Развитие творческой деятельности учащихся имеющих ограниченные возможности здоровья на занятиях кружка «Естествознание».
материал по психологии на тему

Жидкова Татьяна Сергеевна

Целью работы являлось – создание программы кружковой работы по направлению «естествознание», которая способствовала развитию творческой деятельности учащихся.

Было доказано, что занятия в кружке по естествознанию по разработанной программе эффективены для развития творческой деятельности учащихся, в частности для повышения уровня невербальной креативности, воображении и сложности ( установлено с применением математической статистики и оценивание по U-критерий Манна — Уитни).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskoy_deyatelnosti_mou_sosh_24_.docx202.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

Копейского городского округа.

Номинация:

авторские программы и разработки занятий по организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч материалы по организации коррекционно-развивающих занятий, индивидуализации образования.

Автор-составитель:

Жидкова Татьяна Сергеевна

Развитие творческой деятельности учащихся имеющих ограниченные возможности здоровья на занятиях кружка «Естествознание».

Аннотация работы:

Целью работы являлось – создание программы кружковой работы по направлению «естествознание», которая способствовала развитию творческой деятельности учащихся.

Было доказано, что занятия в кружке по естествознанию по разработанной программе эффективены для развития творческой деятельности учащихся, в частности для повышения уровня невербальной креативности, воображении и сложности ( установлено с применением математической статистики и оценивание по U-критерий Манна — Уитни).

Пояснительная записка.

Развитие творческой деятельности учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определенной группы способностей (специальных и творческих), необходимых для успешной реализации деятельности. Очевидно, что творческие достижения науки, техники, искусства, музыки и других областей человеческих интересов – требуют в каждой конкретной области сложного сочетания способностей и свойств личности.

В настоящее время внимание к проблеме развития творческой деятельности школьников усиливается во многих странах мира. Задатки творческих способностей присущи любому ребенку. Нужно суметь раскрыть и развить их. Выпускники средних школ должны не только овладевать материалом школьных программ, но и уметь творчески применять его,  находить решение любой проблемы. Это возможно только в результате  педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития учащихся. Поэтому проблема развития творческой деятельности учащихся является одной из наиболее актуальных особенно актуальна в свете сказанного звучит эта тема для учащихся с ОВЗ.

Данная тема особо актуально для МОУ СОШ № 24 КГО, так как школа ставит своей целью: создание условий для обеспечения качественного образования личности, способной к интеграции и самореализации в современном обществе. При надлежащем развития творческой деятельности самореализация и интеграция личности будет проходить активно, а учащиеся смогут реализовать себя в самых разнообразных видах деятельности.

Мы предполагаем – развитие творческой деятельности учащихся при занятиях в кружке Естествознания будет эффективным, если:

– изучить современные психолого-педагогические подходы к исследованию развития творческой деятельности учащихся;

– в практической деятельности реализовать основные положения современной психолого–педагогической теории развития творческой деятельности учащихся.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности педагогов для активизации работы по развитию творческой деятельности учащихся. Исследование проводилось в МОУ СОШ № 24 Копейского городского округа. В исследовании принимали участие учащиеся в возрасте 10-11лет в количестве 50 человек (16 учащихся с ОВЗ).

Модель развития творческой деятельности учащихся на занятиях кружка Естествознание

Проведенный анализ научной литературы, обобщение трудов ученых педагогов и психологов служат фундаментом, позволившим нам разработать и внедрить модель развития творческой деятельности учащихся в процессе работы на кружке Естествознание.

Моделирование в психолого-педагогических исследованиях является методом научного познания. Моделирование как метод научного познания представляет собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Последний называется моделью. Таким образом, под моделью следует понимать объект, который имеет сходство в некоторых отношениях с прототипом и служит средством описания и/или объяснения, и/или прогнозирования поведения прототипа. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т.д.

Целенаправленное развивающего воздействие на ребенка осуществляется через развивающего комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных блоков:

• диагностический;

• коррекционный;

• оценочный;

• прогностический.

В диагностический блок входит диагностика уровня творческих способностей:

           - Диагностика уровня невербальной креативности;

          - Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник);

Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:

1.        обучение школьника приемам и методам нестандартного мышления, посредством решения творческих задач;

2.        расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т.п., ведущих к повышению результативности деятельности;

3.        перестройка особенностей личности школьника, прежде всего, его самооценка и мотивации.

Оценочный блок, или блок оценки эффективности, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у ребенка в результате воздействий. Результаты работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятия.

Социальный заказ государства школе в подготовленности учащихся к деятельности адекватной особенностям новых социально-экономических условий, определяет цель, разработанной нами модели, как развитие творческой деятельности учащихся в процессе изучения элективного курса по естествознанию.

