Урок по курсу "Крымоведения" в 7 классе на тему: "Предмет, цели и задачи курса, источники знаний. Географическое положение и величина территории."
план-конспект урока по краеведению (7 класс) на тему

Киреева Татьяна Игоревна

Цель: сформулировать цель и определить задачи изучения курса «Крымоведения» в 7 классе; выделить источники знаний, необходимые для изучения курса; определить положительные и отрицательные черты географического положения Крыма; обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи; узнать о величине территории полуострова; понимать важность изучения родного края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мозаика крымских регионов25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 03.09.2018

Тема урока №1: Предмет, цели и задачи курса, источники знаний. Географическое положение и величина территории.

Цель: сформулировать цель и определить задачи изучения курса «Крымоведения» в 7 классе; выделить источники знаний, необходимые для изучения курса; определить положительные и отрицательные черты географического положения Крыма; обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи; узнать о величине территории полуострова; понимать важность изучения родного края.

Предметные результаты: 

иметь представление о том, что изучает предмет «Крымоведение»;

понимать, что является объектом и предметом изучения «Крымоведения»;

осознавать необходимость изучения родного края;

определять источники краеведческой информации, уметь приводить примеры источников;

называть положительные и отрицательные черты географического положения Крыма и характеризировать его с помощью карт;

называть и показывать крайние точки полуострова;

знать площадь территории полуострова, протяженность с севера на юг и с запада на восток;

Метапредметные результаты:

принимать и сохранять цели урока;

использовать знаково-символические средства (схема);

понимать достоинства источников информации, представленных в графическом виде;

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

формулировать выводы из изученного материала;

уметь отстаивать свою точку зрения, выдвигать доказательства;

осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке;

анализировать и обобщать, делать выводы.

Личностные результаты:

осознавать уникальность природного многообразия Крыма и его ценность как нашего общего достояния;

проявлять любознательность и наблюдательность в изучении родного края;

понимать важность изучения родного края;

прививать любовь и гордость за свою малую Родину;

способствовать моральному и патриотическому воспитанию детей.

Ход урока

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Формулировка понятия.

- Вспомните, что мы изучали на уроках Крымоведения в 5 и 6 классах?

- Что же это за предмет, давайте вместе сформулируем понятие:

Крымоведение – страноведческая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением Крымского полуострова – его природы, населения, культуры, истории и хозяйства.

Обсуждение.

Курс «Крымоведения» в 5 классе называют «Вводный» мы получили знания о природе полуострова Крым. В 6 классе носит название «Историко-культурный обзор Крыма», мы изучали историю и культуру населения. В 7 классе - «Мозаика крымских регионов».

- О чем говорит это название? (изучать регионы)

Объектом изучения «Крымоведения» в 7 классе являются административные районы, которые объединяют в более крупные регионы.

- Как вы думаете зачем и по какому принципу их объединяют? (по определенным схожим чертам – в историческом развитии, природных ресурсах, хозяйственной деятельности)

Цель – сформировать целостной образ Крыма через комплексное изучение отдельных его регионов, определение их места и роли в Республике Крым.

Каждый житель полуострова должен представлять в какой части Крыма он живет, чем его регион отличается от других. Какие особенности хозяйственной деятельности, ресурсов, характерны именно для его региона.

- Что поможет нам расширить свои знания об истории и природных особенностях Республики Крым? (источники информации)

Для того, чтобы учить «Крымоведение» нужно уметь найти источники информации о вашем крае.

Беседа в форме открытых ответов. (учитель начинает, учащиеся заканчивают фразу)

  • Источником информации могут быть…… птицы, домашние животные, газета, журнал, сеть Интернет, растения.
  • Печатными источниками информации могут быть…… книги, журналы, газеты.
  • Природные объекты, как источники информации могут быть…… памятники, заповедники.
  • Информация об историческом событии, мы можем получить в…… архиве, музее, библиотеке.
  • Узнать где находятся различные достопримечательности или другие интересные объекты мы можем с помощью …… карт, буклетов, путеводителей.
  • Самые «древние» источники информации, что рассказывают о событиях, это…… былины, сказки, легенды, песни.

Вывод и самостоятельная запись информации в тетрадь.

-  При изучении курса Крымоведения мы будем использовать печатные, статистические, картографические, архивные, устные источники краеведческой информации.

Запишите услышанную информацию в тетрадь.

Обсуждение.

- Подумайте, почему краеведческие музеи имеют самые большие коллекции экспонатов?

Работа по плану. Перейдем к следующему этапу нашего урока.

С помощью характерного плана для характеристики географического положения описать положения полуострова Крым.

План.

  1. Положение полуострова по отношению к экватору, тропикам (полярным кругам), нулевому меридиану.
  2. Крайние точки, протяженность с севера на юг и с запада на восток.
  3. Климатические пояса.
  4. Океаны и моря, омывающие полуостров.
  5. Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Крым расположен на широте южной Франции и северной Италии. С запада и юга Крым омывают воды Черного моря, с востока и северо-востока – Керченского пролива и Азовского моря. На севере Крымский полуостров соединяется с материком узким Перекопским перешейком. Максимальная протяженность Крыма с севера на юг – 205 км, с запада на восток – 325 км. Крайняя северная точка расположена на побережье о. Сиваш, у села Перекоп. Крайняя южная – мыс Сарыч. На западе – мыс Прибойный (Кара-Мрун), на востоке – мыс Фонарь. Общая протяженность границ Крыма более – 2500 км. Площадь – 26 тыс. км².  

Самостоятельная работа с картами. С помощью карт определите:

  • Какое положение занимает полуостров на территории государства: центральное, окраинное.
  • В какой части Европейской или Азиатской он находится.
  • С какими другими экономическими районами граничит.
  • Граничит ли с другими государствами, какими, через какие субъекты федерации.
  • Транспортное положение субъекта.
  • Особенности железнодорожной и шоссейной сети.
  • Каковы условия для водного транспорта, назовите крупные порты.
  • Какие нефте- и газопроводы проходят через территорию.
  • Как развит авиационный транспорт.

Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного. Сообщение домашнего задания.

Заполнение таблицы.

Подумайте и запишите в два столбика положительные и отрицательные черты ГП полуострова Крым.

Положительные записываем на уроке. Отрицательные формируют самостоятельно дома.

Подведение итогов урока. Рефлексия. Анализ достижений учащихся

Итогом урока будет размышление учеников о том, для чего необходимы знания о своем родном крае?

  • - развивает патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране, уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям
  • - дает информацию о своем населенном пункте и родном крае;
  • - помогает адаптироваться к взрослой жизни (в плане выбора профессии например)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок во 2 классе по теме "Предметы.Животные.Цвета"

Данный материал представляет план урока во 2 классе. Надеюсь материал будет интересен тем, кто интересуется преподаванием в младшей школе и использованием современных технологий в процессе обучения ан...

Цели и задачи курса профориентации.

урок в 9 классе по профориентации...

Разработка урока для 8 класса по теме: "Предмет химия"

Разработка первого урока  по химии в 8 классе....

Программа курса по выбору "Географическое положение России"

В существующих учебных программах географическому положению территории уделяется достаточно большое внимание. Казалось бы, ничего нового, интересного эта тема не дает школьникам. Но традиционный взгля...

Конспект урока по предмету: Технология, 7 класс по теме: «Предметы искусства и коллекции в интерьере»

Цели и задачи урока:Актуализация знаний о предметах искусства и коллекциях.Формирование знаний об оформлении и размещении картин, коллекций.Создание условий для развития эстетического вкуса.Воспитание...