Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании
статья на тему
Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребенком способов самозащиты и создание условий для успешного развития и саморазвития школьников. Мы подразделяем их на методы педагогической защиты и методы педагогической поддержки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_podderzhka.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании
Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании, как совокупность наиболее общих способов решения педагогических задач, направлены на освоение ребенком способов самозащиты и создание условий для успешного развития и саморазвития школьников. Мы подразделяем их на методы педагогической защиты и методы педагогической поддержки.
Методы педагогической защиты
Методы педагогической защиты используется педагогом в своей работе, когда ребенок не осознает, что его жизни и здоровью угрожает опасность или он не знает как с ней справиться.
Методы защиты от окружающей среды, включающие методы физиолого-педагогической защиты: от природных явлений и материальных объектов общества:
- обучающие методы:
- метод лекции, семинара,
- метод тренинга,
- метод практического занятия.
- метод прямой защиты от опасности – природных явлений и материально технических объектов (например, остановить от использования неисправными электроприборами, сломанной мебели;, уберечь во время грозы, землетрясения, во время пожара и т.д.) и другие.
Методы педагогической защиты от людей – методы социально-педагогической защиты (взрослых, родителей, учителей, учащихся, сверстников):
- метод открытого вмешательства в конфликт (например, остановить драку);
- метод беседы (совместный поиск причин возникшего конфликта, поиск путей выхода из него);
- метод «параллельного действия» (например, использование актива школьников в разрешение конфликта);
- метод «правила и закона» (актуализация позиции школьников к проблеме жизнедеятельности в классном коллективе в соответствии с законами как средства защиты их прав, достоинства, совместная выработка этих законов и следование им);
- метод «торможения» (не запрещение, а приостановка или сокращение отрицательных переживаний, поступков);
- метод «мажора» (метод развития радостной перспективы в преодолении имеющихся опасностей, исходящих от людей и другие).
Методы педагогической защиты ребенка от самого себя, включающие методы физиолого-педагогической и психолого-педагогической защиты:
- метод «угашения переживаний» (успокоение путем беседы – рационализации - превращение обидной ситуации в другую, в которой ребенок сохранил бы к себе самоуважение; невербальных приемов; рукопожатие, прижать к себе, погладить, приласкать, использование спокойной музыки и т.д.);
- метод «прямого действия» (остановка ребенка от совершения поступка, направленного против него);
- метод рефлексивного анализа (осмысление с ребенком действий, эмоциональных состояний, приведших к возникновению опасности для его жизни и здоровья);
- метод «переключения» (включение ребенка в другие виды деятельности, в которых он был бы успешен, путем замещения (перенос агрессии на допустимые объекты, например, избить подушку, «грушу» в спортзале и т.д.), сублимация (творческое действие – нарисуй что-нибудь, вылепи), катарсиса (потеря значимости собственных страданий по сравнению с глобальными общечеловеческими – прочти книгу, посмотри фильм, сходи в театр) и другие);
- метод «возбуждения оптимизма» (раскрытие перспектив выхода из трудной ситуации и дальнейших путей развития личности) и другие.
Методы педагогической поддержки
Методы педагогической поддержки используются педагогом тогда, когда с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.
Методы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально- волевая сфера, - как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.
Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств. Они направлены на обновление и духовное обогащение личности, ответственность за судьбу Родины. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать важность процесса самостроительства, увлечь его процессом самосовершенствования.
Методы педагогической поддержки развития способностей, с помощью которых создаются условия для развития всеобщих и специальных способностей личности, - его деятельная сторона.
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности.
Методы педагогической поддержки здоровья
Выделено три группы методов педагогической поддержки здоровья.
- Методы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя, веры в свои силы:
- метод радостной перспективы – это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
- метод «увлечения весельем» – юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
- метод поощрения похвалы – этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше путем одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);
- метод самонаблюдения за своими эмоциями – метод, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство. Это необходимо для поддержания положительного эмоционального настроя в жизни.
- Методы поддержки физического здоровья ребенка:
- метод «оптимального режима жизни»;
- метод «постепенности» – приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеванию;
- метод физических упражнений и занятия спортом;
- метод рекреации – обеспечение спокойного отдыха организма;
- метод массажа и самомассажа – физического оздоровления путем растирания участников тела.
- Методы педагогической поддержки психического здоровья ребенка:
- метод «угашения отрицательных переживаний» – способ раздувания таких эмоций, как обида, стыд, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, угашение отрицательных эмоций;
- метод «устранения плохих привычек»;
- метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;
- метод релаксации – способ расслабления, создания внутреннего комфорта.
Методы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств
- Методы, связанные с поддержкой эмоционально-нравственной сферы ребенка:
- метод увлечения добрым делом;
- метод «увлечения героическим» –увлечение нравственным подвигом во имя людей Родины. Этим методом возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
- метод традиции – творческое использование положительного опыта;
- метод «увлечения красивым»- возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, людей, культурных памятников, беречь все это;
- метод «увлечения загадочным» – возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
- метод личного примера – способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
- Методы укрепления чувства ответственности:
- метод доверия – развивается вера в свои силы;
- метод просьбы – обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
- метод беседы-размышления – обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
- метод лекции –воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
- метод поручения – обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения.
