Методические рекомендации для социальных педагогов по сопровождению детей "группы риска"
консультация на тему
Для социальных педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации для социальных педагогов по сопровождению детей "группы риска" | 15.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для социального педагога по сопровождению детей «группы риска»
Деятельность социального педагога по сопровождению детей «группы риска» должна состоять из нескольких этапов:
- Выявление детей и семей группы риска на более ранней стадии дезадаптивного процесса:
- Определить к какой целевой группе риска относится ребёнок.
- Провести анализ социокультурной ситуации развития: формы отклоняющегося поведения, тип семьи, стиль семейного воспитания, факторы риска (личность, семья, школа), стадия дезадаптации.
- Диагностика факторов риска и причин неблагополучия:
- Выявить основные факторы риска.
- Определить факторы защиты.
- Выйти на основные (системообразующие) причины проблематики ребёнка.
- Определить причины, с которыми школа может работать напрямую и те, где необходимо вмешательство специалистов из других органов и ведомств.
- Разработка индивидуальной программы сопровождения:
- Определить оптимальную команду и условия сопровождения (наличие специалистов, инфраструктуры или сети поддержки, административных и материальных ресурсов).
- Разработать программу действий (ожидаемые результаты, сроки, методы, технологии сопровождения, критерии успешности, этапы работы, координация действий, зоны ответственности).
- Реализация индивидуальной программы сопровождения:
- Для детей «группы повышенного внимания», тех, кто не совершил правонарушения, но имеет риск дезадаптивного развития - организовать сеть поддержки, продуктивный досуг; в случае конфликта осуществить посреднические функции для нормализации отношений и повышения статуса подростка; вовлечь его в социальное проектирование, спортивную и творческую деятельность, обучить в группе тренинга социальным навыкам, создать ситуацию успеха;
- Для детей «группы особого внимания» - в случае противоправных действий выработать и применить адекватные санкции через реализацию подходов ювенальной юстиции, направленных на восстановление нанесённого ущерба, изменение отношения к содеянному; закрепить за подростком персонального сопровождающего, выявив данное лицо посредством референтометрии; организовать программу мер по ресоциализации и коррекции отклоняющегося поведения, изменению ценностей и установок.
- В случае выявления рисков в семье применить технологии «Примирение в семье» или «Круг заботы».
- Измерение результативности работы с ребёнком и его ближайшим окружением:
- В качестве индикаторов оценки можно использовать – стадии дезадаптации, коэффициент социальной адаптации, социальный опыт, личные достижения, уровень мотивации достижений, социальный интерес, творческий потенциал, показатели статуса ребёнка.
- Методы оценки – обратная связь от подростка, мнение родителей, учителей, одноклассников, входная и выходная диагностика, учёт проступков и социальных достижений, анализ продуктов деятельности, социо и референтометрия.
- Источники информации – результаты тестирования, анкетирования, экспертные оценки, отзывы учителей об активности подростка в делах класса и школы, учёбе и труде, милицейские сводки и др.
- Если действия оказались не эффективны:
- Определить причины (что не сработало в программе действий);
- Откорректировать программу с учётом выявленных ошибок;
- Подключить дополнительные ресурсы, оптимизировать методы;
- Рассмотреть вопрос о переводе ребёнка на альтернативную форму обучения или поставить вопрос о его профессиональной подготовке и последующем трудоустройстве.
- Если программа действий дала положительный результат:
- Завершить программу (снять ребёнка с учёта, перевести в вышестоящую группу);
- Проанализировать и описать социально-педагогический опыт;
- Внести изменения в банк данных.
Результаты воспитательного процесса обычно носят неоднозначный характер. Это зависит от индивидуально-типологических различий подростков, их жизненного и нравственного опыта, внутренней позиции. Вот почему одни и те же воспитательные воздействия могут вызвать «эмоциональные потрясения личности» (А.С. Макаренко), но могут и не приводить к изменению духовного мира, поведения подростка.
Процесс сопровождения непрерывен, идет с разной скоростью, его нельзя форсировать. А.С. Макаренко отмечал, что процесс сопровождения требует и больших сил, больших знаний, и большого терпения. Он носит скачкообразный характер, его результаты не видны сразу. Между началом педагогического воздействия и проявлениями устойчивого нормативного поведения может лежать длительный период.
Подросток «группы риска» - это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому у него необходимо развивать потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Субъект - субъектный характер взаимоотношений педагога и учащегося позволяет реализовать возможности двух основных каналов передачи позитивного социального опыта: общения и взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Работа социального педагога по формированию толерантных отношений у обучающихся"
Данные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, классными руководителями и социальными педагогами для воспитания культуры общения обучающихся в духе «толерантности»...
Методические рекомендации для социального педагога
Предложенные материалы преднозначены социальным педагогам ОУ, специалистам по социально-педагогических служб. ...
Методические рекомендации для социальных педагогов в школе
Методические рекомендации по подготовке документов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних....
Методические рекомендации для социальных педагогов, классных руководителей и родителей " Детская агрессия: причины и последствия"
Практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. В ряде случаев при проявлениях детской или ...
Методические рекомендации для социальных педагогов, классных руководителей и родителей , Детская агрессия: причины и последствия"
Практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. В ряде случаев при проявлениях детской или ...
Методические рекомендации для социальных педагогов по организации работы с несовершеннолетними, признанными комиссией КДН и ЗП района, находящимися в социально опасном положении
Индивидуальная программа реабилитации (далее план ИПР) несовершеннолетнего, признанного комиссией КДН и ЗП, находящимся в социально опасном положении (далее СОП) представляет собой документ, описывающ...
Методические рекомендации для социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов.
Методические рекомендации социальному педагогу, классному руководителю по предотвращению конфликтных ситуаций среди несовершеннолетних и пути преодоления конфликтов в образовательной среде....