Базовыми подходами к подготовке в курсе естествознания евляются следующие:

- личностно-деятельностный подход определяет, что все методические решения (организация учебного материала, использованные приемы, способы, упражнения и т.д.) преломляются через призму личности обучаемого — его потребностей, мотивов, способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей, включает положение о субъектно-субъектном отношении учителя и ученика  и активность обучаемого. Реализация данного подхода в курсе естествознания позволяет активизировать познавательные способности учащихся в комфортном взаимодействии с учителем.

- компетентностнй подход - под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

-  проектно-творческий подход – позволяет учащимся реализовывать и развивать творческие способности учащихся в деятельности направленной на реализацию проектов.  В естествознании для этого имеется огромный потенциал:  проведение экспериментов, полевые практики и прочее.

- интегративный подход – в процессе преподавания естествознания цель интегрированных занятий заключается в целостном представлении об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы.

- проблемный подход - для решения проблемы на уроках естествознания учащиеся пользуются такими приёмами учебной деятельности, как нахождение разрыва в связях, выдвижение гипотезы, переформулировка требований вопроса, применение общего положения гипотезы к отдельным приёмам, установление комплекса причинно-следственных связей.

Принципы, реализуемые в модели развития творческой деятельности учащихся в процессе изучения элективного курса по естествознанию:

- принцип системности - относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении, что позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.

- принцип непрерывности и преемственности – темы курса не оторваны друг от друга, а плавно перетекают друг в друга, имеется изучение определенных процессов на протяжении разных тем, но в разных аспектах.

- принцип вариативности - предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем учащимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами . Вариативность  также тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно – ориентированный урок.

- принцип региональности и национальности – реализуется в процессе изучения природы родного края.

- принцип дифференциации – в процессе преподавания курса создаются условия для развития творческой деятельности учащихся разнообразных групп, в соответствии с их психологическими особенностями: аудиалы, визуалы, кинестетики и прочее, а также учитывается уровень подготовленности учащихся.

- принцип интегративности - позволяет «увязать» в единую систему все знания, полученные на различных уроках, а также добывать новые знания в результате осуществления межпредметных связей.

Проведенный анализ научной литературы и наш собственный опыт показывают, что развитие творческой деятельности учащихся среднего звена общеобразовательной школы эффективно при реализации определенных педагогических условий. В качестве первого и главного педагогического условия развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии мы рассматриваем самостоятельную работу учащихся, которая необходима для активизации деятельности личности в образовательном процессе. Познавательный мотив укрепляется в самостоятельной работе новизной добываемых знаний и способов деятельности, возможностью выйти за пределы программы и учебника. Основу самостоятельной познавательной деятельности учащихся составляют учебные действия, которые ученик выполняет без помощи учителя. Актуальность организации самостоятельной работы учащихся вызвана тем, что объем изучения профессиональных дисциплин в учебных заведениях с каждым годом все уменьшается.

Вторым педагогическим условием, способствующим эффективному функционированию дидактической системы развития творческих способностей учащихся, является реализация проектного метода в образовательном процессе среднего звена общеобразовательной школы.

Соглашаясь с мнением В.И. Андреева о дидактическом обеспечении личностно ориентированного обучения, мы считаем, что одним из важных условий решения данной проблемы является реализация метода проектов.

Третьим педагогическим условием развития творческой деятельности в процессе обучения естествознанию является внедрение модульной технологии.

Весь учебный материал делится на тематические модули, каждый из которых состоит из трех блоков.

Блок I (информационно-познавательный). Учащийся получает общее представление об учебном материале в ходе занятия-лекции. Учитель применяет различные методы и ориентирует ученика на конечный результат. Учащийся ознакомлен с целями обучения и перед ним поставлены определенные задачи.

Учитывая неподготовленность школьников к восприятию материала лекции, данный метод нами вводился постепенно, вырастая из объяснений. Пример: фрагмент вводной лекции  «Из чего состоят солнечные часы.»

  Солнечные часы состоят из стрелки-указателя, отбрасывающей тень (эта стрелка называется гномон) и циферблата солнечных часов. Время по солнечным часам определяют по тени, отбрасываемой гномоном на циферблат. Все просто, однако есть некоторые особенности. Циферблат солнечных часов делится на 24 часа, а не на 12 часов, как в обычных механических часах. Циферблат или гномон должны быть наклонены над плоскостью. Солнечные часы не учитывают переход на летнее время. Солнечные часы работают только в ясную или малооблачную  погоду в светлое время суток. Вот и все ограничения солнечных часов.

