчивости ,прочности семейных отношений. Такая ситуация ставит под угрозу ценность семьи и брака в нашей стране.

Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. А как быть детям, которые не по своей воле лишены домашнего очага и родной семьи, любви матери и заботы отца?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Тема: «Формирование семейных ценностей в условиях сиротского учреждения».

Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в самостоятельную жизнь, и большинство из них плохо адаптируются к такой жизни. В результате – безработица, нищета, преступность, становятся алкоголиками или наркоманами, кончают жизнь самоубийством .И только 10% удаётся адаптироваться в обществе.

В условиях сиротского учреждения у ребенка идет интенсивное формирование некоторых принципиально других механизмов, позволяющих ему приспособиться к жизни в особых условиях и тем самым как бы заменяющих ему личность. Важнейшим этапом в развитии личности является этап формирования идентичности — системы представлений о себе, о мире и о себе в мире. Этот этап сопровождается оформлением системы ценностей — тех жизненных ориентиров, которые благодаря своей значимости и эмоциональной насыщенности создают основу для нравственных барьеров и ограничений, задают жизненные смыслы и цели. Формирование системы ценностей происходит в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения с принимающим и значимым для данного ребенка взрослым. Отсутствие постоянной заботящейся значимой фигуры, безусловного принятия, необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни: не формируются собственные ценности, принципы и ориентиры, зато развивается такая устойчивая черта, как зависимость от других.

Специфика психического развития детей, воспитывающихся вне семьи:

 Параметры   - Характеристики психического развития

 Интеллект   - Ситуационность, наглядность мышления, классификационное мышление

 Мотивация    -Узость и бедность содержания мотивов, привязанность к ситуации

Произвольность   - Ориентация на внешний контроль, привычка к пошаговому контролю Временная перспектива -Ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего

 Я-концепция    -Неприятие себя, недоверие к себе, ориентация в самооценке на мнение других, чувство «Мы»

Идентичность   - Неопределенная

Гендерная идентичность   - Бедность, схематичность.

 Общение    -Недоверие к людям, зависимость, деструктивная агрессия в решении конфликтов

В развитии технологий семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения значимую роль играют не только государственные, но и общественные организации, являющиеся структурами самоорганизующегося гражданского общества. Роль общественных организаций особенно велика в инициации дискуссий о направлениях развития социальных технологий, идеологии и методологии социальной работы в целом и социальных сирот в частности.

. Одной из острейших проблем страны на сегодня является физическое и духовное здоровье детей и молодежи. Изменение ситуации возможно лишь с появлением поколения молодых людей, для которых сохранение здоровья, семьи, рождение здоровых детей станет основной жизненной ценностью. Для того чтобы через 5—6 лет в нашей стране стали рождаться здоровые дети, работу по формированию ценностных образований необходимо проводить среди молодых людей 14—18 лет. Противоречия социального, педагогического характера, отсутствие современных исследований в решении задач подготовки молодежи к семейной жизни заставляют копировать программы подготовки из зарубежных педагогических систем, не соответствующие украинской культурной специфике и социальным условиям. Эти противоречия свидетельствуют об актуальности исследования рассматриваемой проблемы и необходимости разработки современных программ, направленных на формирование адекватных представлений о семейных ценностях у юношей и девушек.

Пропаганда ценностей нашего общества, таких, как здоровье, труд, семья, любовь к Родине, ее истории и традициям, к ее природе, должна стать тем важным направлением, которое соединит в единую систему деятельность различных организаций по работе с молодежью.

Общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, ведь здоровье подрастающего поколения – это здоровье нации.

Именно в семье формируются основы личности, гражданина, его моральные, ценностные ориентации. Все самое первое и важное происходит с человеком в семье: рождение, первые шаги, ощущение безопасности, любовь и счастье. Для каждого человека семья – это необходимость, с помощью которой он реализует не только биологические потребности, а в первую очередь духовные потребности, потребности в любви, заботе и признании..В истории ценности семьи остаются неповторимыми и уникальными, незаменимыми никакими другими ценностями.

Культура людей немыслима без семьи, любви, детей, супружеских и родственных отношений.. Сегодня необходимо понимать, что в жизни надо ориентироваться на духовность, нравственность и любовь. Эти ориентиры представляют ценность и в свою очередь воспитываются в семье и закрепляются в обществе, если этого нет, тогда можно получить духовную деградацию.

