Образовательная программа дополнительного образования детей "Юный журналист"
рабочая программа по теме
Рабочая программа по организации кружка "Юный журналист". Данный материал поможет заинтересовать профессией журналист, организовать школьную газету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Принята на педагогическом совете Утверждаю:
Протокол № _________ Директор МОУ ДОД «РЦДТ»
от « » ____________ 2011 г. Приказ № ____ от « » __________ 2011
_________________ Михайлова Е.Н.
«___»____________________ 2011 г.
Образовательная программа дополнительного образования детей
«Юный журналист»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 14-16 лет
Автор - Селюта Ирина Леонидовна
педагог дополнительного
образования
п. Тайцы.
2011 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ:
1.Направленность - социально-педагогическая
2.Объединение - «Юный журналист»
3.Ф.И.О. педагога- Селюта Ирина Леонидовна
4.Вид программы- Модифицированная
5.Тип программы –профессионально-ориентированная
6.Целевая установка - профессионально-прикладная
7.Уровень освоения - общекультурный
8.Образовательная область – литературная
9.Возрастной диапазон - 12-17 лет
10.Формы организации образовательного процесса - групповая
11. Срок реализации - один год
12.По характеру – интегрированная
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность и рассчитана на 1 год обучения. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, формирование интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.
Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12-17 лет. Количество учащихся в учебной группе 15 человек
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна данной программы состоит в том, дети интересуются журналистикой, планируют свою дальнейшую взрослую деятельность в данной области а в населенных пунктах Большеколпанской волости, Гатчинского района отсутствуют какие-либо средства массовой информации
Актуальность программы. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Актуальность данной программы, в связи с изложенным, очевидна. Программа сможет привлечь внимание обучаемых к различным социальным проблемам, поможет различным органам власти наладить связь с населением посредством юных журналистов , тем самым будут решаться такие важные государственные заказы в сфере образования, как патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание детей.
Педагогическая целесообразность. Дети получают знания основ журналистики и издательской деятельности газет и журналов. Углубленно изучают литературоведение. Программа кружка даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся; учащиеся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.
Цель программы:
Обучить учащихся основам профессии журналиста, привить навыки работы с социальной газетой, развить интерес к литературному творчеству.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
- овладение основными навыками журналистского мастерства.
Развивающие:
- развитие литературных способностей подростков;
- развитие умения устного выступления;
- развитие умения письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе репортажей ;
Воспитывающие:
- Воспитание нравственных, морально-психологических и коммуникативных качеств.
Отличительная особенность программы заключается в обучении детей основам работы журналиста, верстки газеты и журнала в совокупности с практическими мероприятиями по созданию газеты. В программе предусмотрена разновидность «групповой технологии», в частности «Технология работы с разновозрастной группой».
Возраст детей. Программа обучения в детском объединении «Юный журналист» рассчитана на детей 12-16 лет (5-9 классы)
Срок реализации программы.1 учебный год.
Формы и режим занятий:
Формы проведения занятий: беседа, игра, чтение и обсуждение статей из газет; экскурсии, обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей, выпуск стенных школьных газет, подготовка статей для публикации в газетах.
Формы организации учебной работы: коллективная, групповая,
Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часа
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Результат: Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, будет приобретать навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля. Таким образом обучаемый овладеет основами работы корреспондента, научится создавать фоторепортаж, провести интервью, составить очерк, написать статью.
Ожидаемые результаты:
Обучаемый получит
1. Развитие образного и логического мышления;
2. Развитие литературных способностей ;
3. Навыки умения устного и письменного выступления;
4. Развитие умения письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе репортажей ;
Конечные результаты:
Обучаемый в кружке сможет :
1. Построить устное и письменное сообщение;
2. Работать в различных жанрах публицистического стиля;
3. Уметь общаться с отдельным человеком и аудиторией;
4. Самостоятельно подготовить публикацию материалов в газете.
Способы определения результативности:
- Устный опрос
- Наблюдение
- Решение тестовых заданий
- Анализ работ
- Контроль (входной, текущий, итоговый)
- тренировочные упражнения
- ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики
- ролевые игры.
Формы подведения итогов по разделам:
- участие в конкурсах различных уровней по направлению деятельности кружка;
- анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
- участие в презентации «Портфель творческих успехов».
- беседа, контрольное задание, зачетное упражнение конкурс, наблюдение, презентация.
Форма подведения итогов реализации программы
Конкурс журналистских работ
Диагностическая таблица определения уровня образованности
