Программа дополнительного образования "Юный журналист"
методическая разработка (5 класс) на тему
Программа кружка "Юный журналист" включает в себя пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование на 2 года (в год - 68 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Южноуральского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Согласовано»
на заседании МС
«__» _______ 2011г.
Протокол № ___
от «__» ____ 2011г.
«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №3»
_____________ Зацепилин О.В.
«___» _________ 2011г.
Дополнительная образовательная программа
МОУ «СОШ №3»
«Юный журналист»
Возрастной диапазон: 12-17 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор: Шулаева
Любовь Анатольевна,
учитель русского языка
и литературы,
высшая квалификационная
категория
Южноуральск
2011 год
Информационная карта к дополнительной образовательной программе «Юный журналист»
ФИО педагога Шулаева Любовь Анатольевна
По типу создания: типовая, адаптированная, авторская
По образовательной области: профильная, многопрофильная
(естествознание, искусство, духовная,
антропология, социальная практика,
словесность, технология)
По направлению деятельности: ориентационная, фундаментальная,
прикладная, информационная,
художественно-эстетическая
По способам реализации: эвристическая, алгоритмическая,
исследовательская, творческая
По уровням усвоения: общекультурный, углубленный,
профессионально-ориентированный
По направлениям деятельности: техническое, спортивно-техническое,
физкультурно-оздоровительное,
туристско-краеведческий, эколого-
биологическое, культурологическое,
социально-педагогическая
профориентация,
художественно-эстетическое, военно-
патриотическое, естественно-научное
По формам реализации: групповые, индивидуальные,
индивидуально-групповые
По продолжительности
реализации: одногодичная, двухгодичная, трехгодичная
По полу: смешанное, для мальчиков, для девочек
По возрасту: для дошкольников, учащихся начальной
школы, основной школы, средней школы
Образовательная программа «Юный журналист»
Раздел 1. Пояснительная записка
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, пейджинговые и мобильные телефонные сети. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нем, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своем социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в данной программе.
Школьная газета – мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, совершенствованию и развитию навыков литературного творчества, повышению грамотности, приобретению первого журналистского опыта.
Тематика газеты отражает проблемы повседневной школьной жизни: учебу, досуг, творчество, спорт и др.
Настоящая программа рассчитана на 2 года: 136 часов по 2 часа в неделю. Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12–17 лет.
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребенка.
Актуальность данной программы состоит в том, что она дает возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества, раскрывает творческие способности учащихся при освещении школьных событий, идет освоение новых информационных технологий (освоение программ, которые не рассматриваются в рамках школьной программы по информатике и информационным технологиям), создает живую, активно работающую информационную среду.
Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить творческие способности подростков.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Развивающие:
– развитие образного и логического мышления;
– развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
– формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
– овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
– формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
– формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Оздоровительные:
- создание условий для эмоционального, благополучия, психического и физического здоровья детей
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики являются: интерес к журналистике как профессии; желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Ожидаемый результат:
– умение построить устное и письменное сообщение;
– умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
– умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
– самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода
Концептуальные основы программы:
- Педагогические технологии:
- Педагогика сотрудничества
- Личностно-ориентированная педагогика
- Метод проектов
- Принципы обучения:
- Доступность
- Последовательность
- Коллективность
- Индивидуализация воспитания
- Вариативности
- Связь с жизнью
- Гуманистической направленности
- Методы обучения:
- Словесный
- Эвристический
- Игровой
- Практический
- Формы обучения:
- Индивидуальная
- Групповая
- Бесед
- Лекции
- Практическое занятие
- Экскурсии в городские типографии и редакцию «Альянс»
К концу обучения по данной программе учащиеся должны знать:
- Основные жанры журналистики
- Основные жанры публицистики
- Уметь создавать тексты в различных жанрах публицистики
- Уметь верстать газету
- Уметь редактировать тексты
При составлении данной программы педагог опирался на историю журналистики, теоретические знания.
Набор учащихся проводится по принципу свободного выбора, при наличии у ребенка желания заниматься данным видом деятельности.
Продолжительность реализации программы 2 года. Занятия проходят раз в неделю. Продолжительность занятия 2 часа (120 минут).
Годы обучения | Количество обучающихся в группе | Количество часов неделю | Количество часов в день |
1 | 12-15 | 2 | 68 |
2 | 10-12 | 2 | 68 |
Материально-техническое обеспечение выполнения программы:
- компьютер
- сканер
- копировальная техника
- мини-типография
- фотоаппарат
Раздел II
Содержание программы
Тема 1
Журналистика как профессия. Профессиональные качества журналиста. Из истории журналистики. Этико-правовые основы журналистики.
Тема 2
Основные жанры журналистики. Общая характеристика.
