Программа социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Нестеренко Оксана Сергеевна

Программа содержит пояснительную записку, содержание работы и план работы на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sots-ped_soprovozhdeniya.docx47.21 КБ

Предварительный просмотр:

КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Программа  

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Составила: социальный педагог  Нестеренко О.С.

2015 г.-2016 г.

Пояснительная записка

В Таловской школе-интернате обучаются и воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не переданные на воспитание в замещающие семьи. Одной из основных проблем наших воспитанников детей является  защита законных прав и интересов, в частности право на жилье, которое сохраняется за детьми в случае лишения родительских прав, право на получение пособий, пенсий, алиментов.

Именно социально-педагогическая защита обеспечивает физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность воспитанника в условиях образовательного учреждения; отстаивание его интересов и прав; создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил.

Основным направлением  деятельности социального педагога школы-интерната являются:

  • Осуществление комплекса мероприятий по социально-правовой

защите личности обучающихся в школе-интернате;

  • Изучение психолого-медико-педагогических особенностей

личности обучающихся и ее микросреды, условий жизни, профилактика правонарушений;

  • Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем,

конфликтных ситуаций, отклонений в поведении обучающихся и своевременное оказание им социальной помощи;

  • Обеспечение сотрудничества с органами социальной защиты,

взаимодействие с представителями различных социальных институтов;

  • Организация профориентационной работы, оказание помощи в

профессиональном самоопределении в соответствии с индивидуальными особенностями, склонностями, способностями обучающихся.

Используемые в работе нормативно-правовые документы:

  1. Конвенция о правах ребёнка (принята ООН 20.11.1989 г.)
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  3. Гражданский Кодекс РФ
  4. Гражданский Процессуальный Кодекс РФ
  5. Семейный Кодекс РФ
  6. Жилищный Кодекс РФ
  7. Налоговый Кодекс РФ
  8. Трудовой кодекс РФ
  9. Уголовный кодекс РФ
  10. Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных

гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ  «Об образовании

в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в законную силу с 24.07.2015 г.)

  1. Федеральный Закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О

дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

  1. Федеральный Закон от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

  1. Федеральный Закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О

государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

  1. Федеральный Закон  от 24.07.1999 № 120-ФЗ «Об основах  

системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  1.  Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 «Об

отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»

  1. Закон Воронежской области от 14.11.2008 г. № 103-ОЗ «О

социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области»

  1. Закон Воронежской области от 26.07.1999 № 101-II-ОЗ «О

защите прав ребенка на территории Воронежской области»

  1. Устав и локальные правовые акты школы-интерната;
  2.  Должностные обязанности.

Функции социального педагога. Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, выполняет следующие функции:

  • аналитико-диагностическую
  • прогностическую
  • организационно-коммуникативную
  • коррекционную
  • координационно-организаторскую
  • функцию социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам
  • охранно-защитную
  • социально-профилактическую

Цель программы:  организация социально-педагогического сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в возрасте от 18 лет в условиях воспитательно-образовательного процесса.

Задачи программы:

  • создание благоприятных условий для развития личности ребенка:

физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального

  • обеспечение социальной защиты, охрана прав и интересов

воспитанников

  • обеспечение гарантий соблюдения конституционных прав

воспитанников школы-интерната при решении жилищных проблем

  • взаимодействие с социальными партнерами (учреждениями,

имеющими отношение к защите прав детей)

  • оказание юридической и социальной поддержки выпускникам в

первые  годы самостоятельной жизни

Предполагаемый результат. Социализация учащихся:  гражданское

самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в самообразовании и активной творческой деятельности.Увеличение числа выпускников Таловской школы-интерната, обеспеченных жильем, трудоустроенных  по востребованным на рынке труда специальностям.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

  1. Организационная работа:социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем учащихся (проверка  личных дел воспитанников на наличие необходимых документов, анализ контингента воспитанников школы-интерната, определение круга социальных проблем каждого учащегося).

  1. Защита и охрана прав детей: использование комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и интересов воспитанников (защита  жилищных прав и охрана имущественных, оформление пенсий по потере кормильца, открытие  лицевых счетов ведение наследственных дел, участие в судебных процессах в роли защитника прав ребенка).

  1. Работа с учреждениями и ведомствами, имеющими отношение к охране прав детей:установление контакта с представителями

государственных органов управления, общественных объединений, со всеми организациями, в которых необходимо представлять интересы обучающихся и выпускников (с отделами опеки и попечительства, пенсионным фондом и органами  по социальной защите населения, со службами судебных приставов по вопросам о взыскании алиментов с родителей, уклоняющихся от участия в воспитании и содержании детей, с районными отделами Управления Федеральной Миграционной службы РФ, с  КДН и ЗП,  ПДН ОМВД, с прокуратурой по соблюдению закона о несовершеннолетних).

  1. Изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей:наблюдение поведения воспитанников, выявление особенностей психического развития; раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; отслеживание динамики развития ребенка; беседы с воспитанниками и педагогами по проблемным вопросам.

  1. Пропаганда правовых знаний:организациясистемы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения у детей и подростков; влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости (встречи воспитанников школы-интерната с  работниками правоохранительных органов, социальной защиты, службы занятости населения и др.)

  1. Взаимосвязь со службой постинтернатной адаптации:организация предоставления социальных гарантий и фактический учет за период обучения в школе-интернате; обеспечение психолого-педагогической, правовой поддержки выпускникам школы-интерната; оказание помощи в построении взаимоотношений подростка и среды его нахождения; взаимодействие с социальными партнерами (учреждениями, имеющими отношение к защите прав детей).

  1. Повышение профессиональной компетенции:изучение законов, поправок, изменений; участие в семинарах и т.д.

  1. Мониторинг работы социального педагога:Анализ социально-

педагогической деятельности за год, выявление недоработок; составление плана на будущий учебный год с учётом недоработок прошлого года.

ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ П/П

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

СРОК ИСПОЛНЕНИЯ

ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ

1.

Организационная работа:

Проверка  личных дел воспитанников на наличие необходимых документов

Анализ контингента воспитанников школы-интерната на 2014-2015 учебный год по составу

Корректировка списков воспитанников школы-интерната по социальному статусу

Определение детей группы риска (совместно с педагогом-психологом)

Анализ проделанной работы за год и планирование на новый учебный год

сентябрь

сентябрь

сентябрь

сентябрь

август

2.

Защита и охрана прав детей:

Выявление статуса ребенка по запросам в различные социальные институты

Восстановление жизненно-важных документов ребенка по результатам проверки личных дел:

  • Запросы решения суда (9 чел.)
  • Запросы свидетельства о смерти (9 чел.)
  • Запрос справки ф-25 (1 чел)
  • Запросы постановлений о направлении ребенка в интернат (2 чел.)

Оформление пенсий по потере кормильца

Открытие  лицевых счетоввновь прибывшим воспитанникам

Работа со сбербанком, оформление и проверка поступления денежных средств на лицевые счета воспитанников(пенсий, пособий, алиментов и др.)

Ведение наследственных дел, оформление документов

Участие в судебных процессах в роли защитника прав ребенка

Решение вопросов о жилье в пользу несовершеннолетнего:

  • при возникновении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в жилом помещении – подача документов в ДОНиМПВОдля признания факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении
  • сбор и подача документов в Отдел социальной защиты населения по Таловскому району для постановки на учет по предоставлению жилья

Оформление запросов на акты сохранности жилья

Оформление исковых заявлений в суд

Оформление пакета документов в отдел опеки и попечительства на вновь прибывших  детей-сирот и детей ОБПР

Устройство выпускников на учебу:

  • помощь в выборе учебного заведения, профориентационная работа
  • работа с районными отделами опеки и попечительства:  сообщение о предстоящем выпуске, сообщение о желаемом выпускниками месте учебы или работы, сообщение о фактическом устройстве  выпускников

  • формирование копий личных дел выпускников, обеспечение подлинниками

необходимого пакета документов

  • подача в учебные заведения документов, необходимых для поступления
  • оформление детей в общежития по месту их дальнейшей учебы

в течение года

сентябрь,

а так же

в течение года

по необходимости

по необходимости

сентябрь, март

по необходимости

по необходимости

в течение года

октябрь, май

по мере необходимости

по мере поступления детей

в течение года

июль-август

3.

Работа с учреждениями и ведомствами, имеющими отношение к охране прав детей:

С отделами опеки и попечительства:

  • сообщать о выбытии и прибытии воспитанников (по факту)
  • сообщать об обучении воспитанников
  • сообщать о выпуске детей  и конкретном поступлении;

С пенсионным фондом и органами  по социальной защите населения

  • сбор и подача необходимых документов для назначения и выплаты на детей пенсии по случаю потери одного или двух родителей)
  • запрос  пенсионных дел из других районов (областей) по прибытию воспитанников
  • получение всем воспитанникам пенсионных страховых свидетельств, по мере прибытия необходимости
  • продление пенсии по достижении воспитанниками 18-летнего возраста

Со службами судебных приставовпо вопросам о взыскании алиментов с родителей, уклоняющихся от участия в воспитании и содержании детей:

  • запрашивать  о ходе исполнительного производства по взысканию алиментов с родителей и месте нахождения исполнительного листа
  • сообщать банковские реквизиты на вновь прибывших детей
  • в соответствии со ст.28 ФЗ «Об исполнительном производстве» добиваться объявления розыска родителей воспитанников, которые не проживают по месту регистрации, через районные подразделения судебных приставов по мере сообщения РОСП

С районными отделами Управления Федеральной Миграционной службы РФ:

  • получение паспорта гражданина РФ по достижении воспитанниками 14-летнего возраста
  • оформление регистрации по месту пребывания на вновь прибывших воспитанников

С  КДН и ЗП Таловского муниципального района

  • составление планов индивидуальной работы с воспитанниками
  • проведение  индивидуальной профилактической  работы с воспитанниками, состоящими на профилактическом  учете КДН и ЗП
  • ходатайство о снятии с профилактического учета КДН и ЗП

С ПДН ОМВД Таловского района:

  • совместная работа по розыску самовольно ушедших воспитанников
  • ходатайство о снятии с учета ПДН
  • обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета

С прокуратурой по соблюдению закона о несовершеннолетних

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

4.

