Педагогическая поддержка воспитанников сиротского учреждения
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Под педагогической поддержкой подразумевается деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи воспитанникам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим, психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и с жизненным и профессиональным самоопределением.
Пребывание ребенка в детском доме и связанные с этим процессы общения, успешного продвижения в учении, трудовой деятельности и профессиональном самоопределении «требуют от него преодоления разного рода сложных ситуаций, затруднений». Таким образом, воспитанники нуждаются в педагогической поддержке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pirogova_v.a._3.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая поддержка воспитанников сиротского учреждения
Под педагогической поддержкой подразумевается деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи воспитанникам в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим, психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и с жизненным и профессиональным самоопределением.
Пребывание ребенка в детском доме и связанные с этим процессы общения, успешного продвижения в учении, трудовой деятельности и профессиональном самоопределении «требуют от него преодоления разного рода сложных ситуаций, затруднений». Таким образом, воспитанники нуждаются в педагогической поддержке.
В связи с этим можно сделать вывод, что суть педагогической поддержки заключается в деятельности педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с компонентами, из которых складывается деятельность педагога по поддержке ребенка в образовательном процессе:
- исследование педагогом того субъектного потенциала, который имеется у ребенка;
- стимулирование желания ребенка обнаруживать и анализировать собственные интересы;
- поддержка ребенка в его поисках смысла и ценностей в актуальных для него интересах;
- поддержка ребенка в стремлении реализовать собственные смыслы и ценности (поддержка ребенка в самоопределении);
- поддержка ребенка в процессе его самореализации на основе самоопределения;
- организация рефлективного пространства как условия для самопознания ребенком себя с позиции субъекта, реализующего собственные интересы.
Перед нашими педагогами стоит задача – помочь ребенку преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности. Таким образом, суть педагогической поддержки можно выразить словами «проблема», «защита», «помощь» и «самостоятельность», потому что педагог стимулирует и поддерживает усилия ребенка на преодоление своих проблем.
К наиболее значимым, для нашей работы, относятся следующие педагогические идеи:
- воспитание в подростковом возрасте - это есть накопление подростком положительного опыта жизни и обучение рефлексии, то есть подготовка и перевод его в режим саморегулирования, самоуправления, самовоспитания, что будет способствовать укреплению чувства собственного достоинства.
- позиция педагога заключается в готовности оказать поддержку, не навязывая помощь и руководство; для оптимального развития человеку важно в детстве пережить опыт успешного разрешения значимых для него проблем, вселяющий веру в себя и стремление добиваться нового успеха.
Исследования, которые проводились нами на протяжении нескольких лет, выявили ряд проблем, характерных для наших воспитанников и показали, что среди наиболее значимых проблем, обозначенных как педагогами, так и самими детьми – проблема неуверенности.
Так совместно с психологической службой детского дома мы провели анкетирование среди воспитанников: «Какие чувства испытывают ребята от пребывания в детском доме?» При обработке получили следующие данные:
Рассмотрим, какие чувства испытывают ребята от пребывания в детском доме.(см. табл. 2.1.)
Таблица 2.1. «Чувства, которые испытывают ребята, находясь в детском доме» (данные представлены в % от числа опрошенных)
Чувства | % |
1. Обида | 54 |
2. Неуверенность | 54 |
3. Страх | 40 |
4. Скука | 40 |
5. Раздражение | 37 |
6. Усталость | 34 |
7. Беспокойство | 34 |
8. Чувство унижения | 31 |
9. Неудовлетворенность собой | 31 |
10. Спокойствие | 29 |
11. Удивления | 26 |
12. Сомнение | 26 |
13. Радость | 20 |
14. Уверенность в себе | 20 |
Диагностика «Чувства, которые испытывают ребята, находясь в детском доме» показала, что:
Положительные чувства, такие как радость, спокойствие, уверенность в себе, удивление, к сожалению, испытывают меньше половины ребят.
Скуку испытывает 40% детей, что можно напрямую связать с пассивным проведением свободного времени. Вызывает тревогу совокупность ответов, включающая такие ощущения ребят, как обида (54%), неуверенность (54%), страх (40%), раздражение (37%), усталость (34%), беспокойство (34%), чувство унижения (31%), неудовлетворенность собой (31%). Их сумма достаточно велика, хотя частично это могут быть ответы одних и тех же детей.
Эти ответы свидетельствуют о возможности стресса у 1/3 детей.
Некоторые показатели можно объяснить объективными факторами.
1. «обида» - обида на жизнь, так как у этих детей жизнь нельзя назвать счастливой.
