Роль социального педагога в подготовке ребят к освоению профессий будующего
материал

Роль социального педагога в подготовке ребят к освоению профессий будующего

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Роль социального педагога

в подготовке ребят к освоению профессий будущего»

Выбор профессии — социально важная задача для каждого человека. Это выбор не только того или иного вида трудовой деятельности, но и соответствующего жизненного пути, своего места в жизни общества, своего образа жизни. Этот выбор требует размышлений о социальной среде и о себе, порождает определенные сомнения и противоречия, и, нередко, осуществляется на фоне недостаточных знаний и жизненного опыта выпускников. Не все молодые люди после окончания учебы готовы к возложенной на них ответственности: самостоятельному принятию решения. Поэтому пополняют ряды безработных те, кто так и не сделал свой выбор или переоценил свои возможности, не смог найти применения своим способностям, не продумал запасные варианты. Прежде чем вступить во взрослую жизнь, молодежи следует решить основные вопросы:
1) где и как завершить образование;
2) кем и где работать.
Процесс принятия решений и приобретения опыта, касающегося образования и работы, является очень важным этапом в жизни человека, влияющим на всю его дальнейшую жизнь.

Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребёнку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.

Профессиональное самоопределение личности требует организованной, целенаправленной работы не только социального педагога, но и других работников школы (психолога, классного руководителя).

Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. Особенностью профессиональной ориентации в общеобразовательной школе является то, что воздействие на учащихся осуществляется систематически на протяжении всего периода обучения, что и обуславливает последовательность и дифференцированный подход в процессе управления профессиональным самоопределением школьников.

В рамках профориентационной работы можно выделить следующие задачи учреждения образования:

  1. обеспечение социально-педагогических и психологических условий для успешного обучения, воспитания и развития личности, ее социализации и профессионального становления;
  2. оказание помощи в самообразовании, самовоспитании и самореализации (в том числе профессиональной) учащихся, в развитии самосознания будущих рабочих и специалистов;
  3. развитие индивидуальных интересов и потребностей учащихся, способствующих их социальному становлению, развитию нравственности, гражданственности, ответственности.

Помощь в профессиональном самоопределении учащихся – одна из основных функций социального педагога, которая связана с развитием у учащихся профессионально значимых качеств, выработкой рекомендаций по их переводу на более высокую ступень обучения, целесообразности обучения и повышения профессионального уровня.

Реализуя данную функцию, социальный педагог ведёт работу по следующим направлениям:

  1. профессиональное просвещение, включающее профинформирование, профпропаганду и профагитацию;
  2. профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии;
  3. профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Тесное взаимодействие педагогических работников учреждения образования является организационно-методической базой для создания гуманистической воспитательной системы и залогом их успешной деятельности. Четкое распределение функциональных обязанностей и ведущих направлений деятельности специалистов позволит грамотно спланировать профориентационную деятельность в школе, обеспечить социально-психологическое сопровождение воспитательного процесса, будет способствовать личностному, профессиональному развитию учащихся и их готовности к жизненному самоопределению.

В содержание работы социального педагога по проблемам профессиональной ориентации включены следующие направления:

1. Беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?», «Уровень образования и выбор профессии», «Выбор профессии в условиях рынка» и др.

2. Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производство.

3. Участие школьников в конкурсе «Кто больше знает о профессии», написание и защита рефератов о профессиях, коллективное творческое дело «Защита профессий».

4. Включение каждого школьника в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей: кружковые и факультативные занятия, общественная деятельность, шефская работа.

5. Организация общественно полезного труда школьника как проба сил для выбора будущей профессии.

6. Рекомендации школьникам 9-11-х классов о дальнейшем образовании и профессиональной подготовке. Оказание помощи в выборе профиля обучения.

7. Участие в работе ученических трудовых объединений.

8. Координация деятельности учителей, работающих в классе, психологов и других специалистов, решающих задачи профориентационной работы с учениками.

Основными составляющими информированности социального педагога в области профориентации являются:

  • знание классификации профессий, владение информацией о содержании труда, требованиях профессии к человеку;
  • владение информацией о путях получения образования (информация об учебных заведениях, специальностях в ПТУ, средних и высших учебных заведениях, условиях поступления);
  • владение информацией о правилах приема, итогах вступительной кампании (конкурсах, рейтингах);
  • знание особенностей рынка труда (специалисты каких профессий востребованы на рынке труда сейчас, какие профессии будут востребованы в будущем, какие профессии являются трудоизбыточными и т.д.);
  • знание особенностей детского, подросткового и юношеского возраста и грамотное применение этих знаний в организации профориентационной работы.

Кроме этого социальный педагог при консультировании должен соблюдать определённые правила профессионального консультанта:

  • знать перечень специальностей, характерных для данного региона;
  • во время консультации иметь показания и противопоказания к профессиям, набор диагностических методик;
  • все рекомендации давать тактично, консультацию проводить в доверительной обстановке, при этом направлять усилия личности с учетом условий и требований общества;
  • делать выводы на основе комплексного изучения личности, причем необходимо учитывать в большей степени последние данные о личности, чем предыдущие;
  • воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферы учащегося, должен учитывать его психологическое состояние. Его цель – понять собеседника и быть понятым им.

