Программа дополнительного образования "Юный журналист"
рабочая программа
Газета - это история мира за сутки.
Это история мира, в котором мы живем и события,
которые интересуют нас больше, чем относящиеся
к прошлому, существующему лишь в памяти.
А. Шопенгауэр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_zhurnalist_shotanova.docx | 660.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Газета - это история мира за сутки.
Это история мира, в котором мы живем и события,
которые интересуют нас больше, чем относящиеся
к прошлому, существующему лишь в памяти.
А. Шопенгауэр
Рабочая программа разработана на основе нормативно-правовых документов:
-Закона «Об Образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.);
-Концепции развития дополнительного образования детей;
-«Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018г. №196)
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года №09-3242 о направлении «Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
-нормы СанПиНа 2.4.4.3172 (от 04.07.2014 №4)
Направленность программы. Журналистика по определению В.И. Даля - журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Поэтому назрела острая необходимость разработки образовательной программы, знакомящей учащихся с
современным издательским бизнесом. который сегодня немыслим без компьютерных
технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши
замыслы. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это
делает процесс обучения увлекательным, эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми,
потому что даёт каждому, возможность самоутвердиться.
Мощность средств, включенных в настольные издательские системы настолько
велики, что практически весь процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один
человек. При этом издательские программы легко поддаются освоению даже
непрофессионалам в издательской работе. А графические возможности компьютера
позволяют сделать газету красочной.
Ребята сами подбирают иллюстрации, используют множество фотографий, создают
коллажи. Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые они
предлагают. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями издательского дела,
иметь представление об издательском процессе, азами журналистики. Без этих знаний
немыслимо создание полноценной полиграфической продукции. Поэтому на занятиях
кружка учащиеся знакомятся с компьютерными настольными издательскими системами.
Актуальность программы.
Данная программа дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более
привлекательными на вид. В данной программе собран материал, которого достаточно для
получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение
построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания:
от замысла до получения оригинал-макета. Разделы программы непосредственно
посвящены настольной издательской системе. Содержание программы предполагает работу
с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя
самостоятельную работу учащихся, При организации 'занятий целесообразно создавать
ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или
конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать
интерес к этой профессиональной сфере у учащихся школы, потому что ребенок может
продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат.
Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так
как дело, которым учащиеся будут заниматься значимо и для других. представляет интерес
для окружающих.
Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.
Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в "Программу" включен раздел "Культура речи". Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса. окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.
Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнения работ компьютерного практикума и решение задач. Распределение часов на изучение теории и компьютерный практикум примерное, т.к. зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами (конфигурация компьютеров, наличие программного обеспечения, локальной сети и выхода в Интернет.
Цели программы:
- знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского
дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования
публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным
издательское дело;
- развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке
информации, расширение кругозора детей;
- воспитание человека, гражданина, школьника - задачa сложная многогранная, всегда
актуальная;
- создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения школьников
рождает новую проблему - проблему «моральной 'Защиты» детей и подростков от
негативных влияний средств массовой информации. С учетом этого определены задачи
данной программы.
Задачи:
- формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать
информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
- активизировать познавательную мыслительную деятельность;
- развивать критическое мышление;
- развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
- прививать культуру общения;
- воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки:
-развивать творческие способности школьников - осуществлять выпуск стенгазет.
рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.
-развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических
средств;
-формировать творческие способности детей;
-уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
-использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира
учащихся;
- уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.
Отличительные особенности. Особенностью методики проведения занятий является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
При организации кружка основной упор делается на работу учащихся на уроках
русского языка и литературы (определенные типы игровых разминок: свобода речи,
пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее,
согласованность действий при коллективных формах работы, ориентация в пространстве).
На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные
темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные
произведения. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка «Юный журналист»
составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные,
инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей
между членами детской редколлегии. Редколлегия может быть разновозрастная: от
пятиклассников до выпускников. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор-
консультант из числа старших юнкоров. Одним из наиболее интересных аспектов
деятельности юнкоровцев является работа с медиа (создание газет и журналов,
видеоматериалов, радиопередач и др.).
Форма проведения занятий. Издательская деятельность в кружке имеет четкую направленность. Меньше критики, потому что в большей степени будущие печатные издания задуманы как литературно- художественные издания, красивые, грамотные и высоконравственные, которые ведут к добру, к знаниям, к красоте. Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы детского объединения:
индивидуальные занятия;
занятия по звеньям;
семинары;
лекции;
выездные занятия;
встречи с интересными людьми;
практическая работа (участие в конкурсах, выпуск Интернет - газеты, публикации в
специализированных сми и др.)
