Роль семьи в профилактике девиантного поведения
методическая разработка по психологии

Мыкало Наталья Михайловна

Материал может быть использован при подготовке к родительскому собранию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_profilaktike_deviantnogo_povedeniya.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в профилактике девиантного поведения

Материал для родительского собрания.

Цель: изучение особенностей семейного воспитания, отношений в семье, способствующих профилактике девиантного поведения несовершеннолетних.  

Семья играет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта.

То, как человек будет строить свою жизнь, какую создаст семью, во многом зависит от того, какой опыт взаимоотношений он получил в детстве от родителей. Ведь именно в семье ребенок получает первые представления о нормах и правилах поведения, видит первые образцы отношения взрослых к окружающим людям и себе самому.

Целью воспитания в семье и в учреждениях образования является создание условий для гармоничного развития личности ребенка. Вопрос о методах воспитания, обеспечивающих достижение поставленной цели, пока остается открытым. Трудность выбора методов определяется, с одной стороны, отсутствием универсального метода воспитания,  необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку. С другой стороны,  целесообразнее говорить не об отдельных методах, а о создании условий повседневной жизни, в которых дети развиваются также естественно, как и живут,  воспитание осуществляется в процессе общения, совместной жизни, где нет необходимости в строгих мерах воздействия.

В семье всё воздействует на формирование личности ребёнка. Василий Александрович Сухомлинский, педагог-новатор, сказал, что «воспитание - это жизнь родителей на глазах у детей». И действительно, родители воспитывают, когда говорят о работе и о других; когда ссорятся или мирятся, когда семья дружна или каждый сам по себе; когда в семье кто-то весь день отдыхает на диване. Всё это – тоже воспитание.

На ребёнка воздействует всё: добры или нет родители; удовлетворены они жизнью или завидуют всем и каждому; оптимисты или всегда “смертельно усталые” и им “всё надоело”. Для него не безразлично, что у них разные характеры, чему радуются, печалятся, как негодуют, чего опасаются. Ребёнок всё видит, слышит, по-своему воспринимает и перерабатывает, на него воздействует буквально всё, и это само по себе – воспитание. Ответа требует только одно: КАКИМ его всё это воспитывает?

Неприятие ребёнка приводит, в конце концов, к неприятию родителей.

Неприятие порождает в ребёнке чувство протеста. И тогда один ищет компенсацию – отдушину, утешение вне семьи. Подрастая, найдя компанию таких же ущемлённых и безнадзорных, он праздно проводит время, пренебрегает учебой. В компании к нему проявляют внимание, встречают его с радостью, в чем он и нуждается. Там весело, и он забывает о своих горестях. Но на этом пути он становится трудным. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых, и он поступает вопреки их советам и требованиям. Чертами характера становится необязательность, безответственность, эгоизм, отсутствие серьёзных привязанностей.

У другого формируется истероидный характер со склонностью к бурным сценам протеста “с двигательной бурей”, при которой наблюдаются потеря самоконтроля, элементарной сдержанности, демонстративное поведение, когда возможны демонстративное нанесение порезов, и столь же демонстративные попытки самоубийства. Вызывающее поведение наблюдается и вне семьи.

В этом случае чертами характера становится эгоистичность, лживость,  манерность, склонность всегда и во всём обвинять других, начиная от родителей и кончая всёми окружающими.

Время от времени необходимо внимательно всмотреться в своего ребёнка.

Задать себе вопросы, вдумчиво и объективно ответить на них.  

Что делали не так, что упустили, что необходимо наверстать. Если родителям удастся своевременно всмотреться в ребёнка, задуматься, принять меры по устранению упущенного, значит, им удастся предупредить развитие негативных привычек и девиантного поведения.
 Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать возможность почувствовать детям, что они нужны вам, что они любимы.

В семье существуют различные типы взаимоотношений:

Диктат – тип семейных отношений, характеризующийся тем, что во главу угла ставятся требования, правила, которые родители “вводят” в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестких мер.  

Опека на первый взгляд прямо противоположна диктату – освободить ребенка от трудностей и “лишних” требований. Но, по сути, диктат родителей и опека – явления одного порядка, различаются они формой, а не по существу. Результаты во многом совпадают.

Мирное существование на основе невмешательства – достаточно распространенная тактика в современных семьях, где молодые, зачастую образованные родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Отсюда – минимум требований, правил, норм поведения. Результат такого воспитания – отчуждение родителей и детей, эмоциональная автономия.

Сотрудничество – тип семейных отношений, характеризующийся балансом любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, как и к другим членам семьи). Здесь требования “не выпячиваются”, они естественны, если все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ребенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости – помогут. Но самое главное – ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.