- Методы, с помощью которых укрепляется воля ребенка:
- метод напоминания;
- метод «сомнения». Этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
- метод «достижения согласия с самим собой» – метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера»
- метод «достижения гармонии с окружающим» – метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного мышления.
Методы педагогической поддержки развития способностей
- Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:
- метод наблюдения;
- метод коллективного анализа деятельности, размышления;
- метод рефлексии –самопознание своей роли и отношения к происшедшим событиям, делам;
- метод тестирования и анкетирования;
- Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:
- метод «мозгового штурма» –при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
- метод «сократовской беседы» – развитие диалогического мышления, творческих способностей;
- метод синектики – смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие асоциального, абстрактного, образного мышления;
- метод «задачной формы организации учебно-воспитательного процесса» – создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребенок сам должен выйти на решение новой задачи путем использования новых способов ее решения;
- метод «деловой игры» –при снижении психологической защищенности ребенок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;
- метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно - горячо», «В какой руке?» и т.д.);
- метод психотренинга – направлен на переосмысление Я-концепция, изменение установок;
- и многие другие.
- Методы поддержки развития организаторских способностей:
- метод «творческого выполнения задач»;
- метод игры – творческая действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;
- метод поручения – регулярное выполнение определенных действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);
- метод упражнения –повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий.
- Методы поддержки развития коммуникативных способностей:
- метод «создания воспитывающих ситуаций» –ситуаций свободного выбора поведения;
- метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам – «активное слушание», «прием на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);
- метод творческого поиска.
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности включают методы стимулирования развития личности:
- метод поощрения (устная благодарность, вручение грамоты, приза, ценного подарка, помещение фотографии на доску почета, в книгу лучших учеников школы, награждение родителей, награждение поездкой на экскурсию и т.д.);
- метод наказания: взглядом, отстраненным отношением, порицанием в индивидуальной беседе, замечанием, обсуждением проступка в коллективе, выговором;
- метод «предоставления дополнительных полномочий»;
- метод критики;
- метод «ролевой игры» (представления себя в ролях отрицательных персонажей и положительных);
- метод самодиагностики – обучение анализу своих индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей, поступков;
- метод самооценки – обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;
- метод самоорганизации – обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
- метод самореабилитации – самостоятельный способ восстановления физических и психологических сил; расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение катарсиса путем включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс;
- метод самоопределения – создание ситуаций, когда ребенок должен самостоятельно сделать выбор;
- метод самореализации – создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и т.д.);
- метод самоконтроля;
- метод самопрогнозирования – построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии, тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдаленной перспективы своей деятельности.
Система мер по социальной защищенности ребенка в коллективе
- Воспитание уважительного отношения к дисциплине. «Дисциплина в коллективе – это полная защищенность, полная уверенность в своем праве…. для каждой личности» (ценностное отношение к дисциплине).
- «В коллективе должно быть крепким законом, что никто не только не имеет права, но и не имеет возможности безнаказанно издеваться, куражиться и насильничать над самым слабым членом коллектива.
- Ребенок «должен находить обязательную защиту в классе».
- Воспитание у старших желания защищать младших.
- Развитие у детей способности и привычки к торможению: «тормозить себя в играх и ссорах».
- Развитие в коллективе «мажора», «способности к движению, к энергии, к действию».
Этапы деятельности в целях помощи детям в решение проблем
Диагностический – фиксация факта, сигнала, проблемности, проектирование условий диагностики, предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.
Поисковый – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы, трудности, взгляд на ситуацию со стороны.
Договорной – проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.
Деятельностный –А) действует сам ребенок: со стороны педагога – одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы;
Б) действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее.
Рефлексивный – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практический семинар “Методы педагогической защиты, помощи и поддержки ребенка в образовании”
Одним из ценностных оснований в профессиональной деятельности классного руководителя является принятие любого ребенка, помощь ему и защита. Проведение данного практического семинара возможно в рамках ...
Педагогические аспекты помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Содружество школы и семьиНаправления работы...
Обобщение опыта работы педагогического коллектива по теме: «Модульная система реализации метода педагогической поддержки в дополнительном образовании»
В данной статье представлена разработка модели инновационного образовательно - воспитательного процесса, реализация которого позволяет решать проблему уровня мотивации учебных, творческих ...
Из опыта работы. Помощь и поддержка ребенка в семье.
В статье из опыта работы социального педагога рассматривается семья, по поддержке и помощи ребёнка и семьи....
Методы педагогической защиты, поддержки детей, находящихся в трудных ситуациях
В данной статье рассматриваются трудные ситуации в жизни ребенка, его проблемы, методы педагогической защиты, поддержки, способы решения проблемных ситуаций....
Психологическая помощь и поддержка ребенка при подготовке к ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ
Экзамен, который вызывает у старшеклассников страх ожидания, страх неудачи, что называется состоянием эмоционального стресса.При стрессе человек хуже ориентируется в окружающей действительности, ...
Семья ребенка с ОВЗ: технологии помощи и поддержки
Содержание памятки 1. Семья. Роль семьи в развитии ребенка;2. Родительство в контексте семьи "особого ребенка";3. Функции семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здор...