 Существует несколько видов солнечных часов. Давайте разберемся с ними по-порядку.

Блок II (деятельностный). Самостоятельная работа. Реализуется индивидуализация обучения. Учитель управляет процессом обучения каждого ученика, обеспечивает дидактическими материалами. Для реализации данного блока нами были составлены задания практических работ по каждой теме, которые ученики выполняют самостоятельно.

Пример: Карточка №1.

Отметь галочкой предметы живой природы.

Ручей

Лес

Снег

Птицы

Озеро

Деревья

Цветы

Небо

Блок III (контрольный). Зачет по практическим работам. Защита рефератов. Оценивание. Для успешной реализации модульного обучения требуется мотивация. Поэтому блок контроля, на котором оценивается работа школьника, является значимым в модульном обучении. В этом блоке учащиеся оценивают и соотносят полученные результаты с поставленными целями и задачами; анализируют проделанную работу; устанавливают, что в результате усвоено, а что нет и почему. В том случае, если не удалось достичь поставленных целей, изучению данного модуля можно уделить сверхзапланированное учебное время. Пример: Составьте мини-кроссворд по теме «

 Курс состоит из введения и четырех тематических разделов – модулей (32 часа).

В ходе разработки и построения теоретической модели дидактической системы развития творческих способностей учащихся было выдвинуто предположение о том, что учет индивидуальных особенностей школьников и применение соответствующей методики обучения с использованием интегрированного содержания материала и организации самостоятельной деятельности школьников позволит в экспериментальном классе по сравнению с контрольными повысить уровень творческой деятельности.

Данное предположение проверялось в процессе экспериментальной работы. В основу эксперимента был положен личностно-ориентированный подход, в соответствии с которым изучалось развитие личности ученика в процессе овладения курсом естествознания.

Целью экспериментального исследования явилась проверка эффективности разработанной модели процессе обучения естествознанию, ориентированной на повышение качества образования учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

Реализация основных положений современной психолого–педагогической теории развития творческой деятельности учащихся в процессе работы на кружке Естествознание

Разработанная нами модель развития творческой деятельности учащихся была реализована в общеобразовательной школе. Целью экспериментального исследования явилась проверка эффективности разработанной модели процессе обучения естествознанию.

Исследование в педагогике, как и в любых других науках, проводится в несколько этапов. Нами была применена следующая схема проведения педагогического исследования:

1 этап – подготовительный. В него вошли:

а)  постановка проблемы. Проблема повышения уровня творческих способностей учащихся  была выбрана нами в связи с её всё возрастающей актуальностью. Актуальность выбранной темы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают наличие определенной группы способностей (специальных и творческих), необходимых для успешной реализации деятельности.;

б)  выдвижение гипотезы. Нами была выдвинута следующая гипотеза: – уровень творческой деятельности учащихся можно повысить, реализуя в процессе занятий на кружке «Естествознание», специально разработанную программу;

в) планирование исследования:

 -  изучение состояния проблемы психолого-педагогической литературе;

 - сбор данных, который проводился на базе МОУ СОШ №24 Копейского городского округа. В исследовании приняли участи учащиеся 5-х классов в количестве 50 человек;

 -  обработка данных;

 -  интерпретация результатов;

 - объяснение результатов;

 - формулирование выводов.

2 этап - основной, который включал в себя следующие пункты:

 - констатирующий срез – изучение уровня творческих способностей.

Исследование проводилось в МОУ СОШ № 24 Копейского городского округа в 5 «А» и 5 «Б» классах.  Учащимся 10-11 лет. Исследование проводилось на добровольном согласии детей и их родителей.

В 5 «Б» классе обучается 25 человека. Из них 10 девочек и 15 мальчиков. Отличников 4%, хорошистов 50%, троечников 46%, качественная успеваемость 54%, абсолютная успеваемость 100%.

 В 5 «А» классе обучается 25 человек. Из них 11 девочек и 14 мальчиков. Отличников 16%, хорошистов 56%, троечников 28%, качественная успеваемость 72%, абсолютная успеваемость 100%. Всего в исследовании приняло участие 50 учащихся.

Результаты констатирующего среза

Для диагностики уровня творческой деятельность нами была использована методика «Диагностика уровня невербальной креативности».(рис 1)

Рис 1. Результаты констатирующего среза по методике «Диагностика уровня невербальной креативности».

Результаты методики имеют нормальное распределение. Из рисунка  мы видим, что подавляющее количество учащихся в обоих классах имеют средний уровень невербальной креативности: 5а – 72%, 5б – 68%; высокий уровень невербальной креативности: 5а – 16%, 5б – 16%; низкий уровень невербальной креативности: 5а – 12%, 5б – 16%.