Дети обычно моделируют свое поведение по принципу семьи. Если они видят ссоры родителей и проявление насилия у себя дома, то считают, что это приемлемый вид поведения.  У находящихся в атмосфере постоянных конфликтов детей вырабатывается низкая стрессоустойчивость, они более чем другие дети подвержены психосоматическим заболеваниям. В результате – частые пропуски школьных занятий, низкие успехи в учебе. Конечным итогом становится неверие в себя, в свои силы, невозможность достичь успехов в какой-либо деятельности. Часто за маской агрессивности у ребенка скрываются неуверенность в себе, недоверие к людям, постоянное ожидание неприятностей со стороны других. Негативное восприятие себя толкает его на неблаговидные поступки. Подростки пытаются недостающее чувство любви и семейного тепла компенсировать с помощью суррогатов любви: алкоголизма и наркомании. Невыносимая атмосфера в семье толкает ребенка на побег из дома, бродяжничество, противоправные действия. Подростковые модели негативного поведения часто влекут за собой другие проблемы, такие, как ложь, воровство, вандализм, ранние половые связи, наркомания, алкоголизм. В последнее время к этому списку добавляются Интернет – зависимость, азартные игры, зависимость от неформальных группировок, сект.

Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно-профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных норм.  

Семья способствует формированию как психологических, так и социальных свойств личности. Если подросток воспитывается в гармоничной семье, все члены которой связаны тёплой эмоциональной привязанностью друг к другу, то неблагоприятная среда (асоциальная компания) не оказывает на него деформирующего воздействия. Ребенок, видящий эмоциональное тепло в семье, растет добрым и отзывчивым к людям. Он активен и трудолюбив, хорошо успевает в школе. И главное, уверен в своих силах.

Именно от нас от родителей в большей степени зависит, каким вырастет ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Но, важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители. В воспитании главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

Усложнение социальных, экономических, политических и других условий жизни человека приводит к тому, что важнейшей предпосылкой личностного  благополучия становится спонтанность и творчество, способность человека действовать свободно и ответственно в противовес веками формировавшимся стереотипам поведения. Важнейшей предпосылкой развития свободной и  творческой личности является особый тип родительско - детских отношений,  который мы называем партнерским. Основными параметрами партнерских отношений являются обмен впечатлениями, мнениями, постановка задачи перед ребенком и приглашение к сотрудничеству.

Личностно - развивающие родительско - детские взаимодействия

В.А. Петровский выделил следующие особенности личностно - развивающих  взаимодействий: оба участника процесса являются его субъектами; в ходе взаимодействия происходит личностное развитие взрослого и ребенка;  присутствует творчество как создание, выход за пределы заданного, подлинность, спонтанность.

 Личностно - развивающие взаимодействия можно определить как глубокие  личные взаимоотношения, внутри которых осуществляется личностное развитие каждого участника, т.е., создаются благоприятные условия для саморазвития личности, раскрытия ее потенциала, условия для совместного творчества и переживания.

Особенности развивающих взаимодействий:

Первая группа особенностей является чертами любящего стиля воспитания.

К ним относятся: безусловная любовь родителей, уважение к личности ребенка, высокая требовательность к себе; последовательность, непротиворечивость  воспитательных воздействий, обсуждение поведения с ребенком.

Любить без условий, значит любить не потому, что ребенок красивый,  умный, способный, а просто потому, что он есть, Потребность в любви одна из  фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Это потребность удовлетворяется, когда родители сообщает ребенку, что он нужен, дорог, любим, что он просто хороший. Невербально такие сообщения передаются с помощью приветливых взглядов, ласковых прикосновений, рукопожатий и т.д. Родителям необходимо сообщать о своей любви ребенку, т.к. у ребенка складывается представление о себе из слов, отношения окружающих, прежде всего родителей, к нему. Безусловно  положительное отношение к ребенку, его принятие независимо от поведения в  данный момент, уважительное отношение к нему создает в семье атмосферу безопасности, защищенности и поддержки. Ребенок уважает себя, у него возникает ощущение психологического комфорта и благополучия.

Основанное на любви поддержание дисциплины предполагает постоянное общение с ребенком, объяснение, обсуждение поведения, интерес к мотивам поведения, предложение путей разрешения в сложных ситуациях. В такой семье ребенок по всему строю, организации жизни семьи знает обязанности, принимает семейные правила, следует заведенному порядку по своему внутреннему убеждению, без напоминаний взрослых. Ребенок имеет возможность составить собственное суждение о своем и чужом поведении, а не просто слепо подчиняться требованию взрослых.

