Социально-педагогическая программа "Ты в этом мире не один"
рабочая программа
В связи с ростом преступности и правонарушений среди подростков и молодежи, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся, мы можем наблюдать усиление роли образовательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.Используя данную программу, педагог работает с классным коллективом, что позволяет педагогу охватить большинство учащихся школы, выявить нуждающихся в индивидуальных консультациях и сформировать группы для проведения тренинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zanyatiy_s_gruppoy_riska.docx | 27.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально-педагогическая программа "Ты в этом мире не один"
Амоаший Ольги Сергеевны,
социального педагога
В связи с ростом преступности и правонарушений среди подростков и молодежи, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся, мы можем наблюдать усиление роли образовательных учреждений в решении жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.
Должность социального педагога в школе позволяет расширить рамки взаимодействия с ребенком, так как данный специалист работает с учащимися во внеурочное время, относится к ребенку без оценок, старается раскрыть его внутренний духовный потенциал. При этом специалист использует такие формы работы как тренинг, беседа, игра, групповое занятие. Используя данную программу, педагог работает с классным коллективом, что позволяет педагогу охватить большинство учащихся школы, выявить нуждающихся в индивидуальных консультациях и сформировать группы для проведения тренинга.
Данная программа универсальна по своей структуре. В зависимости от класса педагог может использовать различные формы работы и использовать большее количество часов, чем предусмотрено учебно-тематическим планированием. В течение всего срока реализации программы учащиеся овладевают комплексом поведенческих навыков, обеспечивающих способность к социально адекватному поведению, позволяющим человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.
Среди навыков, необходимых человеку для успешной самореализации в обществе и адаптированной жизни выделяют:
1) Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности.
Эти навыки дают возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности. Они являются базой для формирования чувства собственного достоинства.
2) Навыки позитивного общения.
Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.
3) Навыки самооценки и понимания других.
Эти навыки помогают правильно вести себя в ситуации общения и взаимодействия с различными людьми.
4) Навыки управления эмоциями и эмоциональными состояниями.
Эти навыки помогают адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей.
5) Навыки адекватного поведения в стрессовых ситуациях.
6) Навыки продуктивного взаимодействия.
Эти навыки позволяют при минимальном количестве эмоциональных затрат достигать в процессе общения значительных результатов.
7) Навыки самостоятельного принятия решений.
Человек, обладающий данным навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его мнения могут менять ситуации и влиять на конкретных людей.
8) Навыки решения проблемных ситуаций.
Владение этим навыком позволяет человеку грамотно и уверенно вести себя в трудных жизненных ситуациях.
9) Навыки работы с информацией.
Эти навыки позволяют человеку свободно и бегло ориентироваться в постоянно меняющейся жизненной ситуации.
10) Навыки творчества.
Эти навыки позволят человеку нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой жизненный опыт и новую информацию, полученную в процессе познавательной деятельности.
В реализации программы принимают участие учащиеся с пятого по одиннадцатый класс. Занятия проводятся во внеурочное время в течение одного академического часа.
В качестве методов диагностики результатов реализации каждого этапа программы используются различные методики, такие как анкетирование, тестирование, сочинение по личным впечатлением, ранжирование знаний, работа с понятийным аппаратом, наблюдение (поведение в импровизированных ситуациях) и т. п.
Цель программы:
- создание условий для социальной адаптации учащихся «группы риска» через дополнительные занятия в группе или в классе.
Задачи программы:
- предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций;
- развитие социального интеллекта;
- повышение сплоченности класса и поддержание положительного микроклимата в коллективе;
- моделирование жизненных ситуаций, проблемных вопросов в социально-педагогической деятельности учащихся;
- профилактика социальной дезадаптации учащихся;
- пропаганда здорового образа жизни;
- профориентация
Ожидаемые результаты:
- адекватное поведение в различных, жизненных ситуациях;
- предупреждение стрессовых состояний;
- умение общаться;
- высокий коэффициент индекса групповой сплоченности;
- привычки здорового образа жизни;
- определение с профессией.
Социально-педагогическая программа "Ты в этом мире не один" рассчитана на 68 часов для учащихся 5-11классов. Программа рассчитана как на работу с классом, так и на работу отдельно с учащимися группы риска или индивидуальную работу с учащимся группы риска.
