Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся
статья

Возисова Виктория Сергеевна

В данной статье расмотренны основные типы дивиантного поведения у детей и подростков,  меры профилактики отклоняющегося поведения у учащихся образовательных учреждеий, а также предложенны практические рекомендации для специалистов школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся

     Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

В психологической литературе девиантным называется поведение, представляющее собой ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, что проявляется либо в нарушении социально-психологических и нравственных норм, либо в ущербе, нанесенном благополучию окружающих и себе лично. В качестве дополнительных аспектов необходимо отметить трудности коррекции поведения, особую необходимость в индивидуальном подходе и повышенную потребность во внимании со стороны сверстников. [ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского., 1990г.]

Природа отклоняющегося поведения различна. Нарушения поведения рассматриваются в тесной связи с особенностями личности. Классификация типов девиантного поведения, основанная на социально-психологическом подходе, разработана психиатрами Амбрумовой А.Г. и Жезловой Л.Я. Они выделяют четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков:

  1. Антидисциплинарное поведение.

 К такому поведению могут быть отнесены нарушения режима и дисциплины в учебно-воспитательном учреждении. Например, систематический срыв уроков, отказ от выполнения учебных заданий и т.д.

  1. Антисоциальное (антиобщественное).

 К антисоциальному поведению могут быть отнесены поступки, связанные с невыполнением или непризнанием общепринятых нравственных норм поведения, отказ от учебной и трудовой деятельности, бродяжничество, раннее вступление в половую жизнь, сексуальные эксцессы, употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических средств.

  1. Делинквентное (противоправное).

Понятие применяется только в случаях противоправных действий несовершеннолетних. Сюда относятся вымогательство, кражи, угон транспортных средств, хулиганство. В этом случае важна своевременная диагностика с целью лечения и реабилитации, а также профилактики более тяжелых форм нарушения поведения и дезадаптации личности ребенка.

      4. Аутодеструктивное поведение – поведение, разрушающее личность девианта на             психологическом и соматическом уровнях, представляющее угрозу для его жизни: суицид, фанатизм, экстремальные виды спорта, различные виды зависимостей.

         Проблема отклоняющегося поведения наиболее актуальна в подростковом возрасте, которому свойственны несформированность «Я» – концепции и социальная незрелость. Подростки полны противоречивых чувств и мыслей. Они порой не могут объяснить своих поступков. Родители тоже перестают понимать своего ребенка. Прежние привычные модели взаимодействия и влияния вдруг перестают «работать». Сталкиваясь с непривычным поведением, открытым сопротивлением или отчужденностью подростка, родители постепенно переходят от растерянности к раздражению. Стремясь сохранить прежние способы управления, они усиливают давление. В ответ подросток с нарастающей интенсивностью отстаивает свою независимость. Учащаются конфликты. Как следствие – опасное отдаление, растущее недопонимание, потеря близких и доброжелательных отношений. [ Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я., 1973г.]

       Среда проживания и семейные методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В случае отклоняющегося поведения, подросток, как правило, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и структура его личности осложняется множеством противоречий. Статистика показывает, что каждый третий подросток – правонарушитель растет без отца, а в тех случаях, когда семья полная, у каждого четвертого отец страдает алкоголизмом.

      Учащихся, которым свойственны отклонения поведенческих реакций, называют по-разному: недисциплинированные; педагогически либо социально запущенные; трудные дети; трудновоспитуемые, склонные к правонарушениям; девиантные подростки и пр. Эти термины наиболее часто используются как синонимы. Отклоняющееся поведение оказывает негативное влияние на окружающих, и общество ставит диагноз девиантности или делинквентности. Таким образом, все большую остроту приобретает вопрос, связанный с психолого-педагогическими аспектами обеспечения превенции девиантного поведения школьников (превенция – от лат. praeventio – опережаю, предупреждаю; предупреждающие, предохранительные действия).

        Комплексное изучение причин отклонений в поведении, создание прогностической программы реальных мероприятий и путей преодоления проблем девиантных школьников – является одновременной работой по преодолению недостатков семейного и педагогического воспитания. Такой подход диктует необходимость разработки комплексных мероприятий для оказания психологической помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса.[ Емельянова Е.В., 2008г. ]

       Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

  1. Создание комплексной группы специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, медик и др.), способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с учащимися «группы риска» и их семьями.

  2. Организацию воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учебы.