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 учебный год. Общее количество часов – 35 часов. Детское объединение «Юный журналист» объединяет учащихся 8-11 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов. Число детей, находящихся в группе составляет 15 человек.
Формы и режим занятий.
№ | Вид учебно-творческой деятельности | Время |
(минут) | ||
1 | Формулирование целей и задач занятия | 5 |
2 | Основное содержание | 20 |
., | Задания для самостоятельной и творческой работы учашихся во | 20 |
.3 | ||
время проведения кружкового занятия | ||
4 | Отдых, подвижные игры | 15 |
5 | Консультация | 10 |
6 | Отработка практической части по теме занятия | 25 |
7 | Контроль знаний по теме занятия | 15 |
8 | Подведение итогов занятия | 5 |
9 | Релаксация | 5 |
Планируемые результаты. В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника. работы по формированию своей личности. Изучение материалов связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов – осознать, что восприятие - тоже творчество, что каждую минуту происходит самостроительство или саморазрушение личности; необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии. Выпуск газеты на печатной основе - один из эффективных путей для достижения этого.
Газета - это информация, сила которой - слова. Периодическое печатное
издание планируется выпускать один раз в квартал. Они могут быть тематическими,
отдельные номера выходить с приложениями, например. «Для вас, родители», «Спортивная
жизнь центра» и другие. Тематика определяется общим планом работы центра, но это не
исключает свободного выбора темы публикаций самими обучающимися.
Предметные результаты: учащиеся знают историю развития журналистики, известных представителей профессии; журналистские специализации; особенности работы в различных СМИ; приёмы и средства речевой выразительности; жанры журналистики; содержание правовой культуры журналиста и журналистскую этику; методы и приёмы управления активностью аудитории; организацию работы в редакции печатного издания, на радио, телевидении, информационных агентствах сети Интернет и т.п.;
Метапредметные. Обучающиеся умеют производить литературную обработку текста; создавать журналистские материалы различных жанров; самостоятельно готовить материалы к публикации в прессе; создавать рекламные тексты и иллюстрации, фоторепортаж;
Личностные. Обучающиеся должны овладеть методикой применения правовых и этических норм журналиста; решать различной степени сложности творческие задачи; владеть навыками общения с разными людьми и аудиторией;
обучающиеся владеют: навыками написания основных (распространённых) журналистских материалов; навыками создания редакции «семейства СМИ»: пресса, радио, телевидение, агентство; приёмами журналистского взаимодействия в рамках правового поля. Учащиеся должны научиться: определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля; в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях: совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения: пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
находить и исправлять орфографические, пунктуационные. грамматические и речевые
ошибки; соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях; строить
связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и
систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным
высказываниям; проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
Умение работать с разной литературой.
Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.
Умение брать и давать интервью.
Использование знаний основных жанров периодической печати.
Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические
навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают
грамотность. Кроме теоретических лекций на каждом занятии будут проводиться
интересные журналистские тренинги.
Учащиеся должны знать: понятие макета; общие правила набора текста; форматы графических файлов; цветовые системы; основные термины работы со шрифтами; основные понятия верстки.
Основными требованиями к обучаюшимся при изучении основ журналистики являются:
желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
активная позиция во время занятий;
выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-
конференциях, творческих конкурсах.
Формы аттестации и их периодичность. Аттестация осуществляются с помощью диагностических материалов, дающих представления о степени усвоения учащимися программного содержания: наблюдений, индивидуальных опросов, анкетирования, тестов, проверочных работ, учёта публикаций журналистских материалов, проектной деятельности. А также ежемесячный выпуск школьной газеты «Школьный вестник»
Основные критерии оценки практических работ: умение находить и собирать необходимую информацию, пользоваться различными источниками информации, глубина самостоятельного мышления автора, аналитика, логичность, грамотность и острота подачи материала.
Формы подведения итогов реализации программы проходят в виде итоговых занятий, фотовыставок работ учащихся, мониторинга участия в журналистских конкурсах и фестивалях, научно-практических конференциях.