Нравственность - это нормы и правила, регулирующие поведение людей. Социализация нацелена, в первую очередь, на усвоение человеком определенной систем ы общественных правил, норм, идеалов, то есть социально-нравственных ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, успешно взаимодействовать с людьми. Таким образом, без сформированных социально-нравственных ценностей человек не может считаться социализированным, усвоение человеком норм нравственности является фундаментальной составляющей процесса социализации.

Человечество живо только благодаря семейному кругу, центру всех человеческих отношений. С разрушением семьи наступает разрушение государства

Семья, с одной стороны, является производной от состояния общества, а с другой – выступает как движущая сила его развития. Семья – это важнейший социальный институт формирования личности, институт трансляции культурных и нравственных ценностей..Очень важно уберечь молодых людей от досадных ошибок, в том числе, трагически непоправимых, оказать помощь в принятии верного ответственного решения, не навязывая свои мысли и советы.

Семья является первоосновой общества, одним из древнейших институтов воспитания, где формируется самосознание ребенка, раскрывается индивидуальная направленность его личности, реализуются потребности ребенка в любви, ласке, уважении, заботе, общении, активности, складывается мотивация его поведения и происходит первичная социализация. Подсознательная программа «наследие предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать свои чувства.

От того, как человек в молодости решит проблему брака и семьи, во многом зависят его жизненный путь, душевное и духовное состояние и развитие. Ведь семья – естественная школа любви, школа творческого самопожертвования, социальных чувств и альтруистического образа мыслей. В семье воспитывает сама атмосфера искренности, правды, труда, дисциплины, свободы творчества и любви ко всему духовному, т.е. тех ценностей, которые должны передаваться из поколения в поколение.

Практика показывает, что проблема создания семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоит более остро, чем у их сверстников, живущих в биологических семьях. Во взрослой самостоятельной жизни они продолжают испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно нетерпимыми к другим, неблагодарными, ждущими постоянного подвоха со стороны окружающих и потому при желании создать семью терпят неудачу.

Потеря семейных ценностей происходит не только вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с матерью и родственниками, но и вследствие того, что жизнь в интернатном учреждении зачастую не требует от ребенка выполнения тех функций, которые он выполняет в нормальной семье. Особенно трудным для ребенка-сироты оказывается в дальнейшем освоение роли семьянина, что может провоцировать проблему «репликативного сиротства», т.е. воспроизводства социальных сирот последующих поколениях.

Нам необходимо воспитание в любви и с любовью, только тогда не будет неблагополучных семей, порождающих в свою очередь череду несчастливых и неблагополучных людей. Знания, которые приобретают молодые люди в ходе взаимоотношений друг с другом, не ведут автоматически к мудрости и нравственности, для этого необходимы жизненный опыт, размышления и время.

Чтобы воспитать в себе Родителя, необходимо формировать в себе личность, обладать высоким духовно-нравственным потенциалом, потребностью духовного саморазвития, чтобы в свою очередь передать свою любовь ребёнку. Мы подчеркиваем важность таких ценностей, как любовь, целомудрие, верность. Эти ценности нужно в первую очередь донести до сознания подростков, молодежи, чтобы они поняли: человек не может жить по закону инстинкта.

Сегодня все силы нужно обратить на то, чтобы сохранять семью, а молодежь учить тому, что такое семья. Семья, по признанию ученых, – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семейные ценности обусловлены уникальностью и социальной значимостью семьи. Отношения супругов, детей и родителей в течение последних десятилетий стремительно менялись, все большую ценность приобретала эмоционально-психологическая сторона семейно-брачных отношений. Это значительно осложняло семейную жизнь, так как резко повышало уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, реализовать которые многие супруги не в состоянии в силу культурных традиций общества и индивидуальных особенностей самих супругов.

Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На разных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, общественно-историческими условиями.

Проведя качественный анализ ценностей, необходимо подчеркнуть их гуманистическую сущность. Именно гуманистический идеал – человек как высшая ценность – определяет смысл и назначение семейной жизни, а ее ценности отражают признание гуманистических общечеловеческих идеалов (добра, справедливости, взаимопомощи, милосердия и т. д.). В семье и браке ориентация на человека как высшую ценность может реализоваться в развертывании различных личностных смыслов, связанных с идеей служения другому человеку, с самореализацией человека как личности во взаимодействии с другими людьми.

Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.