Год | Параметры (Задачи) Что отслеживаем ? | Критерий оценки По чему судим ? | Показатели (Результат) | Оценка уровня образованности |
1. | Обучающие -Умение работать в различных жанрах публицистического стиля; -Владение основными навыками журналистского мастерства. | Правильность написания различных статей, очерков, эссе, исследований.
| 1. Знает основы работы журналиста 2. Углубленное знание литературоведения. 3. Умеет изготовить верстку газеты и журнала 4. Владеет информационно-коммуникативными технологиями. | 5 балов -учебный материал усвоен на 85-90 %.Приобретены практические навыки по профилю занятий. 4 балла -обучаемый хорошо знает учебный материал. Несколько путается в практических действиях. Недостаточно внимателен в работе с версткой газеты. 3 балла- обучаемый знает правила, но не всегда их выполняет. |
2. | Развивающие - Литературные способности; - Умение устного выступления; - Умения письменного изложения своих мыслей. | - Качества формирующие навыки изготовления газет и журналов . - Качества формирующие психологию общения, культуры речи, ораторские способности. | Интерес .Умение пользоваться навыками журналиста. Умение владеть информационными технологиями . Смелость, решительность, умение принять правильное решение. 1. Использование полученных знаний в практических целях. 2. Использование полученных знаний по литературоведению в практических целях. | 5 балов - обучаемый в различных ситуациях принимает правильное решение ,в спорных ситуациях находит логически правильное решение используя навыки полученные в кружке. Умело информационными технологиями. 4 балла -обучаемый хорошо демонстрирует знания учебного материала Несколько путается в практических действиях. Недостаточно внимателен в верстке газеты. 3 балла- обучаемый плохо владеет знаниями , и не важно владеет навыками верстки газеты. |
3. | Воспитательный Нравственные, морально-психологические и коммуникативные качества. | Культура речи. Ораторские навыки. Чувство уважения к русскому языку. Чувство любви к Родине. . | Коммуникабельность. Трудолюбие. Стремление к познанию. Ответственное отношение к выбору профессии журналиста. Взаимовыручка. | 5 баллов - все задания по журналистике выполняются самостоятельно, стремятся помочь товарищам, овладел знаниями по литературоведению. 4 балла - стремиться выполнить все задания по журналистике, но не достаточно самостоятелен в выполнении практических работ. 3 балла- умеет работать только в группе . Пассивен на занятиях. |
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Разделы | Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение в программу. | 2 | 2 | 3 | - | |
2. | История российской журналистики. | 2 | 2 | 5 | - | |
3. | Журналистика как профессия. | 10 | 8 | 2 | ||
4. | Функции журналистики. | 10 | 10 | - | ||
5. | Требования к журналисту. | 6 | 6 | |||
6. | Формирование жанров журналистики. | 24 | 12 | 12 | ||
7. | Знакомство с оформительским делом. | 50 | 10 | 40 | ||
8. | СМИ – воспитатель гражданственности | 4 | 1 | 3 | ||
9. | Анализ материалов периодической печати . Выпуск газет. Написание статей. | 34 | - | 34 | ||
10. | Подведение итогов работы объединения | 2 | 1 | 1 | ||
Всего | 144 | 52 | 92 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение в программу. 2 часа .
Теория. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист», цель и задачи. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Цели и задачи портфолио, структура портфолио обучающегося.
2. История российской журналистики. 2 часа .
Теория. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.
3. Журналистика как профессия. 10 часов .
Теория. Формирование представлений о профессии журналиста. Журналистика как профессия.. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения. Журналистика как профессия.
Практика. Знакомство с этапами выпуска газеты (Экскурсия в редакцию газеты «Гатчинская правда». Встреча с журналистом.)
4. Функции журналистики: 10 часов .
Теория. - информационная;
- коммуникативная;
- выражение мнений определенных групп;
- формирование общественного мнения.
Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
5. Требования к журналисту: 6 часов .
Теория. - компетентность, объективность;
- соблюдение профессиональных этических норм;
- глубокое знание в области литературы, философии. Владение литературным языком.
6. Формирование жанров журналистики: 24 часа .
Заметка
Теория – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение. Отличие заметки от корреспонденции.
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета. Теория -2,Практика-2
Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Теория -2,Практика-2
Репортаж - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Теория -2,Практика-2
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Теория -2, Практика-2
Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Написание публикаций выбранного жанра. Теория -2, Практика-2
7. Знакомство с оформительским делом. 50 часов .
Шрифт (4 часа )
Теория -2
Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Изучение шрифта.
Практика-2 Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов.
Оформление газеты (6 часов)
Теория-1 Иллюстрированное оформление газеты.
Практика-5 Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций.
Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотр и обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.
Роль фотографии в газете. (6 часов)
Теория-3 часа . Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Классический дизайн газеты.
Практика- 3 часа. Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна.
Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS WORD. Обучение работы на ПК . (34 часа)
Практика -34 часа
- Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. -4 часа
- Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT- 6 часов.
- Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами . Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение - 6 часов.
- Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер- 6 часов.
- Особенности компьютерной программы MS PUBLISHER. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов- 6 часов.
- Формирование сайта газеты. Эстетика и дизайн. Оформление пробного сайта- 6 часов.
8. СМИ – воспитатель гражданственности. (4 часа)
Теория - 1 час
Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма».
Практика – 3 часа
Подбор различных статей по теме, их обсуждение. Написание статьи на тему «Я люблю тебя Родина».
9. Анализ материалов периодической печати. Выпуск газет. Написание статей. - 34 часа .
Практика – 34 часа
- Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи и детей . Практика-4
- Написание статьи освещающей успехи учеников школы на районных и областных конкурсах. Практика-10
- Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты. Практика-10
- Вёрстка газеты. Практика-10
10. Подведение итогов работы объединения. 2 часа
Теория - Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ.
Практика - Анкетирование «Мои успехи в журналистике».
- Конкурс журналистских работ
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
№ темы | Разделы | Форма занятия | Приемы и методы проведения занятия | Дидактический материал и ТСО | Форма подведения итогов |
1. | Введение в программу. | Теоретическое | Объяснительно-иллюстрированные (демонстрация, показ, рассказ. | Видеоматериалы , схемы, литература. | Беседа. . |
2 | «История Российской журналистики.» | Теоретические | Объяснительно-иллюстрированные. (демонстрация, пока, рассказ. | Видеоматериалы , схемы, литература. | Беседа. Контрольное задание. |
3 | Журналистика как профессия. | Теоретические Практические | Объяснительно-иллюстрированные. (демонстрация, пока, информация. Практическая – экскурсия, встреча | Видеоматериалы, схемы, литература. | Беседа. Контрольное задание. |
4 | Функции журналистики. | Теоретическое | Словесные Наглядные | Видеоматериалы, схемы, литература. | Беседа. Наблюдение. |
5 | Требования к журналисту. | Теоретические | Объяснительно-иллюстрированные. Демонстрация,показ,рассказ. | Видеоматериалы, схемы, литература. | Наблюдение. Контрольные задания. Конкурсы. |
6 | Формирование жанров журналистики. | Теоретические Практические | Словесные Наглядные Практические (самостоятельная работа, упражнение, тренировка) | Видеоматериалы, схемы, литература. | Наблюдение. Контрольные задания. Конкурс. |
7 | Знакомство с оформительским делом. | Теоретические Практические Комбинированные | Словесные Наглядные Практические (самостоятельная работа, упражнение, тренировка) | Видеоматериалы, схемы, литература. ПК Фотоаппарат | Наблюдение. Контрольные задания. Зачетное упражнение. |
8 |
«СМИ – воспитатель гражданственности» | Комбинированное Практические | Наглядные (демонстрация, показ) Словесные Практическая работа (подбор материала, написание статей) | Видеоматериалы, схемы, литература. Персональный компьютер | Наблюдение. |
9 | «Анализ материалов периодической печати и верстка газеты» | Практические | Стимулирования и мотивации. Методы контроля и самоконтроля. Методы организации деятельности | Видеоматериалы, схемы, литература. | Наблюдение. Контрольные задания. Зачетное упражнение. |
10 | Подведение итогов работы объединения | Комбинированное | Наглядные. Словесные. Практическая работа | Иллюстрации. Анкекы Мультимедийная установка ПК | Анкетирование Конкурс |
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
- Джон Кин. « Работа современного репортера» МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
- Засурский Я.Н « Система средств массовой информации России» МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики .
- Кеворков В.В. . Рекламный текст. -М., 1996.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
- Маленкова Л.И. Человековедение. М., 1993.
- Николюкин А.Н. Литературная энциклопедия терминов и понятий. 2001
- Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
Для обучаемых
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.
- Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
- Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
- Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
- Шкопоров Н.Б. « Как психологически правильно брать интервью М.,1990
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Программа дополнительного образования "Юный журналист"
Программа кружка "Юный журналист" включает в себя пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование на 2 года (в год - 68 часов)...

Программа дополнительного образования "Юный журналист"
Программа для кружка по журналистике, возраст - 13 лет, 1 час в неделю....

Программа дополнительного образования "Юный журналист"
Дополнительная общеобразовательная программа разработана для учащихся (12-13 лет, средние – 13-14, старшие – 15-16 лет).Срок реализации Программы – 3 года....

Программа дополнительного образования "Юный журналист" на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года.
Программа дополнительного образования "Юный журналист" на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года....

Программа дополнительного образования "Юный журналист"
Газета - это история мира за сутки.Это история мира, в котором мы живем и события,которые интересуют нас больше, чем относящиесяк прошлому, существующему лишь в памяти.А. Шопенгауэр...

Программа дополнительного образования "Юный журналист"
Данная программа рассчитана на один год обучения. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС...