Основные факторы и показатели, детерминирующие процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских сиротских учреждениях.
статья
Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного российского общества. Сюда входит и материальное благополучие, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, свобода от лишений и благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки. Социальное неблагополучие - явление на сегодняшний довольно распространенное. Оно проявляется в нестабильности и распаде семейных отношений, родственных связей, в снижении жизненного уровня и ухудшении условий содержания детей, изменении ценностных ориентиров и ослаблении воспитательных функций семьи. Все это приводит к безнадзорности и бродяжничеству детей, совершению ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянству, наркомании, жесткости и насилию в семье. Конечно, далеко не всегда детское неблагополучие связанно именно с материальной необеспеченностью семьи или места, где ребенок воспитывается и социализируется. Не идентичны случаи, когда наличие достаточно устойчивого социально-экономического статуса не гарантирует отсутствие проблем с воспитанием. И в семье, и в семейном институте ребенок может испытывать лишения, невнимание со стороны взрослых, нести бремя напряженного межличностного взаимодействия с членами семьи или лицами из ближнего окружения и.т.д. Но при всем этом вне семьи ребенок изначально лишен условий, формирующих саму возможность нормальной социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osnovnye_faktory_i_pokazateli_sotsializatsii_detiskiy_dom.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные факторы и показатели, детерминирующие процесс
социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в
детских сиротских учреждениях
Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного российского общества. Сюда входит и материальное благополучие, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, свобода от лишений и благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки. Социальное неблагополучие - явление на сегодняшний довольно распространенное. Оно проявляется в нестабильности и распаде семейных отношений, родственных связей, в снижении жизненного уровня и ухудшении условий содержания детей, изменении ценностных ориентиров и ослаблении воспитательных функций семьи. Все это приводит к безнадзорности и бродяжничеству детей, совершению ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянству, наркомании, жесткости и насилию в семье. Конечно, далеко не всегда детское неблагополучие связанно именно с материальной необеспеченностью семьи или места, где ребенок воспитывается и социализируется. Не идентичны случаи, когда наличие достаточно устойчивого социально-экономического статуса не гарантирует отсутствие проблем с воспитанием. И в семье, и в семейном институте ребенок может испытывать лишения, невнимание со стороны взрослых, нести бремя напряженного межличностного взаимодействия с членами семьи или лицами из ближнего окружения и.т.д. Но при всем этом вне семьи ребенок изначально лишен условий, формирующих саму возможность нормальной социализации.
Неблагополучие детей, как живущих в семье, так и утративших связь с ней, сопряжено с нарушением процесса социализации. Семья или семейный институт не всегда справляются с осуществлением своих функций в отношении детей, удовлетворением основных потребностей ребенка; в связи с этим члены семьи (близкое окружение ребенка) как агенты первичной социализации утрачивают свою значимость. В результате искажается передача социального опыта от родителей (воспитателей) к детям, что оказывает негативное влияние на процесс интеграции детей в общество. Все эти факторы способствуют формированию особой группы детей, лишенных родительской опеки, социальное положение и условия социализации которых отличаются от положения детей, воспитывающихся в семье в нормальных условиях.
Процесс получения воспитанниками детского дома навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, - процесс сложный, во многом зависящий от наличия у детей опыта проживания в обществе до помещения в детский дом, от условий проживания в семье и детском учреждении, усвоения общественных ценностей и норм. Кроме того, воспитанники сиротских учреждений постоянно находятся в большом коллективе детей и не получают достаточного индивидуального внимания, что также накладывает отпечаток на формирование личности ребенка в целом. В первую очередь личностные проблемы ребенка, воспитывающегося в условиях детского учреждения, обусловлены недостатком в раннем детстве материнской любви – депривацией. Депривация ведет к различного рода нарушениям в развитии интеллекта и личности. Ребенок, находящийся на полном государственном обеспечении, попадает в детский дом либо сразу после рождения, либо, с грузом травмирующего негативного опыта проживания в семье и покидает детское учреждение в подростковом возрасте, прожив достаточно длительное время в закрытом (открытом) сиротском учреждении. Специфика социализации в условиях детского сиротского учреждения является причиной многих проблем в последующей самостоятельной жизни ребенка, его адаптации и самореализации в обществе. Например, самоутверждение воспитанников опирается на внешние атрибуты личностного статуса подростка, такие как постоянное окружение, группой единомышленников, и зачастую это приобретает характер тенденции утверждения за счет других, более статусных лиц, которыми в условиях детского дома выступают взрослые. Все это влечет за собой агрессию против сотрудников, становящуюся нормой поведения, нарушение воспитанником моральных, этических установок, связанных с режимными моментами учреждения. Кроме того, многие исследователи указывают на нетипичный путь развития детей, воспитывающихся в детском государственном учреждении.
