Статья Комплексная работа социального педагога и психолога по профилактике девиантного поведения учащихся в школе.
статья
Работа, посвященная комплексным мероприятиям социального педагога и психолога по коррекции девиантного поведения у обучающихся в школе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья Социального педагога Кузьминой А.В.
Комплексная работа социального педагога и психолога по профилактике девиантного поведения у обучащихся в школе.
Современный период исторического развития России характеризуется серьезными экономическими, технологическими и демографическими трансформациями. Рост социальной неопределенности, скорость и фундаментальность социально-экономических изменений, этнокультурная гетерогенность сопряжены сегодня с нарастанием распространения в обществе, и особенно в детской и подростковой среде, различных форм девиантного поведения, таких как рост игровой и интернет-зависимостей, потребление психоактивных веществ, десоциализация, виктимность, агрессия, противоправные и антисоциальные действия, суицидальное поведение, раннее начало половой жизни и проч.
Исследования, проведенные отечественными и зарубежными учеными, свидетельствуют о том, что основной причиной девиантного поведения является неблагоприятное психосоциальное развитие. При этом показателем и условием успешности процесса социализации является адаптация (процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществле-ния свойственной человеку деятельности), а первым признаком нарушения социализации − дезадаптация. При определенных, неблагоприятных стечениях обстоятельств, таких как отчуждение в семье и/или школьном коллективе, систематическая неуспеваемость, психологический дискомфорт и проч., ведущих к психологической дестабилизации, дезориентации, дезадаптации личности в окружающей ее социальной среде, создаются благоприятные условия для закрепления девиантных форм поведения. Поэтому замеченные вовремя отклонения в поведении обучающегося, а так же правильно организованная психолого-педагогическая, социальная и медицинская помощь играют решающую роль в предотвращении нарушений, которые приводят к девиациям. В разрешении проблемы нивелирования отклонений в поведении несовершеннолетних и их профилактике особая роль отводится системе образования.
В категорию трудных попадают самые разные дети: неуспевающие, недисциплинированные, дети с нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей. И каждый трудный ребенок труден по - своему. Вот только вопрос в каждом отдельном случае один и тот же:
«Что делать?»
Как показывает опыт работы социального педагога - трудными называют тех детей, с которыми у взрослых возникают затруднения: это агрессивные дети, дети прогуливающие школьные занятия, неуспевающие дети, ничем не интересующиеся, дети не уверенные в себе, испытывающие страх, тревогу.
Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность профилактики девиантного поведения, является создание специальных условий получения обучающимися образования. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с девиантным поведением понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, использование специальных методов обучения и воспитания, позволяющих нивелировать факторы, лежащие в основе их дезадаптации, рационально организовывать свободное время обучающихся, с опорой на потенциальные возможности вырабатывать и закреплять социально желательные образцы поведения.
Реализация рекомендованных для обучающегося с девиантным поведением условий получения образования возможна с помощью применения специализированного педагогического инструментария, позволяющего индивидуализировать образовательный процесс с учетом особых образовательных потребностей обучающегося. При этом особое внимание следует уделить использованию педагогических приемов, направленных на нивелирование трудностей формирования интеллектуальных, коммуникативных, организационных умений и навыков, ценностно-ориентационной и эмоциональной сфер, поскольку они носят в сепронизывающий характер и обнаруживаются в той или иной степени на всех стадиях дезадаптации.
В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам.
Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, агрессии и других негативных качеств.
Такая ситуация вызвала необходимость перестройки воспитательной системы школы и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач профилактики деструктивных явлений в подростковой среде: безнадзорности и правонарушений школьников.
Главной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей, недостаток знаний у родителей о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспитание (излишний контроль и запреты со стороны родителей.)
Так же со стороны школы можно выявить ряд причин влияющих на воспитание «трудного ребёнка»:
- Неумение, а часто и не желание учителей работать с «трудными детьми», осуществлять их социальную реабилитацию.
- Недостаточное взаимодействии семьи и школы
- Формальное исполнении учебно-воспитательной работы, недостатки в её организации;
- Отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся;
- Подмена воспитательных воздействий администрированием, сдерживание личной инициативы и социальной активности участников образовательного процесса, включая родителей;
- Запущенности и принижении значимости внешкольной и внеклассной работы;
- Так же школьник в условиях традиционно организованного образовательного процесса не всегда имеет достаточно возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. В большинстве учреждений проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, общественные организации, включая школьное самоуправление. Однако дети «группы социального риска» крайне редко включаются в эту деятельность.
- Слабое или одностороннее взаимодействии школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Школа наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.
Основные направления коррекционно-развивающей работы по адаптации и социализации обучающихся с девиантным поведением, содержание коррекционно-развивающей работы по адаптации и социализации обучающихся с девиантным поведением, как правило, определяет педагог-психолог и/или социальный педагог. Обобщенную схему реализации данного направления в профилактической работе работы можно представить следующим образом: устранение факторов риска девиантного поведения – развитие личностных ресурсов – создание развивающей социальной среды. Рассмотрим каждое из направлений подробнее.
Первое направление коррекционно-развивающей работы предполагает устранение факторов риска девиантного поведения, эту работу реализует педагог-психолог. Индивидуально-психологические особенности личности как фактор риска представляют собой акцентуации характера, неадекватное проявление самооценки, тревожность, агрессивность, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакций на порицание, аффективную возбудимость, импульсивность, эмоциональную неустойчивость, неразвитость самосознания, низкий уровень рефлексии, страхи и др .Психологическая коррекция в этом случае направлена на изменение поведе-ния, трансформацию и дейиценностей, формирование конструктивных межличностных отношений, коррекцию Я-концепции, самооценки, тревожности/страхов/эмоциональной не устойчивости; педагог-психолог проводит коммуникативные тренинги, занятия по саморазвитию, тренинги, направленные на борьбу с негативными установками, фобиями, комплексами, нестабильной самооценкой, коррекцию агрессивного поведения. В индивидуальной коррекционно-профилактической работе психологи использует техник и развития резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию; формирует установки на положительное поведение; проводит упражнения на выработку ассертивных навыков, формирование жизненных навыков. Нарушение социально-коммуникативной сферы как фактор риска представляет собой конфликты с взрослыми, сверстниками, низкий социометрический статус в классе, неприятие себя, низкий уровень вербального интеллекта, отсутствие успеха в деятельности, в социальной адаптации. В этом случае требуется психолого-педагогическая работа по: −формированию/развитию произвольной регуляции, функций программирования, контроля и самоконтроля;
− развитию самостоятельности и ответственности за свои поступки, уверенности в себе, рефлексии; развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии (занятия по изменению пассивной стратегии избегания на активные жизненные стратегии);
−формированию/развитию и коррекции коммуникативных навыков и способов продуктивного взаимодействия (помощь в выстраивании отношений со сверстниками);
− активному обучению социально важным навыкам эффективного общения (в формальной и неформальной обстановке);
− расширению позитивного опыта в сфере межличностных отношений. Если у обучающегося сложились негативные отношения с одним или обоими родителями, если тенденции развития позитивности самооценки и Я-концепции не находят поддержки в оценках родителей или если обучающийся не ощущает родительской поддержки и опеки, то вероятность девиантного поведения существенно возрастает, ухудшаются отношения обучающегося со сверстниками, проявляется агрессивность по отношению к собственным родителям. В данном случае необходима психолого-педагогическая работа с семьей, которая отражена в следующем пункте. Вторым направлением коррекционно-развивающей работы является развитие личностных ресурсов,
− предполагает формирование у обучающегося определенных личностных качеств –ресурсов. Ресурс – это то, что помогает противостоять трудной ситуации и эффективно разрешать ее, например в области социальной компетентности. Приобретение обучающимся положительного статуса во взаимоотношениях со сверстниками и педагогом способно значительно снизить вероятность проявления отклоняющегося поведения. Личностный ресурс девиантного обучающегося может включать положительные черты характера, способности, социально одобряемые увлечения. В этой связи особое внимание уделяется развитию такой психологической компетенции, как эмоциональная устойчивость к стрессам, повышению уровня фрустрационной толерантности, эмоционального интеллекта; обучению способам выражения негативных эмоциональных состояний в социально приемлемой форме; развитию навыков произвольной регуляции поведения и эмоциональной экспрессии; формированию/развитию произвольной регуляции, функций программирования, контроля и самоконтроля; развитию самостоятельности и ответственности за свои поступки и проч.). Названные компетенции дают возможность обучающемуся противостоять негативному влиянию среды, проявить себя в спорте, позволяют эффективно развивать способность к совладающему поведению, саморегуляции и самоконтролю. Организаторские и лидерские способности обучающегося предусматривают высокий социометрический статус в коллективе сверстников, а педагогу это дает возможность наделять обучающегося значимой для него ответственностью и включать его в социально одобряемую деятельность, управлять группой сверстников .