Программа социального педагога по подготовке детей к 1 классу
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Областное казенное учреждение
«Воловский центр социальной помощи семье и детям-
«Исток»
«Утверждаю»
«_____»___________2019г.
______________________
Директор ОКУ «Воловский ЦСПСД»
В.П. Акутин
Программа
подготовки детей к школе
на подготовительных занятиях
для будущих первоклассников
Автор: Авилова А.В.
Социальный педагог
2019г.
Пояснительная записка.
Одной из актуальных проблем в центре является проблема подготовки детей к школе. Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная, моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей сложным, а иногда и не возможным.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.
Для того, чтобы вчерашний воспитанник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный ) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.
Обучение на подготовительных занятиях проводится по:
- Ознакомлению с окружающим миром
- Развитию речи и подготовке к обучению грамоте
- Развитию элементарных математических представлений
Занятия организуются до начало учебного года в весеннее — летний период в течении 20 дней по 2 занятия в день. Продолжительность занятия -25 минут. Возраст детей - 6,5 - 7 лет.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют школу.
Цель программы – подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.
Содержание занятий и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:
1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.
3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Программа подготовки воспитанников к школе идет по следующим направлениям:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
4. Развитие умственных способностей.
5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6. Развитие волевой готовности ребенка.
Принципы работы при подготовке детей к обучению:
*учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
*системность и плановость;
*уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
*занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;
*развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
* контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам
Содержание занятий опирается на программные требования:
1. Ознакомление с окружающим миром:
Расширять представления детей о родной стране, крае, селе, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.
Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.
Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.
Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.
Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.
Учить делить слова на слоги.
Дать первоначальные представления о предложении.
Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.
Совершенствовать умение составлять рассказы.
3. Развитие элементарных математических представлений:
Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.
Учить решать стихотворные задачи.
Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.
Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
Дети также продолжают совершенствовать свои умения в минутках изобразительной деятельности, ручного труда и физкультурных минутках, развивая моторику мелкой мускулатуры кистей рук и координацию движений, выполняя игровые и учебные задания на основных подготовительных занятиях.
Требования к результатам обучения
По окончании программы будущий первоклассник должен уметь:
1. Составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на слова, членить слова на слоги;
· находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове;
· уметь отвечать на вопросы, строя сложные предложения разных видов;
· составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта;
· заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.
2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
· соотносить цифру с числом предметов;
· пользоваться арифметическими знаками действий;
· измерять длину предметов с помощью условной меры;
· ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунке и в природе;
· перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
· называть основные признаки времен года.
4. Уметь владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования
· лепить разными способами небольшие фигурные группы из 2-3 фигур, передавая пропорции и динамику;
· делать разметку по шаблону и вырезать геометрические фигуры;
· составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм, владеть основными приёмами выполнения аппликации;
· выполнять физические упражнения из разных позиций чётко, ритмично, в заданном темпе, по словесной инструкции.
По окончании программы у ребенка должны сформироваться:
· четкая структура полученных знаний;
· позитивное отношение к учебной деятельности;
· желание и умение организовывать свое время;
· навыки нравственного отношения к среде обитания.
Учебно-тематическое планирование
№ | Занятия | Содержание | Дата |
1 день | 1. Будем знакомы. Экскурсия | Знакомство со школой. Игра «Угадай чей голосок» | |
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Театрализация по сказке «Колобок» | ||
3. Развитие математических представлений | Пространственная ориентировка. Решение стихотворных задач | ||
2 -3день | 1. Развитие математических представлений | Театрализация по сказке «Репка». Счет предметов: количественный и порядковый | |
2. Ознакомление с окружающим миром | Моя Родина | ||
3. Развитие мелкой моторики мускулатуры кистей рук (трудовая деятельность) | Лепка героев сказки «Репка» | ||
4-5день | 1. Развитие математических представлений | Пространственная ориентировка. Сравнение предметов, уравнивание | |
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Учимся слышать звуки и называть их. Игра со словами | ||
3. Развитие мелкой моторики мускулатуры кистей рук (изобразительная деятельность) | Портрет моей мамы (диагностика) | ||
6-7день | 1. Развитие математических представлений | Пространственные отношения. Числовой ряд | |
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Упражнения в слышании звуков и кодировании их символами | ||
3. Физкультурные минутки. | Подвижные игры Танцевальная пауза | ||
8-9 день | 1. Развитие математических представлений | Развитие пространственных отношений. Рисование по точкам | |
2. Ознакомление с окружающим миром | Живая и неживая природа | ||
3. Развитие мелкой моторики мускулатуры кистей рук (трудовая деятельность) | Аппликация | ||
10-11 день | 1. Развитие математических представлений | Знакомство с геометрическими фигурами | |
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Заучивание и рассказывание любимых стихотворений наизусть | ||
3. Развитие мелкой моторики мускулатуры кистей рук (изобразительная деятельность) | Тест «Закрась фрукты» | ||
12-13 день | 1. Развитие математических представлений | Графический диктант. Работа с множествами | |
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Доскажи словечко. Составление рассказа по серии картинок | ||
3. Развитие мелкой моторики мускулатуры кистей рук (трудовая деятельность) | Мозаика из крупы) | ||
14-15 день | 1. Развитие математических представлений | Сравнение множеств Решение стихотворных задач | |
2. Ознакомление с окружающим миром | Наблюдения. Сезонные изменения в природе | ||
3. Развитие мелкой моторики мускулатуры кистей рук (изобразительная деятельность) | Составление узоров и декоративных композиций из геометрических и растительных форм | ||
16-17 день | 1. Развитие математических представлений | Работа со скороговорками. Развитие фонематического слуха | |
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Театрализация по сказке «Заяц и лиса» | ||
3. Развитие мелкой моторики мускулатуры кистей рук (трудовая деятельность) | Конструирование | ||
18-20 день | 1. Развитие математических представлений | Количественные представления и понятия | |
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте | Речевая разминка. Составление рассказа по картинкам. Загадки | ||
3. Мониторинг. Диагностика | Занятие с психологом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа социального педагога с родителями детей, обучающимися по специальной коррекционной программе
Для социальных педагогов...
Программа социального педагога «Подготовка к ЕГЭ с элементами психологического тренинга» (для учащихся 9,11-х классов)
Подготовка к ЕГЭ с элементами психологическго тренинга в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ...
Методические рекомендации для социальных педагогов по сопровождению детей "группы риска"
Для социальных педагогов...
Дополнительная адаптированная общеобразовательная и общеразвивающая программа социально- педагогической направленности для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья ГКУ ЦССВ «Сколковский»
Пояснительная записка. СОДЕРЖАНИЕ1. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников2. с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталость...
Семинар для социальных педагогов «Психологическая защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Когда уже некуда идти».
Педагогический коллектив школы выполняет сложную задачу – совместными усилиями попытаться изменить сознание и поведение учащихся «группы риска», детей из социал...
«Взаимодействие педагога- психолога социального педагога в сопровождении детей группы риска»
С учетом быстрых темпов жизни, необходимости быстрого реагирования на критические ситуации, других факторов, которые присущи современному обществу, число детей с девиантным поведением постоянно увелич...
Роль социального педагога в подготовке ребят к освоению профессий будующего
Роль социального педагога в подготовке ребят к освоению профессий будующего...