О создании программы дополнительного образования "Школа юного журналиста"
статья (5, 6, 7 класс) на тему

Плотникова Марина Николаевна

В статье даются рекомендации по созданию программы дополнительного образования по журналистике в условиях внедрения ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О создании программы дополнительного образования

«Школа юного журналиста»

На данный момент мы находимся на этапе перехода всей системы общего образования на стандарты нового поколения.

Современное образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, соответствующих новым социально-экономическим условиям. Иными словами, задачей школы становится формирование компетенций учащихся, необходимых им для будущей самостоятельной деятельности в социуме. При этом делать это только в условиях школьной классно-урочной системы достаточно сложно. Поэтому система дополнительного образования учащихся, которая создана в настоящее время практически в каждой школе, не должна оставаться в стороне от этой задачи. С введением ФГОС роль занятости детей после уроков существенно возрастает. В соответствии с ФГОС основного общего образования, внеурочная деятельность, организованная в школе в разных формах, должна быть направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, соответственно, способствовать формированию у обучающихся во внеурочное время предметных и, в первую очередь, личностных и метапредметных умений. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и т.п. Иными словами, формируются некие универсальные учебные действия, которые работают больше не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.

У каждого ребенка совместно с родителями (при наличии системы дополнительного образования в школе) появляется возможность выбрать себе интересное занятие по совершенно разным направлениям: спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, социальному, по направлению, связанному с проектной деятельностью. Образовательное учреждение предоставляет, таким образом, учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, представленных в виде кружков, секций, школьных научных сообществ и т.п., направленных на развитие школьника. При этом школа должна уметь гибко реагировать на социальный заказ, и прежде всего учащихся и их родителей

В то же время следует помнить о том, что в условиях внедрения ФГОС реализация основной образовательной программы требует иного подхода к организации образовательного процесса. Одной из задач объединений дополнительного образования (ОДО) становится обеспечение качества, эффективности дополнительного образования детей за счет того, что совершенствуется содержание, меняются организационные формы и технологии дополнительного образования детей, система оценки результатов деятельности его участников, разрабатываются инновационные образовательные программы.

Сверхзадача педагога дополнительного образования состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.

Приступая к оформлению программы, педагогу дополнительного образования важно иметь достаточно четкое представление:

- для какой возрастной группы предназначена данная программа? На какой срок занятий она рассчитана? Имеются ли у нее предшественники и продолжатели? Как в них просматриваются вопросы преемственности     (в    содержании,    направлении деятельности, развитии качеств личности и т.д.)?

- какими знаниями, умениями, навыками может (должен) обладать подросток после одного, двух, трех и последующих лет занятий по этой программе? Где (в объединении, клубе, научном обществе учащихся) он может развивать их далее?

- воспитанию или совершенствованию каких качеств личности кружковца способствует данная программа? Имеются ли в ней предпосылки (вероятность) для развития негативных качеств личности?

- как в программе учитываются базовые знания, а также умения и навыки подростка, сформированные у него в процессе учебных занятий в школе, предшествующем кружке? Как базовые знания будут углубляться, расширяться в процессе занятий по данной программе?

- заложены ли в   программу возможности для организации творческой, поисково-исполнительской, репродуктивной деятельности подростков?

- предусматриваются ли в программе возможность индивидуальных, групповых, коллективных занятий? Какие их них преобладают? Имеется ли возможность их сочетания?

- способствует ли программа профессиональной ориентации подростков?

В МБОУ  школа № 27  г. Дзержинска Нижегородской области действует несколько объединений дополнительного образования детей, одним из которых является объединение «Юный журналист». Это объединение существует несколько лет, но в настоящее время мы стараемся организовать и построить его работу таким образом, чтобы она соответствовала требованиям, предъявляемым к внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Во-первых, мы учитываем социальный заказ. Работа в школе кружка «Юный журналист» обусловлена тем, что определённый круг учащихся в школе стремится развить в себе умения, способности, необходимые для занятия журналистикой. Количество таких детей с каждым годом не уменьшается, а растет, поэтому можно сказать, что общественный заказ выполняется.

Во-вторых, нами было пересмотрено содержание программы объединений дополнительного образования, и была разработана новая программа «Школа юного журналиста», которая была представлена на экспертизу в методический совет ГБОУ ДПО НИРО и получила экспертное заключение на апробацию (а затем и внедрение)  программы в образовательном учреждении.

Актуальность этой программы связана с решением такого блока задач образовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков.

Программа предназначена для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы и рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю во внеурочное время (в рамках деятельности кружка, объединения дополнительного образования и т.п.).