Информационные жанры. Заметка. Отчет. Интервью. Репортаж. Особенности жанров.
Аналитические жанры. Аналитический отчет, интервью, опрос, беседа, комментарий, резюме, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья
Художественно-публицистические жанры. Зарисовка. Очерк. Фельетон. Заметка. Репортаж. Дневник. Путешествие. Отзыв. Портретный очерк. Языковые и композиционные особенности художественно-публицистических жанров.
Тема 3
Основные методы сбора информации. Изучаем документы, наблюдаем, работаем с людьми.
Тема 4
Язык журналистики. Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц. Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония. Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Тема 5
Номер газеты. Редакционный коллектив. Дизайн газеты. Создание газеты в формате Publisher. Создание макета газеты в Microsoft Word. Вставляем текст и иллюстрации. Выбираем шрифт. Размещаем фотографии и иллюстрации.
Раздел III
Тематическое планирование
Первый год обучения
№ | Тема | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Выпуск номера газеты к 1 Сентября Вводное занятие. Организация редколлегии. Инструктаж по технике безопасности | 2 | 1 | 1 |
2 | Журналистика как профессия. Функции журналистики. Разработка основных разделов школьной газеты | 2 | 1 | 1 |
3 | Введение в систему основных жанров журналистики. | 2 | 1 | 1 |
4 | Дизайн газеты. Создание газеты в формате Publisher. Выпуск праздничного номера ко Дню учителя. | 2 | 1 | 1 |
5 | Основные методы сбора информации | 2 | 1 | 1 |
6 | Информационные жанры журналистики. | 2 | 1 | 1 |
7 | Аналитические жанры (О/Х). Разнообразие аналитических жанров | 2 | 1 | 1 |
8 | Создание макета газеты в Microsoft Word Подготовка новогоднего выпуска газеты. Отбор материала | 4 | 4 | |
9 | Художественно-публицистические жанры (О/Х). | 4 | 2 | 2 |
10 | Очерк. Разновидности очерка как портретный очерк и проблемный очерк. | 4 | 2 | 2 |
11 | Портретный очерк. Особенности портретного очерка. | 2 | 1 | 1 |
12 | Заметка. Разновидности заметки | 2 | 1 | 1 |
13 | Письмо в газету. Языковое оформление письма. | 2 | 1 | 1 |
14 | Вставляем текст и иллюстрации. Выбираем шрифт. Редактирование и выпуск номера газеты | 6 | 2 | 4 |
15 | Статья. Языковые и композиционные особенности статьи. | 4 | 2 | 2 |
16 | Путешествие. Черты жанра. | 4 | 2 | 2 |
17 | Язык журналистики. Профессиональная лексика | 4 | 2 | 2 |
18 | Жанровые особенности журналистики | 4 | 2 | 2 |
19 | Размещаем фотографии и иллюстрации. Подготовка и выпуск номера газеты | 6 | 6 | |
20 | Стилистические фигуры речи | 3 | 3 | |
21 | Стилистические фигуры в тексте газетных статей | 6 | 2 | 4 |
22 | Итоговое занятие. Экскурсия в редакцию газеты «Альянс» | 3 | 3 | |
| Итого | 72 | 29 | 43 |
| Всего | 72 |
Второй год обучения
№ | Тема | Общее количество часов | Теория (количество часов) | Практика (количество часов) |
1 | Вводное занятие. Выпуск праздничного номера к 1 сентября Инструктаж по технике безопасности | 4 | --4C | |
2 | Роль и значение прессы в современном мире | 4 | 2 | 2 |
3 | Композиция материала. Выпуск поздравительного номера ко Дню учителя. Редактирование номера | 6 | 2 | 4 |
4 | Основные типы построения текста. Выпуск номера по итогам 1-й четверти. | 6 | 2 | 4 |
5 | Анализ газетных и журнальных публикаций | 6 | 2 | 4 |
6 | Различные виды сбора информации. Выпуск новогоднего номера | 6 | 2 | 4 |
7 | Малые жанры журналистики | 6 | 2 | 4 |
8 | Интервью – особенности жанра. Выпуск номера по итогам 3-й четверти | 6 | 2 | 4 |
9 | Роль статьи в публицистике | 4 | 2 | 2 |
10 | Виды репортажа. Экскурсия в редакцию «Альянса» | 6 | 2 | 4 |
11 | Очерк – близость к малым формам художественной литературы | 6 | 2 | 4 |
12 | Сатирические жанры публицистики | 6 | 2 | 4 |
13 | Особенности работы журналиста в печатных изданиях. Экскурсия в типографии города. Выпуск итогового номера газеты. | 6 | 2 | 4 |
Итого | 72 | 26 | 46 | |
Всего | 68 |
Раздел IV
Список литературы:
- Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ Авт.: О.И. Лепилкина и др. – М.: Вентана-Граф, 2006
- Гринина-Земскова А.М. сочинения в газетных жанрах. 5-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2006
- Лобанова В.Ю. Работа над сочинениями публицистических жанров: Пособие для учителей. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008
- Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках / сост. М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Юный журналист"
Рабочая программа по организации кружка "Юный журналист". Данный материал поможет заинтересовать профессией журналист, организовать школьную газету....

Программа дополнительного образования "Юный журналист"
Программа для кружка по журналистике, возраст - 13 лет, 1 час в неделю....

О создании программы дополнительного образования "Школа юного журналиста"
В статье даются рекомендации по созданию программы дополнительного образования по журналистике в условиях внедрения ФГОС....

Программа дополнительного образования "Юный журналист"
Дополнительная общеобразовательная программа разработана для учащихся (12-13 лет, средние – 13-14, старшие – 15-16 лет).Срок реализации Программы – 3 года....

Программа дополнительного образования "Юный журналист" на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года.
Программа дополнительного образования "Юный журналист" на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года....

Программа дополнительного образования "Юный журналист"
Газета - это история мира за сутки.Это история мира, в котором мы живем и события,которые интересуют нас больше, чем относящиесяк прошлому, существующему лишь в памяти.А. Шопенгауэр...

Рабочая программа дополнительной общеразвивающей программы "Юный журналист"
Реализация программы позволит приобщить детей к журналистике и медиасфере во всех ее аспектах, привить учащимся художественный вкус и критическое мышление, а это, в свою очередь, окажет благоприятное ...