Класс | № п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечания |
5 класс | 1. | Общечеловеческие ценности. | 1 | тренинг | |
2. | Устав школы, правила поведения. | 1 | беседа | ||
3. | Права детей. | 1 | игра | ||
4. | Твоя семья. | 1 | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения | ||
5. | Одноклассники и одноклассники. | 1 | тренинг | ||
6. | Шутки или хулиганство. | 1 | беседа | ||
7. | Ответственность за поступки. | 1 | тренинг | ||
8. | За что ставят на учет. | 1 | |||
9. | Мы за здоровый образ жизни. Люди с особенностями здоровья. | 1 | тренинг | ||
10. | Делимся успехами. Заключительное занятие. | 1 | игра | ||
6 класс | 11. | Нравственные ценности. | 1 | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения | |
12. | Понимание как залог эффективного общения. | 1 | беседа | ||
13. | Конфликт и способы его разрешения. | 1 | тренинг | ||
14. | Роль телевидения в нашей жизни. | 1 | беседа | ||
15. | Компьютерные игры: за и против? | 1 | беседа | ||
16. | Волшебный мир театра. | 1 | беседа | ||
17. | Чистота разговорной речи. | 1 | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения | ||
18. | Умение противостоять группе. | 1 | тренинг | ||
19. | Как не стать жертвой преступления. | 1 | беседа | ||
20. | Делимся успехами. Заключительное занятие в учебном году. | 1 | беседа | ||
7 класс | 21. | Ответственность за поступки несовершеннолетних. | 1 | Беседа, игра | |
22. | Вредные привычки – опасные привычки. | 1 | сказкотерапия | ||
23. | Если вы столкнулись с буллингом. | 1 | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения | ||
24. | Опасный интернет. Зависимость. | 1 | беседа | ||
25. | Оправданы ли наши страхи: застенчивость, неуверенность, одиночество. | 1 | сказкотерапия | ||
26. | Самоконтроль и требовательность к себе. | 1 | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения | ||
27. | В здоровом теле здоровый дух. | 1 | беседа | ||
28. | В мире моих увлечений. | 1 | беседа | ||
29. | Каким я представляю свое будущее. | 1 | беседа | ||
30. | Делимся успехами. Заключительное занятие в учебном году. | 1 | Беседа, игра | ||
8 класс | 31 | Мои права и обязанности. | 1 | игра | |
32 | Личность в обществе. | 1 | беседа | ||
33 | Я и моя компания. | 1 | тренинг | ||
34 | Психология общения. | 1 | тренинг | ||
35 | Как разрешить конфликт. | 1 | тренинг | ||
36 | Мода и молодежь. | 1 | беседа | ||
37 | Дружба и любовь. | 1 | беседа | ||
38 | Что значит быть взрослым? | 1 | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения | ||
39 | Что для меня значит жестокость? | 1 | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения | ||
40 | Делимся успехами. Заключительное занятие в учебном году. | 1 | Беседа. игра | ||
9 класс | 41 | Мои представления о семье. | 1 | беседа | |
42 | Семья в современном обществе. | 1 | беседа | ||
43 | Взаимоотношения родителей и детей. А если конфликт? | 1 | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения | ||
44 | Жизненные ценности и приоритеты. | 1 | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения | ||
45 | Психология общения. | 1 | беседа | ||
46 | Выбор профессии – это серьезно. | 1 | Игра | ||
47 | Проявления дружбы и любви. | 1 | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения | ||
48 | Всегда ли ты поступаешь правильно? | 1 | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения | ||
49 | На пороге взрослой жизни. | 1 | беседа | ||
50 | Делимся успехами. Заключительное занятие в учебном году. | 1 | беседа | ||
10 класс | 51 | Толерантность к себе и другим. | 1 | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения | |
52 | Я и группа. | 1 | тренинг | ||
53 | Мои права заканчиваются там, где начинаются права других. | 1 | беседа | ||
54 | Курение и алкоголизм. | 1 | беседа | ||
55 | Наркомания – беда нашего общества. | 1 | |||
56 | Это нужно знать. ВИЧ. | 1 | |||
57 | Это нужно знать. Гепатит. | 1 | |||
58 | Жизнь – главная ценность. | 1 | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения | ||
59 | Делимся успехами. Заключительное занятие в учебном году. | 1 | беседа | ||
11 класс | 60 | Главные жизненные ценности. | 1 | беседа | |
61 | Главная ценность – семья. | 1 | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения | ||
62 | Терпимость в семье. Конфликты и пути решения. | 1 | тренинг | ||
63 | Как не стать жертвой преступления. | 1 | беседа | ||
64 | Ответственность за проступки. | 1 | Рассказы для подростков для анализа и обсуждения | ||
65 | Мои планы на будущее. | 1 | беседа | ||
66 | Формула выбора профессии | 1 | Беседа, игра | ||
67 | Как справиться со стрессом. | 1 | тренинг | ||
68 | Делимся успехами. Заключительное занятие в учебном году. | 1 | беседа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии – как один из видов социально-педагогических технологий
Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценно...
Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща
): биология, урок обобщения и систематизации знаний по теме «Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща». Форма урока – интерактивный с...
Классный час "Чтобы ты не был один в этом мире"
Чтобы ТЫ не был один в этом мире!...
Социально-педагогическое занятие "Дорогой мира и добра"
Цель: привить детям культуру толерантного поведения и толерантного отношения друг к другу. Задачи: а) формирование у учащихся толерантного восприятия других детей, отличных по какому-либо признаку; ...
Семья «группы риска», как социально-педагогическая проблема.В данной статье приведена классификация, которая помогает упорядочить мои знания в области социальной педагогики. Возможно и вы откроете для себя что-то новое благодаря этому материалу.
Семья, как уже отмечалось – первичная ячейка социализации ребенка, именно в ней закладываются основы его будущих мировоззрении, взглядов, традиции. Именно от семьи зависит, чтобы родившаяся &laq...
Социально-педагогический проект "В мире природы нет беспорядка"
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Однако экология у под...