Программа по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних
методическая разработка
Данная программа ориентирована на организацию содержательного досуга детей, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и преступлений.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних | 37.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
г.Искитима Новосибирской области
633208, Россия, НСО, г. Искитим, м-он Южный, 52
Тел: (38343) 4-41-47, 4-42-43, Факс: (38343) 4-41-48
E-mail:school1105@mail.ru
http://www.школа11искитим.рф, www.school11iskitim.ru
«Утверждаю»
Директор МБОУ- СОШ №11
Метлина Л.Н.
____________
(дата)
Программа
по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №11
города Искитима Новосибирской области
Паспорт программы
Наименование программы | Программа по профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних «Подросток» |
Разработчики программы | Социально-педагогическая служба МБОУ-СОШ №11 |
Цели программы | Цель программы: создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждение среди сверстников учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение их во внеурочную деятельность. |
Сроки реализации программы | 2015-2019 г. |
Исполнители программы | МБОУ- СОШ №11 |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
|
Пояснительная записка
Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилась немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся дети из семей, бюджет которых не позволяет организовать полноценный отдых и питание, в результате чего они, как правило, предоставлены сами себе. Все это ведет к росту правонарушений среди подростков.
Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);
- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).
Эти тревожные факторы свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.
С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
- Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
- Конституция Российской Федерации;
- Закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;
- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Указы Президента РФ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
Нормативно-правовые документы школьного уровня:
- Устав МБОУ- СОШ №11
- Локальный акт «Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета».
- Локальный акт «Положение о административно-педагогической комиссии».
Данная программа ориентирована на организацию содержательного досуга детей, на воспитание физически здорового человека, профилактику правонарушений и преступлений.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Цель программы: создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждение среди сверстников учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение их во внеурочную деятельность.
Задачи программы:
- обеспечение учащимся психолого-педагогического сопровождения для реализации прав на получение основного общего образования;
- организация и совершенствование внеучебной деятельности, направленной на вовлечение учащихся в досуговые мероприятия;
- предупреждение правонарушений среди учащихся школы и профилактике здорового образа жизни.
Участники программы: учащиеся МБОУ - СОШ № 11 города Искитима Новосибирской области
Содержание программы.
Для обеспечения защиты интересов личности в сфере образования и воспитания, ее гармоничного развития, сохранения и укрепления здоровья, повышение адаптационных возможностей участников образовательного процесса в школе создана психолого – педагогическая- медико-социальная служба
Главным звеном всей профилактической работы является социальный педагог школы
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со школьниками включает
предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап
| Содержание |
Изучение подростка и окружающей его среды | Диагностика подростка
|
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению
| Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков | Тренинги, Стимулирование положительных поступков, изменений, проф.ориентационная работа |
Самовоспитание
| Поддержка подростка в процессе самовоспитания |
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
В целях профилактики правонарушений среди подростков в школе работают разнообразные кружки и секции
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
- Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ГДН УВД.
- Организация работы школьной административно-педагогической комиссии.
- Проведение тематических педагогических советов.
- Педагогический всеобуч для родителей
- Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»
- Составление социального паспорта классов, школы.
- Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
- Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
- Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
- Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
- Заполнение карты здоровья учащихся.
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
- реализация системы воспитательной работы школы;
- проведение мероприятий совместно с ГДН УВД
- классные часы;
- организация правового всеобуча;
- проф.ориентационная работа;
- проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
- Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
- Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
- Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
- Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на базе школы, на предприятиях города.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками
Работа в этом направлении предполагает:
- выявление причин отклонений в поведении;
- беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
- приглашение на школьную административно-педагогическую комиссию;
- Беседы инспектора ГДН;
- Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
- Направление представлений в КДН и ЗП;
- Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Работа с родителями по формированию правовой культуры детей:
- Выбор родительского комитета в классах.
- Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
- Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
- Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
- Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в КЦСОН г.Искитима и Искитимского района
- Проведение тематических родительских собраний
- Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
- Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, здравоохранения.
- Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.
Планируемые результаты:
1 блок
|
|
2 блок
|
|
3 блок
|
|
4 блок
|
|
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы | - появление у подростков устойчивых интересов; - положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ГДН УВД; -уменьшение количества детей «группы риска» - уменьшение количества причин , по которым дети попадают в «группу риска». |
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы | -проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия. |
Конечный результат реализации программы
| Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних, создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Правила жизни".
Цели программы:обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;создать условия для эффективного...
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, состоящими в социально-опасном положении....
ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
ПРОГРАММА по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних...
Антикризисная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних МБОУ «Подсинская СШ» на 2015-2016 учебный год
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Цель: принятие мер по работе с учащимися и их родителями (законными представителями):- способствующих сни...
О влиянии работы детских объединений дополнительного образования на воспитание подростков и профилактику преступлений и правонарушений несовершеннолетних
О влиянии работы детских объединений дополнительного образования на воспитание подростков и профилактику преступлений и правонарушений несовершеннолетних...
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Создание эффективной системы воспитательной работы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних – задача чрезвычайно сложная....