Интерес кодной или нескольким предметным областям изучаемых программ позволяет повысить мотивацию и развивать профессиональное самоопределение. Эффективны психологические занятия по сублимации девиантного поведения в социально приемлемую и контролируемую активность: спортивные соревнования, литературные (танцевальные, музыкальные и др.) баттлы ит.п. Важным профилактическим средством девиантного поведения являются физическая культура и спорт, досуговая и трудовая деятельность. Эффективен профилактический подход с целевой установкой на утверждение альтернативной девиантному поведению деятельности. При реализации коррекционно-развивающей работы продуктивны следующие психолого-педагогические технологии и методы работы с обучающимися: −сказкотерапия: групповое сочинение историй, драматизация сказок, анализ сказок; −арт-терапия: аппликация, лепка из глины, свободное и тематическое рисование, конструирование из бумаги и картона, а также активно набирающие популярность антистресс-раскраски; −визуализация: рисование в воображении себя идеального и реального; −психогимнастика: этюды на выражение различных эмоций; −игровые методы: сюжетно-ролевые и подвижные игры; −моделирование и анализ проблемных ситуаций; −этические беседы; −«скилл-терапия» (развитие саморегуляции и навыков самоконтроля);−«шейпинг» (поэтапное моделирование сложного поведения, которое не было ранее свойственно обучающемуся); −«гиперкоррекция» (сущность метода в том, чтобы обучающийся в начале восстановил разрушенный им порядок вещей, принес извинение в связи со своим девиантным поведением, а затем принял на себя дополнительные обязанности по сохранению социально приемлемого поведения); −метод реконструкции характера обучающегося (переоценка отрицательных качеств, нетерпимое отношение к ним);−методы перестройки мотивационной сферы и самосознания: а) объективное переосмысление своих достоинств и недостатков; б) переориентировка самосознания; в) переубеждение; г) прогнозирование отрицательного поведения; −восстановление здорового образа жизни, при котором отрицательные качества, вредные привычки и отрицательные потребности оказываются неприемлемыми; −разъяснение существующего законодательства Российской Федерации, прав и обязанностей обучающихся.
Третье направление коррекционно-развивающей работы − создание развивающей социальной среды − реализует, как правило, социальный педагог. В качестве развивающей социальной среды могут выступить поддерживающая семья или творческая студия, сообщества в социальных сетях, которые предполагают определенные условия для самореализации, что позволит снизить вероятность проявления энергии в негативных формах активности (девиации). Социальный педагог создает развивающую социальную среду за счетвключенияоб-учающегосявсоциальнозначимую,одобряемуюиважнуюдлянегодеятельность,например в волонтерскую, в исторические реконструкции, в молодежные отряды, предлагаемые Российским движением школьников, Юнармией. При этом важно соблюдать принципы личной ответственности за круг своих обязанностей в деятельности, контроля за ее осуществлением, общественной оценки ее результатов. Одной из сфер самореализации школьников может стать досуговое пространство. Важно на основе интересов и склонностей обучающихся вовлекать их в творческие кружки, секции, как на базе школы, так и в городских учреждениях
Дополнительного образования, при этом осуществлять контроль посещения. Эффективно включение в продуктивно-творческую, спортивную и художественную деятельность, которая, например, предполагает съемку видеоклипов, видеоблогов, квест-чтение, робототехнику, граффити, скалолазание, фехтование, катание на роллерсерфе, сегвее, прыгание на джампере, скейтборд, лонгборд, роликовые лыжи и т.п. Здесь обучающийся имеет возможность приобрести позитивный опыт разрешения сложных ситуаций, а также реализовать ведущие потребности подросткового возраста (социальное признание, самоутверждение и самореализация).Неудовлетворение этих потребностей расценивается как фактор риска формирования отклоняющихся форм поведения. В результате вовлечения обучающегося с девиантным поведением в кружковую деятельность происходит его социализация, а также формируются личностно-нравственные качества, развиваются творческие способности, коммуникативные навыки, происходит приобщение к культурным ценностям.
Актуальность проблемы девиантного поведения среди обучающихся и масштабы ее распространения обусловливают актуальность определения условий осуществления организации в образовательных организациях индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением. Ресурсы образовательной организации позволяют осуществлять профессиональную деятельность по оказанию психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи обучающимся, в том числе создавать условия для адаптации и социализации обучающихся с девиантным поведением. Важнейшими принципами эффективности профилактической и коррекционной работы выступают комплексность воздействия на ребенка, исключение методов и приемов психологического давления как средства разрешения проблем, приоритет совместно выработанных норм взаимоотношений: доброжелательности, уважения, взаимопонимания, поддержки, активной заинтересованности и вовлеченности несовершеннолетних в процесс коррекции и дальнейшей ресоциализации. Эффективно решить задачу индивидуальной профилактики девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации можно благодаря системной и комплексной работе специалистов сопровождения, использующих ряд последовательно реализуемых технологий и методов активной деятельности обучающихся. Это позволяет выработать у обучающихся социально одобряемые формы поведения, развить самостоятельность, активность, сформировать нравственные ценности, духовные потребности в социально-культурной деятельности и культурно-бытовой сфере. Выступая составными взаимосвязанными компонентами единого, целостного учебно-воспитательного процесса, комплексное медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение и грамотно выстроенная профилактика девиаций способны обеспечить снижение растущего уровня отклоняющегося поведениия и подготовить почву для дальнейшего сокращения и предотвращения влияния негативных факторов внешнего и внутреннего характера на всех субъектов образовательной среды.
Список литературы
1. Афанасенкова Е.Л. Организация системы мониторинга образовательной среды как необходимое условие психолого-педагогической профилактики и коррекции поведения учащихся группы риска / Е.Л. Афанасенкова // Инно-вационная деятельность в образовании: сборник материалов научно-практической конференции (г. Нижний Новгород, 30 октября 2017 г.). Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. С.23−27.
2. Беличева С.А. Превентивная психология в подготовке социальных педагогов и психосоциальных работников :учебное пособие/С.А.Беличева. СПб.: Питер, 2012. 336с.
3. Васягина Н.Н. Эффективность организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ в инклюзивном пространстве средней общеобразовательной школы / Н.Н. Васягина, Д.В. Капитонова // Актуальные проблемы психологии личности: сборник научных трудов. Вып. 14. Екатеринбург: [б.и.], 2017. С.70−75
4. Делибалт В.В., Дегтярев А.В. Вариативные модели деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в контексте работы с несовершеннолетними с девиантным поведением / В.В. Делибалт, А.В. Дегтярев // Итоги и перспективы реализации важнейших положений Национальной стратегии действийвинтересахдетейна2012−2017годы:сборникматериаловконфе-ренции / под ред. З.Ф. Драгункиной, В.В. Рубцова, Г.В. Семьи, А.С. Дубо-вик, А.А. Шведовской. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С.117−118
5. Долгова А.И. Криминология: учебник. Гриф МО РФ / А.И. Долгова.М.: Норма, 2014. 1008с
6. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. СПб.: Питер, 2010. 352 с
7. Лишин О.В., Лишина А.К. Норма и патология личностного развития (основы профилактики и коррекции): монография / О.В. Лишин, А.К. Лишина. М.: АПКиППРО, 2009. 316с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков
Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...
Создание системы работы социального педагога по выявлению и профилактике девиантного поведения учащихся.
Социальный педагог и функции его деятельности...
Алгоритм действий социального педагога и классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе.
Алгоритм действий социального педагога и классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе....
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ»
Тема: КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ» Цель:1.Формирование жизненных ценностей и развития...
Статья "Этапы работы социального педагога по адаптации подростков с девиантным и делинквентным поведением" (Из опыта работы)
Содержание каждого этапа работы социального педагога с подростками девиантного и делинквентного поведения по их адаптации. Индивидуальная программа реабилитации таких подростков...
Система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся
Статья на тему: Система работы социального педагога по профилактике девиантного поведения учащихся...
Взаимодействие социального педагога с семьёй в профилактике девиантного поведения подростков 12-14 лет
В данной статье описаны следующие темы:Сущностные характеристики процесса профилактики девиантного поведения подростков.Социально-психологические особенности развития подростков 12-14 лет. ...