Семинар для социальных педагогов «Психологическая защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Когда уже некуда идти».
учебно-методический материал на тему
Педагогический коллектив школы выполняет сложную задачу – совместными усилиями попытаться изменить сознание и поведение учащихся «группы риска», детей из социально-неблагополучных семей обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку в нужный момент педагогическую поддержку, помочь преодолеть негативные явления в семье, школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_sots.pedaga.docx | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для социальных педагогов
«Психологическая защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Когда уже некуда идти».
Видео
Да, действительно, эти дети ни в чем не виноваты, виноваты мы – взрослые.
К чему этот сюжет, возможно, скажете вы? Но ведь тема нашей встречи сегодня «Психологическая защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Когда уже некуда идти». А разве эти дети не находятся в труднейшей жизненной ситуации? И им, действительно уже некуда идти. Это брошенные родителями дети, но ведь и эти дети, когда-то были только в зоне «риска», но их просмотрели мы, взрослые, не оказали защиту и вот к чему это привело…… Какие страшнейшие последствия могут случится с ребенком от нашего равнодушия, неучастия в их судьбе.
Душа подобных детей по особому, неведомому нам попущению Божию окрадена любовью и добром со стороны взрослых, чаще всего родителей, а потому - ослаблена, изранена грехом, озлоблена. Ощущение своей беззащитности и оставленности формирует в сознании такого ребенка болезненный "комплекс неполноценности", который требует выработки компенсаторных, защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. В свою очередь, стремление к самоутверждению разрушает гармоничность общения с окружающим миром: ребенок становится вынужденным эгоцентристом, у него развивается повышенная чувствительность к мнению окружающих людей, болезненная ранимость, склонность к обидчивости, амбициозности, упрямству и демонстративности (браваде), корысти и лукавству. В этом состоянии человеческой душе свойственна ярко выраженная "раздвоенность": с одной стороны, склонность к развитию греховных побуждений и стремление вызвать на себя возмущение и раздражение окружающих людей, а, с другой, - особенно острая потребность в понимании, любви и сострадании с их стороны. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе.
Да, современная социально-экономическая ситуация создает все условия для попадания детей и подростков в «зону риска». Одним из самых злободневных вопросов современного общества является криминализация молодежи и увеличение количества детей и подростков с девиантным поведением. Как правило, это дети из неблагополучных, многодетных семей, семей беженцев, которые подвергаются насилию, нервным стрессам, ведут бездомный образ жизни и предоставлены самим себе. Подростка увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Он становится «изгоем» в обществе. Но очень часто, к сожалению, это дети из вполне с виду благополучной семьи, где нет гармоничных отношений между взрослыми и детьми. Причиной является: неосведомленность о жизни собственного ребёнка, «погоня» за материальными ценностями, собственный эгоизм и т.д.
И результат - повальное употребление наркотических веществ, алкоголизм и табакокурение среди молодежи, правонарушения, жестокость и стремление к насилию, нежелание учиться, работать, нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение – все это потрясает своей статистикой, которую я сейчас не буду приводить.
Перед педагогическим сообществом встают извечные вопросы: что делать? кто виноват?
Специалистам, работающим в данном направлении, необхо димо знать причины, механизмы возникновения такого поведения подростка и обеспечивать условия для процесса социальной реабилитации.
Необходимо принципиально менять подходы к организации профилактической работы с социально дезадаптированными подростками. Работа по профилактике данного направления и как следствие правонарушений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Этим и занимаются в каждой школе совместно социальный педагог, психолог классный руководитель (33) и специальные службы. (комиссией по делам несовершеннолетних при администрации Советского района, специалистами в работе с несовершеннолетними детьми при администрации села Солдато-Александровского, сотрудниками ОДН МВД России по Советскому району, УТСЗН.)
Перед коллективом нашей школы стоит сложная задача – совместными усилиями попытаться изменить сознание и поведение учащихся «группы риска», детей из социально-неблагополучных семей обеспечить каждому нуждающемуся в этом ребенку в нужный момент педагогическую поддержку, помочь преодолеть негативные явления в семье, школе. Основная доля деятельности выпадает на соцпедагога, который становится и посредником, и экспертом, и психотерапевтом, и другом, и адвокатом, когда это необходимо, и многим другим.
На внутришкольном учёте в МОУ СОШ № 6 на 01.09.2016 г. состоит 10 учащихся, на учете в ОДН-3, по причине совершения общественно-опасного деяния, на учёте в КДН – нет. В октябре 2016 г. по ходатайству администрации школы снята с профилактического учета ОДН учащаяся 10 класса, в связи с исправлением поведения. За последнее время роста правонарушений не отмечалось.
Внутришкольный учет не является мерой пресечения запущенных детей. Наоборот, на учет ставится ребенок для коррекционной работы по программе «Социально-педагогическое сопровождение и ранняя диагностика детей «группы риска» (приказ №135 от 05.09.2015 г. – 2015 -2018 г.)
Ежегодно в начале года в школе создается банк данных учащихся, стоящих на различных видах учета, семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью проведение профилактической работы и последующей помощи им. Совместно с классными руководителями проводится работа по составлению социальных паспортов всех классов. На основании данных паспортов создан единый общешкольный банк данных обучающихся.
С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности усилен контроль за реализацией прав детей на образование. Действует система ежедневного отслеживания пропусков уроков, их анализ и оперативное принятие мер по каждому конкретному случаю. Работа направлена на выявление и учет детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительной причине занятия в образовательном учреждении. В конце августа начале сентября педагогический коллектив принимает участие в совместных рейдах «Всеобуч» с целью выявления детей, не приступивших к занятиям. Классные руководители совместно с социальным педагогом посещают семьи учащихся «группы риска» с целью проверки готовности детей к новому учебному году.
Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков в МОУ СОШ№ 6 проводится в тесном сотрудничестве со службами, о которых я сказала выше.
Классными руководителями составлен индивидуальный план работы, каждую четверть руководители делают письменный отчёт о работе в этом направлении. Получив информацию о каких – либо проблемах учеников, мы устанавливаем контакт с учащимися, его семьей. Соц.педагогом ведутся индивидуальные карты учащихся, состоящих на различных видах учета. В них фиксируются сведения о проведенной работе с учащимися из «группы риска». Проводится индивидуальная работа с психологом.
Регулярно социальным педагогом совместно с психологом проводились консультации и индивидуальные беседы с детьми, нуждающимися в педагогической поддержке. Ведется журнал консультаций социального педагога.
В школе организована деятельность школьного Совета профилактики. Всего с сентября 2016г по декабрь 2016 г.проведено -5 заседаний по профилактике правонарушений и преступлений. На которых рассматривались следующие вопросы:
- неудовлетворительные оценки по предметам, пропуски занятий без уважительных причин.
- нарушение Устава школы и дисциплины на уроках
- снятие и постановка на учет
- разбор конфликтных ситуаций среди учащихся и в семье На заседаниях Совета по профилактике правонарушений заслушивалась следующая информация: «Информация о правонарушениях несовершеннолетних совершенные в летний период», «Занятость учащихся группы риска во внеурочное время» (соц.педагог Стаценко Е.А.)
В первом полугодии на РКДН приглашались 2 учащихся и 2 родителей.)
Одной из форм межведомственной деятельности в решении вопроса профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются ежемесячные Дни профилактики, которые проводятся в соответствии с постановлением главы администрации района для учащихся и их родителей работниками ЦРБ, ОУР, ГИБДД, ОДН, отделением участковых инспекторов. За первое полугодие 2016-2017 учебного года в школе проведено 7 бесед, охвачено более 72 учащихся и 211 родителя.
В октябре прошли профилактические лектории для учащихся: «Профилактика преступлений против собственности»
«Профилактика краж, угонов транспортных средств, Возраст, с которого начинается ответственность за нарушение ПДД» «Профилактика заболевания желудочно-кишечного тракта»
В ноябре: «Табакокурение, туберкулез органов дыхания, «Профилактика крымской гемморагической лихорадки», «Уголовная ответственность за совершение преступлений» В декабре: «Релегиозный экстремизм в молодежной среде «Профилактика венерических заболеваний» «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
17.10.2016г. проведено общешкольное родительское собрание «На страже и безопасности здоровья детей» и профилактический лекторий для родителей «Правонарушения и юридическая ответственность»
В школе ведётся разъяснительная работа по правовому воспитанию, как неотъемлемая часть профилактики правонарушений учащихся. Работа ведется в сотрудничестве с классными руководителями.