Учебный план дополнительной общеразвивающей программы «Юный журналист»
№ | Тематика | Кол-во часов | Форма аттестации/контроля | ||
теор | прак | всего | |||
Модуль 1 «Журналистика» Введение. История развития печатных средств массовой коммуникации | |||||
Инвариантная часть (3 часа) | |||||
1 | Краткая история возникновения развития печатных средств массовой коммуникации. Роль и место книги и периодической печати. Вводное занятие. Выборы старосты. распределение обязанностей между членами кружка | 1 | - | 1 | беседа |
2 | Твой друг – газета. Знакомство с историей возникновения школьной печатной газеты. | 1 | 1 | 2 | круглый стол |
Стили речи (12 часов) | |||||
Инвариантная часть (10 часов) | |||||
3 | Публицистический стиль речи. Общая характеристика сфера применения, жанры, языковые и стилевые особенности | 2 | 1 | 3 | сообщение |
4 | Специфика детских и юношеских периодических изданий. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. | 2 | 2 | 4 | заметка зарисовка |
5 | Лексические и фразеологические, морфологические, синтаксические изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. Обобщение систематизация сведений о стилях и типах речи. | 1 | 2 | 3 | репортаж интервью |
Вариативная часть (2 часа) | |||||
6 | Экскурсия «Кто имеет отношение к газетам». | - | 1 | 1 | отзыв |
7 | «Расскажи мне о себе». | - | 1 | 1 | коллаж |
Справочники (3 часа) | |||||
Инвариативная часть (3 часа) | |||||
6 | Активный и пассивный словарь. Словари Справочники и их классификация, тематика и использование в газете. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. | 1 | 2 | 3 | викторина |
Периодическая печать. Жанры (17 часов) | |||||
Инвариантная часть (14 часов) | |||||
7 | Жанры периодической печати. (Информационной, художественно-публицистический, литературный. Общий обзор. | 1 | 4 | 5 | обзор |
8 | Язык литературы. Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы корреспондентов – хроникеров. Расширенная информация. | 1 | 4 | 5 | рецензия |
9 | Защита творческих работ. Практическая работа. Написание расширенной информации. Заметка, заметка информационного характера, заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. | 1 | 3 | 4 | заметка очерк |
Вариативная часть (3 часа) | |||||
«Моя любимая газета» | - | 1 | 1 | беседа | |
Анализ практических работ | - | 1 | 1 | анализ | |
Игра - «Я – журналист» | - | 1 | 1 | деловая игра | |
10 | Всего | 11 | 24 | 35 |
Разделы программы. Некоторые аспекты работы над темами программы.
Teмal. Зарисовка.
Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.
Практическая работа:
- подготовить пейзажную зарисовку;
- подготовить портретную зарисовку;
- подготовить производственную зарисовку;
- подготовить бытовую зарисовку;
- подготовить контрольную зарисовку на заданную тему.
Тема 2. Интервью.
Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-
монолог, интервью-сообщение, и нтервью- диалог, и нтервью-зарисовка, и нтервью-мнение. ан кета,
опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.
Практическая работа:
- разработать план вопросов и провести интервью с учёным;
- разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью;
- разработать план вопросов и провести интервью с рабочим;
- разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком;
- подготовить контрольное интервью по заданию преподавателя.
Тема 3. Заметка.
Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для
написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой
информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки.
"Перевёрнутая пирамида" .
Практическая работа:
- подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на
заданную тему.
Тема 4. Репортаж.
Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для
репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность. наглядность. активно
действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж
(оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие),
спортивный репортаж.
Практическая работа:
- проанализировать расширенную заметку и репортаж;
- на одном материале подготовить заметку и репортаж;
- подготовить спортивный репортаж;
- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.
Тема 5. Рецензия.
Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд- рецензии и
мини-рецензии ..
Практическая работа:
- провести сравнительный анализ гранд-рецензии, мини-рецензии, аннотации;
- подготовить рецензию на книгу;
- подготовить рецензию' на фильм;
- подготовить рецензию на спектакль;
- подготовить мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль;
- подготовить аннотацию к книге.
Тема 6. Корреспонденция.
Информация и аналитика в корреспонденции.
Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и
аналитическая корреспонденции.
Практическая работа:
- подготовить информационную корреспонденцию;
- подготовить аналитическую корреспонденцию.
Тема 7. Статья.
Виды статей, трансформация жанра.
Статья - жанр. предназначенный для анализа актуальных. общественно-значимых процессов,
ситуаций, явлений и управляющих ими "Закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая. историческая.
Практическая работа:
- подготовить проблемную статью;
- подготовить общеисследовательскую статью;
- подготовить полемическую статью;
- подготовить историческую статью.
Тема 8. Обозрение.
Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.
- подготовить общее обозрение;
- подготовить экономическое обозрение;
- подготовить литературное обозрение;
- подготовить спортивное обозрение.
Тема 9. Обзор.
Общий обзор, обзор-презентация. информационный обзор.
- подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;
- подготовить общий обзор местных телевизионных каналов 'за неделю;
- подготовить общий обзор местных радиопередач за неделю;
- подготовить общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.
Тема 10. Комментарий. колонка.
Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования. предмет. Построение
комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.
Практическая работа:
- подготовить комментарий на заданную тему.
Тема 11. Эксперимент.
Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и "живое" наглядное
изложение. Соединение аналитического начала и репортажного.
Практическая работа:
- провести эксперимент и подготовить материал.
Тема 12. Очерк. Жанровое разнообразие.
Образность, типизация. насыщенность литературно-художественными средствами. языковые и
стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.
Практическая работа.'
- подготовить портретный очерк;
- подготовить событийный очерк;
- подготовить путевой очерк.
Организация деловой игры.
Деловые игры в последнее время широко применяются в учебном процессе. Они помогают
эффективно решать практические задачи овладения профессией, воздействуют на другие
элементы всей системы преподавания той или иной дисциплины. Организуя деловую игру на
занятиях, следует рассматривать следующие узловые моменты:
Журналистское произведение как тип текста.
Журналистский текст как результат особого рода творчества.
Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь общества и компетентность
журналиста.
Процесс воздействия на читателя и социальная по-зиция журналиста.
Оперативное отражение действительности в журналистике.
Журналистское творчество и культура.
Закономерности журналистского творчества.
Право и этика журналиста.
СТАТЬЯ.
Роли сотрудников городской газеты играют:
Корреспондент-учащийся.
Редактор отдела - учашийся.
Ответственный секретарь- учащийся
Главный редактор- учащийся .
.
Действие первое. Журналист работает над статьей. Учашийся приносит на занятие написанный дома материал.
Задание учащемуся: Докажите. что представленный Вами материал - статья. Убелите редакцию в актуальности Вашей статьи, правильности ее композиции. Покажите. как "работают" в вашей
статье факты, логические и эмоциональные средства, тезис. антитезис, индукция и дедукция,
система аргументации.
Действие второе. Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль
редактора отдела:
1. Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру статьи.
2. Убедительны ли выводы автора статьи, вытекающие из анализа проблем. критической
ситуации или положительного опыта? Обоснованы ли его рекомендации?
Определите рубрику материала. Дайте оценку заголовка.
Сделайте необходимую правку материала или верните его на доработку автору.
Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учащемуся, играющему роль
ответственного секретаря.
Примите решение по представленному материалу.
Определите, чего не хватает в нем, а что лишнее.
Согласны ли вы с рубрикой и заголовком?
Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.
Действие четвертое. Главный редактор принимает решение. Задание учашемуся. играюшему
роль главного редактора.
Дайте оценку материала.
Определите, точно ли названы адреса критики или положительного опыта.
Определите возможную реакцию читателя на этот материал.
Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.
Действие пятое.Материал опубликован (условно): заданис учащимся. играющим ро и
сотрудников редакции
Оценить достоинство и недостатки материала.
действие шестое. Преподаватель, выступающий от имени издателя, дает оценку материала,
определяет уровень его эффективности. подводит итоги деловой игры.
ОЧЕРК
Роли сотрудников редакции городской газеты играют:
Очеркист - учашийся, Редактор отдела - учашийся.
Ответственный секретарь - учашийся. Главный редактор - учашийся,
Действие первое.Журналист пишет очерк.
Учащийся приносит на 'занятие написанный дома материал.
Задание учащемуся. Докажите, что представленный вами материал - очерк.
Убедите редакцию в целесообразности выбора героя темы, проблемы.
Обоснуйте выбор вида очерка, его сюжета. Удачно ли показан Вами конфликт, раскрываюший
личность человека, о котором вы пишете?
Действие второе.Редактор отдела редактирует материал. Задание учащемуся, играющему роль
редактора отдела:
Оцените профессиональный уровень материала, соответствует ли он жанру очерка?
Убедительны ли в материале личность героя, его характер, поступки?
Дайте оценку заголовка.
5. Сделайте необходимую правку материала или верните его автору на доработку.
Действие третье. Материал сдан в секретариат. Задание учашемуся, играющему роль
ответственного секретаря:
Примите решение по представленному материалу.
Определите, чего не хватает в нем. а что лишнее.
Согласны ли Вы с заго овком?
Сделайте необходимую правку или верните материал в отдел.
Действие четвертое.Главный редактор принимает решение. Задание учашемуся. играюшему
роль главного редактора:
Дайте оценку материала.
Определите возможную реакцию читателя на этот материал.
Сделайте редакторскую правку или верните материал в секретариат.
Действие пятое. Материал опубликован (условно).
Задание учащимся, играющим роль сотрудников редакции:
Оценить достоинство и недостатки материала.
действие шестое. Преподаватель. выступающий от имени издателя. оценивает материал,
определяет уровень его эффективности, подводит итоги деловой игры.
1. "Живая речь". Учащимся предлагается записать без помощи технических средств 15-
минутный кусочек "живой" речи (в автобусе, на улице. в столовой ... ), желательно без
журналистской правки, с сохранением особенностей авторской лексики. без пробелов в тексте.
Цель упражнения - овладеть техникой записи в непредвиденной ситуации.
2. "Время". Учащиеся самостоятельно контролируют свое чувство времени, проверяя себя через
определенные промежутки времени и записывая результаты. Погрешность +,- 5 минут считается
нормой.
3. "Фраза-картинка". В журналистских материалах важно не только рассказывать о чем-то. но
и показывать. В некоторых жанрах, например, репортаже, журналист просто обязан создать
"эффект присутствия". Можно написать "Он рассердился", и тогда читателю ничего не остается,
как поверить этому сообщению-рассказу. А можно написать иначе: "Он грохнул кулаком по
столу и отшвырнул ногой стул". Читатель сразу представит себе эту сцену и сделает вывод, что
человек рассердился, разозлился. Задание: "показать" фразы: ОН ГОЛОДЕН, ДЕВОЧКА
БОИТСЯ, МАШИНА ПОПАЛА В АВАРИЮ, ЕМУ СТАЛО СТРАШНО.
4. "Реплики". Попробуйте написать как можно больше реплик. которые человек произносит,
когда он РАЗДРАЖЕН. УДИВЛЕН. НЕГОДУЕТ, НЕДОУМЕВАЕТ. НЕ ВЕРИТ,
ВОСТОРГ АЕТСЯ, ЗЛИТСЯ.
5. "Жесты и мимика". Опишите взгляды, которыми обмениваются бабушка и внук, гуляющие в
парке; школьница и школьники, смеющиеся на переменке; продавец и покупатель, который
недоволен тем, как его обслужили.
6. "Вкусные слова ... " Что значит "хороший запах"? Попробуйте объяснить, что это такое. Если
выбрать точные эпитеты, то у читателя возникнут вполне ощутимые ассоциации. Например,
жасминный, ландышевый, хвойный, смолистый, сладко-приторный, чесночный, яблоневый.
Попробуйте подобрать эпитеты к словам ПЕСНЯ, ПОХОДКА, ШОССЕ, ЖЕРЕБF:НОК,
МИТИНГ, ОРАТОР, АВТОМОБИЛЬ.
7. "Ассоциации". Напишите осмысленную фразу, в которой будут три заданных слова.
Например: УКАЗКА-МЫШЬ-АДМИРАЛ, ШЕЯ-ГИРЯ-АУКЦИОН, ФЕРЗЬ-БАЯН-
КОНСЕНСУС, СЕССИЯ-ЗИГЗАГ - ТЕЛЕФОН.
Цель - научить делать "мостики"-связки в будущих журналистских материалах, когда одно
предложение цепляется 'За другое, один абзац логично переходит в другой.
8. "Первая фраза". Историки утверждают, что Демосфен оставил 56 вступлений к
ненаписанным речам. Пробуйте написать 56 первых фраз к еще не написанным материалам.
Главное требование - фраза должна привлечь внимание. заинтересовать читателя, вызвать
желание читать дальше. Цель - определить роль первых фраз в журналистском тексте.
9. "Сказка". Учащиеся выбирают какую-либо сказку и трансформируют содержашуюся в ней
информацию в журналистскую, оформляя сказку как заметку, хронику, интервью, репортаж,
корреспонденцию и пр.
Цель упражнения - уточнение смысла понятия "журналистская информация".
10. "Три газеты". Учашиеся делятся на три произвольные группы. представляюшие три
издания: демократическое, крайне левых (или коммунистических) взглядов и т.н. "желтое".
Предлагается один факт, который каждая группа интерпретирует и подает в соответствии с
информационной политикой (а также - лексикой) своего издания. Цель упражнения -
определение границ влияния на журналиста информационной политики издания.
11. "Стоп-кадр". К любой иллюстрации из журнала, газеты, просто фотографии сделать
несколько подписей. Из одного - трех слов или словосочетания (как заголовок). Из одного
предложения - не более 18 слов. включая СОЮ3Ь1 и предлоги. Из нескольких предложений общим
объемом 40-50 слов. Из нескольких абзацев общим объемом до 300 слов.
12. "Одно ... ". Учащимся выбираются несколько человек, сходных в чем-то (имя, фамилия. дата
рождения и т.п.) и описывается какой-либо результат или курьез 'ЭТого сходства. Цель
упражнения - поиск социального смысла в частном случае.