2. усталость обусловлена таким фактором, как учебная деятельность (продолжительность учебного дня, объем заданий и т.п.), их здоровье.
3. Повышенная склонность к страхам.
4. Неуверенность (имеют негативную Я-концепцию, отрицательный образ Я).
5. Недостаток общения со взрослыми, сверстниками (узкий круг общения среди сверстников, большое количество людей с раннего возраста, отсюда несформированность устойчивых эмоциональных связей).
По представлению ребенка о своем ближайшем будущем (см. прилож. 2.) можно выявить его взгляды на жизнь и его состояние на данный момент времени.(см. табл. 2.2.)
Таблица 2.2. «Представление ребенка о своем ближайшем будущем»
% | |
1. Уверен, что у меня будет все хорошо | 6 |
2. Не совсем уверен, что все будет благополучно, могут возникнуть неожиданные проблемы | 9 |
3. Трудно сказать определенно | 24 |
4. Полагаю, что меня в ближайшее время ждет множество проблем | 24 |
5. Ничего хорошего не жду, представляю будущее себе достаточно безрадостным | 37 |
Меньшинство ребят оптимистично смотрят в будущее. «Оптимисты» (6%) и «реалисты» (9%), «сомневающиеся» (24%) и «пессимистами» (61%). Стоит отметить, что последняя категория детей нуждается в специальном внимании со стороны сотрудников детского дома, в педагогической поддержке.
Пребывание ребенка в детском доме и связанные с этим процессы общения, успешного продвижения в учении, трудовой деятельности и профессионального самоопределения «требуют от него преодоления разного рода сложных ситуаций, затруднений». Поэтому подростки, воспитывающиеся в детском доме, особо нуждаются в педагогической поддержке (помощи в саморазвитии). Предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
В процессе диагностики воспитанников-подростков нами были выявлены следующие наиболее типичные проблемы:
- неумение самостоятельно планировать и контролировать свои действия;
- преобладание защитных средств поведения в конфликтных ситуациях;
- повышенная тревожность;
- ориентация на настоящее, суженная перспектива прошлого и будущего;
- нет четкого представления своего «образа я», «образа своей будущей семьи», что есть жизнь, которую ведет современный достойный человек.
И самое главное диагностика показала, что в основном подростки нуждаются в поддержке и помощи значимого взрослого (воспитателя).
Педагогическая деятельность по поддержке ребенка требует специальной подготовки воспитателей к решению сложных социально-педагогических задач. Говоря о квалификационных требованиях к педагогу, работающему в сфере педагогической поддержки детей, Н.Н. Михайлова выдвигает на первый план следующие:
* способность педагога к личностно-профессиональному самоопределению в ценностях педагогической деятельности;
* его способность строить рефлексивную практику;
* децентрацию педагога с собственных личностных проблем на проблемы ребенка;
* понимание педагогом собственной недостаточности в разрешении многих проблем ребенка и способность обеспечить кооперацию с другими людьми в целях привлечения их к деятельности по поддержке ребенка;
* способность педагога проектировать деятельность по педагогической поддержке, учитывая все реалии, которые содержит конкретная ситуация конкретного ребенка, и те возможности, которыми обладает он сам, ребенок, система и другие люди;
* способность педагога быть адекватным любой ситуации, используя для этого все имеющиеся ресурсы, а не только те стереотипы, которые ошибочно принимаются как целостное и незыблемое;
* способность человека строить свой собственный сценарий профессиональной деятельности: от ценностного смысла и целей до конкретного разового действия, которое видится как одно из звеньев единой цепи.
Однако в детские дома приходят работать учителя – предметники, или воспитатели дошкольных образовательных учреждений, у которых не хватает знаний и информации, об индивидуально-личностных особенностях детей, воспитывающихся в детских домах, поэтому они испытывают затруднения в выборе адекватных ситуации педагогических приемов (тактик).
Нами был проведен опрос среди воспитателей для выявления затруднений и возможностей педагогов в организации системы педагогической поддержки.
Педагоги должны были ответить на вопросы:
1. Для чего нужна педагогическая поддержка?
2. Какую позицию занимает взрослый в ситуации поддержки?
3. Что является предметом деятельности ребенка и взрослого при осуществлении педагогической поддержки?
Как показал опрос: из 20 педагогов - 10 испытывают затруднения в организации педагогической поддержки, так как больше придерживаются авторитарного подхода в воспитании. В этой связи они считают необходимым осмысление имеющегося личностного педагогического опыта, проявляют желание строить педагогической взаимодействие на основе гуманистических принципов.
