Творческая деятельность как способ коррекции развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья
статья

Борзова Наталья Анатольевна

В настоящее время перед системой  коррекционного образования стоит сложный вопрос адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее –  ОВЗ) в социальной среде. Социализация подростков посредством получения допрофессионального образования в школе
VIII вида - это эффективный способ приобретения инструмента реализации внутреннего потенциала и возможность обеспечить себе достойное будущее.

Таким образом, перед педагогами возникает ряд проблем. Психофизические характеристики данной категории воспитанников несколько отличаются от обычных подростков, что является поводом для привлечения особого внимания к проблеме коррекции и развития студентов в рамках реализации обучающих программ изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tvorcheskaya_deyatelnost.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая деятельность как способ коррекции развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Борзова Н.А.

Учитель профессионально-трудового обучения,

 воспитатель

В настоящее время перед системой  коррекционного образования стоит сложный вопрос адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее –  ОВЗ) в социальной среде. Социализация подростков посредством получения допрофессионального образования в школе
VIII вида - это эффективный способ приобретения инструмента реализации внутреннего потенциала и возможность обеспечить себе достойное будущее.

Таким образом, перед педагогами возникает ряд проблем. Психофизические характеристики данной категории воспитанников несколько отличаются от обычных подростков, что является поводом для привлечения особого внимания к проблеме коррекции и развития студентов в рамках реализации обучающих программ изобразительной деятельности.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 г. Закон впервые закладывает полноценную правовую основу для развития как инклюзивного, так и специального (коррекционного) образования в нашей стране (п. 4. ст. 79). Доступность образования для детей с ОВЗ становится важнейшим направлением политики Российской Федерации.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В законе об образовании (п. 16. ст. 2) представлено такое определение понятия «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья»: это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [1].

Особенность работы с подростками с диагнозом ДЦП состоит в том, что отличительные характеристики проявлены внешне: двигательные нарушения в верхних и нижних конечностях. Интеллект у студентов с ДЦП, обучающихся в колледже не нарушен, прогрессирования ухудшения состояния не наблюдается, соответственно занятия творческой деятельностью в процессе освоения программы обучения, может проходить в обычном режиме и условиях. Как правило, это занятия, входящие в учебный план для среднего профессионального образования. Дисциплина «Спецрисунок», является учебной в программе творческих специальностей и обязательной. Но для улучшения освоения материала существуют дополнительные занятия в кружке «Рисунок», они открыты для всех обучающихся в колледже студентов и бесплатны.

Занятия графическими видами ИЗОдеятельности способствует формированию представлений об окружающем мире. Тема занятия в рамках программы определяется преподавателем в кружке как по запросу студентов, так и самим преподавателем.  Посредством использования графических элементов в изображении на плоскости у студентов формируются навыки владения инструментом, что способствует развитию мелкой моторики, сенсорных представлений, способствует постановке глазомера и т.д. Во всех данных действиях в совокупности задействованы органы чувств, что способствует установлению крепких связей работы головного мозга и влияет на расширение форматов оперативной памяти, путем запоминания или вспоминания сюжетов, деталей, предметов, объектов необходимых для выполнения и раскрытия заданной темы. Способность работать с источником творчества, моделируя разные ситуации и воплощая их в графическом формате,  выступает в роли тренировки, так необходимой для подростков с ОВЗ.

«С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции. У больных с церебральным параличом отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации программы арт-терапевтического характера. Дефекты восприятия в основном восполняются программой упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений….»

В Японии и Китае существует такой вид искусства как «Бонсай», означающее «выращенное в подносе» — искусство выращивания точной копии настоящего карликового дерева в миниатюре, рост растений регулируется за счет коррекции корневой системы. Развивали это искусство монахи, которые считали, что человек, выращивающий бонсай, приравнивается к богу, потому что в их видении мир выглядит, как сад Будды, где он садовник. Это очень тонкое искусство, ответственное требующее много твоего времени,  знаний, сил. Дети с ОВЗ так же как эти деревья нуждаются в постоянном уходе и развитии.

«Для детей с ОВЗ большое практическое значение имеет коллективное творчество, которое способствуют решению присущих этим детям проблем сенсорно-моторного и двигательного развития, сдерживающих формирование у них предметно-практической деятельности, корректируют нарушения психоэмоциональной сферы, повышают возможность обучения и социализации. Знания в области искусств  наиболее активно формируются в процессе  художественного ремесла и художественного творчества. Охарактеризованы этапы эстетического воспитания: 1. накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств  и получение доступного опыта художественного творчества;  2. развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от основных видов искусств, формирование простейших эстетических ориентиров в практической жизни ребенка; 3. развитие опыта самовыражения в разных видах искусства»[3].

Усложнение старых навыков и умений, приобретение и развитие новых, способствует развитию личностных качеств. Подростки в период 15-17 лет  чувствительны к  реакции взаимодействия с окружением. Они эмоциональны, обидчивы, с этими переживаниями не просто справиться даже здоровым подросткам. Личностное становление сопряженно с адаптацией в иной среде, соотношением себя с окружением, определение роли в среде, выбор средств взаимодействия с окружением.

В истории искусства немало примеров, когда художником становятся, физически отличаясь от других людей. Примером может быть представлена судьба таких художников как Тулуз-Лотрек, Фрида Кало.  То, через что пришлось пройти этим художникам: их социализация, внутренние переживания, их творчество, раскрытие внутреннего потенциала,  являться идентификацией себя с теми, кто похож на тебя и в то же время служит примером для формирования представлений о том, что с помощью искусства можно заявить о своей индивидуальности. В истории развития жизни этих художников многое нужно рассматривать в определенном ракурсе, но что самое ценное это пример направленности творческого потенциала, пример способа заявить о своем внутреннем переживании, рассказать об этом другим посредством изобразительной деятельности. В данном случае ИЗО- деятельность выступает в роли арт-терапии, необходимой подросткам с ОВЗ, не случайно рисуночные тесты, цветовой тест Люшера служат наиболее точными и эффективными инструментами в работе психологов.

В колледже технологии и дизайна студенты приобретают профессиональные навыки, которые способствуют становлению студентов с ОВЗ специалистами в области легкой промышленности, что дает возможность в дальнейшем трудоустроиться, либо работать самостоятельно и благоустраивать свое окружение предметами декоративно-прикладного характера, созданием одежды. В процессе обучения у студентов есть возможность заявить о себе, как о дизайнере в области индустрии моды. Конечно, есть и нюансы и проблемы, например эпилептические приступы, сопровождающие диагноз ДЦП и является опасным для здоровья студента при использовании оборудования, тогда выбирается способ обучения наиболее безопасный.

И как показывает опыт, студенты с ОВЗ наиболее тонко чувствуют окружение, сопереживают и ярче воспринимают действительность, именно это может послужить ключевым моментом в создании красоты мира. Коррекция развития студентов с ОВЗ посредством ИЗО деятельности дело не простое, но благодарное.

Использованная литература:

1)        Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ //Министерство образования и науки Российской Федерации

2)        Галеева Г. Н.Теория и практика общественного развития, 2014, №13

3)        Салахов Р. Ф., Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в системе «централизованная библиотечная система», Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Казань – 2013

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованной деятельности как средства коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Данный мастер класс для педагогов  КРО является небольшим отчетом по теме самообразования «Использование театрализованной деятельности на уроках чтения как средства коррекции речи детей с огранич...

Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему ...

"Коррекция внимания учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

Доклад на заседании МО учителей естественно-математического цикла СКОУ I-II вида....

Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование основных функций речи посредством театрализованной деятельности...

Развитие творческой деятельности учащихся имеющих ограниченные возможности здоровья на занятиях кружка «Естествознание».

Целью работы являлось – создание программы кружковой работы по направлению «естествознание», которая способствовала развитию творческой деятельности учащихся.Было доказано, что занятия в кружке по ест...

Программа: "Интеллектуальное развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья"

Программа  опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию «Психического развития и ведущей деятельности» Л.С.Выготского, ...