13. "Главная улица". Выбирается социально значимый факт (ряд фактов), связанный с главной
улицей города (села) и подается последовательно в жанре хроники, заметки, информации,
интервью, репортажа и отчета.
Цель упражнения - уточнение методики работы в разных жанрах.
14. "Письмо в редакцию". Учащиеся пробуют себя в качестве рядового читателя,
обратившегося с какой-то просьбой или вопросом в редакцию центрального издания. Цель
упражнения - преодоление психологического барьера, связанного со сменой ролей.
15. "Приметы времени". По телевидению, дома, на улице можно слышать такие фразы:
"Бедственное Положение образования". "Подрастающее поколение сегодня быстро взрослеет", "В
стране царит милицейский произвол" и т. п. Это все приметы времени. К любому подобному
утверждению напишите десять примет. Например. десять примет РАСКРЕПОЩЕНИЯ
СОЗНАНИЯ, десять примет Дj~ГIOЛИТИЗАЦИИ юношьствх десять примет
МИЛИЦЕЙСКОГО ПРОИЗВОЛА... I [ель - умение формулировать общественно значимые
проблемы.
16. "Два взгляда". Сформулировать два взгляда на ПРОПИСКУ. Два взгляда на СМЕРТНУЮ
КАЗНЬ. Два взгляда на НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ. Два взгляда на ПЛАТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Два
взгляда на ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ АРМИЮ... Упражнение способствует формированию
навыков анализа общественно-значимых проблем.
17. "Впрок". Учащиеся методом интервью собирают данные о потребительских Свойствах
какого-либо товара или услуги, затем в форме информации излагают результаты. Цель
упражнения - овладение навыками сбора информации и определение границ рекламного /
нерекламного материала.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный журналист»
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Модуль 1 Введение. История развития печатных средств массовой коммуникации | ||||||||
Инвариантная часть темы (3 часа) | ||||||||
1 | сентябрь | 5 | 15.00-15.45 | теория | 1 | Краткая история возникновения развития печатных средств массовой коммуникации. Роль и место книги и периодической печати. Вводное занятие. Выборы старосты. распределение обязанностей между членами кружка | 31 кабинет | беседа |
2-3 | сентябрь | 12,19 | 15.00-15.45 | Теория Практика | 2 | Твой друг – газета. Знакомство с историей возникновения школьной печатной газеты. | 31 кабинет | круглый стол |
Стили речи (12 часов) | ||||||||
Инвариантная часть темы (10 часов) | ||||||||
4-6 | Сентябрь Октябрь | 26,3,8 | 15.00-15.45 | Теория Практика | 3 | Публицистический стиль речи. Общая характеристика сфера применения, жанры, языковые и стилевые особенности | 31 кабинет | сообщение |
7-10 | Октябрь Ноябрь | 22,29 12,11 | 15.00-15.45 | Теория Практика | 4 | Специфика детских и юношеских периодических изданий. Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи. | 31 кабинет | заметка зарисовка |
11-13 | Ноябрь Декабрь | 26 3,10 | 15.00-15.45 | Теория Практика | 3 | Лексические и фразеологические, морфологические, синтаксические изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля. Обобщение систематизация сведений о стилях и типах речи. | 31 кабинет | репортаж интервью |
Вариативная часть темы (2 часа) | ||||||||
14 | Октябрь | 15 | 15.00-15.45 | Практика | 1 | Экскурсия «Кто имеет отношение к газетам». | 31 кабинет | отзыв |
15 | Декабрь | 17 | 15.00-15.45 | Практика | 1 | «Расскажи мне о себе». | 31 кабинет | коллаж |
Справочники (3 часа) | ||||||||
Инвариативная часть (3 часа) | ||||||||
16-18 | Декабрь Январь | 24 14,21 | 15.00-15.45 | Теория Практика | 3 | Активный и пассивный словарь. Словари Справочники и их классификация, тематика и использование в газете. Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение. | 31 кабинет | викторина |
Периодическая печать. Жанры (17 часов) | ||||||||
Инвариантная часть (14 часов) | ||||||||
19-23 | Январь Февраль | 28 4,11,18,25 | 15.00-15.45 | Теория Практика | 5 | Жанры периодической печати. (Информационной, художественно-публицистический, литературный. Общий обзор. | 31 кабинет | обзор |
24-28 | Март Апрель | 11,18,23 8,15 | 15.00-15.45 | Теория Практика | 5 | Язык литературы. Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы корреспондентов – хроникеров. Расширенная информация. | 31 кабинет | рецензия |
