Сравнительная таблица "Тактики защиты, помощи, содействия и взаимодействия".
методическая разработка
В таблице дана краткая характеристика тактик как частей целостной стратегии социально-педагоггической поддержки обучающихся в процессе их социализации. Разработкой тактик педагогической поддержки занимались ученые Н.В.Касицина, Н.Н. Михайлова, С.М.Юсфин. Использована литература этих авторов "Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taktiki_podderzhki_obuchayushchihsya.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКОУ «Тверская школа-интернат №1»
Методическая разработка по теме
«Основные тактики социально–педагогической поддержки обучающихся».
Выполнил:
Гребенюк Елена Павловна
г. Тверь – 2018
Пояснительная записка.
Педагог, реализуя социально-педагогическую поддержку обучающихся в процессе их социализации, в зависимости от конкретной решаемой задачи, использует различные способы взаимодействия с учеником – тактики («защита», «помощь», «содействие», «взаимодействие»).
У социально-педагогической поддержки есть целостная стратегическая задача – помочь ребенку стать хозяином своей жизни. Деятельность педагога направлена на развитие уникальности обучающегося, на становление его индивидуальной позиции в жизни, поддержку его самостоятельности становления как личности в процессе социализации. В связи с этим умение пользоваться тактиками позволяет педагогу быть гибким и мобильным, оказывая поддержку обучающемуся в конкретной ситуации.
Сравнительная таблица «Тактики защиты, помощи, содействия и взаимодействия».
Тактики социально-педагогической поддержки | Сходные признаки | Отличительные признаки |
Тактика защиты | Это совместная деятельность взрослого и обучающегося направлена на решение специфических задач и на становление личности в процессе социализации. Все тактики направлены на становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме. | Ситуация: ребенок - «белая ворона», «гадкий утенок», «не такой как все». Позиция педагога: «педагогическая адвокатура», «буфер». Задача педагога: не разоблачать общественные пороки, а помочь конкретному человеку. |
Тактика помощи | Это совместная деятельность взрослого и обучающегося направлена на решение специфических задач и на становление личности в процессе социализации. Все тактики направлены на становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме. | Ситуация: дети блокируют свою активность, защищаясь от проблемы, обучающийся разочарован в себе и в людях, испытывает страх перед внешней оценкой. Позиция педагога: создать условия для «реабилитации» людей в глазах обучающихся. Задача педагога: восстановить у обучающихся ощущение собственной значимости для других людей, помочь преодолеть свой страх. |
Тактика содействия | Это совместная деятельность взрослого и обучающегося направлена на решение специфических задач и на становление личности в процессе социализации. Все тактики направлены на становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме. | Ситуация: ребенок объективно и субъективно не является «жертвой обстоятельств», у него стабильное эмоциональное состояние, самооценка не занижена. Позиция педагога: занимает позицию «слушающего» и «вопрошающего». Избегает позиций «советчика» и «эксперта», находится с обучающимся в диалоге, выступает «рефлексивным зеркалом». Задача педагога: развить критические, аналитические способности у обучающегося, сконцентрировать эти способности на осознание того, что проблема всегда имеет как минимум два варианта решений. |
В тактиках «защиты» и «помощи» педагог помогал обучающемуся сосредоточиться на своих «могу», то тактика «содействия» направлена на желание искать и обретать смысл своих «Я хочу». В тактике «содействия» в отличие от тактики «защиты» педагог не убирает с пути обучающегося преграды, на которые тот наталкивается. | ||
Тактика взаимодействия | Это совместная деятельность взрослого и обучающегося направлена на решение специфических задач и на становление личности в процессе социализации. Все тактики направлены на становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости необходимо научиться занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме. | Ситуация: обучающийся готов к совместной проектной деятельности с педагогом. Позиция педагога: договорные отношения с обучающимся. Задача педагога: помочь обучающемуся приобрести опыт проектирования совместной деятельности. |
В тактике «содействия» обучающийся познает себя. Оценивает свои способности обходиться без «буфера», без чужой помощи встречать свою проблему. А в «договорной связке» с педагогом может осилить то, что одному пока не под силу. |
Вывод: В конкретной проблемной ситуации педагог использует одну из тактик или сочетает несколько, следуя развитию событий. Каждая из тактик требует от педагога умения занимать определенные позиции и осуществлять определенные действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический семинар “Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании”
Одним из ценностных оснований в профессиональной деятельности классного руководителя является принятие любого ребенка, помощь ему и защита. Проведение данного практического семинара возможно в рамках ...
Проект «Дружеская гостиная» как инновационная модель взаимодействия родителей и детей, посещающих логопедический пункт МБДОУ "Салемальский детский сад "Золотая рыбка" при содействии учителя-логопеда, И.Н.Думитраш и педагога - психолога, Н.Е.Ануфриевой.
Значимым направлением логопедической работы на логопункте дошкольного учреждения является консультативная работа с родителями воспитанников, посещающих логопедический пункт, их включение в совместную ...
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска
О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...
Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании
Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребенком способов самозащиты и соз...
презентация: Методика «ДОМ», как одно из средств помощи в конструктивном взаимодействии ребенка и родителя.
Семья является главным институтом социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит формирование личности. Разные кризисные ситуации в жизни семьи, затрагивают детско-родитель...
«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья».
Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн...
Участие в проекте "Инновационные модели и технологии в практику ранней помощи служб региона" (Ассоциация Содействия) при поддержки Правительства Тульской области
Я участвую в проекте "Инновационные модели и технологии в практику ранней помощи служб региона" (Ассоциация Содействия) при поддержки Правительства Тульской области. В рамках проекта успешно...