Осуществляется в тесном сотрудничестве педагогического коллектива и школьного психолога. Учителям-предметникам психолог дает рекомендации по созданию благоприятного эмоционального настроя на занятиях, знакомит с особенностями восприятия и памяти, акцентирует их внимание на повышении мотивации и развитии самоконтроля, советует учитывать индивидуальные особенности работоспособности и способы реагирования на трудности.

    3. Создание системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на организацию развития личности учащегося.

     В частности, психолог по результатам психодиагностики проводит групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, знакомит других специалистов с информацией о личностных особенностях учащихся; медработник отслеживает состояние здоровья, социальный педагог и инспектор посещают асоциальные семьи и передают информацию классному руководителю. Тот в свою очередь вместе с психологом проводит индивидуальную и групповую работу с родителями.

  4. Взаимодействие с родителями. В этой деятельности могут быть использованы разнообразные формы: совместные открытые занятия для детей и родителей, родительские собрания, родительские лектории, индивидуальные консультации, семинары с целью повышения психологической культуры и практического обучения методам превентивной работы.

    5. Взаимодействие со специалистами различных служб, занимающихся решением проблем, связанных с детьми и подростками (специализированные подразделения администраций районов города: комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, центры социальной помощи семье и детям).

    6. Организацию досуга.

Подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами учебной деятельности. Сюда можно отнести вовлечение школьников в кружковую работу, в спортивные секции, участие в театральных спектаклях, участие в психологических тренингах и т.д.

Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов, свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного учащегося.

    7. Информационно-просветительскую работу.

Она основывается на том, что отклонения от социальных норм в поведении подростков происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают и, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через систему классных часов с целью социального обучения и формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе. [ С.В. Титова, 2008г.]

       Профилактика девиантного поведения у школьников заключается в восстановлении или коррекции нравственных и волевых качеств личности подростка. Она способствует превращению социальных норм в личностные, формирует чувство ответственности, требовательность к себе, адекватную оценку своего поведения и поведения других людей, тормозит стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу.

 

Практические рекомендации:

-с целью преодоления неуспеваемости учителям предметникам и классным руководителям в соответствии с положением по ведению школьной документации своевременно выставлять отметки в журнал и в дневник

- классным руководителям необходимо своевременно информировать родителей об успеваемости и посещаемости учебных занятий детей

- заместителям директора по УВР осуществлять контроль работы учителей предметников со слабоуспевающими уч-ся: наличие журнала и тетрадей для индивидуальной работы

- школьной службе сопровождения наладить работу с родителями неуспевающих учащихся, оказывая им педагогическую и психологическую поддержку

- социальному педагогу и психологу необходимо проводить анкетирование родителей и учащихся с целью выявления социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения

- привлекать к работе с данной категорией учащихся и их родителями специалистов центра медико-психолого-педагогической поддержки

- педагогический коллектив школы должен осуществлять дифференцированный подход в работе с учащимися определённой группы риска

- заместителю директора по ВР необходимо планировать участие учащихся ОУ в районных мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни, включать в воспитательный план работу школьного лектория с привлечением специалистов центра поддержки семьи и детства.

Список литературы

1. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. О некоторых формах девиантного поведения у подростков. – В кн. Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. М., 1973. – С. 211–215.

2. Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой . – СПб: Питер, 2008. – 240 с.

3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб: Речь, 2008. – 336 с.

4. Психология : словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.

5. Центр социальной помощи семье и детям: Методология, опыт и перспективы: Метод. пособие / Под ред. Н.Н. Воронцовой, Калининград, 2001. – 144 с.

6. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения учащихся»

Выведено несколько основных вариантов отклоняющего поведения:1.    Уклонение от учебной и трудовой деятельности. У школьников отка...

Статья Комплексная работа социального педагога и психолога по профилактике девиантного поведения учащихся в школе.

Работа, посвященная комплексным мероприятиям социального педагога и психолога по коррекции девиантного поведения у обучающихся в школе...

Взаимодействие школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения учащихся

Проблема поведения учащихся всегда волновала учителей и родителей.  Современные ученики   стали более активны, самостоятельны и свободны в выражении своего мнения, в отстаивании своей т...

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Практические рекомендации для содания конструктивного и эффективного общения с трудными подростками....

Роль семьи в профилактике девиантного поведения

Материал может быть использован при подготовке к родительскому собранию...

Роль педагога в профилактике девиантного поведения детей и подростков

Доклад " Роль педагога в профилактике девиантного поведения детей и подростков" для выступления на конференции в МГЮА.Роль пед...