На пути социально-нравственного, духовного развития личности могут стоять барьеры. Так, при формировании нравственной личности сироты в качестве барьеров можно выделить тормозящие психическое развитие условия общественного воспитания: сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми; дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым; наличие сменяющих друг друга взрослых с несовпадающими программами поведения; групповая, а не индивидуальная, направленность воспитательных воздействий, жесткая регламентация поведения ребенка, гиперопека в деятельности — пошаговое планирование и санкционирование взрослыми поведения детей. Это ведет к развитию таких качеств как несамостоятельность, пассивность, неумение взять на себя ответственность, неспособность к пониманию и усвоению социально-нравственных ценностей.

Задача подготовки юношей и девушек к семейным отношениям – помочь им осознать эти ценности, сформировать личностную мотивацию семейного поведения. Таким образом, для дальнейшего развития современной семьи как ценностного социального института, ее стабильности и благополучия необходимо систематически и целенаправленно педагогически воздействовать на ценностное содержание представления о семье у старших учащихся и тем самым формировать общую готовность к семейной жизни.

Дети, длительное время находившиеся в учреждении, часто от- стают в психическом развитии. Их психологический возраст может не соответствовать биологическому, из-за чего в общении они кажутся младше своих домашних сверстников. Кроме того, младенцы, проведшие первые месяцы своей жизни в больнице, часто вы- глядят как новорожденные. Кроме того, дети, изъятые из неблагополучных семей, вследствие плохого питания часто отстают в физическом развитии: они ниже ростом и худее, чем их ровесники. Определить наличие дефицита питания в первые годы жизни можно по внешнему виду зубов ребенка: они полупрозрачные с горизонтальными рельефными полосками выше режущей кромки, часто мелкие и поврежденные. 1 Специалистами определен комплекс проблем, который испытывает ребенок, лишенный родительского попечения. К этим проблемам относят: 1) эмоционально-личностные (страхи, тревожность, акцентуации характера, психопатии, неуравновешенность, возбудимость) – про- являются в форме агрессии, апатии, негативизма, упрямства; 2) учебно-познавательные (неуспеваемость в учебной деятельности) – проявляются в форме трудностей в обучении; 3) поведенческие (трудности в общении, дезадаптивность, не- способность к совместной деятельности, несформированность общественно-правовых правил, трудовых и бытовых навыков) – про- являются в форме неправильных реакций, конфликтности, право- нарушений; 4) соматические (задержка психического развития) – проявляются в форме неустойчивости внимания, частой заболеваемости, утомляемости. 1 Таким образом очевидно, что для нормального развития ребе- нок должен обязательно жить в семье, иметь родителей. Иными словами, перспективным решением проблем социального сиротства и безнадзорности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи, является передача их на воспитание в приемные семьи.

Путь, который прошли специалисты в поисках оптимального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ,этот путь включал различные эксперименты с формами институционального и неинституционального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом институциональные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часто носили новаторский характер. К числу новаторских форм институциональной заботы о социальных сиротах можно отнести детскую деревню, детский городок, детский дом семейного типа

В детской деревне детей воспитывают в соответствии с обще- человеческими нравственными ценностями и культурными традициями каждой конкретной страны вне рамок определенной религии. «Мать» в детской деревне – глава семьи, на эту роль по кон- курсу отбирают одиноких женщин, готовых отдать свою любовь обездоленным детям. Перед тем, как возглавить семью, мамы-воспитательницы проходят необходимое обучение. В детской деревне воспитываются дети разного возраста, родных братьев и сестер при приеме в детскую деревню никогда не разделяют. Деревня состоит из 12–15 семейных домов, каждая семья постоянно проживает в уютном отдельном доме, самостоятельно ведя хозяйство. Руководство таким детским учреждением осуществляет директор детской деревни, который со своей семьей живет в деревне, активно помогая каждой семье.