В октябре 2016г. проводились для учащихся 5-х классов час общения «Кто я? Какой я?» социальным педагогом проведено занятие для уч. группы риска: «Умей ответить за свои поступки»
В ноябре для учащихся 3-х классов ситуативный классный час «Всегда ли я прав?»), для 10-11 классов «Легко ли быть матерью?» дискуссия для подростков и их родителей для 7-х классов дискуссия «Разруха в жизни начинается с разрухи в душе. Как влияет сквернословие на личность»
В декабре проводились следующие мероприятия: для учащихся 7-8 классов ролевая игра «Воображаемая страна» для 9-х классов занятие «Документы », для 5-х классов правовая игра «Что? Где? Когда? Я - маленький гражданин своей страны» для 10-х классов занятие в тренинговом режиме «Трудоустройство – надежный выход», для 5-х кл игра «Страна знатоков» для учащихся 9-11 классов организована демонстрация фильмов: «Наркомания», ВИЧ «Знать, чтобы жить» , «Наркомания, никотиномания и алкоголизм – три ступени ведущие вниз., классные руководители)
Главная задача нашей школы состоит в сохранении и укреплении здоровья воспитанников, пропагандировании здорового образа жизни, формировании у детей личной ответственности за своё здоровье и безопасность. Каждый год составляется план по данному направлению. В октябре среди учащихся 7-11 классов проводилось анкетирование на распространение и употребления спайсов среди несовершеннолетних. В ноябре проводилось ряд мероприятий по формированию у учащихся здорового образа жизни. Для учащихся 9-х классов занятие «Вино в человеке – ум в кувшине»), для 8-х классов беседа «К чему может привести стакан пива?» для 8-11 классов анкетирование учащихся на тему «Выявление вредных привычек».), для 5-х классов час общения «Вредные привычки и их преодоление», для 4-6 классов театрализованное представление агитбригады «Объявляем курению войну»
Здорово в середине января прошли занятия для 8-9 классов в тренинговом режиме по программе «Обратная сторона жизни» проведенные Всероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации» и Общественным фондом «Новомосковск против наркотиков» -представители Смирнов Сергей Федорович, Балан Даниил Яковлевич. Два занятия были на протяжении по два академических часа, затронуты темы курения и алкоголизма, в непринужденной с разнообразными примерами, доступной форме, опытами и практикой.
В выпускаемой школьной газете ЮНИОР в первом полугодие 2016-17 уч. г можно найти материал на тему: «Знаешь ли ты закон?», «Наркотики», «Токсикомания и ее последствия», «Административная ответственность несовершеннолетних».
Одним из важных факторов профилактики является занятость учащихся в свободное время, поэтому в школе большое внимание уделяется развитию системы дополнительного образования, а также пропаганде здорового образа жизни и вовлечению подростков в кружки и спортивные секции. В школе функционируют 24 кружка и спортивных секций. Из 13 учащихся «группы риска» только 2- е не посещают кружки и спортивные секции. Коллектив школы целенаправленно работает над решением поставленных задач. Лишь совместная деятельность администрации школы, классного руководителя, родителей, учителей – предметников и самих учащихся способствует повышению качества образования, социализации личности ребенка в жизненной ситуации, снижению травмирующих ребенка факторов среды.
Практический опыт психолого-педагогического сопровождения детей и подростков «группы риска» позволяет утверждать, что наиболее эффективными являются следующие мероприятия, направленные на психологическое воздействие : - диспуты, беседы, ролевые и правовые, интерактивные игры, конкурсы нравственно-правовой тематики для детей и подростков; - занятия в тренинговом режиме для подростков, направленные на формирование позитивных установок на ЗОЖ, отработку навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению в группе; - родительские лектории по проблемам воспитания детей и подростков; - занятия по психологическому просвещению для педагогов.