Личностно - развивающие взаимодействия не ограничиваются обсуждением поведения, для них характерно внеситуативно - личностное общение родителей с  ребенком. Содержание такого типа общения выходит за пределы обсуждения конкретной ситуации. Это не просто общение по схеме «вопрос взрослого - ответ ребенка». Речь идет об общении, активизирующем работу сознания ребенка,  побуждающем его посмотреть со стороны на себя, свои действия. К такому виду  общения относится и использование ребенком своего опыта, имеющихся знаний на  практике. Например, необходимо не просто знать времена года, а уметь определять какое сейчас время. Внеситуативно - личностное общение предполагает возможность обсуждения прошлых событий, занятий, чувств родителей и ребенка, совместное планирование будущего. Смирнова В. отмечает важность выхода за пределы настоящего времени, обращение к прошлому и будущему для процесса развития.

Следующее условие личностно - развивающих взаимодействий - отношения  сотрудничества с ребенком. Понимается под такими отношениями эмоциональная заинтересованность в жизни другого человека, участие в его делах, активная помощь при затруднениях, сочувствие, сопереживание. Сотрудничество предполагает отношения равенства партнеров. Основой таких отношений является способность к децентрации, умение встать на сторону другого, признание за ребенком права голоса, взгляд на ребенка как на полноправного партнера.  Главной ценностью отношений сотрудничества является то, что дети, участвуя в общении на равных со взрослыми, чувствуют свою причастность к общему делу, свою значимость.

Для описания стилей общения обратимся к терминам трансактного анализа. В.А. Петровский отмечает, что в личностно - развивающих взаимодействиях присутствует многообразие стилей общения, задействованы все эго - состояния участников общения, у партнеров развита способность «переключения» от одного эго - состояния к другому в соответствии с требованиями ситуации. Общение родителей с детьми не ограничивается каналом Родитель - Ребенок. Хотя этот канал всегда присутствует на психологическом уровне общения. Союз эго состояний Взрослого и Ребенка воспитывающего позволяет постепенно передавать ответственность ребенку, способствует формированию Взрослого в ребенке. Кроме того, находясь на Взрослой позиции воспитывающий способен анализировать эффекты своего воздействия, корректировать тактику. В.А. Петровский подчеркивает значимость стиля общения Взрослый - Взрослый. Когда воспитывающий осуществляет обращение из эго - состояния Взрослого, он наделяет своего партнера также чертами взрослого, независимо от активного состояния второго. Происходит подтверждение или авансирование другого человека такими чертами, как ответственность, свобода, независимость и т. д. Воспитывающий в данной ситуации полагается на силы роста другого. Задачей взрослого является «запуск» механизма «взрослой конверсии» (обращения). Это позволяет ребенку избавиться от ощущения собственной беспомощности, преодолеть тотальную зависимость от взрослого, пережить чувство психологического равенства со взрослыми. Именно способность родителей общаться с ребенком на уровне Взрослый - Взрослый определяет возможность их сотрудничества.

Следующая особенность личностно - развивающих взаимодействий  развитие самостоятельности ребенка. Родителям необходимо поощрять стремление ребенка выполнить что-то без посторонней помощи. Самостоятельность выражается в умении принимать собственное решения, умении организовать себя и свои действия, высказать свое мнение, прикладывать усилия для достижения задуманного.

Помогая ребенку, нужно брать на себя только то, что он не может выполнить сам. Оказывая лишь необходимую помощь, родители внушают ребенку уверенность в собственных силах. Необходимой является возможность переживания ребенком последствий, пусть даже отрицательных, своих действий или бездействий. Это способствует развитию сознательности и ответственности за свои поступки.

Ю.Б. Гиппенрейтер отмечает тот факт, что личность и способность ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Задачей родителей является создание условий для возникновения у ребенка такого желания.

Тесно связано с развитием самостоятельности умение родителей ставить задачу перед ребенком. Это значит, что в обращениях родителей к ребенку должно звучать как можно меньше готовых решений и не обсуждаемых указаний, и как можно больше предложений подумать, подсказок направления поиска решения.

При таком взаимодействии ребенок учится мыслить и принимать решения самостоятельно.

Важной особенностью развивающих взаимодействий является эмоциональная близость родителей и детей. Под такой атмосферой понимаются тесные личные взаимоотношения на основе доверия, понимания и принятия;  взаимная значимость друг для друга. Без эмоциональной близости затруднено  осуществление внеситуативно - личностного общения, партнерские отношения. Совместная деятельность, в том числе, творческая деятельность, активные вклады каждого в жизнь семьи способствуют развитию чувства эмоциональной близости, сплоченности, появлению чувства общности.                

        Семейные взаимоотношения выходят на первый план при понимании формировании моделей социального поведения подростка в ситуации школьного взаимодействия со сверстниками. Стиль воспитания, методы дисциплинирования, виктимизация со стороны членов семьи и сверстников откладывает отпечаток на развитие личности ребенка и закладывает основу для его реагирования в сложных коммуникативных ситуациях.