Таким образам, можно сказать, что в обоих классах более половины детей имеют средний уровень невербальной креативности.

Для определения факторов креативности мы использовали методику «Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник). (рис 2)

Рис 2. Результаты констатирующего среза по методике «Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник).

Результаты методики по всем факторам имеют нормальное распределение.

Высокий уровень по фактору «любознательность»: 5 а - 24%, 5 б – 20% учащихся, средний уровень: 5 а -60%, 5 б – 64% учащихся, низкий 5 а - 16%, 5 б – 16% учащихся.

Высокий уровень по фактору «воображение»: 5 а - 32%, 5 б – 24% учащихся, средний уровень: 5 а -52%, 5 б – 64% учащихся, низкий 5 а - 16%, 5 б – 12 % учащихся.

Высокий уровень по фактору «сложность»: 5 а - 20%, 5 б – 16% учащихся, средний уровень: 5 а -68%, 5 б – 72% учащихся, низкий 5 а - 12%, 5 б – 12% учащихся.

Высокий уровень по фактору «склонность к риску»: 5 а - 32%, 5 б – 28% учащихся, средний уровень: 5 а -48%, 5 б – 52% учащихся, низкий 5 а - 20%, 5 б – 20% учащихся.

Мы можем отметить, что в 5б классе средние баллы по всем факторам несколько выше, нежели в 5 а, но в 5 а высокий уровень по всем факторам креативности имеют большее число респондентов.

После проведенной диагностики, в 5а был определен «экспериментальной группой», 5б – контрольной, т.е. в 5а классе реализовывалась на практике разработанная Модель развития творческой деятельности учащихся в процессе изучения преподавания элективного курса по Естествознания. После окончания реализации Модели в обоих классах вновь была проведена диагностика.

Рис 3. Результаты экспериментального среза по методике «Диагностика уровня невербальной креативности».

Результаты методики имеют нормальное распределение. Из рисунка 4 мы видим, что подавляющее количество учащихся в обоих классах имеют средний уровень невербальной креативности: 5а – 64%, 5б – 68%; высокий уровень невербальной креативности: 5а – 32%, 5б – 20%; низкий уровень невербальной креативности: 5а – 4%, 5б – 12%.

Можно отметить что в 5 а классе значительно повысился уровень невербальной креативности: высокий с 16% до 32%, низкий с 12% до 4%.

Чтобы ответить на вопрос: эффективна ли разработанная программа развития творческой деятельности учащихся воспользуемся статистическим критерием Манна-Уитни (U-критерий Манна — Уитни)  Результат Uэмп =175

Рис 4. Ось значимости для U-критерий Манна — Уитни.

Вывод: разработанная нами программа эффективна для развития творческой деятельности учащихся.

Рис 5. Результаты экспериментального среза по методике «Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник).

Результаты методики по всем факторам имеют нормальное распределение.

Высокий уровень по фактору «любознательность»: 5 а - 28%, 5 б – 20% учащихся, средний уровень: 5 а - 68%, 5 б – 64% учащихся, низкий 5 а - 4%, 5 б – 16% учащихся.

Высокий уровень по фактору «воображение»: 5 а - 40%, 5 б – 24% учащихся, средний уровень: 5 а -52%, 5 б – 64% учащихся, низкий 5 а - 8%, 5 б – 12 % учащихся.

Высокий уровень по фактору «сложность»: 5 а - 32%, 5 б – 16% учащихся, средний уровень: 5 а - 60%, 5 б – 72% учащихся, низкий 5 а - 8%, 5 б – 12% учащихся.

Высокий уровень по фактору «склонность к риску»: 5 а - 32%, 5 б – 28% учащихся, средний уровень: 5 а -  48%, 5 б – 52% учащихся, низкий 5 а - 20%, 5 б – 20% учащихся.

Можно отметить что после внедрения модели показатели в 5 а классе улучшились по всем факторам креативности, за исключением  фактора «склонность к риску».

Чтобы ответить на вопрос: эффективна ли разработанная нами программа для развития творческой деятельности учащихся ( в частности улучшение показателей по фактора креативности) воспользуемся статистическим критерием Манна-Уитни (U-критерий Манна — Уитни).

Проверка эффективности:

Результат Uэмп =210,5

Рис 6. Ось значимости для U-критерий Манна — Уитни.

Следовательно мы не можем достоверно утверждать, что данная модель способствует развитию любознательности.

Проверка эффективности для развития воображения:

Результат Uэмп =185,5

Рис 7. Ось значимости для U-критерий Манна — Уитни.