Структура рабочей программы педагога дополнительного образования является следующей:

  1. Титульный лист
  2.  Пояснительная записка
  3. Содержание программы
  4. Календарно - тематический план
  5. Контрольно-измерительные материалы

При разработке программы дополнительного образования учитывалось, что одним из главных результатов обучения и воспитания является формирование универсальных учебных действий, направленных на способность учеников успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

При этом цель и задачи программы определены в соответствии с тем, чтобы получить предметные, метапредметные и личностные результаты обучения учащихся.

Цель  программы:

 -- создать  условия  для интеллектуальной, социальной, творческой самореализации личности школьника  в процессе освоения им основ журналистской деятельности и произведения собственного продукта – школьной газеты.

Задачи программы:

  • ознакомить учащихся с теоретическими основами журналистики, с основными требованиями к написанию текстов публицистического стиля;
  • учить создавать  письменное или устное высказывание в соответствии с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, репортаж, очерк, статья); формировать навык коммуникации;
  • учить применять полученные знания на практике (в процессе создания школьной газеты)
  • формировать умение работать с публицистическими текстами, анализировать их;
  • формировать умение ориентироваться в потоке поступающей информации, работать с разными источниками информации (информационная компетенция);
  • формировать  навык сотрудничества, требующий совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;
  • формировать навык самоорганизации и саморегуляции учащихся, подразумевающий планирование этапов выполнения работы, отслеживание продвижения в выполнении задания, соблюдение сроков подготовки и предоставления материалов, контроль качества выполнения работы;
  • формировать навык самостоятельной оценки собственной учебной деятельности, собственного продукта с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий;
  • формировать  ценностно-смысловые установки, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации своей позиции или оценки;
  • формировать ИКТ-компетентность;
  • развивать творческий потенциал учащихся, их способности;
  • воспитывать  у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые  для этого навыки;
  • воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
  • воспитывать культуру поведения в разных ситуациях, связанных с общением.

Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко, реализации потребности в коллективном творчестве.

Работа по данной программе подразумевает обязательную практическую деятельность, в том числе издание периодической школьной печати. В процессе создания газеты дети будут иметь возможность дополнительно общаться и работать в группе, и в то же время каждый научится действовать индивидуально.

Содержание курса по данной программе не дублирует содержание учебных дисциплин. Тем не менее, работа по этой программе не только значительно расширяет объём знаний по основам учебных предметов, но и дает запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знаний общекультурного характера. Важно то, что юные журналисты научатся обращаться к темам, имеющим значение для большинства их ровесников.

Можно выделить следующие «ориентиры», которым следовали при создании программы:

  • ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
  • формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
  • обращение к тем проблемам, темам,  которые являются личностно значимыми для детей указанного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;
  • развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
  • обязательная опора на содержание основного образования.

Предполагается использование на занятиях следующих технологий, методов и приемов:

технологии проблемного обучения;

метода проектов;

метода эвристической беседы;

наглядного метода;

метода поиска, сбора, анализа информации.

Программой предусмотрены теоретические и практические занятия, которые проходят в следующих формах:

лекции,

беседы,

экскурсии,

дискуссии,

творческих заданий,

встречи с интересными людьми и т.п.

(форма проведения занятия может корректироваться в соответствии с учебной ситуацией, целью учебного занятия).

В оценке достижений учащихся учитывается их индивидуальный прогресс в обучении, внеучебные достижения, использование современных форм представления результатов обучения, в том числе, портфолио, защита творческих проектно-исследовательских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования "Юный журналист" (на 1 год)

Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты будут учиться пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремиться не только ...

Программа дополнительного образования "Юный журналист"

Программа кружка "Юный журналист" включает в себя пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование на 2 года (в год - 68 часов)...

Программа дополнительного образования "Юный журналист"

Программа для кружка по журналистике, возраст - 13 лет, 1 час в неделю....

Программа дополнительного образования "Юный журналист"

Дополнительная общеобразовательная программа разработана для учащихся (12-13 лет, средние – 13-14, старшие – 15-16 лет).Срок реализации Программы – 3 года....

Программа дополнительного образования "Юный журналист" на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года.

Программа дополнительного образования "Юный журналист"  на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года....

Программа дополнительного образования "Юный журналист"

Газета - это история мира за сутки.Это история мира, в котором мы живем и события,которые интересуют нас больше, чем относящиесяк прошлому, существующему лишь в памяти.А. Шопенгауэр...

Программа дополнительного образования "Юный журналист"

Данная программа рассчитана на один год обучения. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС...