Предмет, цели, задачи профориентологии.
статья (7, 8, 9, 10 класс)
Представлены основные взгляды касающиеся Профориентологии как науки: предмет, методы исследования, цели и сущность. Описаны задачи реализуемые профориентологией. Данный материал возможно использовать для формирования начальных компетенций школьников средних и старших классов, относительно построения профессионального самопределения личности и дальнейшего жизненного сценария в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предмет, цели, задачи профориентологии. | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
М И Н И С Т Е Р С Т В О С П О Р Т А Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
Профиль подготовки: Психология образование.
Факультет: Спортивного менеджмента, педагогики и психологии.
Кафедра: Психологии.
Дисциплина: Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся.
Курс 4, группа 15смз3.
Альтгаузен Дмитрий Борисович
Предмет, цели, задачи профориентологии
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… | 3 |
ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТОЛОГИИ.... | 4 |
1.1 Профориентология как научная дисциплина…………………………… | 4 |
1.2 Важность уточнения сущности аспектов профориентологии…………. | 4 |
| 5 |
1.4 Цель профориентологии и её сущность…………………………………. | 5 |
1.5 Задачи профориентологии………………………………………………... | 6 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. | 8 |
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………… | 9 |
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к проблемам самоопределяющейся личности в последнее время возрастает. Если раньше данными вопросами традиционно сначала занимались богословы и философы, писатели, поэты и драматурги, то позже это стало предметом исследования педагогов и психологов.
Проблема профессионального, социального, жизненного и личностного самоопределения конкретизируется в таких направлениях, как психология личности, психология карьеры, профориентация, профконсультирование, профотбор (найм, рекрутинг), управление персоналом (коучинг), управление человеческими ресурсами и так далее.
Каждое из этих направлений опиралось на богатые общепсихологические подходы, затем в каждом из них стали появляться свои теоретические взгляды. Возникла необходимость интегрировать эти подходы и выработать общие теоретико-методологические основания для помощи самоопределяющейся личности и развития личности самого профконсультанта (коуча, рекрутера, менеджера по персоналу).
Профориентология является попыткой такой интеграции. Поэтому важнейшей особенностью профориентологии является ее теоретико-методологическая направленность, предполагающая осмысление и обобщение опыта практической помощи самоопределяющемуся человеку и опыта развития самой профориентации и профконсультирования.
ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТОЛОГИИ
1.1 Профориентология как научная дисциплина
Профориентология — научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.
Основными разделами профориентологии как интегративной дисциплины являются методология профессионализации, профессиональное самоопределение, дифференцированное профессиографирование и профессиональная ориентация.
- Важность уточнения сущности аспектов профориентологии
Предмет деятельности - это то, что изучают и что пытаются видоизменить или улучшить. Соответственно, наука становится неэффективной, когда не понятно, с чем необходимо работать.
Часто неопределенность предмета и метода проявляется в том, что специалисты данного направления занимаются не своим делом, чтобы хоть как-то сымитировать активную деятельность, или им навязывается несвойственная работа, когда руководители сами не знают, чем занять таких специалистов. По мнению профессора Н. С. Пряжникова, в профориентологии предмет и метод пока еще не получили окончательных и общепринятых формулировок[1].
Профориентологию часто отождествляют с традиционной профориентацией и профессиональным самоопределением.
Тем не менее, существует немало работ по профориентологии, где делаются попытки определить ее специфику.
Авторами, предпринимающими попытку автономии профориентологии, являются: Вершинин. 2009; Зеер, Павлова, Садовникова, 2008; Мордовская, Панина, Макаренко, 2011 и так далее.
1.3 Предмет и методы исследования в профориентологии
Профориентология как самостоятельная отрасль науки характеризуется собственным предметом и методами исследования.
Ее предметом являются профессионально обусловленные явления, закономерности и механизмы взаимосвязи человека с миром профессий.
Профориентология как комплексная научная дисциплина использует методы: философии, социологии, психологии и педагогики[2].
Методологической основой профориентологии является синергетика, как область научного знания, исследующая общие закономерности самоорганизации, саморазвития и становления устойчивых структур в открытых системах. Синергетический подход согласуется с законами диалектики, категориями случайности, вероятности и неопределенности.
Основываясь на специфике предмета профориентологии, ученые проектируют и применяют методы педагогической и психологической диагностики, анализ продуктов деятельности, теоретическое моделирование и пр. для решения научно-практических задач.
К специфическим методикам относятся профессиональная психобиография, профессионально ориентированная графология, анализ биографических данных, описание критических ситуаций, профессиография[3].