Вывод: данная модель способствует развития воображения.

Проверка эффективности курса для развития «сложности»:

Результат Uэмп =173,5

Вывод: разработанный нами курс способствует улучшению показателей по критерию «сложность» .

Проверка эффективности для развития склонности к риску:

Результат Uэмп =289,5

Рис 8. Ось значимости для U-критерий Манна — Уитни.

Вывод: данная программа не способствует развитию склонности к риску.

ВЫВОДЫ

1. В обоих классах более половины детей имеют средний уровень невербальной креативности.

2. В результате нашего исследования мы установили положительную динамику в изменении уровней проявления творческих способностей учащихся. По данным экспериментального обучения количество учащихся экспериментального класса, проявивших высокий уровень творческих способностей, увеличилось от16% до 32%, а в контрольных всего лишь от 16% до 20%.

3. Можно отметить, что после проведения занятий показатели в экспериментальном а классе улучшились по всем факторам креативности, за исключением  фактора «склонность к риску».

4. Занятия в кружке по естествознанию эффективен для развития творческой деятельности учащихся, в частности для повышения уровня невербальной креативности, воображении и сложности (установлено с применением математической статистики и оценивание по U-критерий Манна – Уитни).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1

1.1 Методика «Диагностика уровня невербальной креативности».

Инструкция к тесту

Вам предлагают выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения и фантазии. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное и хорошо бы такое, до которого далеко не каждый додумается. Перед вами 10 незаконченных фигур. Если вы добавите к ним дополнительные линии или штрихи, получаются интересные предметы или даже сюжетные картинки. Придумайте название для вашего рисунка и напишите его под ним. Время выполнения – 15 мин. Поэтому работайте быстро.

Обработка и анализ результатов теста

Количество баллов, полученное обследуемым, является одним из показателей креативности, способности выдвигать идеи, отличающие от очевидных. Оригинальность решений означает способность избегать легких и очевидных ответов. Максимальное количество возможных баллов – 20.

Критерии, используемые при проведении результатов тестирования

Рисунок №1.

0 баллов. Абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица, чайка.

1 балл. Брови, глаза, волна, море, морда животного, облако туча, сердце, сова, цветок, яблоко, человек, собака.

2 балла. Все остальные менее стандартные и оригинальные рисунки.

Рисунок №2.

0 баллов. Абстрактный узор, дерево, рогатка, цветок.

1 балл. Буква, дом, символ, указатель, след ноги птицы, цифра, человек.

2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Рисунок №3.

0 баллов. Абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человека, лодка, корабль, люди, фрукты.

1 балл. Ветер, облако, дождь, шарики, детали дерева, дорога, мост, качели, морда животного, колеса, лук и стрелы, рыба, станки, цветы.

2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Рисунок №4.

0 баллов. Абстрактный узор, волна, море, змея, хвост, вопросительный знак.

1 балл. Кошка, кресло, стул, ложка, мышь, гусеница, червяк, очки, ракушка, гусь, лебедь, цветок, трубка для курения.

2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Рисунок №5.

0 баллов. Абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, лодка, корабль, лицо человека, зонт.

1 балл. Водоем, озеро, гриб, губы, подбородок, таз, лимон, яблоко, лук и стрелы, овраг, яма, рыба, яйцо.

2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Рисунок №6.

0 баллов. Абстрактный узор, лестница, ступени, лицо человека.

1 балл. Гора, скала, ваза, ель, кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек, цветок.

2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Рисунок №7.

0 баллов. Абстрактный узор, машина, ключ, серп.

1 балл. Гриб, черпак, ковш, линза, лицо человека, молоток, очки, самокат, серп и молот, теннисная ракетка.

2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Рисунок №8.

0 баллов. Абстрактный узор, девочка, женщина, глаза и тело человека.

1 балл. Буква, ваза, дерево, книга, майка, платье, ракета, цветок, щит.

2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Рисунок №9.

0 баллов. Абстрактный узор, холм, горы, буква, уши животного.

1 балл. Верблюд, волк, кошка, лиса, лицо человека, собака, человек, фигура.

2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Рисунок №10.

0 баллов. Абстрактный узор, гусь, утка, дерево, лицо человека, лиса.

1 балл. Буратино, девочка, птица, цифра, человек, фигура.

2 балла. Все остальные более оригинальные рисунки.

Критерии для выводов, полученных при обследовании на выборке из 500 человек.Группа        Норма креативности в баллах         Средний показатель норм

Учащиеся 4-8-х классов        5-13        9,6

Учащиеся 9-11-х классов         7-14        10,6

Студенты и взрослые        6-14        10,55

Источники

Диагностика уровня невербальной креативности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.69-71.

