Сравнительная таблица "Тактики защиты, помощи, содействия и взаимодействия".
методическая разработка

       В таблице дана краткая характеристика тактик как частей целостной стратегии социально-педагоггической поддержки обучающихся в процессе их социализации. Разработкой тактик педагогической поддержки занимались ученые Н.В.Касицина, Н.Н. Михайлова, С.М.Юсфин. Использована  литература этих авторов "Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taktiki_podderzhki_obuchayushchihsya.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Тверская школа-интернат №1»

Методическая разработка по теме

«Основные тактики  социально–педагогической поддержки обучающихся».

Выполнил:

Гребенюк Елена Павловна

г. Тверь – 2018

Пояснительная записка.

Педагог, реализуя социально-педагогическую поддержку обучающихся в процессе их социализации, в зависимости от конкретной решаемой задачи, использует различные способы взаимодействия с  учеником – тактики («защита», «помощь», «содействие», «взаимодействие»).

У социально-педагогической поддержки есть целостная стратегическая задача – помочь ребенку стать хозяином своей жизни. Деятельность педагога направлена на развитие уникальности обучающегося, на становление его индивидуальной позиции в жизни, поддержку его самостоятельности  становления как личности в процессе социализации. В связи с этим умение пользоваться тактиками позволяет педагогу быть гибким и мобильным, оказывая поддержку обучающемуся в конкретной ситуации.

Сравнительная таблица «Тактики защиты, помощи, содействия и взаимодействия».

Тактики социально-педагогической поддержки

Сходные признаки

Отличительные признаки

Тактика

защиты

Это совместная деятельность взрослого и обучающегося направлена на решение специфических задач и  на становление личности в процессе социализации. Все тактики направлены на становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме.

Ситуация: ребенок - «белая ворона», «гадкий утенок», «не такой как все».

Позиция педагога: «педагогическая адвокатура», «буфер».

Задача педагога: не разоблачать общественные пороки, а помочь конкретному человеку.

Тактика помощи

Это совместная деятельность взрослого и обучающегося направлена на решение специфических задач и  на становление личности в процессе социализации. Все тактики направлены на становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме.

Ситуация: дети блокируют свою активность, защищаясь от проблемы, обучающийся разочарован в себе и в людях, испытывает страх перед внешней оценкой.

Позиция педагога: создать условия для «реабилитации» людей в глазах обучающихся.

Задача педагога: восстановить у обучающихся ощущение собственной значимости для других людей, помочь преодолеть свой страх.

Тактика содействия

Это совместная деятельность взрослого и обучающегося направлена на решение специфических задач и  на становление личности в процессе социализации. Все тактики направлены на становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме.

Ситуация: ребенок объективно и субъективно не является «жертвой обстоятельств», у него стабильное эмоциональное состояние, самооценка не занижена.

Позиция педагога: занимает позицию «слушающего» и «вопрошающего».  Избегает позиций «советчика» и «эксперта», находится с обучающимся в диалоге, выступает «рефлексивным зеркалом».

Задача педагога: развить критические, аналитические способности у обучающегося, сконцентрировать эти способности на осознание того, что проблема всегда имеет как минимум два варианта решений.

      В тактиках «защиты» и «помощи» педагог помогал обучающемуся сосредоточиться на своих «могу», то тактика «содействия» направлена на желание искать и обретать смысл своих «Я хочу». В тактике «содействия» в отличие от тактики «защиты» педагог не убирает с пути обучающегося преграды, на которые тот наталкивается.

Тактика взаимодействия

Это совместная деятельность взрослого и обучающегося направлена на решение специфических задач и  на становление личности в процессе социализации. Все тактики направлены на становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме.

Ситуация: обучающийся готов к совместной проектной деятельности с педагогом.

Позиция педагога: договорные отношения с обучающимся.

Задача педагога: помочь обучающемуся приобрести опыт проектирования совместной деятельности.

       В тактике «содействия» обучающийся познает себя. Оценивает  свои способности обходиться без «буфера», без чужой помощи встречать свою проблему. А в «договорной связке» с педагогом может осилить то, что одному пока не под силу.

Вывод: В конкретной проблемной ситуации педагог использует одну из тактик или сочетает несколько, следуя развитию событий. Каждая из тактик требует от педагога умения занимать определенные позиции и осуществлять определенные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар “Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании”

Одним из ценностных оснований в профессиональной деятельности классного руководителя является принятие любого ребенка, помощь ему и защита. Проведение данного практического семинара возможно в рамках ...

Проект «Дружеская гостиная» как инновационная модель взаимодействия родителей и детей, посещающих логопедический пункт МБДОУ "Салемальский детский сад "Золотая рыбка" при содействии учителя-логопеда, И.Н.Думитраш и педагога - психолога, Н.Е.Ануфриевой.

Значимым направлением логопедической работы на логопункте дошкольного учреждения является консультативная работа с родителями воспитанников, посещающих логопедический пункт, их включение в совместную ...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании

Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребенком способов самозащиты и соз...

презентация: Методика «ДОМ», как одно из средств помощи в конструктивном взаимодействии ребенка и родителя.

Семья является главным институтом социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит формирование   личности. Разные кризисные ситуации в жизни семьи, затрагивают детско-родитель...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...

Участие в проекте "Инновационные модели и технологии в практику ранней помощи служб региона" (Ассоциация Содействия) при поддержки Правительства Тульской области

Я участвую в проекте "Инновационные модели и технологии в практику ранней помощи служб региона" (Ассоциация Содействия) при поддержки Правительства Тульской области. В рамках проекта успешно...