- Цель профориентологии и её сущность
Цель профориентологии - оказание становления психологической и педагогической помощи при выборе профессии, в процессе карьерного роста, а также актуализация профессионально-психологического потенциала личности. Учитывая, что Профориентология как наука, интегрирует в себе ряд направлений, цели, достигаемые в профориентологии, можно рассматривать, с точки зрения профориентации в системе профориентологии[4].
Профориентация, в системе профориентологии, предполагает: оказание помощи людям в поиске своего места в мире профессий. Профориентация, помогает в определении и актуализации профессионально-психологического потенциала личности, формировании ценностного отношения к профессиональной деятельности, развитии таких метапрофессиональных качеств, как ответственность за свое профессиональное становление, готовность к любым видам труда, мотивация достижения успеха, способность проектирования траектории профессионального развития, обретения уверенности в своих профессиональных возможностях и другие[3, с.15-16].
Итак, центральным компонентом профориентации является профессиональное консультирование - метод психологической помощи людям в решении проблем профессионального становления: профессионального самоопределения, профпригодности, профессиональной адаптации, реализации профессионально-психологического потенциала, профессионального роста, карьеры, профессиональной реабилитации. Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшие проблемы.
- Задачи профориентологии
К важнейшим задачам профориентологии относятся:
1. Формирование профессиоведческой компетентности: ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой профессий, типовыми сценариями профессиональной биографии.
2. Развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста и другое.
3. Обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии[5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Динамика социальных, экономических и политических изменений в российском обществе обостряет необходимость своевременного самостоятельного и, что немаловажно, правильного выбора человеком профессионального пути.
Процесс профессионального самоопределения достаточно сложен, его протекание зависит от различных объективных и субъективных факторов становления индивида. В связи с этим человеку требуется специалист, в достаточной мере владеющий основами профориентологии.
Профориентология это наука, основой которой являются знания из философии, психологии и педагогики, позволяющие выявить факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.
Главными вопросами развития данной науки являются:
- Профессиографические основы классификации мира профессий и тенденции развития современного мира профессий.
- Психологические и педагогические основы профессионального самоопределения личности, изучение ее профессиональной направленности.
- Стратегии, формы и методы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности на разных возрастных этапах ее развития.
- Ценностно-нравственные основы выбора профессии учащимися; сущность и содержание профессионального образования, профессионального становления и профессионального развития личности
- Основные направления профориентационной и профконсультационной деятельности социальных служб занятости населения по трудоустройству и профессиональной переориентации безработных.
ЛИТЕРАТУРА
1. Н. С. Пряжников. Профориентология. Учебник и практикум // М.: Юрайт. 2016. 405 с.
2. С. И. Вершинин., М. С. Савина., Л. Ш. Махмудов., М. В. Борисова. Основы профориентологии // М.: Академия. 2009. 176 с.
3. Э. Ф. Зеер., А. М. Павлова., Н.О. Садовникова // Основы профориентологии. М.: Высшая школа. 2005. 159 с.
4. Е. Ю. Сизганова. Основы профориентологии. Учебно-метод. пособие // Орск.: ОГТИ. 2010. 138 с.
5. Т. А. Макаренко., А. В. Мордовская.,С. В. Панина. Основы профориентологии. Учебное пособие для бакалавров // М.: Юрайт. 2011. 235 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком
Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком Роль педагога в сопровождении ребенка, получающего коррекционную помощь, очень важна. От стиля его пов...
Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком
Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком Роль педагога в сопровождении ребенка, получающего коррекционную помощь, очень важна. От стиля его пов...
Руководство ППО, цели, задачи. автор Козуб Л.В.
Описание, целей задач решаемых в ППО, Председателем первоначальной профсоюзной организации Козуб Людмила Викторовна...
Основы диагностической деятельности психолога: виды, цели, задачи, основные принципы
В помощь педагогу-психологу...
Разработка урока ОБЖ 9 класс Тема: РСЧС: история создания; цели;задачи.
Урок позволяет познакомить учащихся с историей создания Международной системы гуманитарного реагирования при ЧС мирного и военного времени; дать специальные знания по работе с нормативными докум...
ПРЕДМЕТ МХК ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ,ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ.
Цели, задачи, принципы построения предмета МХК....
Урок по курсу "Крымоведения" в 7 классе на тему: "Предмет, цели и задачи курса, источники знаний. Географическое положение и величина территории."
Цель: сформулировать цель и определить задачи изучения курса «Крымоведения» в 7 классе; выделить источники знаний, необходимые для изучения курса; определить положительные и отрицательные ...