Педагоги в ходе совместного обсуждения пришли к таким выводам:
- воспитание и обучение воспитанников детского дома будет продуктивным, если оно будет ориентировано на их реальные потребности и возможности;
Преодоление неуверенности у подростков напрямую зависит от того:
- насколько обеспечена безопасность жизненного пространства ребенка;
- насколько в жизнедеятельности воспитанников присутствуют ситуации выбора базовых жизненных смыслов и ценностей;
- создание ситуации успеха в процессе индивидуальной и совместной (коллективной) деятельности поможет ребенку поверить в свои силы,
мотивирует на новые самостоятельные действия;
- педагогически грамотно организованная рефлексия позволяет ребенку приобрести опыт осуществления самоанализа.
Каждый педагог должен понимать, что воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно с взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, отношения. Результатом деятельности такого педагога будут качественные шаги вперед в сознании и поведении ребенка. Поддержка воспитанника в детском доме ограниченна временными рамками. Поэтому наша задача, наряду с созданием условий для полноценного развития, выступает обеспечение условий для социализации детей, их профессионального, семейного и личностного успеха.
Проанализировав основное содержание педагогической деятельности по поддержке ребенка в решении его проблем, мы разработали содержательную модель педагогической поддержки. (см. табл. 2.3.) На наш взгляд, такой подход позволит каждому педагогу-воспитателю логично выстроить свою деятельность, а ребенку освоить эту логику для дальнейших самостоятельных действий.
Таблица 2.3. Содержательная модель педагогической поддержки
Этапы педагогической поддержки | Содержание деятельности педагогической | Приемы и методы организации деятельности |
I. Диагности-ческий | 1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы: — неадекватное поведение воспитанника (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость, неуверенность, неуспешность); 2. Вербализация постановки проблемы — попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи 3. Установление контакта с ребенком. 4. Диагностика предполагаемой проблемы 5. Совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка 6. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника. | 1. Педагогическое наблюдение 2. Организация доверительной беседы с воспитанниками 3. Ситуативное тестирование 4. Диагностика («раскодирование»), 5. Разблокировка активности 6. Проговаривание проблемы самим ребенком |
II. Поисковый | 1. Определение эмоционально- психологического состояния воспитанника, его готовности к общению 2. Обеспечение эмоционально- положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров 3. Поиск и установление первоначального контакта с воспитанником 4. Определение причин возникновения проблемы | 1. Приемы «Ты-высказывание» и «Я-высказывание» 2. Прием глазами ребенка 3. Способы слушания: - пассивное - активное 4. Приемы «проговаривания» 5. Педагог занимает позицию «рефлексивного зеркала» 6.Позиция «педагогической адвокатуры» |
III. Договорный | 1. Воспитанник при помощи воспитателя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод ее в конструктивное русло 2. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы 3. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы | 1.Метод договора - договор на условиях ребенка - договор на условиях педагога - договор-компромисс - договор-сотрудничество (С. М. Юсфин) |
IV. Деятельност-ный | 1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы 2. Педагогическая поддержка усилий ребенка | 1.Методы практической деятельности ребенка 2.Методы педагогической поддержки действий воспитанника 3. Прием «Анализ способов решения чужой проблемы» |
V. Рефлексивный | 1. Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности 2. Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения 3. Осмысление ребенком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы | 1. Приемы рефлексии и само-рефлексии 2. Метод беседы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Программа разработана и направлена на социально – педагогическую поддержку обучающихся, а также повышения уровня информированности родителей в правовых знаниях и здорового образа ж...
Психолого-педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения воспитанников
В соответствии с поставленными исследовательскими задачами рассмотрим модель индивидуального образовательно-профессионального маршрута личности выпускника профильного класса. Сначала раскроем этапы де...
Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении (презентация)
Материал содержит методические рекомендации по организации индивидуального образовательного маршрута для одарённых детей, основанные на опыте работы с такими детьми ....
Практические рекомендации для воспитателей и педагогов по педагогической поддержке и сопровождению обучающихся, воспитанников во время сдачи экзамена
Материал содержит практические рекомендации для воспитателей и педагогов по созданию оптимального психологического климата и оказанию всесторонней психологической помощи обучающимся во время сда...
Психологические и социальные проблемы, с которыми сталкиваются воспитанники сиротских учреждений
Дети из детского дома сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в разрешении которых им нужна квалифицированная помощь специалистов...
Одарённый воспитанник: выявление и педагогическая поддержка
Нельзя пренебречь заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки необычных способностей....
Деловая игра «Невредные советы» для воспитанников сиротских учреждений
Игра по социальной адаптации для детей воспитанников сиротских учреждений в возрасте от 11-14 лет...