Таким образом, формируется внутреннее обособление и противопоставление себя окружающим и социуму, что способствует формированию закрытой или открытой личности и в дальнейшем не позволяет эффективно строить взаимоотношения с другими людьми. Условия социализации детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, представляют собой систему предпосылок, направленных на формирование у воспитанников личности особого типа – личности с некорректно сформированной «Я - концепцией», с комплексом психологических и мировоззренческих проблем, ориентированной на обеспечение исключительно собственных потребностей, что, как следствие, не способствует развитию у детей адаптивных навыков. Как правило, современный ритм жизни в большой социальной группе предъявляет человеку достаточно высокие запросы: быть стрессоустойчивым, активным, быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда. Если кто-то не обладает требуемыми качествами, его конкурентоспособность на рынке труда существенно снижается, что также влечет за собой снижение самооценки человека и его статусных позиций.
Воспитанники детских домов обучаются, в основном, в близлежащих общеобразовательных школах, что позволяет контролировать воспитанников.
Социализация осуществляется под воздействием многих факторов, которые можно условно разделить на три группы.
Факторы социализации | Группа фактора социализации |
Макрофакторы | − Законодательная база − Финансирование детских домов − Политика в области заработной платы − Формирование общественного мнения − СМИ |
Мезофакторы |
|
Микрофакторы |
|
Для ребенка, который воспитывается в детском доме, микрофакторы социализации имеют иную значимость, чем для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми объектами социализации для ребенка в детском доме становится коллектив, сверстники, воспитатели и т.д. При этом происходит социальное самоопределение воспитанников – выбор ими своего места в обществе и последующее включение их в систему общественных отношений на основе сформировавшихся у них интересов и потребностей. Формирование представлений ребенка о той или иной социальной роли не может быть чем-то второстепенным. У детей-сирот эти представления, в силу известных причин и обстоятельств, часто бывают неверными и искаженными. Отсутствие у такого ребенка успешных взаимоотношений с близким окружением закономерно приводит к деформации представлений о его социальной значимости в обществе. Трудность социализации – это целый комплекс тяжело преодолимых деформаций, с которыми ребенок сталкивается при овладении той или иной социальной ролью. Причинами возникновения таких проблем является чаще всего несоответствие требований предъявляемых к ребенку, а также характеру его отношений с социумом и готовности ребенка поддерживать таковые. Трудности овладения социальной ролью возникают чаще всего тогда, когда отсутствует информация о сущности этой роли, когда имеющаяся информация не соответствует действительности либо у ребенка нет возможностей испытать себя в данной роли. В условиях детского дома количество ущербов, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваивается. Происходит это потому, что сама организация жизни детей в детском доме устроена так, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в своем окружении. Эта роль удерживает ребенка в иждивенческом статусе и блокирует проявление его потенциальных возможностей. Иными словами, воспитанник детского дома, выходя за порог учреждения, умеет «быть сиротой», т.е. надеется на покровительство, не обременяя себя поисками собственных внутренних ресурсов. В научном сообществе это явление получило название «выученной беспомощности». Дети, попадающие в детский дом, испытывают нежелательное влияние разнообразных жизненных ситуаций. Есть такие, которые никогда не видели своих родителей и, следовательно, имеют самое отдаленное представление о роли отца и матери в жизни детей. Дети, которые какое-то время воспитывались в семье, но потеряли родителей, хранят о них добрую память, что не может не отражаться на поведении воспитанников детского дома: пример членов семьи, в которой дети делают свои первые шаги, определяет многое. В сиротских учреждениях воспитываются и дети, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, как правило, неблагополучная. Они понимают всю сложность семейного неблагополучия, обстановка в такой семье никак не подходит для полноценного воспитания ребенка. Тем не менее, дети не перестают стремиться к своим родителям, ищут оправдания их асоциальному поведению. У таких детей формируется ошибочное впечатление об окружающих людях, замкнутость, озлобленность, социальное отчуждение.