Таким образом, можно сделать вывод, что профконсультирование учащихся в системе образования обладает достоинством конкретности и актуальности. Эта услуга отвечает неотложным нуждам учащихся в правильности выбора своей профессиональной деятельности, носит целевой, зачастую и адресный характер в том смысле, что молодому человеку предлагается поступить в то или иное учебное заведение. Соблюдение такого рода конкретности и актуальности в практической работе повышает мотивированность и заинтересованность учащихся в получении профконсультационной помощи.

Инженерно-техническое дополнительное образование для 5-11 классов

  Проектное обучение

Кванториумы – современные научные центры, оборудованные по последнему слову техники. Кто был в любом Кванториуме – поймёт, о чём речь. Там просто космос! Это нереальное чувство, когда ходишь по классам, в которых оборудование – как в научной лаборатории.

В детском технопарке «Кванториум» созданы все условия для ускоренного технического развития детей: новейшее оборудование, наиболее эффективные формы обучения, высококвалифицированный преподавательский состав.

Дети обучаются по 6 направлениям, причем абсолютно бесплатно: биоквантум, хай-тек лаборатория, робоквантум, промышленный дизайн, IT-квантум и аэроквантум. По словам преподавателей, самое популярное направление – робоквантум. Где дети освоят передовые технологии в области электроники, научатся устанавливать беспроводную связь между мобильным роботом и компьютером. Сегодня полным ходом ребята начали осваивать и Биоквантум. Изучать здесь будут многое: современные биологические, медицинские и инженерные технологии. Микробиология, геномная инженерия, решение экологических проблем, определение и создание ГМО. Ребятам уже нравится.

Учащиеся ГБОУ РФМЛИ (5-6 классы) проходят в Кванториуме уроки технологии. Класс делится на 3 подгруппы:

- «Промышленный дизайн»;

- «Биотехнология»;

- «Медиа».

В каждой подгруппе за год проходит 12 занятий, таким образом, дети проходят за год все три модуля. 2 раза в год ребята защищают проекты по тому направлению, которое изучали. В конце полугодия во время проекта и при общении с ребенком преподаватель узнает у ребенка, что ему нравится, что нет. Хотел бы он остаться на этом направлении или перейти на другой модуль. Также ребенок может перейти в этом же модуле на углубленное изучение.

Для всех желающих учащихся нашего лицея, как и других школ республики в «Кванториуме» так же есть дополнительное образование. Оно проходит по заявлению родителей. Все программы рассчитана на 36 часов (1 раз в неделю), и на 72 часа (2 раза в неделю).

 

Ребята с удовольствием посещают занятия в технопарке. Это очень хорошая возможность сделать свой выбор в будущей профессии, связанная с техническим образованием.

Работа с родителями. Содержание сотрудничества социального педагога и родителей включает два основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей и вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Психолого-педагогическое просвещение родителей в рамках профориентации предполагает организацию следующих форм работы с семьей:

  • родительские собрания, лектории, конференции;
  • тематические беседы по вопросам профориентационной работы с детьми;
  • информационно-справочные консультации.

Традиционно сложившейся формой работы социального педагога с родителями являются родительские собрания:

Примерная тематика родительских собраний:

  • «Роль семьи в профессиональном самоопределении учащихся»,
  • «Система профессионального образования в РФ»,
  • «Пути получения профессий»,
  • «Ошибки выбора профессии»,
  • «Учет состояния здоровья при выборе профессии»,
  • «Рынок труда и его требования к профессиональному образованию».

Родители могут оказывать помощь в организации и проведении различных профориентационных мероприятий (совместных дней творчества детей и их родителей, профессиографических уроков, экскурсий и т.д.) Их можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся. 

Можно сделать вывод, что роль социального педагога при профессиональном самоопределении старшеклассников огромна. Для того, чтобы учащийся смог определиться в профессии необходима слаженная работа всего педагогического коллектива и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и школы.

1.Деятельность социального педагога по работе с семьей. 2.Стили семейного воспитания. 3.Условия воспитания ребенка в семье. 4.Правила для родителей. 5.Воспитание младшего школьника в семье. 6.Про...

Роль социального педагога в проектировании и развитии социально ценной деятельности детей и взрослых

Раскрывает основные теоретические аспекты проектирования и развития социально ценной деятельности, а так же значимость социального педагога в процессе данной деятельности....

Роль социального педагога в психолого-педагогическом сопровождении многодетной семьи

Преобразования социально-экономических и духовно-нравственных отношений в современной России в первую очередь коснулось семьи как социального института, что привело к нарушению ряда важнейших функций ...

Роль социального педагога в процессе социальной адаптации первоклассников

Все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание адаптивного образования для детей, возникновения и развития школьной адаптации. Усложнение социальной среды, стремительный ...

«Роль социального педагога в формировании личности ребенка в условиях жизни в социально-реабилитационном центре»

Описание деятельности социального педагога в социально-реабилитационном центре...