1.2. «Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник)»

Назначение теста

Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Интерпретация теста

Основные критериальные проявления исследуемых факторов:

Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.

Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.

Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Инструкция к тесту

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».

Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Тестовый материал

Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.

Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.

Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

Мне не нравится планировать дела заранее.

Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.

Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.

Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.

Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.

Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

Мне нравится заниматься чем-то новым.

Я люблю заводить новых друзей.

Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.

Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.

Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.

Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

Я люблю то, что необычно.

Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.

Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.

Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому неудавалось до меня.

Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.

Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.

Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.

Я не люблю выступать перед группой.

Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.

Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.

Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.

Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.

Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.

Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.

Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.

Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.

Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.

Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.

Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.

Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.

Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.

Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.

Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.

Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.

У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.

Обработка данных теста

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.

Ключ к тесту

Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)

положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;

отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;

все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;

все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.

Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;

отрицательные ответы: 28;

все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)

положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;

отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;

все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)

положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;

отрицательные: 14, 20, 39;

все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.

В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом ( в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «незнаю», оцениваемых в -1 балл.

Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.

Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».

Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».

 Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).

Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.

Источники

Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.59-64.

Приложение №2

  1. Индивидуальные результаты  респондентов по методике «Диагностика невербальной креативности». Контрольный срез.

балл

1

14

2

5

3

6

4

4

5

5

6

8

7

8

8

14

9

10

10

9

11

7

12

15

13

10

14

10

15

3

16

12

17

3

18

12

19

10

20

6

21

15

22

6

23

7

24

11

25

11

5 б

балл

1

11

2

15

3

10

4

5

5

14

6

5

7

9

8

4

9

12

10

7

11

4

12

10

13

12

14

3

15

10

16

6

17

3

18

6

19

14

20

11

21

12

22

10

23

14

24

5

25

9

  1. Сводная таблица результатов по методике «Диагностика невербальной креативности». Констатирующий срез.

5а (экспериментальная группа)

5б (контрольная группа)

Высокий

Средний (норма)

Низкий

Высокий

Средний (норма)

Низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

4

16

18

72

3

12

4

16

17

68

4

16

2.4 Индивидуальные результаты  респондентов по методике «Диагностика личностной креативности. Констатирующий срез.

                                            Факторы креативности

Любознательность

Воображение

Сложность

Склонность к риску

Суммарный

1

22

21

13

22

78

2

15

22

22

21

80

3

17

11

13

16

57

4

6

9

14

7

30

5

16

12

17

17

62

6

14

12

14

15

55

7

23

23

18

14

78

8

15

15

15

15

60

9

20

22

22

23

87

10

22

13

22

18

75

11

24

24

16

24

88

12

17

21

24

23

85

13

18

17

13

18

66

14

24

12

17

23

76

15

8

8

9

7

32

16

14

15

14

16

59

17

10

16

13

8

47

18

14

7

11

15

47

19

15

15

15

16

61

20

18

15

17

15

65

21

23

21

23

24

91

22

20

21

13

25

79

23

20

18

10

10

58

24

11

8

18

10

47

25

16

12

20

16

64

                                              Факторы креативности

Любознательность

Воображение

Сложность

Склонность к риску

Суммарный

1

15

11

13

15

54

2

22

13

17

21

73

3

17

21

22

22

82

4

17

17

18

17

69

5

24

21

22

23

90

6

20

17

17

17

71

7

14

12

16

15

57

8

10

9

10

10

39

9

13

12

15

15

55

10

13

21

17

22

73

11

9

17

17

9

52

12

15

12

15

14

56

13

15

14

15

15

59

14

7

8

9

9

33

15

16

22

18

23

79

16

16

16

18

15

65

17

10

16

16

9

51

18

17

9

9

8

43

19

22

21

22

15

80

20

15

16

19

17

67

21

22

21

18

22

83

22

15

15

17

18

65

23

22

16

23

22

83

24

16

15

18

18

67

2.5 Сводная таблица результатов по методике «Диагностика личностной креативности». Констатирующий срез.

Факторы креативности

Уровень креативности 5а

Уровень креативности 5б

Высокий

Средний

 Низкий

Высокий

Средний

 Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Любознательность

6

24

15

60

4

16

5

20

16

64

4

16

Воображение

8

32

13

52

4

16

6

24

16

64

3

12

Сложность

5

20

17

68

3

12

4

16

18

72

3

12

Склонность к риску

8

32

12

48

5

20

7

28

13

52

5

20

Суммарный

4

16

16

64

5

20

3

12

18

72

4

16

Приложение №3

  Программа элективный курс по естествознанию для 5 класса

«Времена года»

     Быть всегда творческим - значит быть всесильным.                    