Изучение психолого-медико-педагогических особенностей детей:

Наблюдение поведения воспитанников в урочной и внеурочной деятельности через посещение уроков, кружковых занятий, внеклассных мероприятий (совместно с педагогом-психологом школы-интерната)

Беседы;тесты личностных особенностей;

диагностическое обследование детей с ослабленным здоровьем (совместно с педагогом-психологом школы-интерната)

Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся

Отслеживание динамики развития ребенка: анкетирование, помощь в выборе кружковой деятельности (совместно с педагогом-психологом школы-интерната)

Беседы с воспитанниками и педагогами по проблемным вопросам

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

5.

Пропаганда правовых знаний:

Индивидуальные и фронтальные беседы с воспитанниками  о действующем законодательстве о несовершеннолетних, их правах и обязанностях

Консультирование родителей, педагогов, воспитанников по вопросам правового регулирования  

Организация встреч воспитанников школы-интерната с  работниками правоохранительных органов, социальной защиты, службы занятости населения

Реализация  совместных планов с ПДН ОМВД по Таловскому району:

  • организация встреч воспитанников с инспектором ПДН
  • совместные профилактические беседы с воспитанниками «группы риска»

Декадник правовых знаний:

  • круглые столы
  • встречи с инспектором ПДН
  • групповые занятия и др.

Оформление стендов

  • «Твои документы»
  • «Ты – выпускник. Готов ли ты к самостоятельной жизни?»

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

декабрь

октябрь,

 май

6.

Работа с детьми, требующими повышенного внимания:

Постоянное наблюдение за воспитанниками «группы риска» и своевременная помощь

Индивидуальная профилактическая работа с воспитанниками школы-интерната, состоящими на внутришкольном учете (по отдельному плану)

Организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях

Участие в работе КДН и ЗП администрации Таловского муниципального района

Профилактические беседы и консультации с учащимися (по запросам)

Участие в работе совета профилактики правонарушений Таловской школы-интерната

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

9.

Координация различных видов социальных ценностей деятельности воспитанников:

Участие в конкурсах правовых знаний

Взаимосвязь со службой постинтернатной адаптации по вопросам изучения индивидуально-психологических особенностей воспитанников в связи с выбором профессии

Проведение профконсультирования

Индивидуальное консультирование и специализированная помощь учащимся 9-11 классов по выбору профессиональных учебных заведений для продолжения учебы

Устройство воспитанников на учебу

Взаимодействие с учебными заведениями по устройству выпускников школы-интерната на дальнейшее обучение по специальности

Оформление профориентационного уголка

Контроль за предоставлением льгот выпускников школы-интерната во время учебы

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

декабрь

в течение года

10.

Делопроизводство:

Ведение документации согласно номенклатуре дел для детского учреждения, а именно:

  • оформление запросов  по восстановлению недостающих документов и приобщение их к личному делу воспитанников
  • ответы на запросы
  • регистрация запросов (ответов) в журнале исходящей корреспонденции

в течение года

11.

Отчетность о проделанной работе:

На педагогическом совете или совещании при руководстве учреждения образования

Подготовка сведений о воспитанниках, подлежащих устройству в семьи  в межрегиональный банк данных

Отчет в департамент образования, науки и молодежной политики администрации Воронежской области

Сведения в КДН и ЗП о воспитанниках, состоящих на профилактическом учете

Анализ проделанной работы за год

по плану школы-интерната

ежеквартально

ежемесячно

ежеквартально

май-июнь

12.

Повышение профессиональной компетенции:

Изучение законов, поправок, изменений;

Участие в семинарах социальных педагогов муниципального, регионального уровней

Участие в работе школьного МО

Реализация плана самообразования по отдельным аспектам профессиональной деятельности

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе   основ человеческого общежития, в первооснове мироздания любовь родительская к детям, забота старших о младших. И все...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

ДОКЛАД по теме: «Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждений интернатного типа»

Сиротство как фактор разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вто...

Программа социально – психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В данной работе вы найдет все документы для работы с детьми из определенных категорий...

Программа Социально-психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа

       Программа разработана с целью  обеспечения наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации обучающегося, пережившего смер...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2020 - 2023 гг."

  В программе изложены особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи, диктуют необходимость использования специальных мер ...