29-32 | Апрель Май | 22,29 6,13 | 15.00-15.45 | Теория Практика | 4 | Защита творческих работ. Практическая работа. Написание расширенной информации. Заметка, заметка информационного характера, заметка типа делового описания. Заметка типа художественного описания с элементами повествования. | 31 кабинет | заметка очерк |
Вариативная часть (3 часа) | ||||||||
33 | Март | 4 | 15.00-15.45 | Теория Практика | 1 | «Моя любимая газета» | 31 кабинет | беседа |
34 | Май | 20 | 15.00-15.45 | Теория Практика | 1 | Анализ практических работ | 31 кабинет | анализ |
35 | Май | 27 | 15.00-15.45 | Теория Практика | 1 | Игра - «Я – журналист» | 31 кабинет | деловая игра |
Методическое обеспечение ДОП
| |||
Группы | Техническое обеспечение | Наглядные пособия и дидактические | |
материалы | |||
Юнкоры | Аудиоплейер, | В качестве наглядных пособий и | |
аудиокассеты, магнитофон | дидактического материала используются | ||
лучшие коллажи, рисованные газеты, | |||
Фотогазеты, изготовленные учащимися на | |||
практических занятиях детские и юношеские | |||
газеты и журналы, имеющиеся в школьной | |||
библиотеке, Краски, гуашь, фломастеры. | |||
бумага, | |||
Корреспондент | Компьютер, принтер, | Компьютерные программы - Мiсrоsоft Word, | |
сканер | Мiсrоsоft Оffiсе Excel, Microsoft PowerPoint, | ||
Мiсrоsоft Оffiсе Publisher, Fine Reader и т.д | |||
Юный | Аудиоплейер, | Выполнение печатных изданий в разных | |
журналист | аудиокассеты, магнитофон, | форматах, создание мультимедийных | |
Компьютер, принтер, | презентаций различного содержания и уровня | ||
сканер,ноутбук | сложности, робота с программой Adobe | ||
Photoshop и т.д |
Условия реализации программы
ставящих участников перед необходимостью оперативного
решения соответствующих профессиональных задач. Так, например, для
освоения темы «Пресс-кафе «Я - журналист!» проводится сюжетно-ролевая
игра «Берём интервью» с последующей дискуссией о том, какой жанр
привлекательнее для читателя: репортаж, фоторепортаж или интервью.
Необходимо сопровождать каждую деловую игру глубоким анализом
профессионального поведения ее участников, формируя у них навыки делового
этикета, журналистской этики и т. д.
Практический метод ориентирован на закрепление необходимых моделей
профессионального поведения реальным условиям деятельности. Суть его –
оперативный выпуск журналистской продукции (газеты для детей –
«Ровесник»).
Сочетание этих методов позволяет построить работу так, чтобы она давала
обучающимся системное представление о журналистской деятельности,
сочетала теорию и практическую деятельность обучающихся.
Метод проверки и оценки знаний, умений, навыков (тестирование, участие в
конкурсных мероприятиях.
Условия реализации программы:
∙ наличие оборудования, необходимого для выпуска школьной газеты
(компьютеры, принтер, сканер, фотоаппарат);
∙ методическое обеспечение (литература по детской журналистике);
∙ сотрудничество с редакциями городской газеты, а также с редакциями
детских газет других городов.
Организатором всей деятельности учащихся является руководитель творческого
объединения «Журналистика». Он следит за выполнением редакционных
заданий, организует индивидуальные консультации, ведёт занятия кружка,
оказывает помощь в разработке и выборе тем, планировании, редактировании,
электронной вёрстке, распространении газет
ставящих участников перед необходимостью оперативного
решения соответствующих профессиональных задач. Так, например, для
освоения темы «Пресс-кафе «Я - журналист!» проводится сюжетно-ролевая
игра «Берём интервью» с последующей дискуссией о том, какой жанр
привлекательнее для читателя: репортаж, фоторепортаж или интервью.
Необходимо сопровождать каждую деловую игру глубоким анализом
профессионального поведения ее участников, формируя у них навыки делового
этикета, журналистской этики и т. д.
Практический метод ориентирован на закрепление необходимых моделей
профессионального поведения реальным условиям деятельности. Суть его –
оперативный выпуск журналистской продукции (газеты для детей –
«Ровесник»).
Сочетание этих методов позволяет построить работу так, чтобы она давала
обучающимся системное представление о журналистской деятельности,
сочетала теорию и практическую деятельность обучающихся.
Метод проверки и оценки знаний, умений, навыков (тестирование, участие в
конкурсных мероприятиях.
Условия реализации программы:
∙ наличие оборудования, необходимого для выпуска школьной газеты
(компьютеры, принтер, сканер, фотоаппарат);
∙ методическое обеспечение (литература по детской журналистике);
∙ сотрудничество с редакциями городской газеты, а также с редакциями
детских газет других городов.
Организатором всей деятельности учащихся является руководитель творческого
объединения «Журналистика». Он следит за выполнением редакционных
заданий, организует индивидуальные консультации, ведёт занятия кружка,
оказывает помощь в разработке и выборе тем, планировании, редактировании,
электронной вёрстке, распространении газет
проверки и оценки знаний, умений, навыков (тестирование, участие в
конкурсных мероприятиях.
Условия реализации программы:
∙ наличие оборудования, необходимого для выпуска школьной газеты
(компьютеры, принтер, сканер, фотоаппарат);
∙ методическое обеспечение (литература по детской журналистике);
∙ сотрудничество с редакциями городской газеты, а также с редакциями
детских газет других городов.
Организатором всей деятельности учащихся является руководитель творческого
объединения «Журналистика». Он следит за выполнением редакционных
заданий, организует индивидуальные консультации, ведёт занятия кружка,
оказывает помощь в разработке и выборе тем, планировании, редактировании,
электронной вёрстке, распространении газ
- Кабинет
- Наличие оборудования, необходимого для выпуска школьной газеты (компьютер, сканер, фотоаппарат, принтер);
- Методическое обеспечение (литература по детской журналистике);
- Сотрудничество с редакцией городской газеты
Организатором всей деятельности учащихся является руководитель творческого объединения «Юный журналист». Он следит за выполнением редакционных заданий, организует индивидуальные консультации, ведет занятия кружка, оказывает помощь в разработке и выборе тем, планировании, редактировании и электронной верстке, распространении газеты (школьный сайт)
Список литературы
Основная литература
Лазутина Г.B. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
Дополнительная литература
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.
Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М; 1993.303 с.
Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М .. 1982.
Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Лельта. М .. 1977.263 с.
Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов 1 под ред, Я.
Н. Засурского. - М.: Аспект пресс, 2001. - 159 с.
Педагогическая лоция. Издательство в учебном заведении 1 Специальное приложение к
журналу "Лицейское и гимназическое образование" 2004/2005 уч. год
А.и. Сенокосов г. Екатеринбург. Методическая газета для учителей информатики
"Информатика" N2 5 (51 о) 2006 г.
Прохоров ЕЛ. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ,
1995.
Телевизионная журналистика: Учебник/Реп. коллегия г.в. Кузнецов, в.л. Цвик. А.Я.
Юровский. М.: Изц-во МГУ о 1994
Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие
Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1997.
Ожегов с.и. Словарь русского языка. - М., 1981.
Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации".
Федотов М.А. Правовые основы журналистики. - М.
Ресурсы Интернета
Сагман С. Мiсrоsоft ОПiсе 2000. - М.:ДМК Пресс, 2002. - 672 с.: ил. (Серия
"Самоучитель).
Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика: Photoshop CS, CorelDraw
12, Illustrator CS. Трюки и эффекты (+СВ). - СПб.: Питер, 2004. - 812 с.: ил. - (Серия
"Трюки и эффекты".
Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей "Открытый
урок" на сайте WWW:11ttp://www.1september.ru
Дополнительная литература для детей
Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. - М.: Галерия,
2002.- 472 с.
Елена Вовк. "Школьная стенгазета и издательские технологии в школе 1 Вкладка в "БШ"
N213, 15, 16.2004 год
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1981.
Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель Adobe Photoshop 7. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. -
688 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Юный журналист"
Рабочая программа по организации кружка "Юный журналист". Данный материал поможет заинтересовать профессией журналист, организовать школьную газету....
Программа дополнительного образования "Юный журналист"
Программа кружка "Юный журналист" включает в себя пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование на 2 года (в год - 68 часов)...
Программа дополнительного образования "Юный журналист"
Программа для кружка по журналистике, возраст - 13 лет, 1 час в неделю....
О создании программы дополнительного образования "Школа юного журналиста"
В статье даются рекомендации по созданию программы дополнительного образования по журналистике в условиях внедрения ФГОС....
Программа дополнительного образования "Юный журналист"
Дополнительная общеобразовательная программа разработана для учащихся (12-13 лет, средние – 13-14, старшие – 15-16 лет).Срок реализации Программы – 3 года....
Программа дополнительного образования "Юный журналист" на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года.
Программа дополнительного образования "Юный журналист" на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года....
Программа дополнительного образования детей «Юный журналист»
Программа детского объединения «Юный журналист» модифицированная, по направленности относится к социально-педагогическим программам, так как способствует персональной включенности подростк...