Пребывание детей в детских сиротских учреждениях - процесс достаточно сложный и трудный для маленького человека. У ребенка, воспитывающегося в детском доме, практически нет личного пространства, дающего ему возможность уединиться, побыть одному. С некоторой долей условности личным пространством можно счесть фрагмент стены над кроватью, который ребенок волен украсить по собственному разумению, и тумбочку с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем.
Жизнь в детском доме вынуждает детей постоянно находиться «на публике». В большинстве случаев, даже сама планировка помещений детского дома не предусматривает наличия здесь какой-то собственной территории с четко - 62 - обозначенным «персональным» пространством, доступ в которое может иметь только ребенок. Жестко регламентирован в таком заведении и режим проживания, пунктуально определяющий, когда его обитателям следует вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать и т.д. и не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка. Иными словами, проживание ребенка в детском сиротском учреждении не исключает для ребенка возможность самостоятельно регулировать порядок контактов с внешним миром, соотнося их соответствии с собственными потребностями. Это может препятствовать формированию и развитию избирательных способностей, делающих человека уникальной личностью, индивидуальностью. Размывается понимание ребенком динамики собственных состояний. Постоянное пребывание в системе вынужденных контактов искажает границы личного пространства ребенка, что делает принципиально невозможным уход ребенка в собственный мир для восстановления психоэмоционального ресурса. Организация жизни в детском доме предполагает необходимость исполнять четко очерченные социальные роли, среди которых превалирует роль воспитанника. Находясь в рамках этой роли, ребенок утрачивает способность к проявлению собственной индивидуальности, что не позволяет ему в дальнейшем строить именно собственную жизнь, на основе своих собственных личностных ресурсов. Наряду с внутренними, существуют и внешние трудности для успешной социализации. К наибольшим деформациям связей с социумом приводит утрата «базового доверия к миру» в связи, с чем прерывается развитие таких характеристик личности, как самостоятельность, инициативность, социальная компетентность, умение трудиться и т.п. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самыми различными, но прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет к ним их окружение. Определенные специфические черты в поведении и развитии детей, воспитывающихся в детских домах, сохраняются у них не только на протяжении всего пребывания в учреждении, но и в последующей взрослой жизни. На успешность социализации и интеграции воспитанников детского дома влияет уровень их образовательной подготовки, уровень овладения социальнобытовыми навыками и особенности их психического развития, сформировавшиеся у них за время пребывания в детском доме.
Органы исполнительной власти Российской Федерации на федеральном, субъектном и муниципальном уровнях, а также педагогические коллективы государственных учреждений пытаются создать необходимые условия для успешной социализации выпускников детских домов и интернатов в общество. Они разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы социализации данной категории граждан. Однако при всех положительных тенденциях нельзя не отметить, что из сиротских учреждений выпускаются дети, не подготовленные к самостоятельной жизни в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса
Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...
Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната
Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зрения воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...
Социальная адаптация и социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ОВЗ в условиях современной школы-интерната
Социальная адаптация детей-сирот...
Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни
Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни Социализация – это многоплановая структура, включает в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в...
Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната
Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната...
Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме.
Сиротство, безнадзорность и беспризорность становятся в последнее время предметом пристального внимания государства. Федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений ...