Предмет, цели, задачи профориентологии.
статья (7, 8, 9, 10 класс)

Альтгаузен Дмитрий Борисович.

Представлены основные взгляды касающиеся Профориентологии как науки: предмет, методы исследования, цели и сущность. Описаны задачи реализуемые профориентологией. Данный материал возможно использовать для формирования начальных компетенций школьников средних и старших классов, относительно построения профессионального самопределения личности и  дальнейшего жизненного сценария в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М И Н И С Т Е Р С Т В О   С П О Р Т А    Р О С С И Й С К О Й   Ф Е Д Е Р А Ц И И

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                        ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                                                 ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»

Направление подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

Профиль подготовки: Психология образование.

Факультет: Спортивного менеджмента, педагогики и психологии.

Кафедра: Психологии.

Дисциплина: Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся.

Курс 4, группа 15смз3.

Альтгаузен Дмитрий Борисович

Предмет, цели, задачи профориентологии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТОЛОГИИ....

4

1.1 Профориентология как научная дисциплина……………………………

4

1.2 Важность уточнения сущности аспектов профориентологии………….

4

  1. Предмет и методы исследования в профориентологии…………………

5

1.4 Цель профориентологии и её сущность………………………………….

5

1.5 Задачи профориентологии………………………………………………...

6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

8

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………

9

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к проблемам самоопределяющейся личности в последнее время возрастает. Если раньше данными вопросами традиционно сначала занимались богословы и философы, писатели, поэты и драматурги, то позже это стало предметом исследования педагогов и психологов.

Проблема профессионального, социального, жизненного и личностного самоопределения конкретизируется в таких направлениях, как психология личности, психология карьеры, профориентация, профконсультирование, профотбор (найм, рекрутинг), управление персоналом (коучинг), управление человеческими ресурсами и так далее.

Каждое из этих направлений опиралось на богатые общепсихологические подходы, затем в каждом из них стали появляться свои теоретические взгляды. Возникла необходимость интегрировать эти подходы и выработать общие теоретико-методологические основания для помощи самоопределяющейся личности и развития личности самого профконсультанта (коуча, рекрутера, менеджера по персоналу).

Профориентология является попыткой такой интеграции. Поэтому важнейшей особенностью профориентологии является ее теоретико-методологическая направленность, предполагающая осмысление и обобщение опыта практической помощи самоопределяющемуся человеку и опыта развития самой профориентации и профконсультирования.

ГЛАВА I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТОЛОГИИ

1.1 Профориентология как научная дисциплина

Профориентология — научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, психологии и педагогики, изучающая факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.

Основными разделами профориентологии как интегративной дисциплины являются методология профессионализации, профессиональное самоопределение, дифференцированное профессиографирование и профессиональная ориентация.

  1. Важность уточнения сущности аспектов профориентологии

Предмет деятельности - это то, что изучают и что пытаются видоизменить или улучшить. Соответственно, наука становится неэффективной, когда не понятно, с чем необходимо работать.

Часто неопределенность предмета и метода проявляется в том, что специалисты данного направления занимаются не своим делом, чтобы хоть как-то сымитировать активную деятельность, или им навязывается несвойственная работа, когда руководители сами не знают, чем занять таких специалистов. По мнению профессора Н. С. Пряжникова, в профориентологии предмет и метод пока еще не получили окончательных и общепринятых формулировок[1].

Профориентологию часто отождествляют с традиционной профориентацией и профессиональным самоопределением.

Тем не менее, существует немало работ по профориентологии, где делаются попытки определить ее специфику.

Авторами, предпринимающими попытку автономии профориентологии, являются: Вершинин. 2009; Зеер, Павлова, Садовникова, 2008; Мордовская, Панина, Макаренко, 2011 и так далее.

1.3 Предмет и методы исследования в профориентологии

Профориентология как самостоятельная отрасль науки характеризуется собственным предметом и методами исследования.

Ее предметом являются профессионально обусловленные явления, закономерности и механизмы взаимосвязи человека с миром профессий.

Профориентология как комплексная научная дисциплина использует методы: философии, социологии, психологии и педагогики[2].

Методологической основой профориентологии является синергетика, как область научного знания, исследующая общие закономерности самоорганизации, саморазвития и становления устойчивых структур в открытых системах. Синергетический подход согласуется с законами диалектики, категориями случайности, вероятности и неопределенности.

Основываясь на специфике предмета профориентологии, ученые проектируют и применяют методы педагогической и психологической диагностики, анализ продуктов деятельности, теоретическое моделирование и пр. для решения научно-практических задач.

К специфическим методикам относятся профессиональная психобиография, профессионально ориентированная графология, анализ биографических данных, описание критических ситуаций, профессиография[3].

  1.  Цель профориентологии и её сущность

Цель профориентологии - оказание становления психологической и педагогической помощи при выборе профессии, в процессе карьерного роста, а также актуализация профессионально-психологического потенциала личности. Учитывая, что Профориентология как наука, интегрирует в себе ряд направлений,  цели, достигаемые в профориентологии, можно рассматривать, с точки зрения профориентации в системе профориентологии[4].

Профориентация, в системе профориентологии, предполагает: оказание помощи людям в поиске своего места в мире профессий. Профориентация, помогает в определении и актуализации профессионально-психологического потенциала личности, формировании ценностного отношения к профессиональной деятельности, развитии таких метапрофессиональных качеств, как ответственность за свое профессиональное становление, готовность к любым видам труда, мотивация достижения успеха, способность проектирования траектории профессионального развития, обретения уверенности в своих профессиональных возможностях и другие[3, с.15-16].

Итак, центральным компонентом профориентации является профессиональное консультирование - метод психологической помощи людям в решении проблем профессионального становления: профессионального самоопределения, профпригодности, профессиональной адаптации, реализации профессионально-психологического потенциала, профессионального роста, карьеры, профессиональной реабилитации. Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшие проблемы.

  1.  Задачи профориентологии

К важнейшим задачам профориентологии относятся:

1. Формирование профессиоведческой компетентности: ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой профессий, типовыми сценариями профессиональной биографии.

2. Развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста и другое.

3. Обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии[5].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Динамика социальных, экономических  и  политических  изменений  в  российском  обществе обостряет    необходимость  своевременного  самостоятельного  и,  что немаловажно, правильного выбора человеком профессионального пути.

Процесс профессионального самоопределения достаточно сложен, его протекание зависит от  различных объективных и субъективных факторов становления индивида. В связи  с  этим  человеку  требуется  специалист,  в достаточной мере владеющий основами профориентологии.

Профориентология это наука,  основой которой  являются  знания  из  философии,  психологии  и  педагогики, позволяющие выявить факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности.

                   Главными вопросами развития данной науки являются:

  1. Профессиографические  основы  классификации  мира  профессий и тенденции развития современного мира профессий.
  2. Психологические и педагогические основы профессионального самоопределения  личности,  изучение  ее  профессиональной  направленности.
  3. Стратегии, формы и методы психолого-педагогического сопровождения  профессионального  самоопределения  личности  на  разных возрастных этапах ее развития.
  4. Ценностно-нравственные основы выбора профессии учащимися; сущность и содержание профессионального образования, профессионального становления и профессионального развития личности
  5. Основные  направления  профориентационной  и  профконсультационной  деятельности  социальных  служб  занятости  населения  по трудоустройству и профессиональной переориентации безработных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Н. С. Пряжников. Профориентология. Учебник и практикум // М.: Юрайт. 2016. 405 с.

2. С. И. Вершинин., М. С. Савина., Л. Ш. Махмудов., М. В. Борисова. Основы профориентологии // М.: Академия. 2009. 176 с.

3. Э. Ф. Зеер., А. М. Павлова., Н.О. Садовникова // Основы профориентологии. М.: Высшая школа. 2005. 159 с.

4. Е. Ю.  Сизганова. Основы профориентологии. Учебно-метод. пособие // Орск.: ОГТИ. 2010. 138 с.

5. Т. А. Макаренко., А. В. Мордовская.,С. В. Панина. Основы профориентологии. Учебное пособие для бакалавров // М.: Юрайт. 2011. 235 с.

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком

Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком Роль педагога в сопровождении ребенка, получающего коррекционную помощь, очень важна. От стиля его пов...

Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком

Цели, задачи и формы взаимодействия педагога и психолога при работе с агрессивным ребенком Роль педагога в сопровождении ребенка, получающего коррекционную помощь, очень важна. От стиля его пов...

Руководство ППО, цели, задачи. автор Козуб Л.В.

Описание, целей задач решаемых в ППО, Председателем первоначальной профсоюзной организации Козуб Людмила Викторовна...

Разработка урока ОБЖ 9 класс Тема: РСЧС: история создания; цели;задачи.

Урок позволяет познакомить учащихся с историей создания Международной системы гуманитарного реагирования при ЧС мирного и военного времени; дать специальные знания по работе с нормативными докум...

ПРЕДМЕТ МХК ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ,ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ.

Цели, задачи, принципы построения предмета МХК....

Урок по курсу "Крымоведения" в 7 классе на тему: "Предмет, цели и задачи курса, источники знаний. Географическое положение и величина территории."

Цель: сформулировать цель и определить задачи изучения курса «Крымоведения» в 7 классе; выделить источники знаний, необходимые для изучения курса; определить положительные и отрицательные ...