Таким образом, мы полагаем, что магистральным направлением решения данной проблемы детей является система профилактических мероприятий. При таком подходе центр тяжести всей системы должен быть перемещен на работу с семьей. Причем эта работа также является комплексной и включать в себя меры помощи социального, психологического, педагогического и юридического характера (по возможности). Педагоги и психологи, берущие на себя миссию работы с детьми и подростками «группы риска», должны в полной мере обладать качествами зрелой личности. И качества эти - любовь, ответственность, забота и профессионализм. Они призваны действенно помогать детям, передавая им любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру. Как же передать? Через сердечное общение душ не одними только словами, но прежде - в совместном деле; увлекая детей серьёзностью цели, но и делясь с ними жизненным опытом.
Притча
В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил Мудрый Наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок. Вместо себя он оставил руководить общиной своего заместителя – милую и симпатичную женщину. Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все проступки членов общины, независимо от их значимости. Пока его не было, главным нарушителем спокойствия общины был один-единственный живший в ней мальчик. Меньше всего нарушений было у заместителя.
После возвращения из путешествия руководитель общины собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждение за поведение членам общины во время его отсутствия. Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже выдал премии, но они были гораздо меньше, чем та, которую получил мальчик.
Меньше всех получила его заместитель. На этом собрание закончилось, и все, недоумевая, разошлись. Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.
С этим вопросом он пришёл к наставнику. “Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутренне развитие. Конфликты, причиной которых ты становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вёл себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю. А это дорогого стоит”, - сказал ему наставник.
Мальчик повернулся и ушёл, немногое поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, Учитель сказал: “ Эта история – не индульгенция для хулигана. Она для тех, кто за любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас, стоящих друг к другу. В первую очередь она важна не тем, кого воспитывают. А тем, кто воспитывает”.
То есть нам, во имя детей.
"Трудные" дети - сложившееся понятие педагогики и детской психологии. Под ним обычно понимаются дети, которые потеряли социальные и нравственные ориентиры и находят реализацию своих сил через конфликт с общепринятыми социальными и моральными нормами. Причинами, в результате которых дети попадают в такое состояние, являются негативный социально-психологический опыт взаимоотношений с окружающими, невротизация в семье (запечатление неуравновешенных разрушительных эмоций), недостаток либо отсутствие положительного эмоционального опыта: ласки, приятия, признания, дружелюбия - тех переживаний, которые закладывают в раннем детстве здоровое, трезвое восприятие жизни и самого себя.
Если вновь вернуться к притче о добром самарянине, то можно увидеть, что помощь его была действенной и всеохватной: он, во-первых, сделал сам всё, что мог, - обработал раны больного, довёз до гостиницы и устроил его там, а затем, уступая необходимости продолжить свой путь, вверил его заботам "гостинника" - заплатил необходимое и обещал на обратном пути возместить издержки. Так и православные педагоги призваны действенно помогать детям, передавая им плоды Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру (Гал. 5,12). Как же передать? Через сердечное общение душ не одними только словами, но прежде - в совместном деле; увлекая детей серьёзностью цели, но и делясь с ними жизненным и духовным опытом. При таких условиях любые ремесла, труды по хозяйству, даже детские игры (речевые и подвижные), активный досуг (походы, экскурсии и прочее), художественная самодеятельность и общественное самоуправление, в общем, всё доступное разнообразие и богатство жизненных дел станут той благой деятельностью, с помощью которой "трудные" дети смогут пустить в оборот данные им Богом таланты и тем самым приблизиться к Царствию Небесному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации
В статье представлена актуальность данной проблемы, опыт работы нашего образовательного учреждения по данному вопросу...
Социальная защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В материале рассматриваются определения "социальная защита", " трудная жизненная ситуация" и раскрывются пути социально-педагогической помощи семье и ребенку....
Индивидуальное сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В материале даются определения таким понятиям, как индивидуальное сопровождение, трудная жизненная ситуация, приводятся отличительные особенности детей "группы риска". Представлен алгоритм действий со...
Предупреждение социального исключения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
В статье рассказывается об опыте работы школы по предупреждению социального исключения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации....
Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...
Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Создание условий по доступной среде для детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации...
Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Основные понятия и термины по теме социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшизся в трудной жизненной ситуаии...