                                              Нет надежнее  гарантии на лучшее будущее, чем            

                                              умение быть творческим  всякий раз,

                                               когда это необходимо, в любой момент быть                      

                                               готовым решать проблемные вопросы

                                               и разрабатывать новые концепции.

        Марк Фишер

 Пояснительная записка

Можно ли научить творчеству? Как раскрыть творческий потенциал личности?

Ответом на эти вопросы является развитие творческих способностей учащихся на основе системы знаний, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно.

Поставив перед собой цель, развивать творческие способности детей, был выделен ряд задач: поддержать и развивать интерес к предмету; развивать логическое мышление, воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной литературой; учить мыслить широко, видеть роль и место естествознания в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.

Их решение позволит сделать процесс обучения интересным и для ребенка и для учителя.

При этом используются различные методы обучения: словесные, которые дают возможность  задать высокий уровень теоретических знаний;

Наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов),  позволяющие активизировать ребят с наглядно – образным мышлением;

Практические, которые формируют практические навыки. Широко используется эксперимент.

Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная и групповая. Творческую деятельность рассматривается как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и  решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное. Значит, одаренная и творческая личность – это человек, овладевший подобной деятельностью.

    Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты, которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрыть и развивать.

Аннотация.

   Курс состоит из введения и четырех тематических разделов – модулей (32 часа). Во введении слушатели знакомятся с побудительными мотивами, лежащими в основе данного курса.    Модули соответствуют четырем временам года, начиная с осени (начало учебного года). Модуль «лето» рекомендуется проводить во время летних практик на школьном участке. Кроме этого в течение всего года учащимися ведется фенологический календарь изменений происходящих в природе.

Содержание курса:

Введение (2 часа). Творческое задание: изготовление коллажей по стихотворению «Четыре цвета года» Л. Яхнина.

Модуль 1. Осень.

● Праздник урожая. 2 часа

● Почему желтеют листья. Творческое задание: изготовление гербария «Осенняя окраска листьев». 1 час

● 1 октября «международный день музыки». Музыка в природе. 2 часа

● Как природа готовиться к зиме. 1 час

● 18 ноября – день рождения Деда Мороза. 2 часа

● Куда улетают птицы? Творческое задание готовим кормушки. 2 часа

 Модуль 2. Зима.

● Снежинки. Творческое задание мастерим снежинки. 1 час

● Птицы. 2 часа

● Какого цвета снег? Творческое задание выращиваем кристаллы. 1 час

●  Лес зимой. Творческое задание эссе. 2 часа

Модуль 3. Весна.

● Сосульки. Творческое задание 1 час

● Оттепель. 1 час

● Природа просыпается. Творческое задание опыты. 2 часа

● Праздник Весны. 2 часа

Модуль 4. Лето.

● Школьный сад. 2 часа

● Фрукты и овощи. 2 часа

● Делаем солнечные часы. 2 часа

● Делаем анемометр. 2 часа

Литература.

  1. Аксенова Н.А. Фенологические наблюдения / Н.А. Аксенова // Биология в школе. - 1994. - № 2, 3, 4,5.
  2. Блинников В.И. Зоология с основами экологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 “Педагогика и методика нач. обучения". - М.: Просвещение, 1990.
  3. Быховский Б.Е. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений/ Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова, М.А. Козлов и др.; Под ред. М.А. Козлова. - 26-е изд. - М.: Просвещение, 1998.
  4. 14. Захаров В.Б. Биология.7 кл. Многообразие живых организмов: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.
  5. Коротков Д.В. Организация самостоятельных наблюдений школьников за зимующими птицами / Д.В. Коротков // Биология. - 2006. - № 3. - С.13-21.
  6.  Пугал Н.А. Экология и эстетика пришкольного участка / Н.А. Пугал // Школьные технологии. - 1998. - № 3.
  7. Ромашова А.Т. О фенологической работе в школах / А.Т. Ромашова // Биология в школе. - 1981. - № 4.
  8. Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. Популярное пособие для педагогов и родителей. - Ярославль: "Академия развития, 1997.
  9. Теремов А. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей / А. Теремов, В. Рохлов. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. - (“Занимательные уроки”).
  10. Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии: пособие для учителей / Д.И. Трайтак. - М.: Просвещение, 1979. - 144 с.
  11. Хомченко С.И. Как организовать фенологические наблюдения / С.И. Хомченко // Биология в школе. - 1985. - № 4; 1986. - № 1
  12. Щенникова З.Г. Летние фенологические наблюдения (для учащихся 5-7 классов) / З.Г. Щенникова // Биология в школе. - 1980. - № 3.
  13. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения / под ред. Хинн О.Г. - М.: ТКО "АСТ", 1996.
  14. Энциклопедия для детей: Т.2 Биология. - М.: "Аванта +", 1997.

Приложение №4

4.1 Индивидуальные результаты  респондентов по методике «Диагностика невербальной креативности». Экспериментальный срез.

балл

1

20

2

5

3

10

4

4

5

7

6

10

7

10

8

20

9

14

10

10

11

10

12

15

13

14

14

14

15

12

16

12

17

13

18

13

19

14

20

10

21

18

22

9

23

13

24

13

25

13

балл

1

11

2

17

3

11

4

6

5

14

6

5

7

15

8

35

9

14

10

7

11

4

12

10

13

12

14

3

15

10

16

9

17

3

18

9

19

14

20

11

21

12

22

10

23

14

24

9

25

10

4.2 Сводная таблица результатов по методике «Диагностика невербальной креативности». Экспериментальный срез.

5а (экспериментальная группа)

5б (контрольная группа)

Высокий

Средний (норма)

Низкий

Высокий

Средний (норма)

Низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

8

32

16

64

1

4

5

20

17

68

3

12

4.3 Индивидуальные результаты  респондентов по методике «Диагностика личностной креативности». Экспериментальный срез.

                                                   Факторы креативности

Любознательность

Воображение

Сложность

Склонность к риску

Суммарный

1

24

24

25

22

95

2

22

24

26

24

96

3

17

18

24

16

75

4

18

16

18

9

43

5

18

18

19

17

72

6

20

16

18

15

69

7

23

23

18

17

81

8

17

17

17

15

66

9

20

23

26

23

92

10

24

17

26

16

83

11

24

24

16

24

88

12

17

23

26

23

89

13

18

22

13

18

71

14

24

15

23

23

85

15

8

9

17

9

43

16

17

17

14

18

66

17

18

18

13

8

57

18

17

15

17

15

64

19

18

18

17

17

70

20

18

18

20

16

72

21

23

23

25

24

95

22

20

23

25

26

94

23

20

22

11

8

61

24

17

9

18

9

53

25

18

17

20

16

71

5 б

                                                     Факторы креативности

Любознательность

Воображение

Сложность

Склонность к риску

Суммарный

1

17

14

14

17

62

2

25

16

17

21

79

3

18

21

26

22

87

4

17

18

18

18

71

5

24

21

22

23

90

6

20

18

17

17

72

7

14

14

17

16

61

8

9

9

10

10

38

9

16

12

15

15

58

10

13

21

17

22

73

11

9

18

17

9

53

12

16

12

17

16

61

13

15

16

17

15

63

14

7

8

10

9

34

15

19

22

18

23

82

16

16

16

18

17

67

17

11

17

16

9

53

18

17

9

10

8

44

19

24

21

22

15

82

20

15

16

19

17

67

21

22

21

18

22

83

22

15

15

17

19

66

23

24

17

23

22

86

24

16

15

18

18

67

25

18

17

18

19

72

4.4 Сводная таблица результатов по методике «Диагностика личностной креативности». Экспериментальный срез.

Факторы креативности

Уровень креативности 5 а

Уровень креативности 5 б

Высокий

Средний

 Низкий

Высокий

Средний

 Низкий

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Любознательность

7

28

17

68

1

4

5

20

16

64

4

16

Воображение

10

40

13

52

2

8

6

24

16

64

3

12

Сложность

8

32

15

60

2

8

4

16

18

72

3

12

Склонность к риску

8

32

12

48

5

20

7

28

13

52

5

20

Суммарный

8

32

15

60

2

8

3

12

18

72

4

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Особенности организации творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства".

Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья оказываетр личный пример, объяснение педагога....

Развитие творческой активности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе проектной деятельности на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества

В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. Большинство исследователей, затрагивающих проблему ...

Праздники как один из источников коррекции и развития творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития....

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКИ.

Одной из актуальных задач современной специальной педагогики является формирование познавательного интереса учащихся с ОВЗ. Определенно, что, ребенок в состоянии интереса усваивает материал быст...

«Организация процесса развития у воспитанников приюта, имеющих ограниченные возможности здоровья, трудовой мотивации формирования направленности на профессиональный выбор, занятость карьеру»

В статье ведется речь о том, как сформировать у воспитанников социального приюта, имеющих ограниченные возможности здоровья, трудовую мотивацию, направленную на дальнейший   профессиональный...

Развитие творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения.

laquo;Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».      В.А. Сухомлинский Наличие дефекта умственно-отсталых школьни...