Детский городок можно определить как форму, которая находится на границе между замещающей семейной заботой и заботой в детском учреждении. Городок образует до 20 павильонов для «семейств» и ряд других зданий, включая медпункт, мастерские, спортивные объекты и т. п. Воспитателями здесь являются всегда супруги один из которых , по крайней мере, должен иметь специальное педагогическое образование. Они заботятся, как правило, о 10–14 детях – мальчиках и девочках от 3 лет. Детей не передают воспитателям на личное попечение, как это бывает в случае семей- ных групп и детских поселков. За детей здесь отвечает учреждение, оно же обеспечивает основные виды услуг для всех «семейств» сов- местно – приготовление пищи, стирку белья, ведение домашнего хозяйства. Воспитатели обычно имеют своих детей, живущих вмес- те с ними в квартире внутри павильона. 1 Детский дом семейного типа – это форма организации жизнедеятельности детей-сирот, созданная по инициативе Советского детского фонда в 1988 г. Граждане (супруги или отдельные лица, не состоящие в браке), взявшие на воспитание не менее 8 детей, именуются родителями-воспитателями. Дети, передаваемые на воспитание в приемную семью, именуются «приемными детьми» и находятся на полном государственном обеспечении. Родители- воспитатели получают денежное пособие, их работа включается в трудовой стаж. Выпускники пользуются льготами воспитанников детских домов. Постановление об образовании семейного детско- го дома принимается местным органом исполнительной власти по представлению органов опеки и попечительства. В настоящее время все семейные детские дома в Российской Федерации переводятся в статус «приемная семья».

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

 Семейные формы  -   1 Опека 2 Усыновление 3 Патронатная семья 4 Приемная семья

Сиротские учреждения    - 1 Детские дома различных типов 2 Интернаты

Результативность воспитания детей в приемной семье, где со- зданы условия, обеспечивающие полноценное развитие и воспитание детей, трудно переоценить. У детей, находящихся в приемных семьях, быстрее происходит социальная адаптация в окружающем мире, значительно улучшаются успехи в учебе, им прививаются навыки ведения домашнего хозяйства, личной гигиены. Ребенок в приемной семье становится активным участником воспроизводства социального опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений, приемными родителями, их детьми и родственниками. Приемная семья является более благоприятной средой для развития ребенка.  За время пребывания детей в приемных семьях происходят значительные изменения в эмоционально-поведенческом развитии детей, быстрее приобретаются санитарно-гигиенические и бытовые навыки. Любовь, внимание, участие приемных родителей позволяют приемным детям избавиться от вредных привычек, заметно улучшить свое поведение. Снимаются проблемы низкой адаптации в среде сверстников, повышается самооценка ребенка, происходит принятие ими конструктивных моделей общения, поведения, жизненного сценария. Дети начинают лучше учиться.

Обобщая позиции различных исследователей, семейные ценности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены как система устойчивых социально значимых представлений, которые влияют на выбор мировоззренческих и нравственных установок, представлений о семейных отношениях, ответственного семейного поведения индивида, основанных на понимании института семьи. К семейным ценностям, с точки зрения комплекса базовых ценностей, актуальных для замещающей семьи, независимо от формы семейного устройства, относятся: понимание семьи как ценности, уважение (почитание) к старшим, забота о младших, культура быта, представления о гендерных семейных ролях и уважение к ним.

В связи с тем, что семейные ценности не появляются сами по себе, они формируются в соответствующих условиях, что и обусловливает важнейшую социальную функцию замещающей семьи по формированию семейных ценностей у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся как один из способов формирования семейных ценностей. Методическая статья.

Данная методическая статья дает возможность представить, как проектная деятельность в школе может объединить учителя, учеников и их родителей. Каким образом можно повысить эффективность учебно-воспита...

Выступление по теме "Формирование семейных ценностей на уроках английского языка на всех ступенях обучения" на педагогическом совете школы.

Материал содержит информацию по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования с помощью курса "Английский язык", показывает разные способы  по формированию семейных ценно...

Статья выступления на педагогическом совете по теме: "Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников"

Это готовое выступление на педагогическом совете. Здесь раскрываются основные аспекты роли классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников. В статье приведены данные работы клас...

Презентация к статье выступления на педагогическом совете на тему:" Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников".

Данная презентация предназначена для сопровождения выступления на педагогическом совете на тему:"Роль классного руководителя по формированию семейных ценностей у школьников"...

Методическая разработка для реализации социально-бытового проекта «Fashion-терапия» для детей 14-18 лет с ограниченными возможностями здоровья в условиях сиротского учреждения»

Методическая разработка для реализации Социально-бытового проекта для детей 14-18 лет, с ограниченными возможностями здоровья в условиях сиротского учреждения. Новые технологии и декоративное оформлен...

Публикация на тему"Формирование семейных ценностей у детей, воспитывающихся в условиях детского дома."

Счастлив тот ребенок, который родился в доброй, умной семье. А как быть тысячам детей, которые не по своей воле лишены семейного очага, родительской любви и заботы. Как вырастить из таких детей хороши...