        Отсутствие семейных традиций, непоследовательность, отчужденность родителей, жестокость наказаний, равно как и полное попустительство и вседозволенность, формируют склонность детей принимать на себя роли

«буллеров» и «жертв» в ситуации внутришкольного взаимодействия.

        Несправедливость наказаний от родителей и сиблингов влияет на возрастание агрессивности подростков, которые травят своих одноклассников, нападая на их собственность, повышая вероятность физической и вербальной виктимизации других детей.

        Плохие отношения с сиблингами, психологическая жестокость со стороны братьев и сестер зачастую предопределяют высокий уровень вербальной виктимизации подростка, который во внутришкольном взаимодействии становится жертвой психологического давления и изоляции. Интересно, что строгость и отвержение родителей увеличивает риск выбора роли «жертвы», а отсутствие контроля и требований к ребенку увеличивает риск выбора роли «агрессора».

Таким образом, особенности воспитания, отношений в семье могут предотвратить развитие девиантного, деструктивного поведения.

Для гармоничного воспитания ребенка в семье должны быть личностно - развивающие родительско - детские взаимоотношения, для которых характерны:

1) безусловная любовь родителей;  

2) уважение к личности ребенка,

3) непротиворечивость воспитательных воздействий;  

4) отношения сотрудничества, предполагающие равенство всех членов семьи;

5) внеситуативно-личностное общение с ребенком;

6) отношения эмоциональной близости на основе взаимной значимости и принятия;

7) развитие  самостоятельности, поддержка и необходимая  помощь;

8) формирование положительной и здоровой самооценки;

9) умение взрослого ставить задачу перед ребенком, т.е. сообщение направления поиска решения;

10) развитие коммуникативной толерантности к другим людям;

11) установление границы и ограничений на неприемлемое поведение в отношении других людей;

12) совместный, творческий досуг;

13) активное участие в школьной жизни подростка.

Список использованной литературы

1.        Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! СПб.: "Стройлеспечать",1996. - 68с.

2.        Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопр.психологии. 1996.№4..с. 24-31.

3.        Баркан А.И. Его Величество Ребенок какой он есть. Тайны и загадки. М.: АО "Столетие", 1996. - 368с.

4.        Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М.С. Мацковского. СПб.: Специальная Литература, 1995. - 398с.

5.        Бретт Д. "Жила-была девочка, похожая на тебя...": Психотерапевт, истории для детей / Пер. с англ. Г.А. Павлова. М.: Независимая фирма "Класс", 1996. - 212с.

6.        Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. М.:

Просвещение, 1993. - 128с.

7.        Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т., т.4. М.: Педагогика, 1984. - 432с.

8.        Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. СПб.: "Дельта", М.: ООО "Издательство АСТ",1997. -432с.

9.       Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо,1997. - 240с.

10.        Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: Изд-во ЛГУ. 1990. - 206с.

11.        Марковская И. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми //Журн.практического психолога. 1998.№2.с.67 - 72.

12.        Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б.Стеркиной. М.: Педагогика, 1990. - 152с.

13.        Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Изд-во "Феникс", 1996. - 512с.

14.        Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: Автореф.докт.дис.М.,1993.

15.        Плоткиенс И.Э. Психология в семье: Пер. с латыш. М.: Педагогика, 1992. - 208с.

16.        Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1992. - 256с.

17.        Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1987. - 240с.

18.        Смирнова В. Как помочь ребенку осознать свое поведение // Дошкольное воспитание.1999.№5.с.75 - 90.

19.        Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада /

В.А.Петровский, А.М.Виноградова, Л.М.Кларина и др. М.:Просвещение,1993. - 191с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в профилактики асоциального поведения детей

Статья посвящена проблеме асоциального поведения детей. В современной реальности наблюдается рост несовершеннолетних, склонных к правонарушениям. главные люди в жизни каждого ребенка - это родителм и ...

Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

Мы,учителя,  делаем всё возможное, чтобы взамодействие родителей  со школой  было эффективным. Перед нами стоит одна общая цель- счастье подрастающей личности.В своей школе мы расширили...

Роль семьи в профилактике суицидального поведения подростков

Методические материалы и рекомендации для использования в педагогической деятельности...

Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся

В данной статье расмотренны основные типы дивиантного поведения у детей и подростков,  меры профилактики отклоняющегося поведения у учащихся образовательных учреждеий, а также предложенны практич...

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Практические рекомендации для содания конструктивного и эффективного общения с трудными подростками....

РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Человек - существо социальное и с самого рождения общество диктует как нам нужно себя вести. Традиционно самым главным институтом воспитания и становления человека как личности является семья. То, что...